Педагогическая диагностика изобразительной деятельности.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Цель: выявление уровня освоения сенсорных эталонов детьми 3-4 лет.

Задания к диагностике были разработаны на основе дидактических игр Бондаренко Т.М.

В процессе диагностического исследования выявлялись представления и умения ориентироваться в:

-цветах;

- формах;

- величине.

Задания проводились индивидуально с каждым ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_harakter_3-4.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности.

Цель: выявление уровня освоения сенсорных эталонов детьми 3-4 лет.

Задания к диагностике были разработаны на основе дидактических игр  Бондаренко Т.М.

В процессе диагностического исследования выявлялись представления и умения ориентироваться в:  

-цветах;

- формах;

- величине.

Задания проводились индивидуально с каждым ребенком.

1 задание «Найди цветок для бабочки»:

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Ход игры:

Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.

После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно соотнес по цвету бабочку и цветок.

2 балла - Ребенок выполнил задание правильно, но цвет не назвал, или ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

2 задание «Заштопай у матрешки сарафан»:

Цель: Выявить умение детей соотносить большие и маленькие формы (круглые, квадратные,  прямоугольные) с соответствующими отверстиями и умение соотносить форму с цветом.

Пособия: Картонное изображение матрешки с большими и маленькими отверстиями круглой, квадратной и прямоугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и прямоугольники, такого же цвета, как и сарафаны.

Ход игры: Воспитатель показывает детям матрешек и обращает их внимание на то, что у матрешек дырявые сарафаны. У матрешек сарафаны разного цвета и с различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрешке заштопать сарафан. Дети выполняют задание, а матрешка благодарит их.  

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно соотнес фигуры по форме и величине (большая маленькая) (круглая, квадратная, прямоугольная).

2 балла - Ребенок выполнил задание правильно, но форму и величину не называл, или ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

3 задание «Найди предметы в группе»:

Цель: Выявить умения находить предметы по цвету, форме и величине в окружающей обстановке (в группе), названные педагогам, (ориентировка в пространстве), а также выделять по цвету (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый), форме (круглый, квадратный, прямоугольный) и величине (большой, маленький).

Пособия: Игрушки, предметы в группе.

Ход игры: 

Найди предметы круглой формы, синего цвета красного, желтого и т.д.). Что еще бывает такого цвета?

Найди предметы квадратной (круглой и прямоугольной) формы. Что еще бывает такой формы?

Найди предмет маленький и большой по величине. Что еще бывает такой величины?

Критерии оценок:

3 балла –  ребенок правильно соотнес предметы по цвету, форме и величине.

2 балла - Ребенок выполнил правильно, но цвет, форму не называл. Ребенок путает цвет, форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

4 задание «Чудесный мешочек»:

Цель: Выявить знания ребенка соотносить предметы по цвету, форме и величине.  Умение ребенка правильно называть цвет, форму, величину.

Пособия: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка, «чудесный мешочек» (мешок из ткани), детская кухонная посуда.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку вытащить игрушку из «чудесного мешочка». Ребенок, обследуя предмет, соотносит его с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и называет  их.

Критерии оценок:

3 балла – Ребенок правильно отмечает цвет, форму и величину предмета.

2 балла - Ребенок испытывал затруднения в определении цвета и формы, но с помощью педагога исправлял ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

5 задание «Светит солнышко»:

Цель: Выявить умение детей  передавать в рисунке образ солнышка,  и умение изображать длинные и короткие лучи.

Пособия: ½ альбомного листа, гуашь желтого цвета, кисти, банки с водой, салфетки.

Ход игры: Сначала воспитатель читает детям стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко». Затем показывает детям лист с наклеенным кругом и обращает их внимание на то: что не хватает  у солнышка? (Лучиков) Лучики у солнышка все одинаковые? Нет…они бываю длинные и короткие.

Дети выполняют рисунок.  

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно соотнес линии по величине (длинный и короткий) луч.

2 балла - Ребенок выполнил задание правильно, но длину  не называл. Ребенок путал длину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

6 задание «Домик для собачки»:

Цель: Выявить умения рисовать предмет, состоящий из квадратной и круглой формы, прямой крыши.

Пособия: ½  альбомного листа с наклеенной прямой крышей, цветные восковые мелки.

Ход игры: 

Воспитатель загадывает  детям загадку о собачке. Дети угадывают с помощью наводящих вопросов.

-А теперь послушайте стихотворение про собачку.

-Что делает собачка? (охраняет дом)

-Где живет собачка? (в будке)

Сначала вспомнили с детьми, какие домики для собачек бывают.

- А вы знаете, как называется домик для собак? (конура)

- Какая она бывает по цвету, по форме, величине?

Уточнили части конуры, их формы, расположение.

Дети приступили самостоятельно рисовать.

Критерии оценок:

3 балла –  ребенок правильно передал в рисунке форму круга и квадрата. 

2 балла - ребенок передал формы в рисунке правильно, но испытывает затруднения их назвать. Ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Качественная характеристика уровней освоения сенсорных эталонов у детей 3-4 лет:

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) ребенок  выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) - ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в  выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.

Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии.

Конспекты дидактических игр к педагогической диагностике

1 задание «Найди цветок для бабочки»

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Ход игры:

Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.

После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”

2 задание «Заштопай у матрешки сарафан»

Цель: Выявить умение детей вставлять предметы данной формы (круглые, квадратные,  прямоугольные) в соответствующие отверстия.

Пособия: Картонное изображение матрешки с отверстиями круглой, квадратной и прямоугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и прямоугольники, такого же цвета, как и сарафаны.

Ход игры: Воспитатель показывает детям матрешек и обращает их внимание на то, что у матрешек дырявые сарафаны. У матрешек сарафаны разного цвета и с различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрешке заштопать сарафан. Дети выполняют задание, а матрешка благодарит их.  

3 задание «Найди предметы в группе»

Цель: Выявить умения находить предметы в окружающей обстановке, (ориентировка в пространстве), а также выделять по цвету (красный, желтый, синий, зеленый), форме (круглый, квадратный, прямоугольный) и величине (большой, маленький).

Пособия: Игрушки, предметы в группе.

Ход игры: 

Найди предметы круглой формы, синего цвета красного,  желтого). Что еще бывает такого цвета?

Найди предметы квадратной (круглой и прямоугольной) формы. Что еще бывает такой формы?

Найди предмет маленький и большой по величине. Что еще бывает такой величины?

4 задание «Чудесный мешочек»

Цель: Выявить знания ребенка соотносить предметы по цвету, форме и величине.  Умение ребенка правильно называть цвет, форму, величину.

Пособия: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка, «чудесный мешочек» (мешок из ткани), детская кухонная посуда.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку вытащить игрушку из «чудесного мешочка». Ребенок, обследуя предмет, соотносит его с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и называет  их.

5 задание «Светит солнышко»

Цель: Выявить умение ребенка правильно называть величину (длинные и короткие лучики).

Пособия: ½ альбомного листа, гуашь желтого цвета, банки с водой, кисти и салфетки.

Ход игры: 

Сначала воспитатель читает детям стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко».

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку,

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Затем показывает детям лист с наклеенным кругом и обращает их внимание на то: что не хватает  у солнышка? (Лучиков) Лучики у солнышка все одинаковые? Нет…они бываю длинные и короткие.

Порадоваться вместе с ребятами ярким рисункам.

6 задание «Домик для собачки»

Цель: Выявить умение рисовать предмет квадратной и круглой  формы, правильно передавать относительную величину частей предмета.

Пособия: ½ альбомного листа, восковые мелки.

Ход игры: 

Воспитатель загадывает  детям загадку о собачке.

С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, хвост колечком.

Детки угадывают с помощью наводящих вопросов.

-А теперь послушайте стихотворение А.Барто «Пес»:

У крыльца лохматый пес,

Лег, уткнувши в лапы нос.

Тихо, мирно он сопит,

Может, дремлет, может спит.

А попробуй, сунься вор –

Вмиг залает на весь двор.

-Что делает собачка? (охраняет дом)

-Где живет собачка? (в будке)

Сначала вспомнили с детьми, какие домики для собачек бывают.

- А вы знаете, как называется домик для собак? (конура)

- Какая она бывает по цвету, по форме, величине?

Уточнили части конуры, их формы, расположение.

Дети приступили самостоятельно рисовать.

В процессе рисования напомнить об аккуратном использовании краски, красивом закрашивании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика изобразительной деятельности детей

Анализ продуктов изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста....

Педагогическая диагностика "Театрализованная деятельность" (Т.С. Комарова)

В диагностическом материале раскрываются уровни овладения речевыми навыками, навыками кукловождения, эмоционально-образное развитие, основы коллективной творческой деятельности....

Диагностика изобразительной деятельности детей

Диагностика изодеятельности детей 6 – 7 лет....

Педагогическая диагностика игровой деятельности

диагностика по развитию игровой деятельности с диаграмой...

Карты педагогической диагностики театрализованной деятельности

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий....

Мониторинг. Диагностика уровня знаний: Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

Мониторинг.Диагностика уровня знаний: Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возрастаДиагностика театрализованной деятельности детей, посещающих кружок «...

Диагностика изобразительной деятельности детей

Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овлад...