«Мир через красоту народных традиций. Широкая Масленица»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Проект по социальному направлению для детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_cherez_krasotu_narodnyh_traditsiy.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мир через красоту народных традиций. Широкая Масленица»
проект по социальному направлению
для детей с ОВЗ.
Пояснительная записка:
«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.»
Ш. Амонашвили
В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Идеей создания проекта послужило желание помочь ребенку – дошкольнику с ОВЗ в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности посредством народной культуры.
Проект составлен в соответствии с ФГОС ДО, при использовании интеграции образовательных областей :«Художественное творчество», «Речевое развитие», «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд», включенных в Примерную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Участники проекта: дети с ОВЗ, родители, учитель-дефектолог,
учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель.
Срок проекта: долгосрочный – 14дней.
Цель проекта: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, развитие у них творческих способностей, интереса к совместной деятельности.
Задачи:
- познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями;
- использовать в активной речи детей русский фольклор;
- познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры;
- развивать мелкую моторику, творческие способности;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа.
В основу проекта легли следующие принципы:
1. Учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы, задач воспитания и обучения.
2. Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей.
3. Принцип доступности и занимательности материала (работа с тестом, бисером, тканью и пр.)
4. Принцип сотрудничества взрослого с детьми (игровое общение, индивидуальная работа, различные ситуации).
Этапы работы по проекту:
1. Информационный:
- подбор методической литературы о масленице, об истории его возникновения, о праздновании этого праздника.
- составление плана мероприятий на масленичную неделю.
- подбор потешек, закличек, пословиц , логоритмических упражнений, поговорок о Масленице, о весне.
2. Продуктивный:
2.1 Совместная деятельность педагога с детьми:
- изготовление различных поделок для Ярмарки,
- разучивание потешек, пословиц, закличек, лого ритмических упражнений о весне, о Масленице,
- разучивание русских народных игр: «Молчанка», «Ручеек», «Гори – гори ясно», «Петушиные бои», «Гуси – лебеди», «Карусель», «Ходит Ваня».
2.2. Участие в проекте родителей:
- подбор природного материала для изготовления чучела,
- участие с совместной деятельности с детьми: изготовление бус, кукол оберегов.
- организация чаепития « Масленичные посиделки»
2.3. Деятельность педагогов:
- организация мини выставки « Русский народный костюм», « Ярмарка»
- оформление папки – ширмы « Широкая Масленица»,
- оформление афиши « Масленичная неделя»
- оформление и подбор атрибутов к сюжетно-ролевой игре « Ярмарка»
- разработка конспектов совместной образовательной деятельности (СОД) с интеграцией образовательных областей «Художественное творчество», «Познание», «Речевое развитие», «Физическая культура», «Музыка», «Социализация»,
- подготовка и проведение развлечения «Приглашаем мам на Масленицу».
3. Результативный:
- оформление проекта «Широкая Масленица»,
- создание атрибутов для с-р игры «Ярмарка»
- проведение развлечения «Приглашаем мам на Масленицу» ,
- разработка сценария праздника «Приглашаем мам на Масленицу».
Формы организации совместной образовательной деятельности по проекту различны, планируются с учетом пожеланий педагога, согласно ФГТ и задачам образовательной программы ДОУ.
Ожидаемый результат:
- повышение уровня знаний детей с ОВЗ,
- повышение уровня практических умений детей в рисовании, лепке и конструировании;
- пополнение методической « копилки» тематическими конспектами совместной образовательной деятельности для детей с ОВЗ, методическими материалами.
- приобщение детей к традиции проведения народного праздника через сопереживание и непосредственное участие их, в общем действии.
Методическая литература:
1. «От рождения до школы».
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.М.: Мозаика – Синтез, 2011.
2. «Художественный труд в детском саду».
Конспекты занятий и методические рекомендации. Подготовительная группа. И.А.Лыкова ООО Издательский дом «Цветной мир». 2010.
3. «366 моделей оригами».Сержантова Т.Б. М.: Айрис – пресс, 2008. – 192 с.
4.«Развивайте у дошкольников творчество». Т.Г. Казакова. М.: Просвещение, 1985.
5. «Детские подвижные игры народов СССР». М.: Просвещение, 1988.
6. «Золотая коллекция сценариев для тамады» Удобная библиотека.
Под редакцией С. Рублева. ООО ИД «ВЛАДИС»
Тематическое планирование
совместной образовательной деятельности в утренний отрезок времени.
Форма совместной деятельности | Название | Цели | Ожидаемый результат |
Лепка(тестопластика) | «Бусы для Масленицы» | -учить детей лепке малых форм -развивать ручную умелость, воспитывать аккуратность и самостоятельность | Украшения для чучела масленицы |
Лепка(тестопластика) | «Талисманы и обереги» | -учить детей лепке малых форм скульптуры, -упражнять в работе с формочками и шаблонами, - развивать ручную умелость, воспитывать аккуратность и самостоятельность | Выставка детских поделок, оснащение с-р игры «Ярмарка» |
Аппликация | «Кокошник для мамы» | - учить детей располагать узор в заданной форме - развивать ручную умелость, воспитывать аккуратность и самостоятельность | Атрибут для праздника, уголка ряженья. |
Конструирование из бумаги | «Солнышко» | - учить в складывании полоски бумаги «гармошкой», - развивать творческие способности, фантазию. | Выставка детских поделок |
Рисование | «Расписыва- ние бус» | -развивать художественные способности, -воспитывать художественный вкус | Украшения для чучела масленицы |
Рисование | «Роспись посуды» | -учить располагать рисунок по кругу - отработать навык работы с акварелью | Оснащение с-р игры |
Физическая культура на улице | «Русские потехи» | - упражнять в езде на санках -развивать ловкость, выносливость, быстроту, - воспитывать привычку к ЗОЖ - эмоциональное положительное отношение к празднику. | |
Коммуникация Развитие речи | «Масленица пришла – пословицы, поговорки принесла» | - познакомить детей с малыми формами устного народного творчества, - развивать память, -воспитывать интерес к русской народной культуре. | Оформление книжки-малышки |
ФЦКМ | «Скоморошка в гостях у ребят» | - познакомить детей с определением «встреча» Масленицы, - побеседовать о традициях праздника, - развивать мышление, ловкость, -воспитывать интерес к праздникам | Оформление выставки «ярмарка» |
ФЦКМ | «Русский народный костюм» | - познакомить с историей русского народного костюма его особенностями и отличиями, -развивать речь, мышление. | Выставка «Русский народный костюм» |
совместно образовательной деятельности
в вечерний отрезок времени.
Форма совместной деятельности | Название | Цели | Ожидаемый результат |
Социализация С- р игра | «Ярмарка» | - обогащать представления и впечатления детей о русском быте, -учить подбирать атрибуты для предстоящей игры, -формировать социокультурные компетенции связанные с опытом выполнения типичных социальных ролей | С-р игра |
Социализация Досуг с родителями | «Масленичные посиделки» | - знакомство с русскими народными традициями, - закрепление знаний об обычаях праздника Масленицы через игровое общение со взрослыми (родителями, педагогами) | |
Праздник | «Приглашаем мам на Масленицу» | -развивать музыкальные и творческие способности детей посредством музыкального фольклора -формировать положительное отношение ребенка к традициям отечественной народной культуры -создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с народным праздником «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»
празднование в саду пятого дня масленицы...
Мир через красоту народных традиций. Широкая Масленица
"Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, какова его деятельность, таков и мир, который он создает вок...
Сценарий народного праздника "Широкая Масленица"
Румяные блины, вкусные оладушки – традиционные блюда Масленицы. А разве обходится настоящая Масленица без шумных гуляний, долгих хороводов и народного творчества? Конечно, нет!Масленица к нам идетРанн...
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ посвященного народному празднику Широкая Масленица для детей всех возрастных групп
Спортивный досуг...
Народные обычаи и традиции "Широкая Масленица"
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие сило...
Календарный план воспитательно - образовательной работы Тема: «Народная культура и традиции. Широкая Масленица»
Календарный план воспитательно - образовательной работы Тема: «Народная культура и традиции. Широкая Масленица»...
МАСТЕР КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ ПО ТЕМЕ: «Народные традиции в системе воспитания и празднования народного праздника «Широкая масленица» с дошкольниками»
- демонстрация игровых технологий в системе воспитания и празднования праздника «Широкая масленица» на основе традиций народа...