Ряба
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад № 56
Ярославская обл., г. Рыбинск,
ул. Инженерная, д.46
Тел. 200-397
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Коррекционно – развивающее
познавательно - игровое занятие
по мотивам русской народной сказки
«Курочка Ряба»
для детей младше – среднего дошкольного возрастного периода
с интеллектуальной недостаточностью
1 года обучения
учитель - дефектолог В.А. Фишер
методическое объединение учителей – логопедов и учителей – дефектологов
Цель:
- способствовать обогащению познавательного и игрового опыта детей с интеллектуальной недостаточностью 1 года обучения;
- развивать коммуникативную деятельность, эмоционально – волевую сферу и умение контролировать произвольную деятельность;
- стимулировать развитие психических процессов (восприятия, внимания, запоминания, речемыслительной деятельности).
Задачи:
- Применять знание детьми содержания русской народной сказки «Курочка Ряба» для узнавания героев (баба, дед, курочка Ряба, яичко).
- Уточнить и расширить представления детей о семье (баба, деда, мама, папа, сыночек). Упражнять в переносе и вербализации этих представлений в ситуацию с домашними птицами (курица – мама, петушок – папа, сыночек – цыпленок).
- Формировать элементарные представления о количестве (много, один). Уточнить представления о величине (большой, маленький, длинный); о пространстве (низко, высоко, близко, далеко).
- Передавать имитацией движений и звуков характерные особенности поведения и внешнего вида курицы, петуха и цыпленка.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, тактильно – двигательное восприятие, общую и мелкую моторику. Координировать свои действия с речью и действиями педагога.
- Воспитывать у детей желание взаимодействовать с педагогом, подражать его действиям и речи.
Оборудование:
- Игрушки бибабо (дед, баба, курочка Ряба).
- Игрушки сюжетные (петушок, цыпленок, яички большие и маленькие).
- Салфетки желтого цвета, клей; красные шнурки по числу детей, емкости с зернами фасоли.
- Фонограмма азербайджанской песенки «Цыплята»
Предварительная работа:
Знакомство детей с русской народной сказкой «Курочка Ряба» - рассказывание и рассматривание книжки – картинки; инсценировка настольными игрушками.
Чтение рассказов К.Д. Ушинского «Петушок с семьей», Я. Тайц «Кыш», К. Чуковского «Цыпленок» с рассматриванием иллюстраций и обыгрыванием.
- Организационный момент:
Посмотрите, дети, сколько к нам пришло гостей.
- Один или много? Много.
Давайте с гостями поздороваемся и скажем волшебное слово: «Здравствуйте!».
- Какие гости маленькие или большие? Большие.
- Кто они дяди или тети? Тети.
А еще к нам пришла бабушка (кукла – бибабо на руку). «Здравствуйте, ребятки!»
- Кто это? Скажите: баба! Давайте с ней поздороваемся: «Здравствуй, баба!»
- Сколько бабушек, много или одна? Одна.
Бабушка хочет с вами познакомиться. Давайте назовем свое имя.
- Как тебя зовут? Назови свое имя.
А еще к нам пришел дедушка (кукла - бибабо на руку). «Здравствуйте, ребятки!»
- Кто это? Скажите: деда. Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, деда!»
- Сколько дедушек, много или один? Один.
Дедушка тоже хочет с вами познакомиться. Давайте назовем свое имя.
- Как тебя зовут? Назови свое имя.
Вот какие молодцы, ребятки. Все правильно назвали свои имена и поздоровались.
«Вот в садике нашем детишек не счесть.
Мишутка с Сережей, и Данечка есть!»
- Введение в тему:
Дедушка с бабушкой хотят рассказать вам сказку. Давайте послушаем сказку внимательно.
«Жили были дед и баба, а на дворе у них жил Петушок с семьей.
Показ игрушки (петушок) и рассматривание.
« Это Петя, петушок, золотой гребешок.
Масляна головушка, шелкова бородушка.
Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Голосок у Пети громче всех на свете.
- Кто пришел к нам?
- Как зовут Петушка? Петя.
- Как Петя кукарекает? Кукареку.
- Какой Петушок маленький или большой? Большой.
- Кто он в своей семье мама или папа? Папа.
Семья у Пети небольшая. Это курочка Ряба и цыпленок Цыпа.»
Отгадайте загадку (показ курочки).
«У меня одна привычка -
Каждый день несу яичко.
Это, думаешь, легко?
Ко – ко - ко, ко – ко – ко!»
- Кто это?
- Как курочку зовут? Ряба.
- Как курочка квохчет? Ко-ко-ко.
- Какая курочка Ряба маленькая или большая? Большая.
- Кто она в своей семье папа или мама? Мама.
И был у них маленький сыночек - цыпленок Цыпа. (показ цыпленка)
«Узнаете молодца?! Только вышел из яйца,
Сразу ножками пошел. Крошку хлебную нашел,
Осмотрел внимательно. Съел самостоятельно».
- Кто это? Цыпленок.
- Как зовут цыпленка? Цыпа.
- Как цыпленок пищит? Пи-пи-пи.
- Какой цыпленок большой или маленький? Маленький.
- Кто он для мамы и для папы дочка или сыночек? Сыночек.
III. Разработка темы:
«Цыпленок Цыпа был маленький. Вот такой (присесть на корточки). Покажите, какой маленький был цыпленок.
Но он думал, что он большой. Вот такой (встать в полный рост и потянуться, руки вверх).
Покажите, какой большой цыпленок.
А когда гулял по двору, то важничал и задирал кверху голову. Вот так.
Покажите, как важничал цыпленок».
Хозяйка позвала цыплят: «Цып – цып – цып. Идите ко мне!»
Динамическая пауза под музыку «Цыплята»
(ходьба с высоким подниманием колен и поднятым кверху носом, руки за спиной – полочкой).
Хозяйка шугает цыплят: «Кыш – кыш – кыш!
Задание 1. «Оденем цыпленка».
Посмотрите, ребятки, какая у меня картинка.
- Кто на ней? Цыпленок.
Только он голенький. Давайте его оденем. Сделаем ему перышки.
Работа по подражанию действиям педагога.
Посмотрите на столе лежат полоски из бумаги.
- Сколько желтых полосок? Много.
Возьмите полоску бумаги желтого цвета и сомните ее в комочек. Также поступите с другими полосками.
- Сколько получилось комочков? Много. Это перышки для цыпленка.
Я намажу цыпленка клеем. А вы прижмете все свои комочки-перышки к голове и туловищу цыпленка.
Будете брать по одному комочку и прижимать. Вот так.
Вот какой красивый желтый цыпленок у нас получился.
- Как он пищит? Пи-пи-пи. Это он радуется, что вы его одели.
- Скажите, кто у цыпленка мама? Курочка Ряба.
«Курочка Ряба была не простая. Она несла яички золотые, маленькие и большие».
- Какие в корзине яички? Маленькие.
- Сколько маленьких яичек? Много.
«Вот снесла курочка Ряба золотое яичко, большое, крупное такое, любо посмотреть».
- Какое яичко снесла курочка Ряба? Большое.
- Сколько крупных яичек? Одно.
«Увидел дед яйцо и позвал бабу. Стали они хвалить курочку Рябу. А потом дед и говорит: «Надо это яичко на хорошее место положить, чтобы его мышка не разбила».
Игра «Спрячем яичко»
(игра выполняется по подражанию действиям педагога)
Давайте возьмем из корзины по одному яичку и спрячем их.
- Сколько ты взял яичек? Одно.
Прячем низко-низко (присесть), высоко-высоко (потянуться на носочках за высоко поднятыми над головой руками). Теперь прячем близко-близко (прижать яичко ладонями к груди), а потом далеко – далёко (отдать яичко присутствующим гостям).
«Курочка Ряба очень любила своего цыпленка и кормила его червяками. И были червяки вот такие длинные». (показать руками длину червяков)
Покажите, какие длинные были червяки.
Посмотрите, как много у меня длинных червяков.
- Сколько длинных червяков, один или много? Много.
Вот возьмите каждый по одному червяку (раздать детям шнурки красного цвета).
- Сколько у тебя червяков много или один? Один.
- Какой длины червяки? Длинные.
Задание 2. «Угостим цыпленка червяками»
Каждый червяк ползет по своей дорожке (раздать карточки с контуром волнистой линии – движения червяка), провести по дорожке указательным пальцем от начала до конца.
Уложите каждый своего червяка на дорожку, по которой он ползет, а цыпленок Цыпа посмотрит, какой червяк ему понравится.
«Зовет мама курочка деток гулять.
«Ко – ко! Будем зернышки вместе клевать».
Но к маме идти малыши не спешат.
Они на червей с интересом глядят».
- Молодцы, ребятки, красиво уложили своих длинных червяков на дорожку.
«Вдруг увидел цыпленок, ходит по двору петушок. На голове красный гребешок, под носом - красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом. На хвосте узоры, на ногах шпоры. Кукареку!»
«Гордой поступью хожу. За собой цыплят вожу.
А усядусь на забор, вижу сразу целый двор.
Распушу свой гребешок - вот какой я петушок.
Ку-ка-ре-ку!»
- Как зовут петушка? Петя.
- Как кукарекает Петя? Кукареку.
«Лапами Петя кучу разгребает, курочку с цыплятами созывает. Курочка Рябушечка, собирайтесь с цыплятами, с малыми ребятами, я вам зернышки припас».
IU. Итог занятия
Задание 3. «Отыщем секрет»
Петушок припас для цыплят зернышки в корзине. А там, в зернышках, он спрятал секрет.
Цыпленок Цыпа у нас один.
- А нас сколько? Много.
Одному Цыпе не справиться. Не найти секрета. Давайте поможем цыпленку Цыпе отыскать секрет в зернышках.
Дети ищут сюрприз в емкости с зернами (обе руки опустить в корзину с зернами фасоли).
Поочередно один за другим дети должны найти двумя руками одно игрушечное яйцо и достать его из емкости.
Вот какие молодцы, ребятки. Помогли цыпленку Цыпе. Отыскали секрет.
- Что же это? Яичко.
- Какое яичко? Маленькое. Желтое. Волшебное.
- Сейчас мы вернемся в группу и откроем там волшебные яички. А пока надо попрощаться с бабой, дедой и гостями, а также петушком, курочкой и цыпленком.
- Какие волшебные слова мы скажем? Спасибо. До свидания.
Самоанализ познавательно – игрового занятия
по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба»
Занятие в форме игры по мотивам сказки «Курочка Ряба» проводится с детьми с интеллектуальной недостаточностью 3 – 4 летнего возраста на основе программы дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание». Имеет ближайшей целью обогащение эмоционального и игрового опыта детей, стимулирование развития психических процессов (восприятия, зрительного и слухового внимания, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления) и коммуникативной деятельности.
Для достижения поставленных целей были выдвинуты следующие коррекционно – развивающие и воспитательно – образовательные задачи:
- Применять знание детьми содержания русской народной сказки «Курочка Ряба» для узнавания героев (баба, дед, курочка Ряба, яичко).
- Уточнить и расширить представления детей о семье (баба, деда, мама, папа, сыночек). Упражнять в переносе и вербализации этих представлений в ситуации с домашними птицами (курица – мама, петушок – папа, сыночек – цыпленок).
- Формировать элементарные представления о количестве (много, один). Уточнить представления о величине (большой, маленький, длинный); о пространстве (низко, высоко, близко, далеко).
- Передавать имитацией движений и звуков характерные особенности поведения и внешнего вида курицы, петуха и цыпленка.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, тактильно – двигательное восприятие, общую и мелкую моторику. Координировать свои действия с речью и действиями педагога.
- Воспитывать у детей желание взаимодействовать с педагогом, подражать его действиям и речи.
Поставленные задачи и содержание игрового занятия соответствуют возрасту и особенностям интеллектуальной, эмоционально – волевой и произвольной сферы, личностным характеристикам детей группы с интеллектуальной недостаточностью. Заранее была проведена предварительная подготовительная работа по ознакомлению с художественной литературой для детей таких авторов, как К.Д. Ушинский, Я. Тайц, К. Чуковский. Дети были ознакомлены с содержанием русской народной сказки «Курочка Ряба», рассматривали иллюстрации по теме. Изображали образы героев сказки, какие они: добрые, ласковые, заботливые т.п. Малыши подражали педагогу в изображении эмоциональных состояний (горе – плач, радость, утешение – жалость) бабы, деда и пр.
Было подготовлено оборудование для занятия: сюжетные игрушки, куклы – бибабо, музыкальное сопровождение в виде фонограммы, дидактические материалы.
Занятие условно структурировано, имеет 4 части. Организационный момент представлен в форме беседы педагога с детьми и общения их со зрителями. Основная часть состоит из введения в тему занятия, где идет представление главных героев куриной семьи с потешками и загадками о них, что стимулирует зрительное и слуховое внимание, активизирует мыслительную и речевую деятельность. Дети анализируют обращенный к ним вопрос и дают односложные адекватные ответы.
В разработке темы представлена творческая интерпретация сказки и авторских произведений для детей в сочетании с дидактическими заданиями, музыкальной динамической паузой. Широко используются разнообразные способы активизации психических процессов: художественное слово, визуализированные образы, специальные игры и игровые задания на мелкую моторику и развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
В четвертой заключительной части проводится подведение итога занятия в форме дидактической игры-поиска, в которой у малышей снимается мышечное напряжение и дети получают эмоциональную разрядку. Всем ходом занятия поддерживаются положительные эмоции и стремление к подражанию действиям педагога, адекватность поведения.
Основные этапы занятия выдержаны в логической последовательности с гармоничной сменой видов деятельности. Все части занятия объединены единым сюжетом. В занятии присутствует игровая мотивация, обеспечены речевая и двигательная активность, даются четкие инструкции.
Эффективность познавательно – игрового занятия по сказке «Курочка Ряба» прослеживается на протяжении всего занятия. Дети эмоциональны, выразительны, динамичны. Они знают содержание сказки, стараются координировать свои действия с действиями и словами педагога. Благодаря разнообразию применяемых методов и приемов с задачами занятия дети справились.
Однако не обошлось и без трудностей. Нет достаточной речевой активности, т.к. надо учесть, что речевая практика некоторых дошкольников составляет только полгода вследствие общего недоразвития речи системного характера и наличия моторной алалии. Проблематично также и управление произвольностью поведения во время игры, т.к. многие дети имеют синдром дефицита внимания и гипердинамический синдром (повышенной двигательной активности, расторможенности), что никак не гарантирует занятие от разных неожиданных ситуаций.
С учетом всего выше изложенного возможны варианты усложнения аналогичного типа занятий, например:
дополнение сценария занятия музыкальными номерами и физкультурными упражнениями и проведение досуга, посвященного женскому дню 8 марта или дню семьи для сотрудников детского сада, воспитанников других групп, перед родительской аудиторией и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия по математике "Курочка Ряба"
. Развитие навыка мыслительной деятельности Воспитание чуткого отношения друг к другу, доброжелательного отношения к животным, бережного отношения к природе и окружающей среде....
Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"
Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана и укрепление здоровья детей и духовно-нравственное во...
Конспект НОД в первой младшей группе " Курочка Ряба.Зёрнышки для Курочки Рябы".
Конспект НОД в первой младшей группе «Курочка Ряба. Зернышки для курочки Рябы»Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.Цель...
Конспект НОД в первой младшей группе " Курочка Ряба.Зёрнышки для Курочки Рябы".
Конспект НОД в первой младшей группе «Курочка Ряба. Зернышки для курочки Рябы»Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.Цель...
Мультимедийная сказка для детей «Курочка Ряба» По мотивам русской народной сказки "Курочка Ряба"
По мотивам русской народной сказки "Курочка Ряба" К нам в гости сказочница пришла и детям сказку принесла. Жили-были дедушка и бабушка.Вместе с ними жили: курочка Ряба, кот и мышка.Жил...
Сценарный план творческой разработки "КУРОЧКА РЯБА: НОВОГОДНЯЯ ИСТОРИЯ" (по мотивам русской народной сказки "Курочка Ряба")
Работа с детьми предполагает, что педагог всегда готов к экспромту, умеет подхватить детскую инициативу, а из любой идеи может организовать театрализованное представление. Важен эмоциональный настрой ...
Конспект сценария кукольного спектакля "Курочка Ряба" для детей раннего возраста по материалу детской оперы М.Л. Лазарева "Курочка Ряба".
Цель: закрепить знания детей по содержанию сказки "Курочка Ряба" через кукольный театр. Продолжать формировать зрительный и слуховой навык восприятия....