Мастер-класс " Рисование песком"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Методика песочной терапии прошла путь трансформации от детской игры до психотерапевтической методики. Пропагандисты теории песочной терапии, каждый со своей стороны внесли определенный вклад в развитие этой методики, дошедшей до нас как одной из актуальных, популярных и прогрессивных методик.
Дональд Сандер, известный песочный терапевт, говорит: «В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательное и скрытые в нем тайны».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для педагогов | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов "Рисование песком"
Цель: создание условий для отработки практических навыков работы по песочной терапии, повышения профессионального уровня педагогов.
Задачи:
1. познакомить с технологией песочной терапии;
2. обучить практическим навыкам работы с песочной терапией;
3. консультирование педагогов с использованием метода песочной терапии.
Материалы и оборудование: ноутбук, видеопроектор, презентация на тему «Рисование песком» (разработанная автором-составителем мастер-класса), музыка для релаксации, песок, цветной песок, набор миниатюрных фигурок, песочные планшеты, предметы для упражнения «Песочница желаний» (машинка, кукла, ключик, собачка, монета), картинки для аппликаций, клей-карандаш, влажные салфетки, пособие «Чудо-дерево» для рефлексии.
Количество участников: 5 воспитателей.
Длительность мастер-класса: 15 минут
Дональд Сандер, известный песочный терапевт, говорит: «В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательное и скрытые в нем тайны».
Игра человека с песком известна еще с древних времен. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки на песке. Историческими и культурными параллелями песочной терапии являются рисунки на песке.
Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка магических кругов – мандал – для достижения совершенства и духовной гармонии свое-образная медитативная практика
Принцип «терапии песком» был предложен еще К.Г. Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии.
Методика песочной терапии прошла путь трансформации от детской игры до психотерапевтической методики. Пропагандисты теории песочной терапии, каждый со своей стороны внесли определенный вклад в развитие этой методики, дошедшей до нас как одной из актуальных, популярных и прогрессивных методик.
Песочную терапию можно использовать в работе с детьми от трех лет
Для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, естественная и любимая деятельность. Песочную терапию можно использовать, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. В условиях детского сада не только педагог-психолог может использовать песочницу, но и воспитатели.
Мы психологи чаще всего работаем уже с проблемой. Нас редко приглашают общаться с детьми, которые «устраивают» педагога (удобные дети спокойные, послушные). Нашими партнерами становятся дети, имеющие трудности в общении, поведении и т. д. Но редко кто из педагогов задает себе вопрос: «Почему такие дети появляются в группе сверстников? » Почему они проявляют тревожность, страх, агрессию, негативизм? Давайте рассмотрим на эту проблему из далека.
Появившись на свет, ребенок активно исследует окружающий мир. Собственно, это и есть процесс самообучения. Наблюдая за нашими детьми, мы видим, как они тянутся к ярким и далеко небезопасным предметам; могут запустить обе руки в тарелку с манной кашей и с большим удовольствием размазать ее по себе, столу и любимому родителю; им нужно все попробовать "на зуб"; но главное — их просто тянет к тому, что нельзя. Безусловно, все это доставляет взрослым множество хлопот. И мы вынуждены как заботливые родители и педагоги ставить перед ребенком череду запретов. Так, кирпичик за кирпичиком, растет и крепнет "Стена Плача", отделяя и отдаляя миры Ребенка и Взрослого. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается "семья". Все это — мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это — отражение нашего Взрослого мира. Таким образом, песочная игротерапия позволяет нам не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.
Сегодня на мастер-классе я постараюсь познакомить Вас с одним из направлений арт-технологии – песочной терапией (sand-play) и показать возможности ее использования в работе с детьми дошкольного возраста.
Приглашаем участников мастер-класса
психолог: Какие ассоциации вызывает у Вас слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его? (Ответы участников мастер-класса).
- Большинство из вас вспоминает песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых. Вспомните, какое удовольствие водить ладонями по песку, а самое увлекательное строить из него волшебные замки и ощущать покой и блаженство. Каким-то невообразимым способом вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой. А главное – время совершенно не ощущается при взаимодействии с песком. (Слайд 1)
психолог: Сейчас я расскажу стихотворение, из которого Вы сможете узнать, что же необходимо для работы с песочной терапией.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой
Игрушек маленький набор
Возьмем в игру… Подобно богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу
- Что Вы узнали? (ответы участников)
Для организации песочной терапии понадобится: ящик, песок, ракушки, камушки, фигурки, и др.
психолог: Давайте перейдем к практической части нашего мастер-класса. Вначале давайте познакомимся с песком.
Упражнение «Чувствительные ладошки»
Положите руки на ровную поверхность песка, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в песок.
Возьмите в ладошки песок и пересыпайте его из одной руки в другую, понаблюдайте за движением песчинок. Разровняйте песок на листе.
– Что вы чувствовали при «общении» с песком? Приятно вам было?(ответы участников)
– Общение с песком это своеобразный медитативный процесс, позволяющий расслабиться.
- А сейчас попробуйте:
- Выдуть из трубочки букву, с которой начинается ваше имя;
- Выложите сколько вам лет из ракушек, фасоли, камушков и др.
Игра «Картина из загадок»
Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.
Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит. ( солнце)
Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки. (облака)
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной. (радуга)
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (речка)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё - беда:
Она их главная еда. (трава)
Упражнение «Песочница желаний»
Перед вами песочница желаний, которая подскажет, что вас ожидает в будущем. Сейчас вы будете подходить к песочнице и по одному вытягивать предметы, по предложенным, обозначениям вы будете узнавать, какой сюрприз вас ждёт в будущем. Пожалуйста, проходите.
Предметы в песочнице желаний:
1) Машинка – путешествие
2) Куколка – Фея - исполнение мечты
3) Ключик – узнаете тайну
4) Собачка – встреча с другом
5) Монета – вас ждет денежная премия
- Что вы чувствовали, когда искали в песочнице предметы? Понравились вам предсказание песка? (ответы участников)
Интересная техника, с которой я еще хотела бы Вас познакомить сегодня, это техника «Аппликации из цветного песка».
Сейчас я раздам вам эскизы аппликаций, вам предлагается нанести на них клей и с помощью песка раскрасить. Данная техника очень хорошо развивает мелкую моторику у детей, концентрацию внимания, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
психолог: Мастер-класс подошел к концу, хочется попросить вас проанализировать сегодняшнюю работу. Что показалось наиболее интересным, полезным для вашей работы? Что показалось трудным? (письменная рефлексия) «Чудо-дерево».
Литература
1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010. – 74 с.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
3. Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. В гостях у Песочной Феи. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. - М.: Сфера, 2011. – 61 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Игры с песком как средство развития эмоций и чувств у малышей»
¢Игра в песок для малышей - это самый доступный и естественный способ самотерапии;¢Взрослый посредствам игр в песочнице ненавязчиво сообщает ребёнку нормы и правила поведения в группе;¢Воспитатели чер...
мастер класс "Игры с песком"
Мастер- класс с педагогами по теме: «Игры с песком»...
Мастер-класс родителям "Рисование песком"
Представлен мастер-класс для родителей по рисованию песком для детей....
Мастер - класс по рисованию цветным песком
Мастер-класс по рисованию цветным песком...
Мастер-класс «Полушарное рисование песком»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Ярсалинский детский сад «Солнышко» Мастер-класс «Полушарное рисование песком&ra...
Мастер класс с цветным песком "Магия песка"
В честь дня города Энгельса, педагоги из МАДОУ "Детский сад №7" проводили мастер-классы для детей дошкольного возраста, в этом числе выступала и я . По моей методике, детям было предложено р...
Мастер-класс по рисованию в нетрадиционной технике (картины крупой) Мастер-класс "Объемные картины из круп"
Мастер-класс по рисованию в нетрадиционной технике (картины крупой)Мастер-класс "Обьемные картины из круп"Цель: знакомство с нетрадиционной техникой рисования (картины из круп), изготов...