Консультация "Инклюзивное образование в условиях специализированного дома ребёнка"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Замятина Ольга Александровна (Шабаршина)

В последнее время увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися сверстниками в ДОУ. Этому способствовали демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования.

 Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Инклюзивное образование в условиях специализированного дома ребёнка»

Учитель-дефектолог 1кв. категории: Шабаршина О. А.

 ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка» филиал №5

В последнее время увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися сверстниками в ДОУ. Этому способствовали демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования.

 Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

Инклюзия (от inclusion (франц.) - включение) процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого. Процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом и психическом развитии.

Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.

В нашей стране реализация модели инклюзивного образования поддерживается современной государственной образовательной политикой РФ, закреплена в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) » и обусловлена рядом объективных факторов. К этим факторам можно отнести увеличение количества детей с ограниченными возможностями; соблюдение прав детей на образование; право родителей выбора модели образования для своего ребенка (гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 02.07.2013, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.07.2013), Конвенции ООН «О правах инвалидов».

Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.

1. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

- развитие самостоятельности через предоставление помощи;

- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

психологического характера:

- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;

медицинского характера: поведенческой норме;

- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

педагогического характера:

- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);

- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию;

- подражание «здоровому» типу поведения.

В нашем доме ребёнка инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах:

1.) Организована специальная группа для детей с особыми образовательными потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь дома ребёнка, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. В настоящее время в такой группе дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии, а также дети с органическим поражением мозга.

 2.) В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей с ОВЗ.

Взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.

По данным лаборатории ранней помощи ГНУ “Института коррекционной педагогики РАО”, представленным в докладе Разенковой Ю.А. в июне 2008г. в Новосибирске, у 25-30 % детей с органическими поражениями ЦНС удается:

- к 1.5 годам нормализовать темп и ход психического развития;

- к 3 годам обеспечить возможность посещать массовые детские дошкольные учреждения.

У 70–75 % детей с органическим поражением ЦНС получается предупредить развитие выраженных нарушений. При выявлении тяжелых эмоциональных расстройств и оказании детям на первых годах жизни комплексной помощи удается сгладить тенденции искажения психического развития, подготовить детей к включению в детский социум.

Кроме преодоления уже имеющихся у ребенка трудностей, раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии ребенка дают возможность предупредить появление отклонений вторичной и третичной природы. Ранняя помощь может иметь коррекционный или профилактический характер, т.е. либо преодолевать сложившиеся проблемы, либо предупреждать их возникновение в будущем.

Для детей с нарушением интеллектуального развития ранняя помощь является одним из приоритетных направлений поддержки. Дети достигают значительных результатов в самообслуживании, двигательном и познавательном развитии, формировании коммуникативных навыков и речи, необходимых в повседневной жизни. Дети учатся устанавливать и развивать позитивные отношения с членами своей семьи и другими детьми, запоминают правила, принятые в обществе, и следуют им.

Реализация инклюзивного образования способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и, что немаловажно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

1. Бурлова Н.Б. Социальная защита детства / Н.Б. Бурлова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 10, с. 56-60.

2. Бурмистрова Н. И. Как вы относитесь к совместному обучению детей с различными стартовыми возможностями? // Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» - 2011.-№ 10.-с. 56-60.

3. Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П.В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 7, с. 42-45.

4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – М.: Просвещение, 2005, – 272 с.

5. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / под ред. Т. Н. Гусевой. - М. : Центр «Школьная книга», 2010.

6. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. - М. : Мозаика-Синтез, 2011.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения с использованием интерактивной среды сенсорной комнаты у детей 2 – 3 года жизни в условиях специализированного дома ребенка»

Обобщение опыта работы в темной сенсорной комнате с детьми раннего возраста, воспитывающихся в доме ребёнка.   Темная сенсорная комната - это уникальная среда для работы психолога, воспитателя, логопе...

Статья ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОМЕ РЕБЁНКА

У большинства детей с синдромом Дауна наблюдается отставание в развитии психических процессов, и речи в том числе. Такие дети имеют недостатки развития речи, как в произношении звуков, так и в п...

Статья «ФОТОАЛЬБОМ МОЕЙ ЖИЗНИ» КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СВОЕГО «Я» ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДОМА РЕБЁНКА

В статье идёт речь о значении фотографии в формировании личности детей, воспитывающизхся в условиях депривации. Роль фотоальбома в развитии речи....

Статья "ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОМЕ РЕБЁНКА"

В статье содержится информация о значении дыхательной гимнастики для оздоровления и коррекции детей дошкольного возраста....

Доклад "Психологические особенности раннего развития детей воспитывающихся в условиях специализированного дома ребёнка"

Психиатрические, неврологические и психологические обследования детей в домах ребенка показывают, что разлука с матерью на первом году жизни приводит к депрессивным расстройствам ребенка. Клинические ...

«Музыкальное воспитание в условиях специализированного дома ребенка для детей раннего возраста»

Музыкальный руководитель делится своим опытом организации и проведения всей музыкально-ритмической работы в условиях специализированного детского учреждения....