Коррекция познавательных процессов
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Коррекция позновательных процессов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_poznavatelnyh_protsessov.docx | 51.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов
Работа психолога в детском саду - Коррекционно-развивающая работа психолога в детском саду |
Пояснительная записка
Восприятие. Одновременно с развитием ощущений у детей в возрасте от 2 до 6 лет продолжается развитие восприятия. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое. Ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины линии степень ошибки ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека.
Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже». Определенные затруднения возникают у детей и при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок и рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов, называя их неправильно, поскольку пока еще улавливают только случайное или малосущественное сходство с тем, за что они их принимают.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Развитие произвольного внимания. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.
Память. Существенные изменения у детей происходят в развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями. Кроме этого, у детей существенно удлиняется латентный период, при котором ребенок может узнать предмет, уже известный ему из прошлого опыта. Так, к концу третьего года ребенок может вспомнить то, что воспринималось им несколько месяцев назад, а концу четвертого – то, что было примерно год назад.
Наиболее удивительной особенностью человеческой памяти является существование типа амнезии, которой страдают все: практически никто не может вспомнить, что с ним происходило в первый год его жизни, хотя именно это время наиболее богато опытом.
Воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке – в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней. В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении сказок, стишков. В то же время у ребенка развивается произвольное воображение, когда он планирует свою деятельность, оригинальный замысел и ориентирует себя на результат. При этом ребенок научается пользоваться непроизвольно возникающими образами. Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам. Однако воображение ребенка на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. В период с трех до четырех лет при выраженном стремлении к воссозданию ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы по большей части далеки от первоосновы и быстро покидают ребенка. Однако ребенка легко повести за собой в фантастический мир, где присутствуют сказочные персонажи. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. При всей значимости развития активного воображения в общем психическом развитии ребенка с ним связана и известная опасность. У некоторых детей воображение начинает «подменять» действительность, создает особый мир, в котором ребенок без труда достигает удовлетворения любых желаний. Такие случаи требуют особого внимания, так как приводят к аутизму.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой. На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза я не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. В период дошкольного детства усваивается морфологическая система родного языка, ребенок практически осваивает в основных чертах типы склонений и спряжений. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов (суффиксами для обозначения пола детенышей животных и т.д.). У старших дошкольников уже не встречается случаев двойного склонения. Появление у детей ориентировки на звуковую форму слов способствует усвоению морфологической системы родного языка. Фонематический слух формируется у ребенка на основе непосредственного речевого общения. Уже к концу раннего детства дети хорошо дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга хотя бы только одним звонким или глухим, твердым или мягким звуком. Таким образом, первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано. Однако производить звуковой анализ слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове ребенок не умеет и к концу дошкольного возраста.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, – перемещение предмета, его использование или изменение. Младшие дошкольники решают подобные задачи при помощи внешних ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно-действенного мышления. В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получив необходимый результат в уме.
Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. В это время он начинает понимать, что предмет можно обозначить, заместить при помощи другого предмета, рисунка, слова. Однако слово может долго не применяться детьми для решения самостоятельных мыслительных задач. И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребенка, даже в тот период, когда они еще только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач.
Данная программа направлена на повышение уровня всех познавательных процессов, т.к дети имеющие низкий уровень внимания, мышления, восприятия и памяти часто страдают нервно-психическими расстройствами, имеют плохую социально-психологическую адаптацию, часто бывают изгоями в группе, классе, а все эти факторы являются важнейшими для формирования личности.
На основе проведения психодиагностики уровня познавательных процессов, у ряда детей был определен низкий уровень.
Данная программа будет проведена для детей 3-5 лет 1 раз в неделю в период с декабря по май. Длительность занятий 30 минут, место проведения кабинет психолога ДОУ. Каждое занятие включает в себя этюды, игры, упражнения. Они короткие, разнообразные, доступные детям по содержанию. В качестве отдыха используются спонтанный танец, подвижные, шумные игры, где много смеха и движений (ими перемежаются основные занятия). Процесс проведения занятий предлагает гибкость и творчество. Занятия проводятся в игровой форме. Для проведения релаксации используется запись природных звуков – пение птиц, шум моря, водопада.
Цель коррекционной программы:
Развитие всех познавательных процессов у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи коррекционной работы:
- Развивать внимание, память, мышление, восприятие, речь, воображение.
- Формировать навыки самостоятельной работы и работы в группе.
- Воспитывать самоконтроль у ребенка.
Форма организации:
Групповая по 3-5 человек, смешанная. Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.
Структура занятий.
Каждое занятие включает в себя:
- Ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения у детей.
- Установление контакта.
- Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и др.)
- Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.
- Ритуал прощания. Сначала подводят итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем – сам ритуал прощания, и все вместе (дети с педагогом - психологом) поднимаются в группу и там уже прощаются. При необходимости детям даётся домашнее задание.
Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1-2 раза, но с заданиями, аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии педагог – психолог рассказывает, что и как делать, показывает, то есть действует как учитель. На втором же занятии он выступает как уже партнер (совместная деятельность). На третьем – дети действуют самостоятельно. Взрослый – организатор среды.
№ Занятия | Структура занятия |
1 Развитие |
«Какая рука у соседа»
- Моряк увидел далекий остров, так взял в руки. (муку, бинокль, очки) |
2. | 1. Приветствие. Поздороваемся как здороваются у нас в России. (за руку).
«Поменяйтесь местами все те, кто…» |
3. | 1. Приветствие. Поздороваемся как здороваются у нас в России. (за руку).
Игра «Слон, пальма, крокодил»
А)стр25 Покажи какой предмет должен быть вместо знака вопроса. |
4. | 1. Приветствие. Поздороваемся как здороваются у нас в России. (за руку).
Игра «Печатная машинка» |
5. Развитие внимания | 1. Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). После выполнения предлагается поделиться чувствами по поводу этого упражнения. Спросить участников, которые ни разу не хлопнули в ладоши, как им удалось выполнить задание.
А)стр4 посмотри внимательно на рисунок и постарайся найти всех насекомых. |
6. Развитие внимания. | 1. Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). |
7. Развитие внимания | 1. Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). |
8. Развитие внимания | Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза).
Макароны |
9. Развитие памяти. | 1.Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза).
А) стр13 Рассмотри рыбок. Запомни в каком аквариуме плавает аждая из них. А теперь переверни страничку. |
10. Развитие памяти. | 1.Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза).
А)стр17.рассотри витрину магазина игрушек. Запомни в каком порядке на полках расположены игрушки. Переверни страничку. |
11.Развитие памяти. | 1.Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). |
12. Развитие памяти. | 1.Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). |
13. Развитие речи | 1.Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). |
14. Развитие речи. | 1.Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). |
15. Развитие речи | 1.Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). |
16. Развитие речи | 1.Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). |
Педагог-психолог: Кузнецова Ирина Ивановна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по коррекции познавательных процессов в подготовительной группе Тема: «Дом и его части»
Конспект учителя - дефектолога работающего с детьми с нарушением зрения...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ
ПРОГРАММА коррекции познавательных процессову детей 3-5 лет«ШАГ ЗА ШАГОМ».«Формирование мышления».«Развитие зрительного восприятия и внимания».В основе программы:«Программа дошкольных образовательных ...
Пескотерапия как средство коррекции познавательных процессов, осязательно-кинестетических ощущений и развития мелкой моторики рук у слабовидящих детей
Игры с песком необходимы для слабовидящих детей, так как они:· развивают познавательные процессы;· развивают тактильно-кинетическую чувств...
Программа по коррекции познавательных процессов
В нашей стране создана единая дошкольная и школьная система воспитания и обучения аномальных детей. Однако, в эту систему до настоящего времени не были включены дети, страдающие ранним детским аутизмо...
Проблемы диагностики и коррекции познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
В данном материалы рассматриваются аспекты психологической диагностики детей к школьному обучению...
Выступление на методическом объединении педагогов-психологов «Проблемы диагностики и коррекции познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста в рамках предшкольной подготовки»
Участвую в обмене опытом с коллегами...
План индивидуального развития и коррекции познавательных процессов у детей.
Данный план, направлен на систематизацию деятельности педагога-психолога в детском саду....