Заседание семейного клуба "Речецветик"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Кетрару Ирина Викторовна

Заседание посвящено интонационной выразительности речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «СКАЗКА» городского округа Котельники Московской области

Заседание семейного клуба

РЕЧЕЦВЕТИК

http://www.ilvenerdiditribuna.it/wp-content/uploads/2013/10/re.jpg

                                                     Подготовили и провели:

                                                            Учитель-логопед: Кетрару И.В.

                                                          Воспитатель: Корепанова З.В.

                                                                    Муз. Руководитель: Матвеева И.В.

                                                                 Педагог-психолог: Веденеева И.Ю.

Г. Котельники,2015г.

Тема: РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ.

Цель: привлечь внимание родителей к необходимости развития мелодико-интонационной стороны речи детей.

Задачи:

  • Учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тембр речи) в различных ситуациях.
  • Развивать умение воспринимать информацию на слух; память и внимание;  интонационную выразительность речи;  зрительно-пространственную ориентацию, воображение.
  • Воспитывать интерес к речевой деятельности, доброту.  Создавать мотивацию к совершенствованию устной речи.

Логопед: Здравствуйте уважаемые гости, сегодня у нас заседание семейного клуба «Речецветик», (вывешивает символику клуба на доску). Сегодня у нас необычное заседание, мы ждем многих гостей. (Музыка из кинофильма «Обыкновенное чудо»). Появляется король Изион (из произведения С. Усачева  «Малуся и рогопед»).

Изион: Злавствуйте  дологие  длузья  я плисел  к  вам за помосью, моя возлюбленная  Жура  мне отказала….. Вы не знаете посему? Сто мне делать?

Логопед: Уважаемый король, Вы обратились по адресу, ну для начала нужно взять в штат придворного логопеда, а вовторых поприсутствовать на заседании семейного клуба, мы сегодня как раз будем говорить об интонационной выразительности нашей речи.

Изион: Понял, не дулак, останусь!

Логопед: Предлагаю просмотреть шуточный ролик из «Ералаша» и понять что же все-таки главное…

Ролик «Интонация»

Логопед: Интонационная выразительность речи играет большую роль в формировании «харизмы» личности. К человеку, владеющему широким интонационным спектром, всегда прислушиваются. Такой человек завоевывает внимание и уважение аудитории силой и обаянием своего голоса. Интонации накладывают отпечаток на любой произносимый текст.

Но главное назначение интонирования – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Бывает, человек говорит: «Я требую!», а звучит: «Я прошу…». Или «Я так ждала тебя!», а звучит: «Наконец-то явился!». Или «Хочу помочь», а звучит: «Подчинись мне!». 

Если человек управляет своим голосом, то способен и привлечь внимание к своим словам, и выразить свои истинные чувства (например, сообщая какое-то неприятное известие, «мягкой» интонацией можно «смягчить удар», или, придав голосу интонацию уверенности, дать понять без слов и обещаний, что способен справиться с ситуацией).

Обычно интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. Недостаточная интонационная выразительность у старших дошкольников отрицательно влияет на качество передаваемой информации, создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей.

Для развития у ребенка умения воспринимать и воспроизводить разнообразие интонаций человеческой речи используются специальные фразы, чистоговорки и скороговорки, стихотворные строчки, театрализованная деятельность.

Изион: Мне становится немного поняно…

Логопед: Посмотрите,  как умеют декламировать стихи воспитанники нашей группы(выступления детей)

Практическая часть.

Логопед: Развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя следующие разделы:

1. Темп речи (быстро-медленно):

Фразы начинают проговариваться медленно, постепенно убыстряясь: «Я иду, иду, бегу, бегу-бегу, бегу-бегу-бегу-бегу».

Скороговорки.

Подвижная игра «Карусель» — дети встают в круг, держась за руки. Начинается медленное движение по кругу с постепенным ускорением до бега: «Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели. А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!» После 2-3 кругов «карусель» начинает замедляться вместе с темпом проговаривания: «Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра».

2.  Тембр речи (низкий-высокий):

Изображение голосом реплик сказочных героев: «Как говорит мышка? Высоким голоском: Теремок, теремок, кто в тереме живет? А как говорит медведь? Низким голосом: Теремок, теремок, кто в тереме живет?»

Певческие упражнения, распевки: «Вверх по лесенке иду. Вниз по лесенке иду» (пропевание по октаве снизу вверх, потом сверху вниз) и др.

Вариант игры на внимание «Великаны-лилипуты», когда роль ведущего исполняют дети по очереди: слово «великаны» произносится низким голосом, а слово «лилипуты» — высоким.

3. Ритм речи:

Движение со словом и жестом:

«Тут оса! Там Оса! Ай, боюсь! Ай, Боюсь!» («отмахиваясь» от воображаемых ос – мах рукой на каждое слово)

«Тра-та-та-та-та-та-та! Из кол-хоз-но-го дво-ра вы-ез-жа-ют трак-то-ра! (притоптывание на каждый слог) Бу-дем ЗЕМ-лю па-хать, бу-дем ХЛЕБ за-се-вать, бу-дем РОЖЬ во-ро-шить, хо-ро-ШО бу-дем жить! (продолжается притоптывание, а на выделенные слоги – громко топнуть)»

Простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз.

Логоритмика.

4. Сила голоса (тихо-громко):

Произносить звуки, фразы, стихи шепотом, обычным голосом, громко. Упражнение «В лесу» — один ребенок (или взрослый) громко зовет «А-у!», второй тихо откликается: «А-у!»  (заодно закрепить понимание «далеко-близко»)

Изменять силу голоса в одной фразе – начинать шепотом, постепенно усиливая голос, затем опять переходить на шепот.  Или начинать громко, постепенно переходя на шепот и наоборот. Можно использовать короткие потешки, скороговорки (сначала без убыстрения темпа, а впоследствии и объединяя силу и темп речи)

5. Логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово):

Проговаривание фраз с выделение разных слов и определение – как изменяется смысл фразы: «ЕХАЛ (а не шел, бежал) Грека через реку», «Ехал ГРЕКА (а не кто-то другой) через реку», Ехал Грека через РЕКУ (а не по лесу или полю)».

Нахождение и выделение главных слов в фразе, потешке, стихотворении.

6. Эмоционально-смысловые оттенки речи:

Проговаривание фраз радостно («Как красиво!»), грустно («Зайку бросила хозяйка…»), вопросительно («Кисонька-мурысонька, где была?) , сердито («… но пузатый от меня убежал, как от огня») и др.

Рассказывание и чтение сказок с передачей интонацией состояний главных героев: «Как рассердился Михайло Иваныч?», «Как огорчилась Аленушка?», «Как обрадовался волк?».

7. Речевое дыхание:

Дыхательные упражнения.

8. Мимика и жесты:

Сопровождать подходящей по смыслу мимикой стихотворения, сказки.

Подбирать жесты по смыслу фразы, стихотворения, сказки.

Театрализованная деятельность.

Логопед: Тему продолжит музыкальный руководитель…

 Музыкальный руководитель Матвеева И.В.

  1. Для хорошей интонации надо уметь правильно расставлять акценты в предложении. Т.е. суметь выделить громкостью голоса основное слово, главную мысль произведения. Например, всем известная строка из стихотворения А. Барто: «Я люблю свою лошадку». Предлагаю прочитать это предложение с выделением первого слова.

Я люблю свою лошадку.

Как изменился смысл предложения? Я, именно этот человек любит лошадку.

Я люблю свою лошадку.

А теперь, какой смысл приобрела фраза? Теперь главное слово «люблю».  Т.е. воспевается любовь к животному.

Я люблю свою лошадку.

А теперь акцентируется любовь именно к своей лошадке. И так далее…

Всего лишь выделение одного слова меняет смысл всего предложения.

  1. Хорошая интонация зависит от правильного темпа речи. Всего существует 3 вида темпа: медленный, средний, быстрый. В каком темпе надо читать стихи? Конечно в среднем. Вот мы с вами и потренируемся читать стихи в разных темпах. А музыка нам поможем. Причем, ваша задача, не просто читать стихи в темпе музыки, но и постараться передать характер музыки через движения  и мимику.

Под разнохарактерную музыку дети и родители читают следующие слова:

Если кто-то одинок,

Грусть кого-то гложет,

Пусть к нам приходит на порог,

Мы все ему поможем.

Выступление Педагога-психолога Веденеевой И.Ю.

Изион: Спасибо Вам ребята и специалисты за рекомендации, я буду следовать им, и надеюсь, что все у меня получится… Прощается. Уходит.

Логопед: Уважаемые родители, самое главное – помнить, что ребенок подражает речи окружающих его взрослых. Поэтому следите за своей речью – старайтесь, чтобы она была хорошим образцом для ребенка: правильная, отчетливая, интонационно-выразительная.

Фото отчет.

http://dg56.mycdn.me/image?t=3&bid=815334866939&id=815334866939&plc=WEB&tkn=*Ai0wBSiFhKCtz3Yew_nYfIf8Qz8

http://dg56.mycdn.me/image?t=3&bid=815334866171&id=815334866171&plc=WEB&tkn=*RbJARd7dG4vG38uJthh3zJEcWO4

http://dg56.mycdn.me/image?t=3&bid=815334867195&id=815334867195&plc=WEB&tkn=*_O-q99o3rXsI0dD3vhdfcshNBgE


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАСЕДАНИЕ СЕМЕЙНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО КЛУБА "ЛИЦЕЙ"ТЕМА: "А МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ"

Данная встреча,  акцентирует внимание родителей и детей на величайшее значение искусства,  в формировании чувств патриотизма и уважения к истории русской армии....

Заседание семейного клуба «Веселый светофор» развлечение на тему: «Помните от А до Я азбуку движения»

Интеграция образовательных областей: безопасность, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, художественное творчество, познание, музыка, труд, физкультура.Задачи:·...

Заседание семейного клуба на тему: "Эмоциональное благополучие ребенка"

Заседание семейного клуба проведен на базе детского сада с консультативной целью в форме тренинга для родителей....

Заседание Семейного клуба (сентябрь 2013 года)

Заседание Семейного клуба (сентябрь 2013 года)...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...

Конспект заседания семейного клуба на тему "Самое лучшее общение - это общение в своей семье"

Заседание семейного клуба проводится в форме интеллектуальной игры.  В ходе игры воспитатель привлекает внимание родителей к вопросу обогащения  внутреннего мира своих детей  через...