Конспект коррекционно-развивающего занятия по лексической теме"Перелётные и водоплавающие птицы".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Солоцкая Ольга Николаевна

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptitsy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно - развивающего занятия

с детьми подготовительной к школе группы

по лексической теме: «Птицы перелётные и водоплавающие»

                                                                   

                                                                                                               Выполнила учитель-логопед

                                                                                                                 группы №10

                                                                                 ГБДОУ детский сад №6

                                                                                 Красногвардейского района Спб

             Солоцкая Ольга Николаевна  


Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста   по теме «Перелётные и водоплавающие птицы».

    Цель:  дифференциация звуков [р] — [рь] в процессе уточнения и закрепления понятий «перелётные птицы» и «водоплавающие птицы» у дошкольников с ОВЗ через интеграцию всех образовательных областей.

     Задачи:

Коррекционно -образовательные:

- закрепить понятия «перелётные птицы», «водоплавающие птицы».

-уточнить внешний вид птиц;

-ввести понятие «горихвостка», уточнить происхождение названия.

-формировать умение  словообразования детёнышей птиц;

- закрепить умение составления простого распространённого предложения.

  Коррекционно- развивающие:

-развивать   навык речеслуховой дифференциации звуков [р]- [рь];

-автоматизировать  [р] и [рь] в словах;

-развивать навык фонематического анализа и синтеза;

-развивать силу и модуляцию голоса;

-развивать невербальное и вербально - логическое мышление;

-развивать слуховое внимание;

-развивать зрительное восприятие;

-развивать тонкую, ручную, мимическую, общую моторику;

- развивать дикцию, связную речь.

 Коррекционно - воспитательные:

-воспитывать самостоятельность, наблюдательность,  познавательную активность,  ответственность, целеустремлённость, любовь к птицам.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением перелётных и водоплавающих  птиц, закрепление примет осени и весны, просмотр мультфильма «В стране не выученных уроков», уточнение артикуляционной позиции звуков [Р] , [РЬ], заучивание чистоговорки «Грач» .

Оборудование: CD с презентацией, музыкальное сопровождение.

Интеграция О.О.:

Речевое направление;

Познавательное развитие;

Социально-коммуникативное;

Физическое развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей (О.О.)

Деятельность педагога

Примечания

Речевое направление

I. Оргмомент.

-Здравствуйте ребята!

  • Я попрошу вас сесть когда вы услышите птичий крик.
  • Назовите птицу, которую услышали!

Дети приветствуют педагога и гостей, внимательно слушают.

(журавля)

Художественно-эстетическое развитие

- Ребята, посмотрите на экран. Почему сегодня мы слушали журавля?

Рассматривают журавля, слушая музыку.

Познавательное развитие

Речевое развитие

II. Основная часть.

- Ребята, как вы думаете, какое время года изображено ?

Как же вы догадались? А что же происходит в это время года с некоторыми птицами?

Рассуждают над вопросом, высказывают своё мнение.

Познавательное развитие

Речевое развитие

- Ребятки, скажите мне, каких перелётных птичек в названии которых есть звуки [ р ] и [ рь] вы знаете ?

Догадываются и отвечают, рассматривая слайд. ( на слайде журавль, грач, дрозд, горихвостка, жаворонок, скворец, трясогузка).

Рассматривают на слайде  изображения перелётных птиц.

Познавательное развитие

Речевое развитие

- Ребятки, а знаете ли вы эту птичку?

Это горихвостка. Как вы думаете, почему её так назвали?

Предполагают название, рассматривая слайд с изображением  горихвостки.

Познавательное развитие

-Ребятки, это тоже  перелётная птица. Своё имя эта птица получила за похожий на язычок пламени, постоянно подрагивающий яркий рыжий хвостик.

Союз охраны птиц России ежегодно избирает символом наступающего года какую-либо птицу, обитающую на территории России. В этом году Птицей года стала именно Горихвостка. Она гнездится и в естественных дуплах деревьев, не избегая различных углублений в стенах жилищ человека и построек. Горихвостки – старательные помощники садоводов, обязательно оценят домики, сделанные специально для них и их будущего потомства. Ещё её называют лысушка. Отлет горихвосток начинается в конце августа и продолжается в сентябре.

Уточняют внешний вид птицы.

Познавательное развитие

Ребятки , как вы думаете, в слове «горихвостка» звук [р] звучит твердо или мягко?

Дают ответы.

Речевое развитие,

Физическое развитие.

  • Ребятки, а давайте сейчас повторим чистоговорку про ещё одну перелётную птичку  (логопед просит детей встать в кружок и  повторить текст с движениями):
  • Грач летает над рекой:

       -Кра, кра, кра!

        Поглядите — ка, какой

        Рак, рак, рак!

Повторяют вместе с логопедом.

Машут крыльями

проговаривают,

воображают «Очки»,

проговаривают.

Художественно- эстетическое, познавательное развитие

социально-коммуникативное развитие.

Посмотрите,сколько перелётных  птичек вы знаете! Какие вы молодцы! Давайте присядем на наши места.

Ребятки, а все ли птички умеют плавать? Какая птичка среди других  водоплавающая?

(Педагог уточняет, что утка-мандаринка -птица водоплавающая)

Присаживаются на места.

Рассматривают на слайде

изображение утки-мандаринки. Дают ответы.

Речевое, социально-коммуникативное.

 -Ребятки, весной птицы вернутся и  скажите кто же появится у них?

- Как мы назовем птенцов журавля, скворца, грача, дрозда, ?

Отвечают.

Называют в игре с мячом.

Речевое, познавательное развитие, физическое развитие.

- Я предлагаю вам немного поиграть.

- Вы согласны?

 Педагог проводит подвижная игру  «Певчие птицы»

- Есть у нас игра одна, вам понравится она.

Птицы все на юг летят, зимовать они хотят

Там где солнышко, тепло, ждать весны будет легко

Только ветер им мешает и с дороги их сбивает

По считалке выбирается «ветерок». Дети стоят на одной стороне зала, читают речитатив, по окончанию слов дети перебегают на противоположную сторону зала «теплые страны», «ветерок» ловит их «сбивает с пути», кого запятнали, тот пропускает одну игру.

Физическое развитие, речевое развитие.

- Ребятки, а сейчас наберите в носик воздух и попробуйте повторить на выдохе –

«Журавли, дрозды, грачи».

Действуют по инструкции, развивая речевое дыхание.

Речевое развитие, познавательное.

-Давайте вспомним, общаются между собой дрозды?

- «Ра-та-та»,

-А если спрашивают друг друга?

-А если зовут в тёплые края?

Произносят  звукоподражание с различной голосовой модуляцией.

Социально-коммуникативное и речевое.

Логопед: «Звонит Федя Перестукин и просит помочь составить предложения из слов: сильные, в, улетать, тёплые, птицы, края.

- Поможем ему?

Слышат телефонный звонок.

Составляют предложение.

Социально-коммуникативное речевое, познавательное.

III. Заключительная часть.

-Ребята, о ком мы говорили сегодня?

-Что нового вы узнали?

-Что вам запомнилось?

Затем раздаёт подарки от Феди, благодаря детей.

Рассуждают, высказывают своё мнение. Получают подарки, благодаря за них Федю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Использование коррекционно-развивающих технологий при изучении лексической темы «Транспорт» с детьми младшего дошкольного возраста»

Предлагаю вам систему мероприятий по коррекции и развитию психоречевой сферы детей младшего дошкольного возраста, имеющих проблемы познавательного и речевого развития в рамках одной темы. Речевое недо...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелётные и зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И»....

Конспект открытого мероприятия в старшей группе по лексической теме:: «Перелётные и зимующие птицы».

Конспект открытого мероприятия по лексической теме:: «Перелётные и зимующие птицы»....

Конспект интегрированного логопедического занятия по лексической теме "Зимующие птицы" в сочетании с конструированием. Старшая логопедическая группа.

Интегрированное занятие, сочетающее в себе логопедическое занятие на словообразование, словоизменение и формирование фразовой речи и конструирования, на основе лексической темы "Зимующие птицы&qu...

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе. Лексическая тема: "Транспорт"

Данный конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Развитие зрительного и слухового внимания, речевое развитие - словоизменение и словообразование....

Конспект занятия по лексической теме «Перелётные птицы»

Конспект занятия по лексической теме «Перелётные птицы» (старшая логопедическая группа)Тема: «Перелётные птицы».Задачи: расширить словарь по теме; развивать умение со...