Конспект НОД "Жизнь и быт кубанских казаков"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Авдеева Юлия Александровна

 

Конспект НОД

(непосредственной образовательной деятельности)

в старшей группе для детей с нарушением зрения

«Жизнь и быт кубанских казаков».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_avdeeva_yu.a.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с компенсирующего вида №32 «Сказка»

 муниципального образования город-курорт Геленджик

Конспект НОД

(непосредственной образовательной деятельности)

в старшей группе для детей с нарушением зрения

«Жизнь и быт кубанских казаков».

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Авдеева Юлия Александровна

г. Геленджик 2014 год.

Цель занятия: Формирование у детей патриотических чувств к своей малой Родине – Кубани посредством использования ручного труда; преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения.

Задачи:

  • развивать у детей познавательный интерес;
  • воспитывать любовь и уважение к истории и традициям родного края;
  • развивать творческие способности, умение принимать самостоятельные решения, осуществлять выбор;
  • развивать полисенсорные связи и содружественные движения руки и глаза;
  • тренировать зрительные функции амблиопичного глаза: повышение остроты зрения, аккомодации и дивергенции;
  • развивать глазомер и мелкую моторику.

 Материал к занятию:

Контурные изображения дорожек, цветные карандаши, шерстяные нитки, оформленная стена для зрительной гимнастики (с/х продукция Кубани – злаковые, овощи, фрукты), семена подсолнечника, семена кукурузы, карточки – «грядки» для посева семян, венки из проволоки, искусственные цветы, цветные ленточки, глиняный кувшин, трафареты орнаментов, набор для штамповки (губки, акриловые краски), картинки с изображением быта казаков, медали для награждения.

В роли казака и казачки – дети подготовительной группы.

Ход занятия.

 – Ребята, сегодня я получила необычное письмо – к нам едут гости, которые очень хотят с вами познакомиться, да вот беда – заблудились они, а где у нас можно заблудиться и почему? Ответы детей.

-Правильно, в горах, в лесу. Давайте поможем им к нам добраться, проложим для них тропинку. Возьмите в руки цветные карандаши и аккуратно раскрасьте лесные тропинки.

(Раскрашивание цветными карандашами контурного изображения дорожек.)

– Вы, ребята, молодцы. А вот и наши гости, давайте их поприветствуем. Заходят дети подготовительной группы в одежде казаков.

Дети: - Здравствуйте!

Казаки: - Здравствуйте, ребята. А вы знаете, кто мы? (Ответы детей).

- Мы-казаки. С давних времен живем мы на земле кубанской, очень любим нашу Родину, обрабатываем наши просторные земли – луга и поля, выращиваем много полезных овощей, фруктов, злаков.

- А какие овощи, фрукты, злаки выращивают на Кубани? Ответы детей.

- Мы занимаемся разными ремеслами и, конечно, защищаем ее от врагов.

- А хотите вы узнать о нашей казачьей жизни и стать такими же ловкими и умелыми, как мы?

Дети: - Да!

Педагог: - Хорошо, ребята, а как вы думаете, о чем  будет наше сегодняшнее занятие? Правильно, о «Жизни кубанских казаков». Наши гости приготовили для вас несколько заданий, и, если вы с ними справитесь, то в конце занятия получите медали настоящих казаков.

- Хотите? Ответы детей.

3. - Казаки издавна считаются умелыми земледельцами. Посмотрите на стену. Мы сейчас выполним зрительную гимнастику, но не простую, а состоящую из загадок. Вы глазками находите ответы на стене, так вы узнаете, что выращивают на свих полях казаки.

Зрительная гимнастика по картинкам на стене, дети отгадывают загадки.

Удивительное солнце:

В этом солнце сто оконцев,

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких гал-

чат.

Подсолнух

Лоскуток на лоскутке-

Зеленые заплатки,

Целый день на животе

Нежится на грядке.

Капуста

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом …

Картошка

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не

размокла,

Крупна, кругла

Сладка на вкус.

Узнали вы? Я …

Свекла

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

Лук

В поле - метелкой,

В мешке – жемчугом.

Пшеница

Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

Помидоры

На грядке длинный

И зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

Огурец

Закутан младенец

В семь полотенец,

Хвостик снаружи,

А он и не тужит.

Качается высоко,

Все видит далеко.

Кукуруза

- Очень хорошо, ребята, а вы хотите попробовать себя в роли земледельцев? Ответы детей.

- Давайте посадим семена, которые наши гости казаки привезли для нас. Посмотрите, что это за семена в мешочке?

 – Правильно, кукуруза и подсолнечник. Только, к сожалению, в дороге они перемешались между собой, что нам нужно сделать, чтобы посадить их?

–Да, их сначала надо перебрать, а потом уже посадить на наши грядки.

- Давайте сравним семена по цвету. Какого они цвета?

- Правильно, они черные и желтые.

- А какие они по форме? –Правильно, вытянутые, острые семена подсолнечника, округлые, плоские семена кукурузы.

- Для чего нам нужны эти растения? Ответы детей.

- Правильно, подсолнечник нам нужен, чтобы делать из его семян подсолнечное масло, халву, а из кукурузы можно варить кашу.

- Возьмите семена, переберите их: кукурузу отдельно, подсолнечник отдельно, посадите их на грядки.

(Дети перебирают семена подсолнечника и кукурузы, разделяют их и размещают на картонных грядках.)

- Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием.

-  А вы знаете, что чем славились женщины-казачки?

- Правильно, они были искусными рукодельницами.

-  А как вы думаете, какими видами рукоделия они владели?

- Посмотрите на изображения(показ картинок из жизни казаков вязание, шитье, вышивка). Ответы детей.

– Правильно, они очень хорошо шили и вязали. Нитки они пряли из шерсти на вот таких деревянных прялках (показ прялки), а затем сматывали их в клубки.

- Давайте и мы попробуем смотать нитки в клубочки. Возьмите нитки и аккуратно намотайте их на картонную основу.

(Дети наматывают нитки в клубки.)

- А теперь, ребята у нас физминутка, вставайте из-за столов и немного подвигаемся.

Казак лихой мой папа                       Шагают на месте

Я тоже подрасту

И тоже как мой папа                       Выпад вправо, влево, руки к плечам

Я в казаки пойду

Я выйду в поле чисто                       Шагают с высоким подниманием колена

И сяду на коня.

Мой конь помчится быстро            Прямой галоп

В далекие края.

И прадеды и деды                           Боковой галоп влево, согнутыми

Все были казаки.                               руками делают махи

Россию защищали                            Боковой галоп вправо, делают

Кубанские полки.                             

-  Конечно, казаки являются очень работящим народом, но и хорошо отдохнуть они тоже любили и в праздничные дни старались особенно красиво себя украсить.

-  Например, девушки одевали себе на голову венки из цветов и ленточек (показ картинки).

- А вы хотите нарядно украсить такие венки?

У вас есть основа такого венка, возьмите ее и прикрепите на ней цветы и разноцветные ленточки так, чтобы было красиво, нарядно.

(Украшение детьми венков цветами и разноцветными ленточками.)

- Украшать казаки любили не только себя, но и предметы быта. Например, кухонную посуду.

- Вы хотите попробовать украсить этот глиняный кувшин? У вас есть трафареты с орнаментами казачьих рисунков, выберите из предложенных те, что вам больше понравятся и составьте собственный узор.

- Молодцы, ребята, узоры получились красивые. Давайте перенесем их на кувшин, возьмите губки, обмакните их в краски и наносите через трафарет ваши узоры.

(Дети составляют  узор и украшают им при помощи метода штамповки глиняный кувшин)

- Молодцы, ребята, кувшин получился очень красивым.

Рефлексия:

- Как вы думаете, вы  хорошо справились со всеми заданиями?

- А медали вы заслужили?

- Что было самым трудным для вас в занятии?

- А что вам понравилось больше всего?

- А за ваше старание наши гости наградят вас медалями.

- До свидания ребята, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе детей с ОНР «Жизнь, традиции и обычаи Кубанских казаков»

Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный  интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиционные костюмы кубанских казаков. Рисование «Одежда казаков»»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательн...

Конспект НОД “Национальная одежда кубанского казака и казачки.”

Цель:   Приобщать детей к культуре кубанского народа, к традициям и любовь к народному национальному костюму.Задачи  обучающие:Продолжать углублять знания детей  о  кубанской...

Занятия по ознакомлению с традициями Кубани Тема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»

Занятия по ознакомлению с традициями КубаниТема:  «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»...

Занятия по ознакомлению с традициями Кубани Тема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»

Цели и задачи:Цель: Дать представление о первом переселении казаков на Кубань. Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за малую Р...