Дыхательная гимнастика как важный этап в коррекционной работе с детьми с нарушение речи.
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Картотека игр и упражнений для коррекции речевого дыхания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика как важный этап в коррекционной работе с детьми с нарушение речи.
Воспитатель: Шаблевских О.Ю.
Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. К органам дыхания относятся:
- грудная клетка;
- лёгкие;
- дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи).
Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объём грудной клетки, что способствует наполнению лёгких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает лёгкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении. Различают два вида дыхания:
- физиологическое (неречевое);
- речевое (фонационное).
Речевое ( фонационное) дыхание- основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.
Различают три типа дыхания:
- ключичное;
-верхнереберное;
- диафрагмальное.
Установлено, удобным для речи является диафрагмальное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть лёгких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.
В норме дыхательная функция у детей формируется спонтанно. Речевое дыхание развивается по мере становления речевой функции и окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту.
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности:
- дыхание поверхностное, верхнереберного типа;
- ритм дыхания неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;
- объём лёгких существенно ниже возрастной нормы.
Соответственно, и речевое дыхание у таких детей развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечаются:
- задержка дыхания;
- судорожное сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки;
- дополнительные вдохи.
Дошкольник не равномерно распределяет запас воздуха, что приводит к шепотной речи, к не логической паузе (мы с мамой пой -вдох- дём гулять) , к торопливому произнесению фраз (в "захлёб»). Дыхание становится шумным и напряжённым. Речь сопровождается сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры.
Таким образом, дошкольникам с речевой патологией, прежде всего, необходимо развивать диафрагмальный тип дыхания. Что является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики.
- Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в помещении имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
- Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
- Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
- Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
- Поскольку при возникновении сильных эмоциональных вспышек контроль над дыханием может утрачиваться. Поэтому большое внимание уделять созданию положительного эмоционального настроя, спокойной и доброжелательной обстановки.
- Количество и темп выполнения упражнений определяются в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка. Рекомендуемая длительность каждого упражнения 4-5 минут. Каждое упражнение отрабатывается в течение одной недели ежедневно. Примерная продолжительность этапа – четыре недели.
- При переутомлении ребёнка, выражающимся в проявлении зевоты, вызванной кислородной недостаточностью, выполнение дыхательных упражнений прекращаются.
Этапы работы по формированию диафрагмального дыхания.
1 этап.
Цель: Развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота.
Упражнения выполняются вначале в положении лежа (на спине с вытянутыми вдоль тела руками), затем сидя, стоя.
Примерные упражнения:
- Лежа на спине, ноги вытянуты, руки по швам. Ребенку на живот кладут игрушку, а ребенок должен следить за тем как поднимается игрушка.
- Выполнить предыдущее упражнение. Вместо игрушки кладется ладонь ребенка.
- Сидя на стуле, следить за осанкой. Ребенок кладет ладонь на живот, старается почувствовать, как поднимается и опускается живот.
- Выполнить предыдущее упражнение в положении стоя (можно выполнять перед зеркалом).
2 этап.
Цель: Дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха.
На данном этапе умение осуществлять легкий, короткий речевой вдох и длительный, плавный речевой выдох. Эти упражнения тренируют также ритм речевого дыхания, с кратковременной обязательной паузой после выдоха. Например:
- Вдох ртом, выдох ртом;
- Вдох ртом, выдох носом;
- Вдох носом, выдох носом;
- Вдох носом, выдох ртом.
3 этап.
Цель: Развитие произвольного диафрагмального типа физиологического дыхания, выработка правильного соотношения вдоха и выдоха.
В процессе выполнения упражнений дети учатся совершать бесшумный вдох через рот и нос, а выдох через рот. Для этого используется как статические, так и динамические дыхательные упражнения. Статические упражнения способствуют выработке диафрагмального типа дыхания, координации правильного соотношения вдоха и выдоха, формированию сознательного произвольного управление дыханием. Динамические упражнения облегчают процесс овладения навыком координированного дыхания и оказывают косвенное воздействие на фонационную мускулатуру.
Примерные статические упражнения:
- Лёжа на спине, положить ладонь одной руки на грудь, другой – на область диафрагмы, выполнить глубокий выдох, затем плавный медленный вдох носом, добиваясь, чтобы передняя стенка живота выпятилась вперёд. Грудная клетка остаётся в прежнем положении. Плавный полный вдох через рот, при этом живот опускается.
- Лёжа на спине, сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперёд, затем вверх и развести в стороны. В результате грудная клетка приподнимается и расширяется в нижнем и среднем отделах, происходит полный вдох. Затем, положив ладони на переднебоковые нижние кроя грудной клетки, сделать выдох, удерживая нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии.
- Лёжа на спине, сделать медленный, плавный вдох, добиваясь ощущения раздувшегося «шара» в животе. Затем – медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается по направлению к спине.
- Выполнив спокойный вдох, сделать плавный выдох через рот, изменяя величину раствора губ, регулируя интенсивность выдоха. Следить за правильной осанкой и свободным состоянием мышц плечевого пояса.
- Выполнить упражнение №4 с мысленным счётом, распределив длину выдоха на 8 – 10 – 12 секунд.
- Туловище расслаблено. Лёжа на спине, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. Затем сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки. Задержать дыхание на 3-4 секунды. Сквозь губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
- Лёжа спокойно, выдохнуть через нос, втягивая живот и грудную клетку. Выполнить медленный плавный вдох, заполняя полностью лёгкие. Затем задержать дыхание, напрягая все мышцы и повторяя мысленно «я сильный», спокойно выдохнуть через нос с расслаблением мышц.
Примерные динамические упражнения:
Все упражнения выполняются стоя.
- Развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх. Прогнувшись назад, сделать глубокий вдох через нос. Затем сдавить грудную клетку ладонями в верхнем и нижнем отделах, одновременно опустить голову вниз, выполнить плавный длительный выдох через рот.
- Выполнить упражнение №1 произнося на выдохе «пф».
- Разводя руки в стороны и прогибаясь назад, сделать вдох носом. Затем наклониться вперёд к пальцам ног, выполнить медленный выдох через рот, произнося «ф-ф-ф-у-у-у».
- Выполнить вдох носом, наклонить корпус тела вперёд и правой рукой достать пальцы левой ноги, произнося на выдохе «ха-хо-ху». Повторить упражнение на противоположной стороне тела, произнося «фа-фо-фу».
- Поворачивать голову вправо-влево, выполняя одновременно с каждым поворотом вдох носом. Затем медленно и плавно выдохнуть через рот, произнося «пффф».
- Выполнить предыдущее упражнение, осуществляя движение вперёд – назад.
- Ноги на ширине плеч, вдохнуть, запрокинув голову назад. На выдохе произнести, удерживая ровное звучание «мА-мо-мэ».
- Ноги на ширине плеч, наклонить голову вперёд и вниз, на выдохе произнести «на-но-нэ».
4 этап.
Цель: Увеличение длительности речевого дыхания.
Для отработки продолжительности речевого выдоха дети выполняют упражнения с постепенным удлинением речевых отрезков, произносимых на одном выдохе. Важным условием является соблюдение умеренного темпа речи, проговаривание слов в полном объёме, не допуская дрожания голоса, снижения его силы до шепота.
5 этап.
Цель: Формирование умения пользоваться «добором» воздуха в паузах.
Умение осуществить добор воздуха вырабатывается при произнесении коротких стихотворений, потешек, разграниченных по смыслу на речевые отрезки длинной в 3-4 слова.
Примерный перспективный тематический план
работы в подготовительной логопедической группе
месяц | неделя | Лексическая тема | Дыхательные упражнения |
сентябрь | Обследование детей | ||
октябрь | 1 | Музыка. Музыкальные инструменты. | «Дудочка» |
2 | Осень. Признаки осени. | «Листочки» | |
3 | Огород. Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах. | «Горох», «Фасолевые гонки», «Перекати поле» | |
4 | Сад. Фрукты. Труд взрослых в садах. | «Кто спрятался», «Прожорливые фрукты» | |
5 | Перелётные птицы. | «Лети пёрышко» | |
ноябрь | 1 | Лес. Деревья, кустарники. Ягоды, грибы. | «Деревья» |
2 | Посуда: классификация, материал изготовления | «Горячий чай» | |
3 | Одежда, обувь, головные уборы и материалы, из которых они сделаны. | «Что спрятано» | |
4 | Дикие животные и их детёныши.. | «Чей детёныш» | |
декабрь | 1 | Зима. Признаки зимы. | «Снежинки», «Снегопад», «Снег и ветер» |
2 | Хлеб проект «Добрый хлеб- кормилиц наш!» | «Колобок» | |
3 | Животные Севера. | «Зоопарк» | |
4 | Новогодние праздники. Зимние забавы. | «Кто спрятался» | |
январь | 2 | Рождество. Русские народные праздники. | «Задуй свечи»» |
3 | Санкт-Петербург. Музеи. Искусство. | «Бумажные флажки» | |
4 | Транспорт. Виды транспорта. | «Насос», «Шина», «Кораблики», Самолётики» | |
февраль | 1 | Профессии на транспорте. | «Кто спрятался» |
2 | Правила дорожного движения. | «Кто спрятался» | |
3 | Российская Армия. Защитники Отечества. | «Снайпер», «Переправа» | |
4 | Стройка. Профессии на стройке. Инструменты. | «Топор» | |
март | 1 | Мамин праздник. Семья. | «Подарок для мамы », «Цветочный магазин» |
2 | Весна. Признаки весны. | «Капельки», «Ветерок», «Солнышко и тучки», «Раздуй сугроб», «Ледоход» | |
3 | Ателье. Профессии в ателье. Инструменты. | «Резиночка», «Ниточка» | |
4 | Дом. Мебель. | «Что спрятано» | |
апрель | 1 | Сказки Г.Х.Андерсена | «Каша» |
2 | Космос. | «Ракета» | |
3 | Труд людей весной. | «Кто спрятался» | |
4 | Насекомые. | «Бабочки», «Осы», «Пчёлы» | |
5 | Животные жарких стран. | «Зоопарк», «Бегемотик», «Черепашки», «Обезьянки» | |
май | 1 | 9 Мая-День Победы | «Салют из мыльных пузырей» |
2 | Море. Морские обитатели. | «Кораблики», «Достань жемчужину», «Щука» | |
3 | Школа. Школьные принадлежности. | «Подарок для малышей» | |
4 | Лето. Признаки лета. | «Одуваньчик», «Бабочки», «Осы», «Пчёлы» |
Приложение
Игры и упражнения направленные на формирование диафрагмального дыхания.
вдох и выдох производится через нос.
“Бегемотик".
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Стихотворный текст, произносит логопед, а дети выполняют нужные действия
"Качели”
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
“Надуй шарик”
Встать, прямо не напрягаясь. Для контроля, за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота, левую для контроля за движением ребер – положить сбоку, чуть выше талии. Сделать глубокий вдох через нос. Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара. Расслабить брюшной пресс.
(Повторить 3-5 раз)
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем;
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
“Ракета”
Встать, прямо не напрягаясь. Руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав, друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Выдохнуть, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.
“Достань жемчужину”
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
“Часики”
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки за голову. Медленно наклониться вправо – вдох (живот втянуть). Вернуться в исходное положение - полный выдох (живот расслабить).
Тик – так, тик – так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо.
“Щука”
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох – легко надавливать на ребра, в конце вдоха – руки в стороны, выдох – надавливать руками на ребра
Щука в омуте жила,
Воду щеткою мела.
Щи готовила гостям,
Угощение лещам.
«Цветочный магазин»
Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.
Игры и упражнения направленные на дифференциацию носового и ротового дыхания.
“Листочки”
Как подул холодный ветер —
В воздухе осеннем полетели,
закружились осенние листочки.
Дети берут листочки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением листочков.
“Капельки”, “Снежинки”
Дети берут “тучки” с капельками (снежинками) на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением капелек, снежинок.
“Ветерок” (с вертушками)
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на вертушку, стараясь, чтобы она завертелась как можно сильнее
“Бумажные флажки”
Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).
“Солнышко и тучки”
Небо хмурится с утра,
Надо солнышку помочь.
Ветерком стану я,
Уходите, тучи, прочь.
На дне коробки приклеить солнце. Закрытье го тучами из ваты. Дети разгоняют, раздувают тучи.
“Разгони ветерок”
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на указательный пальчик, “разгонять пальчиком ветерок”.2.7 “Подуй на пальцы”
Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.
“Снегопад”
Снежинок много я собрал,
Ветерком легким стал.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.
Игрок поднимается на табурет и сдувает снежинки (листья) на детей.
“Снег и ветер”
Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики --“снег”-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на “снег”, как холодный зимний ветер. При этом “комья снега” должны медленно передвигаться к противоположному краю стола
“Снежинки”
Как подул Дед Мороз —
В воздухе морозном полетели,
закружились ледяные звезды.
Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.
“Берлога”
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег.
А в берлоге спит медведь.
Хотите, дети, посмотреть?
Дети раздувают “снег” из ваты и получают представление о зимовке медведя.
“Раздуй сугроб”
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег.
А под снегом спит подснежник.
Хотите, дети, посмотреть?
Дети раздувают “снег” из ваты .
“Горячий чай”
Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края широкого языка подняты. Подуть на “чай”. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, воздушная струя узкая, не рассеянная.
“Задуй свечи”
Свечи я задуть хочу,
Всех сейчас я научу.
Полной грудью вдохну,
Свечи все я потушу.
Свечи – крышки от фломастеров, расставить и “зажечь”. Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает.
“Фокус”, “Парашют”
Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть е2.16 “Паровозик свистит”
Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.ё с носа
“Дудочка”, “Язычки”, “Свистульки”
Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них. 2.18 “Пузырьки”
Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго
“Горох”
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я
И скажу, что там, друзья
На дно неглубокой коробки приклеить картинку, насыпать горох. Задача ребенка раздуть горох с середины и увидеть картинку.
“Кто спрятался?”
На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку
“Деревья”
Упражнение аналогично упражнению “Кто спрятался?” Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.
“Петушок за забором”
На картинку петушка наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что петушок находится под тоненькими полосками гофрированной бумаги “за забором”. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно петушка
“Загнать мяч в ворота”
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
“Футбол”
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и забить гол в ворота (ватку на противоположный край стола).
“Прожорливые фрукты”
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в “рот прожорливым фруктам”. Задуть шарик нужно на одном выдохе. Следить, чтобы щеки не надувались, для этого слегка прижать их пальцами.
“Мяч”
Будем вчетвером играть,
Мяч по полю мы гонять.
У кого мячик упал,
Тот выходит, проиграл.
Вокруг круглого столика встают дети, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У какого игрока мяч упал, тот выходит из игры
“Колобок”
Колобок – колобок
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.
В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями (волк, заяц, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) п2.28 “Фасолевые гонки”
Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов -“фасолинок”, а начинают они бег при помощи “ветра” из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего “бегуна” до финиша рокатиться по тропинке
“Паровоз” (с трубочками)
Рельсы – рельсы,
Шпалы – шпалы,
Ехал поезд запоздалый.
Вдруг опасность на пути,
Стоп! Нельзя дальше идти.
Преграду убери,
Долгий путь определи.
На пути поезда сделать затор из бревен (карандашей). Задача детей – освободить дорогу, раздуть преграду
“Кораблики” (с трубочками)
Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней, бумажные “кораблики”, которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на “кораблик”, подгоняя его другому “берегу”.
“Перекати поле” (с трубочками)
По полю, всем на удивление,
Катится растение.
Ветер громко завывает,
В догонялки с ним играет.
Из травы сделать подобие растения “перекати – поле”. Задача ребенка – перекатить его через поле.
“Самолетики”
Самолет построил я,
Поиграть зову вас я.
Чей, дальше, улетит,
Тот пилот и победит.
Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолет. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.
“Лодочки”
Берег – левый,
Берег – правый
Лодка – это переправа.
Груз любой мы переправим.
Куда надо все доставим.
В емкости с водой сделать два берега. Два игрока переправляют на лодке груз с одного берега на другой.
“Ледоход”
У меня корабль сильный.
У него характер львиный.
Льдины смело раздвигает
И везде он проплывает.
В емкость с водой поместить “льдины” (из пенопласта). Корабль должен проплыть, направляя их к противоположному берегу.
“Акробат”
В цирк сейчас я поиграю.
Представленье начинаю.
Акробатом смелым стану – проползу и не устану.
На натянутой веревке (леске) повесить бумажного акробата. Дети помогают ему перебраться на другую сторон2.36 “Черепашки”
Черепашки
Черепашки – малыши
Еще очень слабы.
Нужно очень постараться
Помочь до воды добраться.
Рядом со столом, где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха), поставить емкость с водой. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в “море”, тот победитель.
«Подарок для мамы»
Надуть резиновый шарик
«Подарок для малышей»
Надуть мыльные пузыри.
“Цветные ленточки”
Ленту цветную я раскручу,
Длинную дорожку вам покажу.
Мы посмотрим, кто быстрей:
Хлопай, топай веселей.
Два игрока по команде начинают дуть на ленточку, скрученную в трубочку. Задача – раскрутить трубочку
“Бабочки”
Бабочка – красавица
На ладошку села.
Ветерок подул
– Она и полетела.
Летела – летела
И на цветочек села.
Задача ребенка - сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок
«Топор»
Ребенок ставит ноги на ширину плеч, руки опущены вниз, а пальцы рук сцеплены в «замок». Быстро поднять руки и быстро вдохнуть, затем наклоняться вперед и, медленно выдыхая, произнести: «Ух!»
«Шина»
Развести руки перед собой. На выдохе медленно произнести «Ш-ш» скрещивая руки перед собой. Занимая исходное положение непроизвольный вдох.
«Ворона»
Предлагаем ребенку быстро поднять руки через стороны вверх и сделать быстрый вдох. Медленно опуская руки, плавно выдыхаем и произносим «кар». Можно использовать любые звукоподражания
«Гуси»
Руки на поясе, медленно наклон туловища вперёд, не наклоняя головы произнести «га»
“Охотник идет по болотам”
(распределение воздушной струи по бокам для звука Л).
Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.
“Спрячь язычок” (Для звука [ц])
Набрать воздух через нос, просунуть кончик языка между зубами и разжав зубы с силой отдернуть кончик языка внутрь, не слишком далеко, одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межзубный твердый [Т]
“ Фырканье” (Для звуков [р])
Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался
“Дует холодный ветерок”, “Подуй через трубочку” (Для звуков [c], [з], [ш], [ж], [ч], [щ])
Набрать воздух через нос, высунуть язык, положить на нижнюю губу. Вдоль языка, на его середину положить спичку и надавить до образования канавки (усложнение: губы в улыбке, язык свернуть трубочкой). Губы округлить, но не напрягать, зубы разомкнуть, и с силой выдувать воздух.
«Снайпер»
Дуть двоим с противоположных сторон на натянутый между ними легкий предмет.
«Кораблик»
Для этого упражнения применяют тазик с водой и бумажный кораблик. Ребёнку предлагается стать капитаном корабля и «переплыть» на противоположный берег. Следить, чтобы щеки при этом не раздувались.
«Зоопарк».
Для этого упражнения применяют тазик с водой. На краях тазика укрепляют «домики». На противоположной стороне бумаги «животных». Все животные разбежались. Ребёнку предлагается помочь . Он делает длительный плавный вдох, стараясь «завести» животное в домик. Следить, чтобы щеки при этом не раздувались.
«Дудочка».
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
«Одуванчик»
Сдувание тычинок одуванчика. Следить, чтобы щеки при этом не раздувались.
"Лети, перышко!".
Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.
Игры и упражнения направленные на развитие фонационного выдоха
«Резиночка», «Ниточка»
Руки вытянуть вперед .Медленно развести руки в стороны и одновременное пропевание гласной «а-а-а-а». Постепенно увеличивая сочетание звуков (а,о,у,и)
“Укачаем куклу”, “Покажем горлышко доктору”
Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “А – А – А – А – А”
“Поезд”, “Вьюга”, “Воет волк”
Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “У –У –У – У- У”
“Гудит пароход”, “Медведь ревет”
Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести:
“Ы –Ы –Ы – Ы- Ы”
“Удивление”, “Стонет больной”
Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “О –О –О – О- О”
“Ослик”, “Тянем ниточку”
Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “И –И –И – И- И”
“Девочка огорчилась”
Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “Э –Э –Э – Э- Э”
“Обезьянки”
Проводится перед зеркалом. Логопед говорит детям: “Представьте, что на вас смотрит обезьянка. И все за вами повторяет”. Можно мимикой изобразить радость, удивление, обиду и произносить на выдохе гласные звуки: О – удивились, У – обиделись, Э – расстроились, А – обрадовались.
“Лесная азбука”
К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:
"У-У-У" – воет волк; "А-У-У" - путник заблудился;
"Ы-Ы-Ы" – ревет медведь и т.д.
“Большой – маленький”
Детям показываются парные предметные картинки “большой – маленький” Объясняется, что большой воздушный шар спускает воздух со звуком ФФФФ…., а маленький со звуком ФЬФЬФЬ….., и предлагается воспроизвести звуки поочередно на выдохе. Парные картинки смотрите в папке “Картинки для выработки длительного выдоха с помощью произнесения отдельных звуков”
“Мычалка”.
Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.
Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".
“Ветер”
Дует легкий ветерок — ф-ф-ф...
И качает так листок — ф-ф-ф... Выдох спокойный, ненапряженный. Дует сильный ветерок — ф-ф-ф... И качает так листок — ф-ф-ф...
Активный выдох.
“Аромат цветов”
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание, и продолжительно выдыхают, произнося “А-ах!”.
“Зайчонок принюхивается”
Сделав активный вдох, на выдохе отрывисто произнося! звуки “х”, “ш”, “с”, энергично работая мышцами живота. Во время упраж3.14 “Ветер и листья”
После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук “ф”. Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук “п”, делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз (“листья опадают”).нения руки кладут ладонями на живот.
“Осы”
Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: “З-з-з...”
“Пчела”
Пчелка, гуди,
В поле лети.
С поля лети —
Медок неси.
Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук “ж”. В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: “Ам!”
“Ветерок”
Дети после спокойного вдоха продолжительно произносят на выдохе: “Ф-ф-ф...”
Помоги мне, ветерок,
Паруса надуй, дружок,
Пусть плывет кораблик мой
К папе с мамочкой домой.
“Ежик”
После активного вдоха через нос дети на выдохе произносят
“пых-пых...”, энергично работая мышцами живота.
“Корова”
Дети указательные пальцы приставляют к голове (“рога”),
делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут “му-у...”, стараясь, чтобы звук был ровным.
“Дятел”
Дети на выдохе произносят как можно дольше “д-д-д...”, ударяя кулачком о кулачек.
“Греем руки”
Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если “ветерок” холодный, “зимний”, значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] “ветерок” тёплый, “летний”, ладошки греются.
“Каша”
Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
(“Продукты” поочередно входят в круг - "горшочек").
Каша варится.
(Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").
Огонь прибавляют.
(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).
Раз, два, три,
Горшочек, не вари!
Игры и упражнения направленные на развитие речевого дыхания
“Изобрази животное”.
Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:
Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек
И разных там зверюшек,
Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу, твержу:
Кар-кар, гав-гав, жу-жу,
Бе-бе, ме-ме, ква-ква и т.д.
“Эхо”
Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо.
Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: "А", "АУ", "МАМА", "КУБИКИ".
“Эхо”.
Заблудились мы в лесу, закричали мы “Ау!”. “Разговор игрушек”. Произнесение слоговых сочетаний: па – по – пы – пу, пу – ба – по – бо. “Разговор инопланетян”: вы – ву – вы – ву , ва – фа – ва – фа. “Кто как голос подает”. Кукушка: “Ку – ку, ку – ку” Лошадка: Иго – го - о – о. Кошка: “Мяуууу”. Собака: “Гавввв, Афффф”, Курочка: “Ко – ко – ко – ко”. Петух: “Ку-ка-ре-ку”
“Позовем голубей”
(гули – гули – гули). Несли тяжелую вещь, поставили на место: “Ух! Ух! Ух!” “Дровосеки”
Игры и упражнения направленные на тренировку речевого дыхания в процессе произнесения фразы
“Произнеси на одном выдохе”
Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания и произнесение от 2 до 4 слов на одном выдохе, например, счет (один, два, три, четыре), дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг), предметы, относящиеся к определенной родовой группе (шапка, шуба, шорты, куртка).
“Произнеси чистоговорку”
Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки из 3 – 4 слов на выдохе, например, “Лола мыла куклу Милу”
“Произнеси чистоговорку”
Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки с дополнительным вдохом: “Мама Милу мылом мыла (вдох), Мила мыла не любила”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Театрализованное деятельность как одно из средств повышения коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения речи"
Видиоролик который раскрывает важностьзанятий детей в художественноречевой студии "Речецветик" из опыта моей работы...
Гимнастика для глаз - многофункциональный метод коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.
В статье представлен практический материал - тексты и комплексы гимнастик, а так же рекомендации: какие упражнения и с какой целью нужно включать в комплексы гимнастики для глаз.Статья будет интересна...
Гимнастика для глаз - многофункциональный метод коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.
гимнастики для глазВ настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества людей, страдающих нарушениями зрения. Всё чаще аномалии зрения встречаются у детей. У части из них данные нарушения –...
План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи
Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....
Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"
Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическ...
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....
Дыхательная гимнастика, как важная составляющая в коррекционной работе с детьми ТНР
Дыхательная гимнастика...