Создание пространственной развивающей среды в младшей группе ДОУ
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Создание пространственной развивающей среды в группе согласно ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_razvivayushchey_sredy_v_gruppe_soglasno_fgos.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Оснащенность развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: лингвоэкологические аспекты»
Воспитатель: Туранова Л.Ю.
Методист: Кочина О.И.
Воспитатель: Макарцева О.Н.
Предметно-развивающая среда играет значительную роль в жизни и развитии ребенка. О ней очень много говорят и пишут.
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды, которая позволяет ребенку «возможность проявить себя»[1]. В настоящее время, окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых»[2].
С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Сегодня главная ценность в образовании – ребенок. Вся система образования должна быть построена на идее, что ребенок есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Цель – создание в дошкольном учреждении условий для развития личности ребенка, для обеспечения трех слагаемых его счастья: эмоционально-нравственной, коммуникативной и интеллектуальной самостоятельности. Личность ребенка – развивающаяся система отношений ребенка, с одной стороны, с широким интересом к миру, а с другой – к себе и с самим собой.
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:
- гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию, в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;
- непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в него элементов;
- вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
- интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач, посредством усиления входящих в нее структур;
- открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
- установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда – это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Развивающая среда – это комплекс психолого-педагогических условий, способствующих положительной динамике познавательного, эмоционального и личностного развития в организационном пространстве креативного поля[3].
Среди них мы выделяем следующие:
1. Образовательное пространство: система занятий по речевому, сенсорному, интеллектуальному и физическому развитию, способность к диалектическому мышлению педагога, ориентация на зону потенциального развития детей, создание условий и средств организации обучения и развития, технология обучения: методы и приемы, формы, средства обучения.
2. Коммуникативное пространство: сформированность коммуникативных навыков, взаимодействие детей в процессе продуктивных видов деятельности, полноценное межличностное общение, стиль общения педагога, совместная деятельность, позитивное сотрудничество педагога с детьми.
3. Творческо-развивающее пространство: коррекция речевого развития, познавательного развития, эмоционального и личностного развития; система развивающих занятий, упражнений и игр.
4. Техническое пространство: компьютерное обучение, программы компьютерной диагностики и коррекции, индивидуальные технические средства коррекции.
В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности.
Наш детский сад №16 Центрального района Санкт-Петербурга является образовательным учреждением коррекционного вида. Детский сад посещают дети с косоглазием, амблиопией, врожденной миопией и другой патологией органа зрения. Главная задача детского сада: Коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с нарушением зрения. Коррекционно-развивающая среда в нашем учреждении является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии и имеет существенное отличие от предметно-развивающей среды дошкольных учреждений общего вида, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих их задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения.
Предметно-развивающая среда специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения имеет коррекционную направленность. В этом случае мы говорим о коррекционно-развивающей среде, отличающейся тем от предметно-развивающей, тем, что она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения.
Коррекционно-развивающая среда - это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – новый документ для сферы дошкольного образования, необходимо по новому подходить к построению пространственной развивающей среды в группах.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
-возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
-двигательную активность детей;
-возможность для уединения;
-реализацию различных образовательных программ;
-учет национально-культурных, климатических условий;
-учет возрастных особенностей детей
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
-содержательно-насыщенной;
-трансформируемой;
-полифункциональной;
-вариативной;
-доступной;
-безопасной
Развивающая предметно-пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие
При организации предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе для детей с нарушением зрения нужно учитывать, что дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают стабильность, поэтому не следует часто переставлять мебель в группе, менять местоположение и количество развивающих центров.
На четвертом году жизни резко возрастает двигательная активность малышей. Причем у детей с нарушением зрения движения плохо скоординированы, дети моторно неловки, не обладают быстротой реакции. Поэтому пространственная организация среды должна одновременно и обеспечивать безопасность, и стимулировать двигательную активность. В центре группового помещения необходимо оставить свободное место для катания кукол в коляске, катание больших грузовиков, для сооружения конструкций из различных модулей. В этом возрасте у детей формируются сенсорные способности, поэтому в группе должно быть достаточное количество звучащих игрушек, предметов-заменителей, эти игрушки должны постоянно заменяться. Для детей с ослабленным зрением должно быть много крупных игрушек, которые должны быть сделаны из различных материалов чистых цветов и должны иметь несложные формы.
Коррекция зрения непосредственным образом связана с развитием мелкой моторики, поэтому развивающую среду в младшей группе следует оснащать большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики. Игры с предметами и игрушками. Наборы предметов, геометрических тел разной величины, цветов и оттенков (развитие сенсорных эталонов), предметы разных родовых групп (посуда, одежда, обувь, игрушки, животные) – формирование родовых понятий. Настольные игры, в том числе настольно-печатные: мозайки, различного вида лото, домино, кубики-вкладыши – развитие мелкой моторики и логического мышления.
Особое внимание в младшей группе необходимо уделять играм-драматизациям и театрализованным играм, проводимым на самом элементарном уровне. Для этого необходимо изготовить костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания сказок «Репка», «Курочка ряба», «Волк и козлята», «Колобок», «Лиса и заяц». Для показа детям - кукольный театр разных видов: театр картинок, теневой театр, настольный, пальчиковый – для обыгрывания произведений малых форм фольклора. Должны быть музыкальные игрушки, которые двигаются, записи музыкальных произведений.
В книжном уголке – хорошо иллюстрированные художественные произведения, соответствующие возрасту детей. Делаем подборку книг по мере изучения той или иной лексической темы. Тесно сотрудничаем с библиотекой для слепых, которая предоставляет нам специальные книги для детей с ослабленным зрением, книги объемные, ребенок знакомится с животными и предметами, может с помощью тактильных ощущений познакомиться с предметами, животными, птицами, растениями, насекомыми.
Зона изобразительной деятельности оснащена всем необходимым для развития творчества: бумага, краски, кисти, пластилин, восковые мелки, карандаши, фломастеры, обводки по различным темам, куклы для раскраски.
Зонирование сюжетно-ролевых игр идет по половому признаку. Для девочек: кукольный уголок, «Парикмахерская», «Ряжение», «Магазин»; для мальчиков: «Гараж», «Автопарк», «Мастерская».
В группе есть условия для игр-экспериментирования с различными материалами: емкости для игр с водой, песком, зеркала, лупы, гирьки. Экспериментируя, дети получают новые знания, делают выводы и анализируют.
В группе выделен и уголок природы, где находятся растения для ознакомления в младшей группе, коллекция камушков, ракушек, гербарии, муляжи животных, овощей, фруктов, поделки из природного материала.
Для детей с ослабленным зрением необходим уголок уединения, где ребенок может отдохнуть, снять возбуждение, успокоиться.
Предметно-развивающую среду мы строим в учреждении согласно ФГОС и программе образовательного учреждения.
[1] Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. С. 11
[2] См.: педагогика: педагогические теории. Системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. – М., 2006.
[3] Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г.В. фадина. – Балашов: Николаев, 2004. С. 42
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно пространственная развивающая среда в младшей группе
Организация предметно пространственной среды в соответствии с ФГОС. Цели, задачи и принципы ппр среды освещены в этой работе....
Презентация " Альбом по предметно-пространственной развивающей среде в младших группах"
Презентация " Альбом по предметно-пространственной развивающей среде в младших группах"...
Презентация "Предметно-пространственная развивающая среда в младшей группе в соответствии с ФГОС"
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и ин...
Проектирование предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе (от 3 до 4 лет) по направлению: сенсорное развитие
Проектирование предметно-пространственной развивающей средыв младшей группе (от 3 до 4 лет) по направлению: сенсорное развитие...
Пространственно-развивающая среда первой младшей группы "Пчёлки"
В группе организованны уголки: детской книги, сюжетно-ролевой игры («Кухня», «Гараж», «Ряжения»), уголок природы, уголок сенсорики, музыки, рисования и театрализова...
Предметно - пространственная развивающая среда в младшей группе "Ладушки"
Письменная характеристика предметно – пространственной развивающей среды в младшей группе "Ладушки" Воспитатель: Зайнуллина Т.В. Одним из определяющих факторов ...
Предметно-пространственная развивающая среда второй младшей группы
Презентация, содержащая описание развивающих центров второй младшей группы...