блокада
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Лукьянова Ольга Валерьевна


конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_konspekt.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                            «900 дней»

 Совместная деятельность педагогов  с детьми

ЦЕЛЬ:

- Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду.

- Активизировать словарь детей: блокада, эвакуация, маскировочные чехлы, альпинист.

- Узнавать на фотографии памятники архитектуры, называть их.

-Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.

- Воспитывать любовь к родному городу, гордость за него.

- Закрепить умение собирать целое изображение из частей.

Материал:

Стенд о блокаде, разрезные картинки, кассета с песней ’’Вставай, страна огромная’’, кусочек чёрного хлеба.

Подготовительная работа:

Заучивание стихов о блокаде, составление ребёнком рассказа о своей бабушке, пережившей  блокаду.

Совместная деятельность:

Воспитатель: в одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали её Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит. Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сёстры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту.

- Вы догадались, в каком городе жила Танечка? (Санкт-Петербург)

- Как ещё наш город назывался раньше? (Петербург, Петроград, Ленинград)

В то время, когда жила Таня наш город назывался Ленинград. И вдруг в один день всё это счастье оборвалось.

Запись песни ’’Вставай, страна огромная’’.

На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война….. Страшная, беспощадная. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: ’’Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!’’  И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Всё вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.

- Посмотрите (карта), на что это похоже? (круг, кольцо)

Так и говорили: ’’Кольцо вокруг города сомкнулось’’. Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.

Потянулись " страшные"  900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды  и света.

Давайте подойдём друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом.

 В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить.

Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.  

Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город.

- Что изменилось?  (дети сравнивают цветные фотографии с видами города и чёрно-белые времён блокады).

И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи.  Часто артист или диктор терял сознание  от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.

 Чтение стихотворения воспитателем’’Мужество’’

Мы рыли рвы - хотелось пить.

Бомбили нас - хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был дот на каждом из углов.

Был дом – ни света, ни воды.

Был хлеб – довесочек беды.

Была судьба на всех одна.

Мы растеряли имена.

Мы усмиряли потный страх.

Мы умирали на постах.

Мы умирали…..

Город жил - исполнен наших малых сил.

Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Ленинградцами дорогой жизни. По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно - эвакуировали стариков, детей, раненых.  Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все её родственники, и осталась она одна. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины - ну дорога существовала.

Физкультминутка:

’’Перейди на другой берег’’ (дети перепрыгивают с льдинки на льдинку)

Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах.

В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.

Чтение стихотворения ’’Блокадные дни’’.

В блокадные дни.

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славиться всюду их доблестный труд!

Многие здания в освобождённом здании были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.

Игра ’’Разрезные картинки’’

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется ’’ Разорванное кольцо’’

За мужество и героизм наш город получил звание ’’Города - героя’’.

Подвиг наших земляков мы никогда не забудем. На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев,  погибших в годы блокады,  возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…..

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по родному языку "Блокада нашего города, 65-я годовщина прорыва блокады"

Дать детям знания и представления по данной теме, объяснить смысл слова "блокада". Вызвать чувство сострадания к людям, гордость и переживание за родной город....

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Блокада Совместная деятельность с детьми подготовительной группы (ко Дню снятия Блокады Ленинграда)

Данный материал создан с целью расширить представление дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.Он  объясняет понятие "Блокад...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"

Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

Конспект мероприятия в подготовительной группе ко дню снятия блокады «Дети блокады»

Расширять знания детей об истории города – герое Ленинграде, о героизме людей, переживших блокаду...