Тренинг "Будь здоров!"
тренажёр по коррекционной педагогике на тему

Мухлаева Светлана Викторовна

тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_bud_zdorov.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Будь здоров!»

по профилактике эмоционального выгорания

Цель: Установление доверительных отношений, освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, осознание  и принятие своих чувств, освоение навыков эмоциональной саморегуляции, формирование навыков позитивного самовосприятия.

Используемый материал:

-листки бумаги;

-ручки;

-мяч

Педагог-психолог:  Наше занятие продлится 2-2,5 часа. Для того  чтобы наше общение было эффективным, предлагаю в процессе тренинга соблюдать следующие правила

  1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга. 
  2. Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
  3. Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
  4. Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
  5. Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.
  6.  «Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.
  7. Принцип «поднятой руки». Поднять руку, если хочется дополнить или высказать свое мнение, не перебивая коллегу.

Также необходимо быть активным и придерживаться временных рамок.

Ход тренинга:

 Добрый день, уважаемые коллеги! Наша встреча сегодня посвящена синдрому профессионального выгорания. Мы попытаемся понять, что же такое "синдром профессионального выгорания" и как мы можем себе помочь, если таковой обнаружится у нас с вами.

Но для начала предлагаю небольшую игру-разминку.

Упражнение «Мое имя» - 5 мин

Предлагаю каждому назвать свое имя и прилагательное, которое начинается на первую букву вашего имени и может вас характеризовать, например, Лариса - лояльная, Галина - гостеприимная.

I. Теоретическая часть

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только методическая нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность.

Мини-лекция "Представление о профессиональном выгорании".

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Стадии Синдрома Профессионального Выгорания

Первая стадия:

Начинается приглушение эмоций: специалист как бы замечает: вроде все пока нормально, но скучно и пусто на душе;

Исчезают положительные эмоции;

Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая стадия:

Возникают недоразумения с воспитанниками, родителями, коллегами;

Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег или воспитанников, вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.

Третья стадия:

Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к жизни "упрощается", человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям - гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости.

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

Для хорошего самочувствия и восстановления жизненных сил физических, нервно-психических, духовных педагогу приходится тратить много времени.

Мы за короткое время попытаемся помочь себе в восстановлении.

II. Практическая часть

1. Упражнение «Поза Наполеона» - 5 мин

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три! », каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарий ведущего:

- Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

2. Упражнение “Карусель общения” – 15-20 мин

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

“Я люблю… ”,

 “Меня радует… ”,

 “Мне грустно когда… ”,

“Я сержусь, когда… ”,

 “Я горжусь собой, когда…

 «Мне больно… »,

«Некоторые люди думают, что… »,

 «Думаю, что когда… »,

«Месяц май – … »

3. Упражнение «Ассоциации» - 10 мин

Какие ассоциации вызывает у Вас слово «работа»

4.Упражнение «Подчеркивание общности» - 15-20 мин

Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: « Я думаю, нас с тобой объединяет…», и называет это качество, например: «Мы с тобой одинаково общительны», «Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны». Тот, кто получает мяч, отвечает: «Я согласен», если он действительно согласен, или: «Я подумаю», если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

5.Упражнение «Шанхайцы» - 5 мин

Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

6.Упражнение «Передача чувств» -10- 15 мин

Участники встают в затылок друг за другом. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т.п.). Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.

7. Упражнение «Самохвальство»- 10-15 мин

 - Составьте список хороших дел, которые вы сегодня совершили (то, что не удалось осуществить, в расчет не берите). Можете записать их положительные результаты. Например, вовремя встала, приготовила завтрак для всей семьи, вовремя пришла на работу, выполнила., завершила работу над., вымыла посуду и т. д.

Проанализируйте трудно или легко вспомнить то позитивное, что вы сделали за день.

После выполнения упражнения ведущий подводит итог: «Если такого рода записи вы будете делать в течение всего дня, то не перестанете удивляться, сколько хорошего, полезного для себя и других совершаете».

III. Заключительная часть.

1.Упражнение «Помоги себе сам» - 5-10 мин

Аффирмации (позитивные утверждения, установки) помогают вернуть свое утраченное здоровье.

Психологическая причина болезни

В каком органе проявляется болезнь

Повторяйте себе несколько раз в день

Долгая неразрешенная эмоциональная проблема

Высокое давление

Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен

Самокритика, страх

Головная боль

Я люблю и одобряю себя

Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь

Желудок

Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого

Черствость, отказ от радости

Сосуды

Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца

Хроническое нытье

Печень

Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу

2. Упражнение «Звуковая гимнастика» - 5 мин

Упражнение выполняется стоя с выпрямленной спиной, но при этом состояние расслабленное, спокойное. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

М - воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

3. Упражнение «Дождик» - 5 мин

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

4. Упражнение «Моечная машина» - 10-15 мин

Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится - «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

5. Упражнение «Пожелание по кругу» 10-15 мин

Все сидят в кругу, и каждый по кругу высказывает свои пожелания сначала одному, затем другому и так всем участникам тренинга.

Рефлексия  «Мне сегодня…»

Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня…», оправдались ли ваши ожидания?

Составитель

педагог-психолог

МКДОУ Црр-д/с №31

Мухлаева С.В.

Элиста 2016г.

Памятка

«Как избежать встречи с синдромом

 эмоционального выгорания»

  • Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  • Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
  • Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  • Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  • Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  • Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь. Не берите на дом работу.
  • Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  • Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится  сам?

Помните слова древних мудрецов: «Самый хороший друг и самый злейший враг – наши нервы». Избегайте  ссор и возбужденных споров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если хочешь быть здоров...

На празднике участвуют сказочные герои. Они учать быть здоровым......

"Если хочешь быть здоров". Перспективное планирование физкультурных занятий познавательного цикла.

Перспективное планирование физкультурных занятий познавательного цикла (средняя, старшая, подготовительная группы)...

Проект " Будь здоров без докторов"

Разработка проекта в старшей группе " Будь здоров без докторов"...

Педагогический проект "Если хочешь быть здоров!" Подготовительная к школе группа

Педагогический проект  разработан на 1 год. В нем представлено система работы и задачи по формированию у воспитанников интереса к компонентам здорового образа жизни, приобретению детьми знаний и ...

Проект "Будь здоров-всегда здоров"

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и ...

АКЦИЯ «Делай зарядку, будешь здоров!» Участие родителей в проекте «Будь, всегда здоров» Средняя группа

Участие родителей в проекте «Будь, всегда здоров». Цель: Формирование здорового образа жизни в семье.Задача:  Показать. как родители способствуют укреплению здоровья детей д...