Заседание семейного клуба "Речецветик"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Заседание посвящено интонационной выразительности речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «СКАЗКА» городского округа Котельники Московской области
Заседание семейного клуба
РЕЧЕЦВЕТИК
Подготовили и провели:
Учитель-логопед: Кетрару И.В.
Воспитатель: Корепанова З.В.
Муз. Руководитель: Матвеева И.В.
Педагог-психолог: Веденеева И.Ю.
Г. Котельники,2015г.
Тема: РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ.
Цель: привлечь внимание родителей к необходимости развития мелодико-интонационной стороны речи детей.
Задачи:
- Учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тембр речи) в различных ситуациях.
- Развивать умение воспринимать информацию на слух; память и внимание; интонационную выразительность речи; зрительно-пространственную ориентацию, воображение.
- Воспитывать интерес к речевой деятельности, доброту. Создавать мотивацию к совершенствованию устной речи.
Логопед: Здравствуйте уважаемые гости, сегодня у нас заседание семейного клуба «Речецветик», (вывешивает символику клуба на доску). Сегодня у нас необычное заседание, мы ждем многих гостей. (Музыка из кинофильма «Обыкновенное чудо»). Появляется король Изион (из произведения С. Усачева «Малуся и рогопед»).
Изион: Злавствуйте дологие длузья я плисел к вам за помосью, моя возлюбленная Жура мне отказала….. Вы не знаете посему? Сто мне делать?
Логопед: Уважаемый король, Вы обратились по адресу, ну для начала нужно взять в штат придворного логопеда, а вовторых поприсутствовать на заседании семейного клуба, мы сегодня как раз будем говорить об интонационной выразительности нашей речи.
Изион: Понял, не дулак, останусь!
Логопед: Предлагаю просмотреть шуточный ролик из «Ералаша» и понять что же все-таки главное…
Ролик «Интонация»
Логопед: Интонационная выразительность речи играет большую роль в формировании «харизмы» личности. К человеку, владеющему широким интонационным спектром, всегда прислушиваются. Такой человек завоевывает внимание и уважение аудитории силой и обаянием своего голоса. Интонации накладывают отпечаток на любой произносимый текст.
Но главное назначение интонирования – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Бывает, человек говорит: «Я требую!», а звучит: «Я прошу…». Или «Я так ждала тебя!», а звучит: «Наконец-то явился!». Или «Хочу помочь», а звучит: «Подчинись мне!».
Если человек управляет своим голосом, то способен и привлечь внимание к своим словам, и выразить свои истинные чувства (например, сообщая какое-то неприятное известие, «мягкой» интонацией можно «смягчить удар», или, придав голосу интонацию уверенности, дать понять без слов и обещаний, что способен справиться с ситуацией).
Обычно интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. Недостаточная интонационная выразительность у старших дошкольников отрицательно влияет на качество передаваемой информации, создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей.
Для развития у ребенка умения воспринимать и воспроизводить разнообразие интонаций человеческой речи используются специальные фразы, чистоговорки и скороговорки, стихотворные строчки, театрализованная деятельность.
Изион: Мне становится немного поняно…
Логопед: Посмотрите, как умеют декламировать стихи воспитанники нашей группы(выступления детей)
Практическая часть.
Логопед: Развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя следующие разделы:
1. Темп речи (быстро-медленно):
Фразы начинают проговариваться медленно, постепенно убыстряясь: «Я иду, иду, бегу, бегу-бегу, бегу-бегу-бегу-бегу».
Скороговорки.
Подвижная игра «Карусель» — дети встают в круг, держась за руки. Начинается медленное движение по кругу с постепенным ускорением до бега: «Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели. А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!» После 2-3 кругов «карусель» начинает замедляться вместе с темпом проговаривания: «Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра».
2. Тембр речи (низкий-высокий):
Изображение голосом реплик сказочных героев: «Как говорит мышка? Высоким голоском: Теремок, теремок, кто в тереме живет? А как говорит медведь? Низким голосом: Теремок, теремок, кто в тереме живет?»
Певческие упражнения, распевки: «Вверх по лесенке иду. Вниз по лесенке иду» (пропевание по октаве снизу вверх, потом сверху вниз) и др.
Вариант игры на внимание «Великаны-лилипуты», когда роль ведущего исполняют дети по очереди: слово «великаны» произносится низким голосом, а слово «лилипуты» — высоким.
3. Ритм речи:
Движение со словом и жестом:
«Тут оса! Там Оса! Ай, боюсь! Ай, Боюсь!» («отмахиваясь» от воображаемых ос – мах рукой на каждое слово)
«Тра-та-та-та-та-та-та! Из кол-хоз-но-го дво-ра вы-ез-жа-ют трак-то-ра! (притоптывание на каждый слог) Бу-дем ЗЕМ-лю па-хать, бу-дем ХЛЕБ за-се-вать, бу-дем РОЖЬ во-ро-шить, хо-ро-ШО бу-дем жить! (продолжается притоптывание, а на выделенные слоги – громко топнуть)»
Простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз.
4. Сила голоса (тихо-громко):
Произносить звуки, фразы, стихи шепотом, обычным голосом, громко. Упражнение «В лесу» — один ребенок (или взрослый) громко зовет «А-у!», второй тихо откликается: «А-у!» (заодно закрепить понимание «далеко-близко»)
Изменять силу голоса в одной фразе – начинать шепотом, постепенно усиливая голос, затем опять переходить на шепот. Или начинать громко, постепенно переходя на шепот и наоборот. Можно использовать короткие потешки, скороговорки (сначала без убыстрения темпа, а впоследствии и объединяя силу и темп речи)
5. Логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово):
Проговаривание фраз с выделение разных слов и определение – как изменяется смысл фразы: «ЕХАЛ (а не шел, бежал) Грека через реку», «Ехал ГРЕКА (а не кто-то другой) через реку», Ехал Грека через РЕКУ (а не по лесу или полю)».
Нахождение и выделение главных слов в фразе, потешке, стихотворении.
6. Эмоционально-смысловые оттенки речи:
Проговаривание фраз радостно («Как красиво!»), грустно («Зайку бросила хозяйка…»), вопросительно («Кисонька-мурысонька, где была?) , сердито («… но пузатый от меня убежал, как от огня») и др.
Рассказывание и чтение сказок с передачей интонацией состояний главных героев: «Как рассердился Михайло Иваныч?», «Как огорчилась Аленушка?», «Как обрадовался волк?».
7. Речевое дыхание:
8. Мимика и жесты:
Сопровождать подходящей по смыслу мимикой стихотворения, сказки.
Подбирать жесты по смыслу фразы, стихотворения, сказки.
Театрализованная деятельность.
Логопед: Тему продолжит музыкальный руководитель…
Музыкальный руководитель Матвеева И.В.
- Для хорошей интонации надо уметь правильно расставлять акценты в предложении. Т.е. суметь выделить громкостью голоса основное слово, главную мысль произведения. Например, всем известная строка из стихотворения А. Барто: «Я люблю свою лошадку». Предлагаю прочитать это предложение с выделением первого слова.
Я люблю свою лошадку.
Как изменился смысл предложения? Я, именно этот человек любит лошадку.
Я люблю свою лошадку.
А теперь, какой смысл приобрела фраза? Теперь главное слово «люблю». Т.е. воспевается любовь к животному.
Я люблю свою лошадку.
А теперь акцентируется любовь именно к своей лошадке. И так далее…
Всего лишь выделение одного слова меняет смысл всего предложения.
- Хорошая интонация зависит от правильного темпа речи. Всего существует 3 вида темпа: медленный, средний, быстрый. В каком темпе надо читать стихи? Конечно в среднем. Вот мы с вами и потренируемся читать стихи в разных темпах. А музыка нам поможем. Причем, ваша задача, не просто читать стихи в темпе музыки, но и постараться передать характер музыки через движения и мимику.
Под разнохарактерную музыку дети и родители читают следующие слова:
Если кто-то одинок,
Грусть кого-то гложет,
Пусть к нам приходит на порог,
Мы все ему поможем.
Выступление Педагога-психолога Веденеевой И.Ю.
Изион: Спасибо Вам ребята и специалисты за рекомендации, я буду следовать им, и надеюсь, что все у меня получится… Прощается. Уходит.
Логопед: Уважаемые родители, самое главное – помнить, что ребенок подражает речи окружающих его взрослых. Поэтому следите за своей речью – старайтесь, чтобы она была хорошим образцом для ребенка: правильная, отчетливая, интонационно-выразительная.
Фото отчет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАСЕДАНИЕ СЕМЕЙНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО КЛУБА "ЛИЦЕЙ"ТЕМА: "А МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ"
Данная встреча, акцентирует внимание родителей и детей на величайшее значение искусства, в формировании чувств патриотизма и уважения к истории русской армии....
Заседание семейного клуба «Веселый светофор» развлечение на тему: «Помните от А до Я азбуку движения»
Интеграция образовательных областей: безопасность, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, художественное творчество, познание, музыка, труд, физкультура.Задачи:·...
Заседание семейного клуба на тему: "Эмоциональное благополучие ребенка"
Заседание семейного клуба проведен на базе детского сада с консультативной целью в форме тренинга для родителей....
Заседание Семейного клуба (сентябрь 2013 года)
Заседание Семейного клуба (сентябрь 2013 года)...
Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...
Конспект заседания семейного клуба на тему "Самое лучшее общение - это общение в своей семье"
Заседание семейного клуба проводится в форме интеллектуальной игры. В ходе игры воспитатель привлекает внимание родителей к вопросу обогащения внутреннего мира своих детей через...