Картотека пальчиковых игр и динамических пауз по лексическим темам
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Использовать динамические паузы можно с самого раннего возраста. Известно, что ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому необходимо использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике, игротренинги, подвижные игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр и динамических пауз по лексическим темам

Лексическая тема: «Осень. Деревья осенью»

Ветер тихо клен качает

Ветер тихо клен качает,        

 Вправо, влево наклоняет:

Раз — наклон и два — наклон,

Зашумел листвою клен.

(ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

Ветер

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

(дети имитируют дуновение ветра,

качая туловище то в одну,

то в другую сторону.

На слова «тише, тише»

дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

Игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку

(указательным пальцем правой руки ударяем в середину ладони левой руки),

На цветы и на дорожку

Льется,льется- «Ой-ой-ой!»

(Прикрываем голову руками)

Побежали все домой        

(Указательные и средние пальцы обеих рук «бегут» по столу)

Игра «Дождик»

Дождик, дождик, поливай-

Будет хлеба каравай

(указательным пальцем правой руки загнуть большой палец на левой руке),

Будут булки

(загнуть указательный палец)

Будут сушки

(загнуть средний палец)        

Будут пряники

(загнуть безымянный палец)

Ватрушки

(загнуть мизинец)        

Физкультминутка.

Вдруг закрыли небо тучи, (поднимаемся на носочки,поднимаем вверх

перекрещенные руки.)

Начал капать дождь колючий. (прыжки на носочках,руки на поясе).

Долго дождик будет плакать,

Разведѐт повсюду слякоть. (приседаем,руки на поясе.)

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

ОСЕННИЙ БУКЕТ

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно загибают пальчики на руке, начиная с большого.)

Будем листья собирать(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Листья берѐзы, листья рябины, (поочерѐдно загибают пальчики на руке, начиная с большого.)

листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём

Маме осенний букет отнесѐм. («Шагают» по столу пальчиками)

Лексическая тема: «Овощи. Огород»

Овощи

В огород пойдем, (маршировать на месте

Урожай соберем. (идти по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем, (имитировать, как таскают)

И картошки накопаем, (копают)

Срежем мы кочан капусты (срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный. (показать руками)

Щавеля нарвем немножко( «рвут)»

И вернемся по дорожке. (идти по кругу, взявшись за руки)

Посадили репку в огороде

Мы шагаем друг за другом,
Лесом и зеленым лугом
.   (ходьба)
Перед нами огород,   (руки вытянуть вперед)
Дед на помощь нас зовет.   (махи руками)
Вот мы репку посадили   (наклониться)
И водой её полили.   (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка.   (развести руки в стороны)
А теперь её потянем   (имитация движения)
И из репы кашу сварим   (имитация движения)
И будем от репки здоровые и крепкие   (показать силу)
Быстро справится сумели 
И на место тихо сели.

Игра «Овощи»

У девочки Ариночки
Овощи в корзиночке.
(
Сложить ладони «корзиночкой»)

Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко.
Помидор и огурец.
(Сгибать пальчики, начиная с большого)

Вот Арина — молодец.
(Показать большой палец)

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим.
Движения прямыми ладонями
Мы морковку трем, трем,
Потереть ладони друг о друга
Мы капусту солим, солим.
Сложить пальцы в щепотку.
Мы капусту жмем, жмем.
Сжимать и разжимать кулачки.

Лексическая тема: «Сад. Фрукты»

Фрукты

Будем мы варить компот.( маршировать на месте)

Фруктов нужно много. Вот. (показать руками - "много")

Будем яблоки крошить, (имитировать: как крошат)

Грушу будем мы рубить, (рубят),

Отожмем лимонный сок, (отжимают),

Слив положим и песок.( кладут, насыпают песок)

Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)

Угостим честной народ.( хлопать в ладоши)

«Компот» (пальчиковая гимнастика)

Будем мы варить компот,

Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.

Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.

Развести руки в стороны.

« Садовник»(подвижная игра)

Мы вчера в саду гуляли,

Мы смородину сажали.

Яблони белили мы

Известью, белилами.

Починили мы забор,

Завели мы разговор:

— Ты скажи,Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

— Дам в награду

Слив лиловых,

Груш медовых,

Самых крупных

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Изображают, как копают яму и сажают в нее куст.

Движение правой рукой вверх-вниз.

Имитируют удары молотком.

Стоят лицом в круг. В центр выходит один ребенок.

Ведут диалог.

На каждое название фруктов загибают по одному пальцу

на обеих руках, начиная с больших.

«Яблоки»(пальчиковая гимнастика)

Большой пальчик яблоки трясёт.

(Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.)

Второй их собирает.

(Разгибаем указательный палец).

Третий их домой несёт.

(Разгибаем средний палец)

Четвёртый высыпает.

(Разгибаем безымянный).

Самый маленький – шалун.

(Разгибаем мизинец

Всё, всё, всё съедает.

«На базар ходили» (игра с пальчиками)

Соединяют подушечки пальцев, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы,            (Мизинцы.)

Много груш там и хурмы,(Безымянные.)

Есть лимоны, апельсины,     (Средние.)

Дыни, сливы, мандарины,    (Указательные.)

Но купили мы арбуз-         (Большие.)

Лексическая тема: «Лес. Грибы. Ягоды»

За грибами

Утром дети в лес пошли

И в лесу грибы нашли.

Наклоняясь, собирали,

По дороге растеряли.        

(ходьба, приседания,

наклоны вперед, руки в стороны)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять! (Ритмично сжимают и разжимают пальцы)

Будем мы грибы искать.

Первый гриб – боровик

Полезай в лукошко! (Массируют фалангу большого пальца от ногтя к основанию пальца)

Подосиновик стоит

На высокой ножке (Указательный палец)

Подберезовик нашли

Под березой прямо (Средний палец)

А масленок прячется,

Вот какой упрямый! (Безымянный палец)

На пеньке нашли опят

Целый маленький отряд (Мизинец)

Полную корзинку

Набрали мы грибов. (Переплетают пальцы, сделав «корзинку»)

Принесем почистим (Потирают ладони друг о друга)

Сварим (Делают круговые движения указательным пальцем по ладони другой руки)

Суп готов! (Вытягивают руки вперед)

        

Гриб

Гриша шел, шел, шел

Белый гриб нашел

Раз – грибок,

Два грибок,

Три грибок, положили в кузовок.

Игра «По ягоды»

Мы шли-шли-шли,(маршируют по кругу, держат руки на поясе)

Много клюквы нашли

(Наклоняются, правой рукой касаются носка левой ноги)

Раз, два, три, четыре, пять,

(маршируют по кругу)

Мы опять идем искать

(Наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги)

Лексическая тема: «Одежда»

«Платье»

Это платье для Наташки —( Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.)

Красные горошки.(Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах).

А на платье два кармашка,

Спрячем в них ладошки.(«Рисуют» на животике два кармашка.

Прикладывают обе ладошки к животику.)

 «Я перчатку надеваю» (пальчиковая игра)

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

(Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.)

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

 (Загибают пальчики)

«Одежда» (физминутка)

Вот заходит Мойдодыр, 

(ходьба на месте)

У меня с ним только мир. 

(сжимают одну ладонь другой)

Рубашка чистая висит 

(руки поднять вперёд и опустить вниз)

И майка впереди зашита. 

(сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)

Он пальцем больше не грозит, 

(грозят пальцем, повороты головой в стороны)

Что пальто на месте не висит. 

(руки поднимают вверх и опускают вниз)

Шорты, брюки и халат 

(загибают по очереди пальцы)

В шкафу на вешалке висят. 

(поднимают руки и опускают вниз)

Сарафан, костюм, жилет – 

(поочерёдно загибают пальцы)

Чище в гардеробе нет. 

(голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

Лексическая тема: «Обувь»

«Тапки» (физминутка)

Это тапки для Антошки,

Чтобы в них не мерзли ножки.

Топ-топ-топотушки.

Что за тапки! Как игрушки!

По два раза ритмично топают каждой ногой.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

По два раза ритмично топают каждой ногой.

Сначала левую ногу ставят на носок,

потом — на пятку, потом — правую.

«Ботинки» (подвижная игра)

Вот ботинки для Маринки,

Не ботинки, а картинки.

Чтобы в них гулять ходить,

Бегать, прыгать и шалить.

По два раза ритмично топают каждой ногой.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

Ходьба по кругу друг за другом.

Бегут, делают два прыжка, топают обеими ногами

Упражнение с пробками.

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко

«Новые кроссовки» (пальчиковая гимнастика)

Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.

Лексическая тема: «Домашние животные»

«Повстречались» (пальчиковая гимнастика)

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!

«Собака» (пальчиковая игра)

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

«Кот на печку пошел» (пальчиковая гимнастика)

Кот на печку пошёл,

Пальчики «шагают».

Горшок каши нашёл.

«Горшок из ладошек».

На печи калачи,

Ладошки «лепят калачи»

Как огонь горячи.

Подуть на ладошки.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

Погрозить пальчиком.

«Кошка» (подвижная игра)

Вы со мной знакомы близко.

Я приветливая киска.

Кверху — кисточки на ушках,

Когти спрятаны в подушках.

В темноте я зорко вижу,

Понапрасну не обижу.

Но дразнить меня опасно

Я царапаюсь ужасно.

Идут по кругу на носочках, крадучись,

держа согнутые руки перед грудью.

Останавливаются, встают лицом в круг,

делают «ушки» из ладошек, затем — «когти» из пальчиков.

Вновь идут по кругу крадучись.

Опять останавливаются, встают лицом в круг

и показывают «когти»

Лексическая тема: «Насекомые и пауки»

КУЗНЕЧИКИ

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп! Сели!

Травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко!

ЖУК

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, Жу-жу-жу.

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся,

(Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел,

(Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Покружиться.)

Жук

Я нашла себе жука

На большой ромашке

Не хочу держать в руке

Пусть лежит в кармашке.

Ой упал. Упал мой жук

Нос испачкал пылью.

Улетел, улетел зеленый жук

Улетел на крыльях.

Видишь бабочка летает

Видишь, бабочка летает,

(Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает.

(Считаем пальчиком.)

- Раз, два, три, четыре, пять.

(Хлопки в ладоши.)        

Ох, считать не сосчитать!

(Прыжки на месте.)

Паучок

Паучок под лавку

Упал.

Ненароком лапку

Сломал.

В городскую лавку

Сходил

И другую лапку

Купил.

(На строки 1—3 все произвольно прыгают на двух ногах. Со словом «сломал»

переходят на прыжки на одной ноге. На две последние строки исполняют подскок с

поочередным выставлением ноги на пятку.)

Лексическая тема: «Мебель»

Считалка под мяч «МЕБЕЛЬ»

Раз два, три, четыре, пять.

Будем мебель мы считать:

Кресло, стул, диван, кушетка,

Полка, шкаф, кровать, банкетка.

На каждое слово считалки – удар мячом об пол.

«Мебель» (пальчиковая гимнастика)

Мебель я начну считать:

Кресло стол, диван, кровать,

Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал!

Поднимать зажатые кулачки вверх.

 «Много мбели в квартире» (пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

(Загибать пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.)

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире!

(Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.)

« Кроватка» (физминутка)

Вот Кирюшкина кроватка ,

Чтобы спал Кирюшка сладко,

Чтоб во сне он подрастал,

Чтоб большим скорее стал.

Разводят руки в стороны.

Приседают, кладут ладони под щечку.

Медленно поднимаются.

Встают на носочки, тянутся руками вверх.

        

Лексическая  тема: «Зима»

Снег, снег, белый снег..

Дети машут руками перед собой.

Осыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали

«встают» на лыжи, «бегут».

И по снегу побежали.

Сегодня из снежного мокрого кома

Дети идут по кругу, «катят» перед собой воображаемый ком.

Мы снежную бабу слепили у дома. Рисуют руками в воздухе три круга Стоит наша баба у самых ворот. Никто не пройдет, никто

не пройдет.

Грозят указательными

пальчиками.

Знакома она уже всей детворе.

А Жучка все лает: «Чужой

во дворе»,

Идут по кругу.

По сугробам

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали

Сейчас сядем, отдохнем, а потом гулять пойдем.

Елка

Наша елка велика,

Наша елка высока,

Выше мамы, выше папы,

достает до потолка.

Будем весело плясать:

«Эх, эх, эх!»

будем песни распевать:

«Ля – ля – ля!»

чтобы елка захотела

в гости к нам прийти опять!

Лексическая тема: «Игрушки»

"Кукла" (физминутка)

Я хожу, хожу, хожу,

(ходьба с высоким подниманием колен)

Вдруг я куклу разбужу!

(полуприседание, удержание позы)

Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать.

(потягивание на носочках)

Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.

И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.

(руки на поясе, ходьба на носочках,

Проговаривание  шепотом).        

«Мои игрушки» ( пальчиковая гимнастика )  

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

(Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,

(Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.)

Это пёс.

(Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

(Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.)

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

Лексическая тема: «Дикие животные»

Зайчики

Зайцы скачут:

Скок – скок – скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Раз, согнуться – разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

Три медведя

Три медведя шли домой.

(ходьба на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой,

(руки поднять над головой, потянуться)

Мама с ним поменьше ростом,

(руки на уровне груди)

А сынок – малютка просто.

(присесть)        

Очень маленький он был,

(присесть и покачаться)

С погремушкою ходил,

(руки перед грудью сжать в кулаки)

Дзинь-дзинь,        

Дзинь-дзинь.

(имитация игры на погремушке)

Белочка

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки, прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.        

Влево - вправо целый день

   Зверята

Мы проверили осанку,

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк – волчишка.

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.        

Лучик ежика коснулся

Ежик сладко потянулся.

Лексическая тема: «Рыбы»

Рыбка

Рыбка плавает в водице,

ложенными вместе ладонями дети

изображают как плывёт рыбка)

Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывѐт рыбка)

Крошку хлебную взяла.(Делают хватательное движение обеими

Руками)

Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут»)

Рыбка быстро уплыла.

Капитан

Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед,

прижать руки ладонями. друг к другу, слегка приоткрыв. )

По волнам с жемчужной пеной

Я - отважный капитан,( проговаривая стишок, показывать, как

Лодка. качается на волнах, а затем плавными

движениями руками волны, потом по тексту

Мне не страшен ураган

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся. (показать чайку, скрестив руки,

соединив ладони тыльной стороной и помахать

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.(изображают, как плывѐт рыбка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковых игр и физкульт минуток по лексическим темам

пальчиковые гимнастики для разного возраста....

Методическая разработка «Учимся играя» (картотека игр (дидактические, словесные, пальчиковые игры и динамические паузы) по лексическим темам).

Пояснительная записка к методической разработке.           Я работаю учителем дефектологом в коррекционно-диагностической  группе для детей с ЗПР.  Деятельность...

Картотека пальчиковой гимнастики и логоритмических упражнений по лексическим темам. Подготовила Кузнецова Н.В.

Картотека пальчиковой гимнастики и логоритмических упражнений по лексическим темам...

Картотека пальчиковых гимнастик и динамических пауз

В картотеке подобраны пальчиковые гимнастики и динамические паузы по временам года. Предложенный материал можно использовать в образовательной деятельности....

Картотека пальчиковой гимнастики и логоритмических упражнений по лексическим темам

Картотека пальчиковой гимнастики и логоритмических упражнений по лексическим темам...

Картотека пальчиковых гимнастик в младшей группе (по лексическим темам)

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые и...

Картотека динамических пауз по лексическим темам

Картотека динамических пауз по лексическим темам...