Нетрадиционные методы детей с ограниченными возможностями
статья по коррекционной педагогике на тему

Джалимова Зульфия Анваровна

Тема:   НЕТРАДИЦИОННЫЕ    МЕТОДЫ ДЕТЕЙ С   ОГРАНИЧЕННЫМИ   ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

         Детей с нарушением в развитии с каждым годом становится все больше.  Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей, ряд нерешенных социально-экологических и медицинских проблем. И год от года число таких детей  возрастает. И важным становится адаптация ребенка к жизни в обществе, развитие у него навыков общения.       Семья, в которой появился больной ребенок, зачастую нестабильна, угнетена, нередко чувствует отрицательное отношение к себе со стороны окружающих, тогда как только семья может помочь ребенку развить имеющиеся у него навыки, восстановить утраченные способности для приобретения  экономической независимости, дать веру в будущее и вернуть его в общество.

         Отгораживание ребенка с ограниченными возможностями от здоровых детей сужает круг его общения, ослабляет социальную адаптацию и интеграцию, затрудняет возможность раскрыть свои творческие  способности , увидеть окружающий мир собственными глазами.

          Доброжелательное и компетентное сопровождение педагогом детей с ограниченными возможностями, демонстрирующими гармонические взаимоотношения с собой и миром, является основным условием формирования развитой и творческой личности, способной на равных участвовать в жизни общества.

         Данная категория детей особенно нуждается в специальном, дополнительном образовании и социальном воспитании, интеграции в общество.

         Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Однако возможности реализации творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями неодинаковы, все зависит от степени его заболевания. Именно в процессе взаимодействия ребенка с педагогом происходит стремление активно пробовать, изобретать. Проявляя интерес ко всему, расширяется жизненный опыт. В процессе творческой деятельности совместно с педагогами и родителями ребенок с нарушением в развитии стремится творить, общаться, делиться своими достижениями. Расширяются его социальные контакты, преодолеваются его социальные контакты, преодолеваются психологические барьеры, расширяются возможности взаимопонимания между здоровыми детьми, детьми с ограниченными возможностями.

         Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: « В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

          В педагогической работе я использую индивидуальный подход к каждому ребенку. На первоначальном практическом   занятии определяю степень развития ребенка . После составления индивидуального портрета ребенка (знания, умения, навыки, социальное положение, медицинские показания) простраивается структура учебных занятий. Главная цель моей работы - помочь детям с ограниченными возможностями максимально безболезненно социализироваться в общество, применяя навыки, полученные на моих занятиях по развитию творческих способностей, например:

          Рисование пальчиками. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

          Рисование ладошкой.  Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

          Свеча + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

          Учимся делать фон. Обычно дети рисуют на белой бумаге. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

     

         Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

   -Тычок жесткой полусухой кистью,

   -  печать поролоном.,

   - печать пробками.,

   - восковые мелки + акварель.,

   - свеча + акварель.,

   - отпечатки листьев.,

   - рисунки из ладошки.,

   - рисование ватными палочкам.,

   - волшебные веревочки.

         А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более  -   трудные методы и техники:

 - рисование песком,

 - рисование мятой бумагой,

 - кляксография с трубочкой;

 - печать по трафарету,

 - кляксография обычная.

    Главный закон моей работы: «Не навредить здоровью ребенка». Помогая ребенку с ограниченными возможностями   продвигаться по пути к независимой жизни, мы помогаем семье смягчить, испытываемый родителями страх за его    Так, для расслабления мышц тела, применяю физкультурные минутки, а также психогимнастику. Ребенку с ограниченными возможностями бывает трудно создавать и воплощать на занятиях собственный замысел, поэтому я становлюсь активным участником творческих игр. Игровой момент помогает детям лучше запомнить и закрепить пройденный материал.

         Объяснительно-иллюстрированные методы (беседы, рассказы, показ иллюстрациями, фотографий) помогают создать на занятиях эмоциональный настрой, делать обучающихся активными собеседниками, что развивает фантазию и навыки мышления. Творческая деятельность развивает личность ребенка, чувство к прекрасному. В жизни все идет через эмоции, чувства,,  образы, все это можно использовать на занятиях необычно и ярко.

         Наблюдение и профессиональный опыт показали, что дети с ограниченными возможностями могут освоить материал по-разному: один ребенок успевает полностью технологический процесс, а другой только за несколько занятий, один может самостоятельно проявить фантазию и оформить изделие, а другой может работать только с помощью педагога.

         Совместное развитие творческой личности способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам больных детей, развивает чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Очень важно, что в своей работе я нахожу поддержку и понимание у родителей. Они охотно идут на контакт, принимают посильное участие во всех мероприятиях.

 

Литература: (журнал «Дополнительное образование и воспитание №11» 2008 год, журнал «Дополнительное образование и воспитание №12», 2011год)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта в формировании представлений о человеке в истории и культуре у детей с ограниченными возможностями здоровья

Проект "В Радужном Королевстве" направлен на развитие познавательно-исследовательских способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.В связи с реализацией программных задач сенсорного воспи...

Оптимизация педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья через внедрение эффективных форм и методов работы

Cоциализация ребёнка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи, и в первую очередь родителей. В этой связи семья рассматривается как о...

Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;-    информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ...

Сообщение к Педагогическому совету Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

   Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.     Работе с родителями детей с О...