Разнообразие игр на развитие мелкой моторики у детей с нарушением слуха
статья по коррекционной педагогике на тему
В данной работе содержится примерный перечень игр на развитие мелкой моторики у слабослышащих детей. Рекомендуемые игры помогают педагогу решить важнейшую задачу - развитие психических процессов и развитие речи у детей с нарушением слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_s_narusheniem_sluha.docx | 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Разнообразие игр на развитие мелкой моторики у детей с нарушением слуха
Формирование речи в системе коррекционно – педагогического воздействия на ребёнка, имеющего нарушение слуха, является важнейшей и наиболее специфичной частью работы. Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления малыша. Обычно ребенок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движения рук, решают сразу две задачи: косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка; а также способствуют формированию речи у слабослышащих детей. Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:
- Уже в младенчестве можно выполнить массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
- В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания.
- В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.
Развитие мелкой моторики возможно и в игровой форме, нужно не забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.
Многообразие игр на развитие мелкой моторики рук у ребенка:
- «Чудесный мешочек» - определение на ощупь предметов
- «Маленькие художники» - обводка трафаретов
- «Сделай, как я» - выкладывание контура предмета из палочек по образцу
- «Птички клюют» - имитация процесса клевания зёрен каждым пальцем и всеми одновременно на песке
- «Разрезные картинки» - собирание картинки из частей
- «Волшебный песок» - рисование пальцем на песке
- «Картинки из цветной мозаики» - выкладывание из цветной мозаики различных картинок
- «Покорми синицу и голубя» - сортировка семечек и горошин
- «Заготовка корма для птиц» - отработка навыка отрывания мелких клочков от большого листа бумаги
- «Строители» - постройка объектов из мелкого строительного материала
- «Идёт дождь» - работа с водой и пипеткой
- «Ягоды» - изготовление бумажных комочков путём её сжатия и скатывания между ладонями
- «Мамины помощники» - навешивание прищепок на верёвку
- «Цветные таблетки» - сортировка кружочков по цветам и размерам
- «Угощение для мишки» - лепка угощений из пластилина
- «Умелые ручки» - упражнение в шнуровке, застёгивании пуговиц, замков, кнопок
- «Котята – шалуны» - наматывание клубков из ниток
- «Маленькая модница» - нанизывание бусин на шнурок, нитку
- Пальчиковая гимнастика
- «Найди на ощупь» - отыскивание мелкой игрушки в ёмкости с мелкой крупой
- «Перекаты» - катание карандаша между ладоней
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи, что очень важно при работе со слабослышащими детьми.
Список литературы
- «Пальцы помогают говорить». Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина. М-2006г
- «Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье» Э. И. Леонгард. Е. Г. Самсонова М. -1991г
- «Всегда вместе» Э. И. Леонгард. М-1995г
- Пальчиковая гимнастика Л. П. Савина М-1999г
- Если малыш не слышит Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская М - 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа “Развитие мелкой моторики» для детей с нарушением речи
С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Контингент логопедических групп в нашем ДОУ соста...
Роль традиционных и нетрадиционных методов и приемов для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи.
Игры и упражнения для тренировки пальцев рук....
Упражнения для развития мелкой моторики у детей имеющих нарушения и отставания в развитии.
Мелкая моторика - это согласованное движение пальцев рук, умение ребёнка "пользоваться" этими движениями: держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Тренировка тонких движений п...
Разнообразие игровых форм по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи
Разнообразие игровых форм по развитию мелкоймоторики у детей с нарушениями речи ВведениеОдной из актуальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике и психологии является увели...
Статья "Использование развивающих игр для развития мелкой моторики у детей с нарушением слуха."
В статье говорится о том , как важно развивать мелкую моторику у детей с нарушением слуха.Раскрыты методы и приемы проводимой работы с детьми, а также указано разнообразие используемых дидактических м...
Консультация для педагогов Развитие мелкой моторики у детей с нарушением слуха
Моторика – это движение. Она важна не только при своевременном речевом развитии, но и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Систематические упражнения по тренировке движений ...
Системный подход к развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Аннотация.Осязание и мелкая моторика являются необходимым компонентом человеческой деятельности, а при глубоких нарушениях зрения компенсирует его познавательные и контролирующие
Салехард, МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик»e-mail: mdou 9 @edu.shd.ru. Тел./факс (34922) 4-12-76Воспитатель: Москаленко Надежда ВасильевнаСистемный подход к развитию мелкой мо...