Элементы песочной терапии
консультация по коррекционной педагогике на тему

Гридина Людмила Владимировна

Элементы песочной терапии в коррекционных занятиях с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы песочной терапии, как форма психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время все большую популярность в образовательных учреждениях приобретают различные формы работы с песком. И это неудивительно – возможности использования элементов песочной терапии для коррекционно-развивающих целей весьма общирны. Песочница для ребенка – это особая среда, в которой, играя и перевоплощаясь, он может приобрести недостающие силы и уверенность. Использовать для коррекционно-развивающей работы песочницу может не только психолог, но и другие специалисты. В работе с песком педагога дополнительного образования стимулируется творческий потенциал детей, в деятельность логопеда и дефектолога с успехом можно включать элементы игры на песке для закрепления изученного материала. Интерес детей к песочной среде неистощим, для них это и естественное состояние игры, и получение тактильного удовольствия.

Пластические свойства песка способствуют тактильной стимуляции и отреагированию эмоций, что способствует развитию познавательной и эмоциональной сферы ребенка. Применение занятий с элементами песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Игра на песке с фигурками или рисование песком особенно плодотворны в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих "агрессора" и его "жертву". Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний.Строя из песка свой мир, он освобождается от напряжения. А главное – в игре с песком ребенок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения жизненных ситуаций.  И это не случайно. По мнению Зинкевич- Евстигнеевой, для дошкольников отыгрывание своего опыта и чувств в песке является наиболее оздоравливающим видом деятельности. Необходимо так же отметить, что песочница позволяет ребенку создать ту среду, в которой он чувствует себя комфортно и защищено. Играя в песочнице ребенок имеет возможность реально «прожить» всевозможные волнующие его ситуации вместе с персонажами своих игр; а это в свою очередь позволяет обогатить как чувственный, так и практический опыт ребенка.

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована Г. Юнгом так: «Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме, в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики» Иными словами, ребенок, в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, в результате чего пережитое не превращается в психическую травму.

Именно поэтому одной из форм психопрофилактической работы в МДОУ № 52 г. Красноярска стали использоваться элементы песочной терапии.

Рассмотрим ее основные составляющие.

Для организации процесса песочной терапии необходима песочница размером 50см х 70см х 8см с чистым песком, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Желательно, чтобы песочница была деревянной, с голубыми бортами и дном. Фигурки должны представлять собой миниатюру всего, что встречается ребенку в окружающем мире, начиная от объектов и предметов повседневности и заканчивая фантастическими образами. Оптимальный размер фигурок 10-12 см.

Если работа с песочницей происходит для ребенка впервые, то необходимо познакомить его с коллекцией фигурок, с песочницей и с правилами игры. Если ребенок находится в процессе работы, ему предлагается выбрать те фигурки, с которыми он хотел бы поиграть.

Далее дается инструкция. Она зависит от целей работы. Звучать она может примерно так: «Давай познакомимся с песочной феей, с ней можно играть в ее царстве, во все что ты хочешь…», или «В одной сказочной песочной стране жили-были… »

Работающий с ребенком взрослый должен придерживаться безусловного, безоценочного отношение к ребенку и к его творчеству в песочнице; а так же «следовать» за ребенком, за его сюжетом, стараясь понять его чувства и состояние.

 Успешен этот способ в работе с детьми с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью, застенчивостью, а так же с агрессивными и конфликтными детьми.

Так же использования песочной терапии в профилактических целях предполагает использование песочницы как среды для создания сказок. Но сказки, предлагаемые ребенку для разыгрывания не общеизвестные, а специальные. Они подбираются в соответствии с целями профилактической работы. Причем сначала сказка рассказывается ребенку, а спустя время ребенку предлагается воспроизвести ее в песке.

В МДОУ № 52 есть опыт использования коммуникативных сказок в процессе профилактической работы посредством песочной терапии.

Целью нашей работы с использованием занятий по песочной терапии было:

- снятие психоэмоционального напряжения;

- способствование развитию всех психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи и моторики;

- совершенствование предметно – игровой деятельности, сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков детей

Подготовку и проведение сказочных игр мы условно разделили на 6 этапов, каждый из которых подразумевает непосредственное участие в игре взрослого. В отличие от первого варианта, где активная и ведущая роль принадлежит ребенку, в этом варианте ведущая роль принадлежит педагогу или психологу, который помогает ребенку пройти весь путь – от предвкушения сказки, до ее счастливого завершения.

Этап 1. Введение в игровую среду.

Взрослый напоминает детям правила поведения в песочнице. Этот этап может отсутствовать, если ребенок знает и соблюдает правила.

Этап 2. Знакомство со сказкой и ее героями.

Взрослый рассказывает начало сказки, ребенок в это время строит игровое пространство, заселяя его сказочными героями.

Этап 3. Возникновение конфликта, трудностей.

Детям предлагается продолжение истории, в которой происходит нечто, разрушающее отношения между героями.

Этап 4. Выбор помощи.

Взрослый обращается к ребенку за помощью.

Этап 5. Решение проблемы.

Дети отыгрывают ситуацию разрешения возникшей проблемы и восстанавливают утраченное в сказке равновесие в соответствии со своими желаниями знаниями и навыками.

Этап 6. Выведение из игровой среды.

Поощрение участников игры.

Этот вариант использования песочной терапии имеет как индивидуальную, так и групповую формы. Принципиальных различий они не имеют. Но в работе с дошкольниками оптимальное число участников группы 3-4 человека, включая взрослого.

В заключение хочется отметить, что в процессе песочной терапии решаются не только конкретно поставленные задачи. Она способствует:

- развитию творческого потенциала ребенка;

- активизирует пространственное и образно-логическое мышление;

- тренирует мелкую моторику;

- помогает выстроить более гармоничный образ мира.

- снимает психологическое напряжение

Таким образом, использование элементов песочной терапии в психопрофилактических целях не только оправдано, но и целесообразно. И разработка различных форм ее использования именно в этом контексте является перспективой в нашей дальнейшей работе.

Список используемой литературы:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. –СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 340 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...

Конспект аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие в песочную страну к Смешарикам"

Конспект индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие  в песочную страну к Смешарикам"...

презентация к конспекту аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие в песочную страну к Смешарика

презентация к конспекту  аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие  в песочную страну к Смешарика...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами песочной терапии «Знакомство с Песочной страной и её хозяйкой принцессой Песчинкой»

Целевая аудитория: дети 5-6 летКол-во детей: 5-6 детейПродолжительность: 25-30мин.Цель:Прививать в процессе познавательной деятельности любовь к окружающему миру, развивать мелкую моторику и тактильну...

Коррекционно-развивающее занятие с элементами песочной терапии "Путешествие в песочную страну"

Коррекция эмоциональной сферы с помощью песочной терапии позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ограниченными возможностями здоровья. В частности, песочная терапия позволяет успешно работ...

Конспект развивающего занятия для детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов песочной терапии Тема: Песочные чудеса ( от 9.03.2021)

Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники, развитие зрительно-моторной координации в процессе игровой деятельности с песком....

Сценарий совместной деятельности в режимных моментах педагога с детьми 3-4 лет с элементами песочной терапии «В гостях у Песочной феи»

Образовательная область: познавательное развитие.Возраст детей: 3-4 годаФормы совместной деятельности: беседа, экспериментирование, динамическая пауза,  изобразительная  деятельность.Фо...