блокада
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
«900 дней»
Совместная деятельность педагогов с детьми
ЦЕЛЬ:
- Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду.
- Активизировать словарь детей: блокада, эвакуация, маскировочные чехлы, альпинист.
- Узнавать на фотографии памятники архитектуры, называть их.
-Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
- Воспитывать любовь к родному городу, гордость за него.
- Закрепить умение собирать целое изображение из частей.
Материал:
Стенд о блокаде, разрезные картинки, кассета с песней ’’Вставай, страна огромная’’, кусочек чёрного хлеба.
Подготовительная работа:
Заучивание стихов о блокаде, составление ребёнком рассказа о своей бабушке, пережившей блокаду.
Совместная деятельность:
Воспитатель: в одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали её Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит. Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сёстры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту.
- Вы догадались, в каком городе жила Танечка? (Санкт-Петербург)
- Как ещё наш город назывался раньше? (Петербург, Петроград, Ленинград)
В то время, когда жила Таня наш город назывался Ленинград. И вдруг в один день всё это счастье оборвалось.
Запись песни ’’Вставай, страна огромная’’.
На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война….. Страшная, беспощадная. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: ’’Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!’’ И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Всё вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.
- Посмотрите (карта), на что это похоже? (круг, кольцо)
Так и говорили: ’’Кольцо вокруг города сомкнулось’’. Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.
Потянулись " страшные" 900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.
Давайте подойдём друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом.
В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить.
Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.
Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город.
- Что изменилось? (дети сравнивают цветные фотографии с видами города и чёрно-белые времён блокады).
И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.
Чтение стихотворения воспитателем’’Мужество’’
Мы рыли рвы - хотелось пить.
Бомбили нас - хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Была судьба на всех одна.
Мы растеряли имена.
Мы усмиряли потный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…..
Город жил - исполнен наших малых сил.
Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Ленинградцами дорогой жизни. По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно - эвакуировали стариков, детей, раненых. Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все её родственники, и осталась она одна. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины - ну дорога существовала.
Физкультминутка:
’’Перейди на другой берег’’ (дети перепрыгивают с льдинки на льдинку)
Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах.
В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.
Чтение стихотворения ’’Блокадные дни’’.
В блокадные дни.
Под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался,
Наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут.
И славиться всюду их доблестный труд!
Многие здания в освобождённом здании были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.
Игра ’’Разрезные картинки’’
На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется ’’ Разорванное кольцо’’
За мужество и героизм наш город получил звание ’’Города - героя’’.
Подвиг наших земляков мы никогда не забудем. На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…..
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по родному языку "Блокада нашего города, 65-я годовщина прорыва блокады"
Дать детям знания и представления по данной теме, объяснить смысл слова "блокада". Вызвать чувство сострадания к людям, гордость и переживание за родной город....
Презентация "Конспект занятия в старшей группе "Блокада" (ко дню снятия блокады города-героя Ленинграда)
Нравственно-патриотическое воспитание детей....
Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)
Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...
Блокада Совместная деятельность с детьми подготовительной группы (ко Дню снятия Блокады Ленинграда)
Данный материал создан с целью расширить представление дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.Он объясняет понятие "Блокад...
Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"
Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...
Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"
Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...
Конспект мероприятия в подготовительной группе ко дню снятия блокады «Дети блокады»
Расширять знания детей об истории города – герое Ленинграде, о героизме людей, переживших блокаду...