"Шаг за шагом".Консультация для родителей детей с синдромом Дауна.
консультация по коррекционной педагогике на тему
Данная статья раскрывает суть методики ( " Шаг за Шагом") развития деток с ОВЗ.Также рассматривается структура занятий с детьми с синдромом Дауна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_detey_s_sindromom_dauna.docx | 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей детей с синдромом Дауна.
Необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми с особыми потребностями в настоящее время признается большинством исследователей и специалистов. Синдром Дауна (Downs Syndrome) возникает в результате генетической аномалии. Впервые признаки людей с синдромом Дауна описал в 1866 году английский врач Джон Лэнгдон Даун (Down), чье имя и послужило названием для данного синдрома. Причина же синдрома была обнаружена лишь в 1959 году французским ученым Жеромом Леженом (Lejeune). [1]
Синдром возникает из-за процесса расхождения хромосом при образовании гамет (яйцеклеток и сперматозоидов), в результате чего ребенок получает от матери (в 90% случаев) или от отца (в 10% случаев) лишнюю 21-ю хромосому. У большинства больных синдромом Дауна имеется три 21-х хромосомы вместо положенных двух; в 58% случаев аномалия связана с присутствием не целой лишней хромосомы, а ее фрагментов.
Синдром Дауна является на сегодняшний день самым распространенным генетическим нарушением. Ежегодно рождается около 5 000 детей с синдромом Дауна, а это примерно один на 600 - 800 новорожденных. Всего в республике около 500 детей с подобной патологией [2]
Степень проявления нарушений интеллекта у детей с синдромом Дауна очень сильно варьируется, что зависит как от врожденных факторов и индивидуальных особенностей, так и от времени начала обучения по специальным методикам. Такие дети обучаемы, но успешность обучения находится в прямой зависимости от целесообразности использования той или иной методики, профессионализма педагогов, заинтересованности и участии родителей в развитии своего ребенка.
В данной статье я хочу раскрыть одну из методик развития деток с ОВЗ, которую исполбзую в работе.
(«Step by step») «Шаг за шагом».
В первую очередь ребенка с синдромом Дауна следует учить навыкам самообслуживания и поведения в быту, которые не только обеспечивают его самостоятельность и независимость, но и служат развитию личности, способствуют уверенности и повышению самооценки. В странах Европы и в Америке много лет применяется пошаговая методика «Step by step» для обучения детей с особенностями развития. Она очень эффективна для детей с синдромом Дауна. Трудности социальной адаптации таких детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков. К основным навыкам, обеспечивающим самостоятельность ребенка в любой ситуации, относятся навыки самообслуживания и навыки ухода за домом. И учится им важно своевременно. В основе любой деятельности лежат базовые моторные и психические функции: концентрация внимания, общая и тонкая моторика. Это подготовительные навыки. Учить тому или иному навыку самообслуживания можно только тогда, когда ребенок свободно овладел включенными в него подготовительными навыками. Процесс обучения овладению навыками должен быть целенаправленным, учитывающим особенности психофизического развития и жизненного опыта, осуществляться на положительном эмоциональном фоне с широким применением поощрений. Ребенку необходимо время, специально выделенное для отработки навыков, обучения и повторения. Учить самостоятельности и бытовым навыкам ребенка нужно на самом простом материале и в самых простых условиях.
Обучая детей с синдромом Дауна, ставится цель
максимально развить их познавательные возможности, подготовить к
посещению детского сада и школы и к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем.
При организации работы с такими детьми важным является определение цели и задач занятий.
В связи с этим были определены цель и задачи данных занятий.
Цель - социально-эмоциональное развитие и формирование навыков взаимодействия и общения у детей с синдромом Дауна в возрасте 2,5-7 лет.
Задачи: 1) развитие навыков общения;
2) развитие навыков общей моторики;
3) восприятие речи;
4) развитие навыков самообслуживания и социальных навыков.
Продолжительность занятий колеблется от 45 до 60 минут.
Как образец, предлагаю такую структуру занятия:
Участники сидят в кругу. Приветствие участников группы. Педагог знакомится с детьми, родитель представляет себя и ребенка. Участники группы приветствуют родителя и ребенка. Педагог приветствует ребенка с помощью упражнения « Привет, ладошки» (здоровается с ладошками, поглаживая их, налаживая телесный контакт с ребенком).
Основная часть . Задачами данной части занятий являются: -учить фиксировать взгляд на объекте, предъявляемом фронтально, прослеживать его перемещение;
- обращать внимание на появление и исчезновение объекта;
- работать над понимаем обращенной речи – учить соотносить объекты с жестами, словами и звукоподражаниями.
Стимулировать появление и использование жестов и звукоподражаний в ответ на вопросы: «кто это?», «что это?», «кто к нам пришел?». Отвечать по подражанию, используя жест и/ или звукоподражания.
Учить дожидаться своей очереди.
Оборудование:
- игрушки: мишка, зайка.
Речевой материал. Существительные: люди: имена детей группы, мама, папа, тетя, дядя; игрушки: мишка, зайка.
Глаголы: дай, на, смотри, поздоровайся, попрощайся ( до свидания, пока).
Здравствуйте ребята. Сегодня к нам в гости пришел мишка. Где мишка? У мишки есть голова, уши, глаза, нос, рот, руки и ноги. Параллельно идет проецирование на детей: А где ваша голова? Ваши глазки, нос,… . Далее мишка « идет» в гости к каждому ребенку. Ребенку задаются наводящие вопросы. В последующем происходит аналогичное знакомство с зайкой. Все слова сопровождаются жестами.
Второй частью является свободная игра. Данное время в занятии выделено для самостоятельной игры детей, в ходе которой родители и педагог, наблюдают за детьми, при необходимости помогают им. Для детей – это является первым шагом к самостоятельности, а родители получают возможность убедиться в том, что их дети уже многое умеют. Педагогам свободная игра дает возможность определить уровень социального, эмоционального, речевого развития детей.
От свободной игры осуществляется переход к музыкальной части занятия. Задачами данной части являются: приучать слушать простые песенки, учить выполнять простые жесты, по подражанию с использованием, при необходимости совмещенных действий, учить после окончания звучания музыки складывать игрушки в коробочку.
Оборудование: магнитофон, диски с записями мелодий и песен, мячики, погремушки.
Прощание на занятии осуществляется, следующим образом. Дети собираются в круг и прощаются друг с другом.
Далее в занятия, могут быть включены изобразительная деятельность, лепка и аппликация.
Несмотря на объективные возрастные особенности ребенка, его поведение, привычки и первые интересы зависят от среды и, главным образом, характера непосредственных влияний на ребенка окружающих его взрослых, воспитания и обучения.
Совместная работа педагогов, родителей способствуют успешной социализации ребенка с синдромом Дауна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Дети с синдромом Дауна: вопросы и ответы»
В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии...
Технология социально психологического благополучия ребенка с синдромом Дауна в ДОУ. Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.
В статье содержится опыт работы в детском саду с ребёнком с синдромом Дауна....
Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.
В материале рассмотрены различные программы ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна....
Рекомендации для родителей детей с синдромом Дауна
Какую непосильную помощь должны оказывать родители детей с синдромом Дауна в их развитии...
Консультации для родителей детей с интеллектуальной недостаточностью и Синдромом Дауна.
Особенности данной категории детей, в какие игры с ними можно играть, особенности их развития, отношение к ним в семье....
Видео консультация для родителей "Развиваем навыки мелкой моторики у детей с синдромом Дауна в домашних условиях"
Родители, чьи дети страдают синдромом Дауна, прекрасно знают, что причины этой генетической аномалии кроются в наличии всего одной лишней хромосомы.Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, ...
Консультация для родителей "Развивающие игры для детей с синдромом Дауна"
Консультация для родителей...