Пескотерапия как средство коррекции познавательных процессов, осязательно-кинестетических ощущений и развития мелкой моторики рук у слабовидящих детей
статья по коррекционной педагогике на тему

Щекалева Елена Викторовна

Игры с песком необходимы для слабовидящих детей, так как они:

·     развивают познавательные процессы;

·     развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

· снимают мышечную напряжённость;

· развивают активность и интеллект ребенка;

· совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

· способствуют расширению словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peskoterapiya.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пескотерапия как средство коррекции познавательных процессов, осязательно-кинестетических ощущений и развития мелкой моторики рук у слабовидящих детей

Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость не только активно применять современные коррекционно-образовательные технологии, но и разрабатывать собственные, способствующие повышению уровня образования на должный уровень, соответствующий федеральным государственным образовательным стандартам.

Слабовидящие дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают слабовидящим детям возможности наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Игры с песком необходимы для слабовидящих детей, так как они:

  • развивают познавательные процессы;
  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

 снимают мышечную напряжённость;

 развивают активность и интеллект ребенка;

 совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

 способствуют расширению словарного запаса.

В качестве песочной терапии используется следующее оборудование:

1. Песочный модуль с деревянными бортами с пластмассовым полупрозрачным дном зеленого цвета и подсветкой для рисования на сухом песке.

2. Центр воды и песка.

3. Чистый, просеянный песок.

4.  Набор игрового оборудования.

Правила игры с песком для малышей

1. Береги песчинки - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

Условия работы с детьми

  1. Согласие и желание ребенка.
  2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
  3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
  4. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
  5. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).
  6. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используются музыкальные произведения, например, «Звуки природы», релаксационная и классическая музыка, рекомендованная для детей дошкольного возраста. А также цветовой модуль для подсвечивания песка, где дети создают свои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановке свой творческий потенциал, развить воображение, фантазию.

Игры-занятия с песком имеют большую воспитательную, коррекционную и развивающую роль в работе со слабовидящими детьми. При проведении игр и упражнений с песком в свободной деятельности можно добиваться концентрации внимания, сосредоточенности при выполнении определённой работы, побуждать детей к активным действиям, проявлению инициативы в совместных играх с песком. Всё это способствует гармоничному развитию личности слабовидящего ребёнка, а это очень важно и ценно, как для самого ребёнка, так и для общества в целом.

Используемая литература

1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Как помочь «особому»     ребенку. – Спб., 1998.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.

3. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.

4. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006.

5. Шиманская А.  Сказки на песке. Практика песочной терапии. - СПб.:  Речь, 2010.

6. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамическая терапия. – СПб.: Речь, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести работу в этом ...

Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения.

Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и координаци...

Статья "Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта"

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук и творчества детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста - это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение прост...