Рабочая программа педагога –психолога для групп общеобразовательной направленности для детей 2-7 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Рабочая программа педагога –психолога для групп общеобразовательной направленности для детей 2-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pedagoga-psihologa_mbdou_zhirnovskiy_ds_rosinka.docx | 64.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Жирновский детский сад «Росинка»
РАССМОТРЕНО На педагогическом Совете МБДОУ Жирновский д/с «Росинка» протокол от 28.08.2015г № 1 | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ Жирновский д/с «Росинка» _________________ Пр.№43 от28.08.2015г |
Рабочая программа педагога –психолога для групп общеобразовательной направленности для детей 2-7 лет на
2015-2016 учебный год
Составила:
Педагог –психолог
Овчинникова О.Л.
пос.Жирнов
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей . Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. «Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, ошибок и срывов» (М.И. Чистякова).
Сохранить психологическое здоровье ребенка – это научить его адаптироваться к любой среде, противостоять стрессовым ситуациям и творчески относиться к действительности.
У детей дошкольного возраста неустойчивая эмоционально-волевая регуляция: они не могут управлять своими эмоциональными состояниями, в связи с чем, у них наблюдается импульсивное поведение, сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Так как МБДОУ Жирновский д/с «Росинка», открылся год назад, то контингент детей в группах очень разниться (есть дети которые посещали дошкольные учреждения, и которые пришли из семьи ), и тем и другим очень сложно перестроиться к новому укладу, к новому коллективу, необходима работа по постепенному формированию осознания и контроля своих переживаний, понимания эмоциональных состояний других людей, развития волевого поведения.
В связи с этим и возникла необходимость создания данной программы, которая предполагает развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, которые в дальнейшем помогут детям безболезненно адаптироваться в социуме.
Нормативные основания программы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155),
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014),
4.СанПиН 2.4.1.3049-13
5. Лицензия на право ведения образовательной деятельности
6. Устав МБДОУ
7. Образовательной программы МБДОУ.
Цели и задачи программы
Цель:
Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Формы работы с детьми в рамках программы
Данная программа разработана для работы с детьми от 3 до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.
Групповые занятия:
Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.
Возраст | Количество детей в группе | Время занятия |
3-4 года | 5-6 человек | 20 минут |
4-5 лет | 6-7 человек | 20 минут |
5-6 лет | 7-8 человек | 25 минут |
6-7 лет | 8-10 человек | 25 минут |
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.
В частности:
3 – 4 года – восприятие;
4 – 5 лет – восприятие, эмоциональная сфера;
5 – 6 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера;
6 – 7 лет – личностная сфера, волевая сфера.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.
Принципы проведения занятий
- Системность подачи материала
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятия;
- доступность;
- проблемность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.
1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
2. Мотивационный этап- выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;
3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных;задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике;
4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа:
Включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями детей
В рамках этой программы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.
Программа психолого-педагогических занятий
3-4 года (вторая младшая группа)
Пояснительная записка
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.
Таким образом, основным направлением данной программы являетсяпомощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи занятий:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), рекомендуется проводить занятия на протяжении всего учебного года.
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей ит.п.
Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 1-2 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 2-3раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.
Срок реализации программы 9 месяцев (сентябрь-май).
Примерное перспективное планирование развивающей работы по профилактике дезадаптации детей 2-4 лет.
№ | Тема занятия | Источник | Задачи | Кол-во ч. |
Божья коровка | РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению | -создание положительного эмоционального настроя в группе; -развитие умения действовать соответственно правилам игры; - развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; - развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов); -развитие внимания, речи и воображения. | 3 | |
Листопад | РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению | - создание атмосферы эмоциональной безопасности; -снятие эмоционального и мышечного напряжения; - снижение импульсивности, повышенной двигательной активности; - развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; - развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций; -развитие речи, воображения, творческих способностей. | 3 | |
Мячик | РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению | -сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; - повышение эмоционального тонуса; - развитие чувства ритма, координации движений; -развитие ориентации в пространстве; - обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов; - развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. | 2 | |
Прогулка в осенний лес | РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению | - сплочение группы, развитие эмпатии; -развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию; - снижение излишней двигательной активности; - обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; -развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей; - развитие общей моторики; - развитие памяти, речи и воображения. | 2 | |
Веселый петрушка | РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению | - развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; -закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик); - закрепление пространственных представлений («верх», «вниз»); -развитие общей и мелкой моторики; -развитие восприятия, речи и воображения. | 3 | |
Новый год | РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению | -создание положительного эмоционального настроя в группе; -отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни; -отработка быстроты реакции; -развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; -развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения, | 2 | |
Мячики | РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению | -развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт; друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера); - снятие эмоционального и мышечного напряжения; -развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; -развитие ориентации в собственном теле; - развитие общей и мелкой моторики; - развитие зрительного восприятия, речи и воображения. | 2 | |
Зайка | РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению | - создание положительного эмоционального настроя в группе; - развитие умения подражать движениям взрослого; - развитие координации движений, общей и мелкой моторики; - развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; - снижение излишней двигательной активности, импульсивности; - развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения. | 2 | |
Мыльные пузыри | РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению | - снятие эмоционального напряжения и агрессии; -снижение излишней двигательной активности, импульсивности; -обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы; - развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; -развитие внимания, речи и воображения. | 2 | |
Музыканты | РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению | - создание положительной эмоциональной обстановки; -сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста; - развитие образности слухового восприятия; -развитие слуховой и зрительной памяти; -развитие общей и мелкой моторики; - развитие внимания, речи и воображения. | 2 | |
Мамин день | РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению | - оптимизация детско-родительских отношений; -воспитание доброго отношения к маме; - развитие двигательных навыков; - развитие восприятия, внимания и речи. | 2 | |
Мишка | РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению | - сплочение группы, развитие эмпатии; - снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; -развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; - развитие координации движений, общей и мелкой моторики; - развитие внимания, речи и воображения. | 2 | |
Непослушные мышата | РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению | -преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет; -формирование положительной самооценки; - развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм; -развитие слухового внимания, быстроты реакции; - развитие общей и мелкой моторики; - развитие чувства юмора, речи и воображения. | 2 | |
Колобок | РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению | -сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества; - снятие страхов перед сказочными героями; -развитие общей и мелкой моторики, координации движений; -развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного); - развитие пространственных представлений; - развитие внимания, речи и воображения. | 2 | |
Котята | РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению | - формирование положительной самооценки; - развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга; -снятие мышечного напряжения; -развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость); -развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки; - развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле? -развитие пространственных представлений; -развитие внимания, речи и воображения. | 2 | |
Диагностика | РоньжинаА.С. | -исследование уровня адаптации ребенка к ДОУ; -исследование эмоционально-волевой сферы ребенка | 3 |
Методами и средствами оценки результативности программы являются наблюдение, методы опроса(анкетирование, тестирование) диагностика. Обследование проводится как групповым способом, так и индивидуально.
Ожидаемый результат реализации программы:
-успешная адаптация ребенка в социуме;
- проявление способности сопереживать.
Программа психолого-педагогических занятий
4-5лет (средняя группа)
Пояснительная записка
Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных»поЛ.С.Выгодскому, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Целью данной программы является создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Формы работы с детьми в рамках программы
Данная программа разработана для работы с детьми 4-5 лет . Занятия проводятся 1 раз в неделю, комплектация группы для среднего возраста составляет 6-7 человек, продолжительность занятия 20 минут. Срок реализации программы рассчитан на 9 месяцев (учебный год).
В начале учебного года, в середине, в конце учебного года, проводится диагностика для изучения познавательных процессов, эмоциональной, личностной и волевой сферы.
Методами и средствами оценки результативности программы являются наблюдение, методы опроса(анкетирование, тестирование) диагностика. Обследование проводится как групповым способом, так и индивидуально.
Ожидаемый результат реализации программы:
-приобретение ребенком навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие;
- умение подчинить свои действия действующим правилам.
Возрастные особенности детей среднего возраста
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция | Наглядно-образное мышление |
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Эмоции | Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. |
Способ познания | Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. |
Внимание | Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов |
Память | Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. |
Мышление | Наглядно-образное |
Воображение | Репродуктивное, появление творческого воображения |
Условия успешности | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразование возраста | Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности. развитие способности выстраивать элементарные умозаключения. |
Тематическое планирование психологических занятий
Средняя группа
сентябрь | ||||
№ | Название занятия | Источник | Цель | Кол-во ч |
1 | Вводная диагностика | Исследовать познавательные процессы; эмоциональную, личностную и волевую сферу. | 2 | |
2 | ||||
3 | Знакомство | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 13 | Познакомить детей друг с другом. Создать благоприятную атмосферу на занятии. | 1 |
4 | Давайте дружить | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 17 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Сплотить группу. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия. | 1 |
Октябрь
5 | Волшебные слова. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 20 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Развитие навыков культурного общения. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала. | 1 |
6 | Правила поведения на занятиях. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 25 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения. Развитие навыков культурного общения. Развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры.) | 1 |
7 | Радость и грусть | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 30 | Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе. Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию. | 1 |
8 | Гнев | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 35 | Развитие коммуникативных умений и навыков. Знакомство с эмоцией «гнев». Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. | 1 |
Ноябрь
9 | Удивление | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 39 | Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление. | 1 |
10 | Испуг | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 42 | Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности. Обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления. Профилактика и коррекция страхов у детей: животных, сказочных персонажей. | 1 |
11 | Спокойствие | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 46 | Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. | 1 |
12 | Словарик эмоций | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 49 | Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Обучение распознавании и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. | 1 |
Декабрь
13 | Сказка «Теремок» | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 53 (3-4) | -развитие навыков общения; -развитие познавательных психических процессов. | 1 |
14 | К.И.Чуковский «Федорино горе». | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 57 (3-4) | -развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей; -развитие познавательных психических процессов. | 1 |
15 | Диагностика промежуточная | Исследовать познавательные процессы; эмоциональную, личностную и волевую сферу. | 2 | |
16 |
Январь
17 | Мои помощники глазки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 67 | . Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка зрительных ощущений. Развитие зрительного внимания. Развитие зрительной памяти. Активизация творческой активности. | 1 |
18 | Мой помощник носик | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 73 | Совершенствования восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка обоняния. Активизация творческой активности | 1 |
19 | Мой помощник ротик | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 77 | Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка вкусовых ощущений. Активизация творческой активности. | 1 |
20 | Мои помощники ушки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 82 | Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка слуховых ощущений. Развитие слухового внимания. Развитие слуховой памяти. Активизация творческой активности. | 1 |
Февраль
21 | Мои помощники ручки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 87 | Совершенствования восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания. Тренировка тактильных ощущений. Формирование позитивной мотивации общения. | 1 |
22 | Мои помощники ножки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 91 | Совершенствование восприятия. Развитие двигательной активности. Формирование позитивной мотивации общения. | 1 |
23 | Из чего же сделаны наши мальчишки? | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 95 | Развитие коммуникативных навыков. Закрепление знаний об особенностях поведения мальчиков. Работа по развитию самоконтроля. | 1 |
24 | Из чего же сделаны наши девчонки? | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 99 | Развитие коммуникативных навыков. Закрепление об особенностях поведения девочек. Способствовать формированию доброжелательного отношения к маме, бабушке, сестре, тёте. | 1 |
Март
25 | Страна Вообразилия | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 103 | Развивать воображение. Продолжать формировать вербальное общение; умение слушать. Развивать восприятие, внимание, память, наглдяно-образное мышление. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать самосознания. | 1 |
26 | Прогулка по городу | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 110 | Развитие мыслительной операции обобщение, классификация, рассуждение. Развитие коммуникативной, эмоциональной сферы. | 1 |
27 | Здравствуй, Весна! | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 114 | Развить воображение. На основе знаний детей о весенних явлениях в природе развивать познавательные психические процессы. Развивать умение выразительно передавать разнообразие весенней природы в пластике движений, слов. | 1 |
28 | В гостях у сказки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 122 | Развить воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность. Закрепить знание содержание сказок. Развить творческое мышление. | 1 |
Апрель
29 | День Смеха | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 118 | Развить воображение. Развить творческое мышление. | 1 |
30 | «Мы такие разные» | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 38 | Учить различать индивидуальные особенности детей в группе, определить свои вкусы в еде, предпочтения по отношению к животным, играм и занятиям, сравнивать свой вкус со вкусами других. | 1 |
31 | «Давайте жить дружно» | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 45 | Формировать чувство принадлежности к группе, помогать каждому ребенку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении. | 1 |
32 | «С кем я живу» | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 85 | Вызвать у детей интерес с собственной личности, воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям. | 1 |
Май
33 | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 53 | Развитие восприятия сенсорных признаков предметов. Развитие мыслительных процессов. | 1 |
34 | Восприятие свойств предметов. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 57 | Развитие восприятия свойств предметов. Развитее мышления (сравнение, исключение, анализ). Развитие внимания (зрительное, слуховое). Развитие воображения и логического мышления. | 1 |
35 | Контрольная диагностика | Исследовать познавательные процессы; эмоциональную, личностную и волевую сферу. | 2 | |
36 |
Программа психолого-педагогических занятий
5-6лет (старшая группа)
Пояснительная записка
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность: становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяют произвольные действия-наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия в этом возрасте оказывает речь. Дети активно используют названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Именно на этом этапе работа по специальной организации процесса восприятия у детей особенно важна.
Данная программа включает в себя конспекты групповых занятий «Здравствуйте, я сам!»Крюковой С.В., направленных на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умение осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.
Цель программы: развивать восприятие детей, их способность к формированию более точных и полных образов, обучая их различным способам обследования окружающего мира.
Поставлены следующие задачи:
- учить детей произвольно улавливать основные телесные ощущения (тепло,холод), расслаблять и напрягать отдельные группы мышц;
- формировать навыки осознания чувств, ощущений своего тела;
- помогать детям , осознавать эмоции и проживать их;
- развивать навыки ассоциативно-образного восприятия;
- развивать самосознание, уверенность, внимание;
- повышать групповую сплоченность.
Формы работы с детьми в рамках программы
Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тренингов, продолжительность занятий составляет 25-30 минут. Программа включает в себя 36 занятий, с сентября по май (включительно). В сентябре и мае по программе, проводится диагностическое обследование детей, с целью определения функциональной зрелости нервных процессов. Реализация программы рассчитана на 1 учебный год (9 месяцев).
Методами и средствами оценки результативности программы являются наблюдение, методы опроса(анкетирование, тестирование) диагностика. Обследование проводится как групповым способом, так и индивидуально.
Ожидаемый результат реализации программы:
- развитие у ребенка основных отношений «восприятие-движение», которые построены на освоении личного пространства;
- создание собственного «эмоционального фонда»,с помощью которого ребенок сможет ориентироваться в своих чувствах и чувствах людей, которые его окружают;
- подчинение своих желаний требованиям коллектива.
Возрастные особенности детей:
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении |
Ведущая функция | Воображение |
Игровая деятельность | Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения. |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник. |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении. |
Эмоции | Преобладание ровного оптимистичного настроения. |
Способ познания | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. |
Внимание | Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов. |
Память | Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия. |
Мышление | Наглядно-образное, начало формирования логического мышления. |
Воображение | Развитие творческого воображения. |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Новообразования возраста | Планирующая функция речи. Предвосхищение результата деятельности. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). |
Тематическое планирование психологических занятий
Старшая группа
№ | Название занятия | Источник | Цель | Кол-во ч |
1 | Диагностика | определения функциональной зрелости нервных процессов | 2 | |
2 | ||||
3 | Давайте знакомиться-«Радужка» | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр9 | Снять эмоциональное напряжение у детей; настроить их на совместную работу; познакомить с понятиями «внутренний контур»и «внешний контур». | 1 |
4 | Давайте знакомиться-«Ушастик» | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр10 | Совершенствование восприятия; тренировка слуховых ощущений; закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. | 1 |
5 | Давайте знакомиться-«Глазка» | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр16 | Тренировка зрительных ощущений; закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств | 1 |
5 | Давайте знакомиться-«Нюх» | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр19 | Тренировка обоняния; закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. | 1 |
6 | Давайте знакомиться-«Вкусик» | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр22 | Тренировка вкусовых ощущений; закрепление навыков обследования предметов с помощью соответствующих органов чувств; совершенствование восприятия | 1 |
7 | Давайте рисовать | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр26 | Создание положительного эмоционального фона; закрепление знаний об органах чувств. | 1 |
8 | Давайте знакомиться-«Чувствительный» | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр27 | тренировка тактильных ощущений; закрепление навыков обследования предметов с помощью органов осязания | 1 |
9 | Давайте знакомиться-«Восприятие» | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр31 | Тренировка ощущений; закрепление навыков обследования предметов с помощью всех органов чувств | 1 |
10 | Это интересно | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр35№9 | Развивать чувство общности у детей в группе; снятие мышечного напряжения; активизация внимания | 1 |
11 | Паутинка | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр38 №10 | Развитие ловкости и координации движений навыков ориентации в пространстве; опосредованное развитие зрительного восприятия | 1 |
12 | 5 движений | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр40 №11 | Снятие мышечных зажимов; развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений. | 1 |
13 | Объемная паутинка | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр42№12 | Развитие ловкости, координации движений; ориентирование в пространстве; опосредованное развитие зрительного восприятия | 1 |
14 | Джаз тела | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр43№13 | Снятие мышечных зажимов; стимуляция моторного и эмоционального самовыражения; развитие координации движений; обучение элементам саморегуляции и релаксации | 1 |
15 | Путешествие | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр45№14 | Развитие вестибулярного аппарата,координация движений произвольности; Развитие ориентации в пространстве и умения правильно располагать изображения на листе бумаги; формирование доверия в группе | 1 |
16 | Паучок | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр47 № 15 | Развитие координации движений,мелкоймотрики; развитие умения правильно располагать изображение на листе бумаги; остроты зрения | 1 |
17 | Карусель | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр48 №16 | Развитие ориентации в пространстве, координации движений, мелкой мотрики, зрительного анализатора; развитие умения сосредотачиваться | 1 |
18 | Мы строители | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр50№17 | Развитие воображения, сплоченности группы. | 1 |
19 | Эмоции | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр51№18 | Расширение представления о четырех эмоциях; Снятие мышечного и эмоционального напряжения;выражение эмоций под музыку, с помощью движений и передачи цветом. | 1 |
20 | Радость | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр59№19 | Расширение представлений детей о радости; развитие творческого мышления; укрепление доверия в группе | 1 |
21 | Улыбнись | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр62№20 | Развитие произвольного улавливания ощущения тепла;Снятие мышечных зажимов; развитие творческого мышления, памяти. | 1 |
22 | Моя эмоция | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр64№21 | Переживание радостных эмоций; наблюдения за ощущениями в теле; развитие произвольного улавливания ощущения тепла | 1 |
23 | Портрет радости | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр66№22 | Формирование положительного эмоционального настроя; продолжение наблюдений за ощущениями в теле. | 1 |
24 | Страх | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр69№23 | Расширение представлений детей о страхе; развитие произвольности; укрепление доверия в группе | 1 |
25 | Тепло и холод | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр71№24 | Развитие произвольного улавливания неприятных ощущений (дрожь, холодок) | 1 |
26 | Где живет страх | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр73№25 | Наблюдения за ощущениями в теле; Снятие мышечных зажимов | 1 |
27 | Портрет страха | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр75№26 | Расширять представления детей о эмоции; формирование положительного эмоционального настроя | 1 |
28 | Злость | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр77№27 | Расширение представлений о злости; создание благоприятных условий для проявления чувств. | 1 |
29 | На что похожа злость | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр80№28 | Развитие способности произвольно чувствовать напряжение; снятие мышечных зажимов | 1 |
30 | Сердитый Буль | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр83№29 | Развитие способности произвольно улавливать напряжение, ощущение «сжатой пружины» | 1 |
31 | Портрет злости | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр86№30 | Формировать умение распознавать и описывать свои ощущения в теле | 1 |
32 | Спокойствие | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр88№31 | Расширение представлений о спокойствии; развитие саморегуляции. | 1 |
33 | Источник покоя | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр90№32 | Обучение детей произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;снятие мышечных зажимов | 1 |
34 | Картина спокойствия | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр91№33 | Формировать умение наблюдать за ощущениями в теле;развивать творческое мышление, память, координацию | 1 |
35 | Портрет спокойствия | Крюкова С.В. «Здравствуйте, я сам!» стр94№34 | Обобщение представлений детей о эмоциях; развивать умение распознавать и описывать свои ощущения в теле | 1 |
36 | Диагностика | определение функциональной зрелости нервных процессов | 1 |
Программа психолого-педагогических занятий
6-7 лет (подготовительная группа)
Пояснительная записка
У каждого человека есть свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и принят другими людьми.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка,идет активное развитие его познавательных возможностей.На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные.
Данная программа направлена на формирование психологического здоровья старших дошкольников и построена на основе целостного подхода к личности ребенка с учетом естественной динамики его развития.
Программа содержит в себе конспекты развивающей психолого-педагогической программы «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет» под ред.Куражевой Н. Ю., Козловой И. А.
Цель программы : раскрытие творческого ,эмоционально-нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи программы :
- Формирование личности, способной к самопознанию,имеющей самосознание и умение сознательно регулировать свое поведение, а также взаимодействовать в реальном социуме;
- Формирование целостной картины мира, обеспечивающей решение проблем в широком круге неопределенных ситуаций,саморазвитие личности ребенка.
Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребенка) и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем).
Продолжительность однократного занятия составляет 30 минут. Общая продолжительность программы — 30 часов и 2 диагностических занятия, периодичность встреч - 1 раз в неделю. Тематика и планы занятий могут меняться, но должна соблюдаться последовательность, взаимная преемственность тем.
В результате реализации программы ребенок учится:
- устанавливать причинно-следственные связи, выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи;
-делать умозаключения, отвечать на вопросы;
-должен быть ориентирован на понимание себя, своих чувств, желаний, поступков, поведения;
-у него должны быть сформированы интерес и установки на определение причин собственного и чужого поведения и его последствий.
- осмысливать события своей и социальной жизни; осознанно выбирать разные формы поведения; уметь строить и анализировать взаимоотношения с другими людьми.
Методами и средствами оценки результативности программы являются методы опроса( тестирование) диагностика. Обследование проводится как групповым способом, так и индивидуально.
Возрастные особенности детей:
Ведущая потребность – общение.
Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – воображение.
- Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
- Переход к младшему школьному возрасту.
- Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничество,демонстративное поведение).
- Повышенная чувствительность.
- Полное доверие взрослому, принятие точки взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
- Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Новообразования :
- Внутренний план действий
- Произвольность всех психических процессов
- Возникновение соподчинения мотивов
- Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе
- Возникновение первой целостной картины мира
- Появление учебно-познавательного мотива
Тематическое планирование
Психологических занятий в подготовительной группе
Месяц | Тема | Источник | |
Сентябрь | Сказки для школьной адаптации: 1. Создание «Лесной школы» 2. Букет для учителя 3. Смешные страхи 4. Игры в школе | Куражева Н. Ю., Козлова И. А. «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет» | 1 1 1 1 |
Октябрь | 5. Школьные правила Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды: 1. Собирание портфеля 2. Белочкин сон 3. Госпожа Аккуратность | Куражева Н. Ю., Козлова И. А. «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет» | 1 1 1 1 |
Ноябрь | 4. Жадность 5. Волшебное яблоко (воровство) 6. Подарки в день рождения Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям: 1. Домашнее задание | Куражева Н. Ю., Козлова И. А. «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет» | 1 1 1 1 |
Декабрь | 2. Школьные оценки 3. Ленивец 4. Списывание 5. Подсказка | Куражева Н. Ю., Козлова И. А. «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет» | 1 1 1 1 |
Январь | Сказки о здоровье, в том числе психическом: 1. Обманный отдых 2. Бабушкин помощник | Куражева Н. Ю., Козлова И. А. «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет» | 1 1 |
Февраль | 3. Прививка 4. Больной друг Сказки о школьных конфликтах: 1. Ябеда 2. Шапка-невидимка (демонстративное поведение) | Куражева Н. Ю., Козлова И. А. «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет» | 1 1 1 1 |
Март | 3. Задача для Лисенка (ложь) 4. Спорщик 5. Обида 6. Хвосты (межгрупповые конфликты) | Куражева Н. Ю., Козлова И. А. «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет» | 1 1 1 1 |
Апрель | 7. Драки 8. Грубые слова 9. Дружная страна (межполовые конфликты) 10. В гостях сказки | Куражева Н. Ю., Козлова И. А. «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет» | 1 1 1 1 |
Май | 11/12. Диагностика готовности ребенка к школе | Психолого-педагогическое обследование детей 5-7 лет | 4 |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРОГРАММ, ТЕХНОЛОГИЙ, ПОСОБИЙ.
Перечень программ, технологий, пособий | 1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.-М.:ТЦ Сфера,2005 2.Арцишевская И.Л. Работа с гиперактивными детьми в детском саду.- М.:Книголюб,2011 3. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет/ авт.- сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова.- Волгоград: Учитель, 2012. 4.Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов.-2-е изд., испр.-М.: Мозайка-Синтез,2014 5. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.Часть 1:учеб.-метод.пособие:в 2-х ч.-М.: ВЛАДОС,2010 6. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий.-М.: Книголюб,2004
8.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.: Книголюб, 2003. 9. Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет.-М.:ТЦ Сфера,2008 10. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников –М.;ТЦ 11..Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры,упражнения,сказки.-М.:Гнезис,2005 12. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет.- Волгоград: Учитель, 2013. Программы: 1. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет «Цветик - семицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой 2. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет «Цветик - семицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой 3. Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет «Здравствуйте, я сам!» Крюкова С.В. 4. Куражева Н. Ю., Козлова И. А. «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. — СПб.: Речь, 2007. 5. Трясорукова Т.П. Программа «Солнышко»: психопрофилактические занятия с детьми дошкольного возраста.- Ростов-н/Д:Феникс,2011 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога-психолога (2016 -2017 учебный год) для детей с нарушением слуха
Рабочая программа педагога-психолога КОУ «Сургутская школа-детский сад» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министер...
Рабочая программа педагога-психолога для групп детей дошкольного возраста с ОВЗ
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога ГБДОУ №41 по направлениям: психологическая диагностика, психологическая профилактика и просвещение, психологическое ...
Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ детский сад «Солнышко» для детей дошкольного возраста (1,5-7 лет) на 2020-2021 учебный год
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...
Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!» (на основе материалов А.С. Роньжиной)
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем во...
Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Счастливое детство!" (на основе материалов А.С.Роньжиной).
Рабочая программа "Счастливое детство!" определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраст...
Рабочая программа педагога-психолога в группах общеразвивающей направленности (3-7 лет) на 2023- 2024 учебный год на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования и в соответствии с ФГОС ДО
Рабочая программа педагога-психолога Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» села Сенгилеевского составлена в соответствии с основной образовател...
Рабочая программа педагога – психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
В дошкольном возрасте проблема сохранения психологического здоровья является наиболее актуальной при вхождении ребенка в образовательную среду при поступлении его в дошкольное учреждение, т.е. в проце...