«Практикум для молодых и опытных специалистов «Я – Идеальный воспитатель»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Создание педагогам условия для рефлексии и самоанализа в сфере профессиональной деятельности и личностных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prktikum_-_ya_idealnyy_vospitatel.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для молодых и опытных специалистов «Я – Идеальный воспитатель»
Цель практикума: создать педагогам условия для рефлексии и самоанализа в сфере профессиональной деятельности и личностных особенностей.
Задачи:
- диагностирование направленности педагога, его рабочей мотивации;
- выявление затруднений в профессиональной практике и принятие мер по их предупреждению в дальнейшей работе;
- актуализация сильных сторон личности педагога и настрой на спокойное преодоление проблем, возникающих в профессиональной деятельности;
- оказание помощи в формулировании и оформлении планируемых целей самообразования.
Практические результаты практикума:
- переосмысление представлений о труде воспитателя;
- расстановка приоритетов в профессиональной сфере;
- составление плана профессионального самосовершенствования с конкретизацией целей и стремлений;
- освоение приёмов саморелаксации.
Количество человек: от 5 до 25.
Продолжительность: 1- 1,5 часа.
Материалы: гуашь, кисточки, листы формата А3, бумага для записей, ручки.
Ход практикума
1. Введение в проблему
Слово педагога-психолога: «Здравствуйте дорогие коллеги! Все вы понимаете, что с выходом на работу любой человек испытывает некоторый дискомфорт и напряжение, связанный с адаптацией к новому месту, незнакомому коллективу и т. д. У ребёнка период адаптации к детскому саду составляет от10 до 90 дней. Взрослому человеку для адаптации к новой работе нужен минимум месяц. Цель нашей встречи – помочь адаптироваться молодым специалистам к новой роли, опытным поделится своими знаниями и всем – повысить свой профессионализм».
2. Выполнение рисунка «Я - воспитатель»
Цель: облегчить понимание актуального эмоционального состояния педагога, его отношения к работе в настоящее время, включая удовлетворенность ею и возникновение проблем.
Инструкция: Участникам раздают чистые листы, гуашь и кисточки и предлагают в течение одной минуты подумать над тем, что они могли бы нарисовать по теме «Я воспитатель». По завершении данной работы каждый педагог рассказывает о своём рисунке, объясняя, почему изобразил именно это.
Педагог-психолог интерпретирует рисунки по следующим критериям (можно использовать пояснения к любой методике):
- цвет;
- размер;
- детали;
- целостность созданного образа;
- главный и второстепенные герои;
- наличие активности в рисунке;
- роль педагога с точки зрения автора рисунка;
- взаимоотношения между героями и т. п.
Так же при интерпретации можно опираться на схему пошагового анализа рисованной ситуации по М. В. Осориной, включающей шесть фаз:
1) контактную – нужно вступить в контакт, согласиться общаться с нарисованными героями, для чего, глядя на изображение надо задать вопрос: «Ну как тут у вас?» - и, вжившись в рисунок, субъективно ответить на него;
2) ориентировочную – задавая себе вопросы «Как это, что это?», необходимо найти всех героев и правильно назвать их. Героями будут все нарисованные люди, персонифицированные сущности (например, человек-паук), животные, растения, предметы, явления природы и даже цветной фон. С учётом данной последовательности выделяется главный герой, с которым человек идентифицирует себя. Этого героя никто не загораживает, на него направлена активность других; он больше остальных по размеру и расположен ближе чем они , к центру листа;
3) качественного анализа героев (как размещены герои, начиная с главного; во что одеты; каковы пропорции тела и т.д.);
4 рассмотрение взаимоотношений героев – устанавливается наличие или отсутствие связи между ними;
5) поиска ответа на вопрос «Что всё это значит?»;
6) выхода из контакта (нужно мысленно поблагодарить автора зато, что он позволил заглянуть в свой внутренний мир).
Беседа о соответствии первоначальных представлений о работе действительности
Цель:отследить динамику представлений педагога о своей работе.
Примерные вопросы
- как вы представляли себе работу поначалу;
- что оказалось не таким, как вы себе представляли;
- как вы представляете себе эту работу сейчас;
- что вам кажется сложным;
- что вам кажется лёгким;
- что вам доставляет наибольшее удовольствие в работе?
- хочется ли вам сейчас работать воспитателем?
4. Создание образа идеального воспитателя
Цель: составить коллективный список качеств, присущих идеалу воспитателя.
Инструкция. Педагогам предлагается ответить на вопросы:
- каков в вашем представлении идеальный воспитатель;
- какими качествами он должен обладать?
Свои предложения участники тезисно излагают на бумаге, после чего проводится обсуждение индивидуальных списков и составление общего.
5. Упражнение «Какое качество важнее?»
Цели: сформировать у участников более глубокое представление о личностных качествах педагога, стимулировать их рефлексии собственных качеств.
Инструкция. Участникам последовательно предъявляются листы с написанными на них тремя положительными качествами:
- мудрость, надёжность, настойчивость;
- активность, бескорыстие, вежливость;
- сила воли, скромность, смелость;
- самозабвенность, тактичность, терпеливость;
- гордость, гибкость, доброжелательность;
- невозмутимость, обаяние, общительность.
Задача – в каждой строке определить самое важное качество и обосновать своё решение. По окончании упражнения проводится обсуждение.
6. Тест для «молодого» воспитателя.
Цели: сформировать у молодых специалистов «образов себя» как идеального и реального педагога.
Из приведённых пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:
1. Поступление на работу в детский сад:
А) Не ищи зайца в бору: на опушке сидит.
Б) Ехал к вам, да заехал к нам.
В) Попался как ворона в суп.
2. Посвящение в должность воспитателя:
А) Посла не секут, не рубят, а только жалуют.
Б) Летать летаю, а сесть не дают.
В) Напишешь пером, что не вывезешь волом.
3. Первый самостоятельный опыт работы:
А) Прежде веку не помрёшь.
Б) Его пошли, да и сам за ним иди.
В) Как ступил, так и по уши в воду.
4. Отношение к наставничеству более опытных педагогов:
А) Наука учит только умного.
Б) Болящий ожидает здравия даже до смерти.
В) Кабы знать, где упасть, так и соломки бы постлал.
5. Проведение занятий с детьми:
А) Не бьёт стрела татарина.
Б) Учи других - и сам поймёшь.
В) Ехала кума неведомо куда.
6. Проведение режимных моментов:
А) День в день, топор в пень.
Б) Жив, жив Курилка…
В) Что ни хвать, то ёрш да ёж.
7. Родительские собрания:
А) Не трудно сделать, да трудно задумать.
Б) Первый блин комом.
В) Жаловался всем, а никто не слушает.
8. Участие в педагогических советах ДОУ:
А) Живёт и эта песня для почину.
Б) Стрелял в воробья, а попал в журавля.
В) Фасон дороже приклада.
9. Конец учебного года:
А) Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.
Б) За учёного (битого) двух неучёных (небитых) дают.
В) Вечер плач, а заутре радость.
Ключ к тесту:
Если у вас преобладают ответы:
типа А - у Вас сформированы устойчивые представления о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хотели стать), «потенциальном педагоге» (каким вы могли бы стать) и «реальном педагоге» (как Вы себя оцениваете). Это позволяет вам уже сейчас учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности;
типа Б - у Вас не достаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и Вы увидите, что у вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только вам, стиль педагогической деятельности;
типа В - у Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем вам кажется!
Оценить эффективность работы педагогов наставников поможет следующий шуточный тест.
Тест «опытного» воспитателя
Отметьте, какие из пословиц русского народа, на ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности:
- Воспитатель детского сада – это…
А) Добрая лошадка, всё везёт.
Б) Без матки-пчёлки – пропащие детки.
В) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.
2. Педагогический коллектив – это…
А) В мире, что в море.
Б) У одной овечки да семь пастухов.
В) Склеенная посуда два века живёт.
3. Обучать детей – значит…
А) Что посеешь – то и пожнёшь.
Б) Была бы нитка, дойдём и до клубка.
В) В дорогу идти – пятеры лапти сплести.
4. Воспитывать детей – значит…
А) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.
Б) Перемелется – все мука будет.
В) Наказом воевода крепок.
5. Развивать детей – значит…
А) Сей день не без завтра.
Б) Высоко летаешь, да низко садишься.
В) Палка о двух концах.
6. Работа с родителями – это…
А) Бумага некупленная, письмо домашнее.
Б) В добрый час молвить, в худой промолчать.
В) По способу пешего хожденья.
Ключ к тексту:
Если у вас преобладают ответы:
Типа А – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно - развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию;
Типа Б - у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удаётся реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно вы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ;
Типа В – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли Вашим призванием стать заведующим детским садом.
7. Работа с рисунком «Я - воспитатель»
Цель: преобразовать себя на символическом уровне в идеального воспитателя.
Инструкция педагога-психолога: «Теперь, когда вы представляете себе, каким воспитателем хотите стать, пришёл черёд выполнить заключительное задание. Подумайте и сделайте со своим рисунком что-то, для того чтобы он стал называться «Я – идеальный воспитатель». Расскажите, что именно вы дорисовали и почему. Подпишите рисунок словами «Я – идеальный воспитатель».
Комментарий. Люди с завышенной самооценкой часто почти ничего не меняют на этом листе бумаге. В данном случае педагог-психолог может намекнуть, что всегда есть, куда расти. Также можно обратить внимание участников на те качества, которые они выбрали в портрете идеального воспитателя в качестве целей для саморазвития, и отразить их в рисунке.
8. Релаксация
Цель: обучить педагогов снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов.
На этом этапе педагог-психолог может познакомить молодых специалистов с упражнениями на релаксацию.
Примечание: для достижения наилучшего эффекта можно использовать аромотерапию. Зажигаем свечи с ароматом лаванды.
Релаксация «Воздушный шарик».
Инструкция педагога-психолога: «Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и ровно. Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко и чувствуете, как он надувается… Вот он стал большим и лёгким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание и не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего начинайте медленно и спокойно выдыхать. Шарик сдувается… А потом надувается вновь… Сделайте так пять- шесть раз, затем медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».
Вопросы для обсуждения:
- насколько детально вам удалось представить описываемую ситуацию?
- эффективен ли такой метод саморегуляции?
9. Рефлексия
Цель: подвести итоги практикума; установить обратную связь с участниками.
Вопросы для обсуждения:
- Какое у вас сейчас настроение, что вы чувствуете?
- Какие упражнения вам запомнились, что заставило вас задуматься?
- Считаете ли вы эти упражнения полезными?
- Какие открытия вы сделали о себе или о других?
- Какие темы вы предложили бы для следующих встреч?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум для молодых специалистов
приобщение дошкольников к театрализованной деятельности...
Семинар - практикум для молодых специалистов, воспитателей младших групп. Тема: «Использование техники квиллинг, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Квиллинг развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера....
семинар-практикум для молодых специалистов "«Постановка звуков у детей дошкольного возраста»
семинар-практикум для молодых учителей- логопедов по постановке свистящих звуков....
Практикум для молодых специалистов Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей «Методика выполнения дифференцированной артикуляционной гимнастики»
Дифференцированная артикуляционная гимнастика направлена на развитие определенной группы недостаточно или неправильно работающих мышц, а также их целостный двигательный комплекс. Это гимнастика создае...
Семинар – практикум для молодых специалистов ДОУ «Основы взаимодействия педагога с родителями»
Семинар -практикум для педагогов с целью повышения их педагогической компетентности в общении с родителями воспитанников....
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
Семинар – практикум для молодых специалистов ДОУ «Основы взаимодействия педагога с родителями»
Рекомендации по взаимодействию педагогов с родителями...