Развитие мыслительных процессов у детей с ЗПР.
консультация по коррекционной педагогике на тему
Основная задача в коррекционно-развивающей работе является развитие мыслительных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_myslitelnyh_protsessov_u_detey_s_zpr.rar | 14.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Якимова Ольга Александровна,
педагог-психолог
МДОУ д/с № 4 «Теремок»
г. Козьмодемьянска
Развитие мыслительных процессов у детей с ЗПР.
Дети с ЗПР к младшему школьному возрасту с трудом овладевают мыслительными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Только в процессе коррекционного обучения, расширяя и уточняя круг представлений, педагог способствует успешному развитию мыслительных операций.
Основной из задач в коррекционно-развивающей работе является развитие мыслительных процессов - анализ, синтез, (сравнение, обобщение, классификация и т.д.). Анализ – мысленное разложение целого объекта или явления на части, выделение отдельных признаков и свойств предметов. Анализ может быть в двух формах: предметно-практический и мыслительный. Очень трудно анализировать предмет без опоры на сам предмет. Сначала ребёнка знакомят с предметом, выделяя яркие отличительные признаки, а затем учат сравнивать с однородным предметом по назначению и чётко различающихся по внешнему признаку, и усложняется сравнение с предметом из противоположной группировки: собака-кошка, собака-медведь и т.д. Синтез – противоположно анализу. Мысленное объединение частей и свойств предмета в одно целое, установление взаимоотношений между признаками предмета. ( Т.е. у ребёнка достаточно накоплено знаний и сведений о предмете, он мысленно может объединить признаки предмета и сделать вывод: картошка, растёт в огороде – значит это овощ).
У детей с ЗПР задержка проявляется в низких темпах развития высших психических функций, снижена познавательная и интеллектуальная активность. Во всех видах мыслительной деятельности у детей обнаруживается отставание, дети затрудняются обобщать, классифицировать по родовому признаку (т.е. по существенному).
Причины:
- низкий уровень сведений об окружающем мире
- бедность понятийного словаря
- усвоение специальных терминов (мебель, фрукты и т.д.).
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (занимается воспитатель).
Основной целью этих занятий являются уточнение, обобщение и закрепление знаний и представлений об окружающем мире. Где воспитатель формирует у детей умение наблюдать, выделять существенные признаки в изучаемых предметах и явлениях, находить в них черты сходства и отличия, группировать, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы ( наблюдения во время прогулок: вчера снег был пушистый, белый, падал крупными хлопьями, а сегодня – твёрдый, колючий, мелкий) и необходима обязательная практическая деятельность (подбор листьев одинаковых по цвету, по форме, по размеру; нарисовать то, что увидели на прогулке «Первая травка», « Снегири на рябине» и т.д.), аппликации из природного материала и бумаги, помогают детям уточнить, расширить первоначальные представления.
Задачи педагога – психолога в коррекционно-развивающих занятиях:
- развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость;
- развивать слуховую и зрительную память;
- развивать целостность восприятия, мелкую моторику;
- формировать логическое мышление;
- обогащать словарный запас детей;
- формировать умение оформлять в речи свои рассуждения, объяснения,
- доказательства; развивать связную речь.
Например:
- Сравнение:
Помидор – лук (помидор красный, лук жёлтый. Помидор большой, а лук маленький – это овощи , т.к растут в огороде на грядке).
Помидор – банан ( помидор круглой – банан овальной; помидор красного цвета, а банан жёлтого; помидор овощ, а банан фрукт). Игра «Сравни предметы».
2) Игра «Отгадай по описанию».
Психолог описывает овощ, не называя его, а ребенок должен угадать его название ( он жёлтый, круглый, крупный, горький, хрустящий». (лук)
3) Составление рассказа – по сюжетной картинке.
4)Игра « Угадай, что у меня?» Психолог, а затем ребёнок описывает предмет ( Это игрушка. У неё есть четыре колеса, кабина, кузов, руль, ей любят играть мальчики).
5) Игра « Четвёртый лишний» ( по форме: яблоко, апельсин, груша; по цвету: зелёное яблоко, зелёная груша, апельсин; по размеру: вишня, лимон, апельсин.)
6) Игра « Кто больше назовёт?» Ребенок называет овощи (фрукты, ягоды) красного (жёлтого, зелёного) цвета.
7) Группировка предметов. ( Геометрические фигуры)
По одному признаку: (старший возраст)
- цвет
- размер
- форма
По двум признакам: (подготовительный возраст)
- форма, цвет и размер
- размер, форма и цвет
- размер, цвет и форма.
Выполняя систематически все подобные задания, дети учатся практически пользоваться своими знаниями, поскольку им приходится в каждом случае отбирать из всех имеющихся сведений о предмете те, которые нужны для наиболее точного решения стоящей задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мыслительных процессов у детей с ЗПР (консультация для родителей)
В статье представлены игры и упражнения по развитию мыслительных процессов у детей с ЗПР, которые родители могут использовать в домашних условиях....
Консультация для родителей. "Развитие мыслительных процессов у детей с ЗПР"
Консультация: "Развитие мыслительных процессов у детей с ЗПР"....
Использование метода системного анализа для развития мыслительных процессов у детей младшего дошкольного возраста с ТНР
Данный материал предназначен для молодых педагогов, которые внедряют в свою работу ТРИЗ технологии, а именно, метод "Системного оператора"....
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Умные игры» (Развитие мыслительных процессов детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр Блоки Дьенеша) Возраст детей 3 -7 лет Сроки реализации 4 года.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...
Дидактические средства, направленные на развитие мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с ОНР
Данные экспериментальных исследований отечественных ученых свидетельствуют о том, что дошкольники с общим недоразвитием речи по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих...
Игры на развитие мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Уважаемые родители, предлагаю вам некоторые игры на развитие мыслительных процессов у детей. Играйте и развивайтесь!...