Авторская программа МИР детства
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Исламова Нурбану Фиркатовна

Программа представляет систему профилактической и коррекционной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение.

В настоящее время система образования в нашей стране в целом переживает масштабные изменения не только  в организационно-экономическом плане, но и в значительном обновлении содержания образования. Задача модернизации российского образования – повышение его доступности,  качества и эффективности. Одна из основных задач дошкольного образования на современном этапе - обеспечение преемственности дошкольной и школьной ступени образовательной системы.

Дошкольное детство – время, когда закладывается фундамент успешного обучения ребенка в школе. А от того, как сложится школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в обществе. Все это особенно касается детей с различными нарушениями, отклонениями в развитии. Решая задачи подготовки ребенка к школе, дошкольная педагогика приблизилась по формам  организации детской деятельности к школьной. Так первая половина дня загружена занятиями, кроме того родители заинтересованы в организации кружковой деятельности, которая так же напоминает школьные уроки. Регламентированная временными ограничениями,  различными требованиями форма работы с детьми является назревшей проблемой и противоречием дошкольного образования. Актуальностью появления данной программы является поиск решения этой проблемы.  

          Неоднородность состава детского коллектива  ярко проявляется в разных уровнях усвоения материала. Не все дети одинаково хорошо усваивают программу.   При этом,  по наблюдениям педагогов и психологов, по результатам  диагностических срезов по различным разделам программы, отмечается, что: растёт количество детей, у которых слабое внимание, плохая память, пассивность к занятиям. Параллельно наблюдается бедный словарный запас, недостаточное развитие всех языковых средств, неумение сосредоточиться на заданиях.    Таким детям требуется дополнительная помощь в виде коррекционных занятий, игр, упражнений в рамках логопедического пункта.

       Определяющим принципом данной разработки является то,  что все задания строятся в игровой форме, так игра является ведущим видом детской деятельности, а  в реальной дошкольной жизни    заметен  дефицит игры.  Знаменитый ученый Эрик Берн пишет: «…весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение  тому, в какие игры играть и как играть». Давайте запомним все - и учителя, и воспитатели, и родители, - что точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходимо играть. И то, и другое необычайно важно и плодотворно, тем более что ребенок - «существо играющее». Игра для ребенка – естественное состояние. Она создает положительный эмоциональный фон. В игре проявляются индивидуальные особенности, формируются определенные качества личности.

Исходя из всего этого  автором  определились следующие  направления работы с детьми:  

  • Общие речевые навыки.
  • Словарь и словообразование. Грамматический строй речи. Связная речь.
  • Здоровье сберегающие технологии..
  • Интеллектуально-развивающие игры и упражнения.
  • Эмоционально-волевая сфера.

Это – в какие играть.

О том,  как играть,  говорят предлагаемые автором игровые модели, модели обучения в группах, в парах, объединенных по симпатиям, по возрасту, по интересам, по способностям и индивидуальным возможностям, по модальности,  по схожести нарушений. Среди активных и интерактивных  методов обучения автор предлагает  методы решения проблемных задач, задач на противоречия, игры - энергизаторы, игры – оптимизаторы,   «ребенок в роли учителя». Все это дает детям возможность   реализовать свои интересы, а педагог,  учитывая их,  может помочь ребенку справиться со всеми задачами, подготовиться к школе. Программа предполагает, что роль  педагога заключается в  сопровождении ребенка,  которое не исключает профессиональное  руководство педагогическим процессом. Особенно важна  роль педагога и  в организации правильного игрового пространства.

Пояснительная записка к программе

«МИР детства»

Определяя содержание коррекционной работы, автор программы стремилась учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывают дети.    

Программа представляет систему профилактической и коррекционной работы, являющейся плодом многолетнего педагогического труда. Она  называется «МИР детства».  Слово МИР является  аббревиатурой слов Мышление, Игра, Речь и обозначает их триединство.  Игра является центром всего процесса,  средством для развития ребенка. Мышление – базис, над которым надстраивается речь. Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. Средствами речи ребенок кодирует информацию,  и у него появляется знаковая функция мышления. Все три составляющие, игра, мышление, речь,  в совокупности дают результат – формирование  личности,  интегрированной и  востребованной к дальнейшей и полноценной  жизни в социуме.

Цель программы  - содействовать развитию мышления, речевых средств и речетворчества.

 Девиз программы: « Я хочу, я могу, я сделаю» подразумевает желание ребенка, его возможности и уверенность в  конечном результате.

Основная направленность программы – коррекционная и профилактическая системная работа на основе комплексного подхода к проблеме обеспечения нрав ребенка с особенностями в развитии.

Основные принципы программы:

  • доступность
  • комплексный подход к содержанию образования
  •  единство развивающего, коррекционного, профилактического эффектов предлагаемых занятий, игр и упражнений
  • интегративность разных видов детской деятельности
  • системность, включающая наличие логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности
  • принцип индивидуального подхода
  • принцип сезонности
  • принцип систематичности

Выше указанные принципы соответствуют Федеральным государственным требованиям к содержанию общеобразовательных программ дошкольного воспитания (2010год).

Комплексный подход означает включения в программу разнообразных форм по различным направлениям детской деятельности.

Это такие разделы:

Общие речевые навыки. Включает задания и упражнения на развитие речевого дыхания, четкости дикции, силы голоса,  плавности, ритмичности  и выразительности речи. Сюда же входят задания на развитие фонематического слуха, слоговой структуры слова, правильного звукопроизношения.

Словарь и словообразование. Грамматический строй речи. Связная речь. Включает задания на обогащения словаря, на словообразование, игровые и дидактические приемы на формирование определенных грамматических представлений и навыков, языкового чутья,  различные виды работ по развитию связной речи.

Здоровье сберегающие технологии. Общая и мелкая моторика. Включает игры, упражнения на координацию речи с движением, пальчиковые гимнастики,  упражнения на развитие графомоторных навыков, упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления, упражнения на релаксацию, психогимнастики, сказкотерапию, ароматерапию, музыкотерапию.

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения.

Включает игры и упражнения, направленные на развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания), решение проблемных и алгоритмических задач.

Эмоционально-волевая сфера. Включает игры и упражнения на развитие эмоций, волевых качеств, коммуникативных навыков, произвольности внимания, быстроту реакции, игры-энергизаторы, игры-оптимизаторы ( игры на развитие коммуникативных умений и навыков).

Ожидаемые  результаты:

— Эмоциональное и психическое благополучие детей, сохранение и укрепление физического здоровья. Развитие эмоционально-волевых качеств.  Развитие целеустремленности и настойчивости при поиске решения проблем.

—Состояние комфортности ребенка в саду, безболезненная плавная адаптация в любом новом коллективе.

— Развитие обще-учебных умений: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия, работать по правилу, понимать и выполнять инструкцию взрослого.

— Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря, развитие грамматического строя речи, умения связной речи: в ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

—       Развитие мышления,  таких его качеств, как креативность- способность        порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Это:

Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей, причём в данном случае важно не их качество, а количество;

Гибкость – способность высказывать многообразные идеи;

Оригинальность – способность порождать новые, нестандартные идеи (может проявляться в ответах, не совпадающих с общепринятыми).

Точность (законченность) – способность совершенствовать или придавать завершённый вид своему продукту.

     Интегративность разных видов детской деятельности подразумевает использование на одном занятии упражнений познавательного и продуктивного цикла (изодеятельность, конструирование и др.), различных подвижных пальчиковых, дидактических игр, объединенных лексическими темами.

Новизна программы

        заключается в новых формах  (в подгруппах, в парах и т.п.)  комплексного планирования коррекционной работы .

Некоторые игры и упражнения заимствованы из различных современных учебно-методических изданий для педагогов  детских садов, а также из целостных педагогических систем прошлого.

   Программа применяется учителем-логопедом при планировании подгрупповых занятий по коррекционной работе с детьми, имеющими  недостатки речи два раза в неделю.  Педагоги, которые заинтересуются данным материалом,   организовывая свою работу по предложенной  схеме, могут брать игры и задания по выбору. Этот выбор определяется  индивидуальными особенностями детей группы, материальными возможностями  и предпочтениями педагога.

Тема: Осень.

Предметный словарь: осень, листопад, урожай, заморозки, дождь, ягоды, грибы, ящик, мешок, корзина, ведро, лукошко, стая, берлога, дупло, листва, пора, клен, еж, белка, медведь, заяц, плащ, куртка, сапоги, портфель, школа, грибник, зонт, листья, лес.

Глагольный словарь: опадать, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, менять, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать.

Словарь признаков: красный, желтый, оранжевый, бордовый, осенний, дождливый, холодный, рыжий, белый, пасмурный, прохладный, ранний, поздний, золотой, разноцветный.

  Словарь наречий: пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро.

  Антонимы: холодный — теплый, ранний — поздний, пасмурно — солнечно.

Общие речевые навыки.

1.Дидактическая игра на развитие речевого дыхания  «Сдуй листок с дерева».

2. Чистоговорки:  

-«Пошла Поля полоть в поле».

-«Поехали-поехали с грибами, с орехами»

3.Игра на интонационную выразительность речи

Кричит ворона в небе: Кар-р!

В лесу пожар! В лесу пожар!»

А было просто очень:

В  нем поселилась осень.

(Е.Интулов)

Словарь и словообразование. Грамматический строй речи. Связная речь.

1. Какие подарки принесла осень людям, животным? (подбор существительных).

2. Что делают осенью люди, животные? (подбор глаголов).

3. Игра «Один-много».(множественное число существительных по теме).

4.Игра в парах «Кто больше назовет слов-предметов  по теме ,  действий по теме

Здоровье сберегающие технологии.

1. Проблемный вопрос:

-Что будет, если листья не опадут, птицы не улетят, заяц и белка не поменяют цвет шубки».

- Что хорошего или плохого в том, что идет дождь, дует ветер?».

2.Физминутка «Листики»

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Закружились, полетели и на землю снова сели.

3. Пальчиковая гимнастика  «Вышел дождик погулять».

Раз, два, три, четыре, пять,      

Вышел дождик погулять.        

Шел неспешно, по привычке,  

Вдруг читает на табличке:        

«По газону не ходить!»                    

Дождь вздохнул тихонько:      

- Ох!                                            

И ушел.                                      

Газон засох.  

(Удары   по   столу   пальчиками   обеих рук.

Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Беспорядочные удары по столу    

«Шагают»   средним   и   указательным пальчиками обеих рук по столу.

Ритмично  ударяют  то  ладонями,     то кулачками по столу.

Часто и ритмично бьют в ладоши.

Один хлопок.

Ритмичные хлопки по столу).

4.Физминутка  «Осень»

Непоседа-ветерок

С тополя сорвал листок.

Долго с листиком осенним

Над деревьями кружил.

Тронул ласково лицо:

«Получите письмецо!».

5.Упражнение для профилактики  нарушений зрения. «Проследи   глазами за падающим листом».

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения.

1.Упражнение «Что лишнее?» Развитие слухового внимания. Закрепление признаков разных  времен года.

-  Птицы улетают на юг.

-  Расцвели подснежники.

-  Пожелтели листья на деревьях.

-  Идет уборка урожая.

2.Упражнение на слуховую память. «Запомни 10 слов» (слова по теме).

3. Загадки об осени.

4.Объясни значение выражений

- Сесть в лужу;

- После дождичка в четверг;

- Дрожит, как осиновый лист.

Эмоционально-волевая сфера.1.Игра-энергизатор  «Скажи о себе что-нибудь хорошее» (Дети передают  по кругу листочек клена и говорят что-нибудь о себе)

2.Упражнение «Хлопни в ладоши, если я назову признак осенней погоды, подними руки вверх,  если назову признак летней погоды».

Тема: Овощи.

Предметный словарь: овощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, кочан, овощерезка.

Глагольный словарь: вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезан., натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть.

Словарь признаков: овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый

Словарь наречий: рано, поздно, мелко, крупно.

Антонимы: крупный - мелкий, рано-поздно, кислый - сладкий, гладкий-шершавый, сажать - собирать

Общие речевые навыки.

Упражнение на интонационную выразительность речи  «Купите лук»

Купите лук, купите лук,

Петрушку и морковку!

Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зеленый лук,

Петрушка и морковка,

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка!                                   

Словарь и словообразование. Грамматический строй речи. Связная речь.

1.Упражнение «Подскажи словечко».

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей                        

Нет сочней... (помидора).     

Наш огород в образцовом порядке:

Как на параде, построились грядки.

Словно живая ограда, вокруг —

Пики зеленые выставил... (лук).

                                                                           В. Викторов

2.   Упражнение «Сок из тыквы –тыквенный, а из … - …».  

(Образование относительных прилагательных).

3. Составление предложений по 2 опорным картинкам.

4.Почему так называют: овощерезка, теплица, огородник, овощехранилище, картофелечистка?                                                                    

Здоровье сберегающие технологии.

1. Дидактическое упражнение Правильное питание»

(Формирование словаря, связной речи, развитие  мыслительных операций анализа и сравнения).

 -Для каких блюд из овощей нужен холодильник?

-Для каких блюд нужна плита?

-Для каких блюд нужна и плита, и холодильник?

2. Упражнение на развитие графомоторных навыков. «Заштрихуй морковку»

3.Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла…»

4.Игра «Мешок ощущений». Найти и нарисовать предмет, который относится к теме.

5. Упражнение с палочками. «Помидор».

1.Толстопузый помидор

   Перелез через забор.

(Перекладывать палочки поочередно через одну в соответствии с ритмом текста).

2. Как веселый красный шар

    Покатился на базар.

(Взять в руки палочки и вращать ими при помощи пальцев).

3.Обежал за рядом ряд…

(Стучать палочками о стол в соответствии с ритмом текста и образом, т.е на каждый слог, поочередно).

4. На ходу надел халат…

(Поочередно потирать палочками друг о друга 4 раза).

5. Подал звонкий голосок…

(Стучать торцами палочек)

6. Продаю томатный сок!

(Стучать одновременно двумя палочками о стол).

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения.

1.Упражнение на зрительную память. «Запомни 10 картинок».

2.Игра «Да-нетка».

3.Объясни значение выражения:

-всякому овощу свое время.

Эмоционально-волевая сфера.

1.Игра по правилам «Запретное слово». Дети повторяют все слова,  кроме запретного.

2.Игра-упражнение «Изобрази какой-нибудь овощ с помощью мимики, пластики».

Тема: Фрукты.

Предметный словарь: фрукты, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе; садовник, посадка; витамины, здоровье, ломтик, кусок, вкус,  начинка, долька, сухофрукты, изюм.

Глагольный словарь: расти, созревать, сиять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть.

Словарь признаков: румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый.

Словарь наречий: вкусно, кисло, сладко, много, мало.

Антонимы: крупный - мелкий, большой - маленький, зрелый - зеленый, сладкий - кислый, гладкий -шероховатый.

Общие речевые навыки.

1. Упражнение на интонационную выразительность речи  «Вот бы...»

А вот бы

Не в Африке

Вот бы -        

У нас              

Не лук бы,    

Не редька,

А рос —

Ананас!

Никто б

Не поверил,

Ни Гришка,    

Ни Мишка.

Сказали бы:

Это

Кедровая шишка!

                                                                   Г. Гербовский

Словарь и словообразование. Грамматический строй речи. Связная речь.

1Упражнение на образование приставочных глаголов. (к слову резать).

2. Упражнение «Скажи ласково» (образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме)

3. Упражнение «Различи картинки» (на многозначность слов кисть винограда, кисть руки, кисть для краски).

4. Упражнение на классификацию «Назови крупные фрукты, красные, зеленые, мелкие, кислые».

5. «Магазин фруктов» - диалог.

Здоровье сберегающие технологии.

1.Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

2.Дыхательное упражнение «Горячий пирог».

3.Упражнение «Проследи глазами за падающим яблоком».

4. Упражнение на координацию речи с движением.

Фрукты.

Абрикосы, груши, сливы

И полезны и красивы.

Кто же фрукты соберет

На варенье на компот?

Ну-ка, с ветки доставай небывалый урожай.

5.Нарисуй дерево с необычными плодами».

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения.

1.Задание на воспроизведение 10 слов.

2.Упражнение «Назови одним словом».

3.Объясни пословицу «Летний день год кормит».

4. «Узнай овощи по трафарету».

5. «Чего не стало?»

6. Почему так говорят?

-изюминка в человеке.

7. «4-й лишний»

-фрукты-овощи;

- фрукты – продукты;

-сладкие фрукты – кислые фрукты;

-тропические фрукты – фрукты нашей страны

Эмоционально-волевая сфера

1.«Расхвали фрукт  и угости им друга ».

2.«Если бы я был яблоком…» (рассказ-фантазия).

3. «Я хочу, чтобы у меня был сад, потому что…»

Тема: Деревья.

Предметный словарь: дерево, растение, сосна, ель, кедр, лиственница, ива, береза, клен, рябина, пень, лес, ствол, корни, ветка, сук, кора, древесина, лист, листва, почка, сережка, желудь, шишка, хвоя, куст, крона, плод, семена, бор, роща, дубрава, гриб, ягоды, боровик, опенок, лисичка.

Глагольный словарь: расти; цвести, шуметь; падать; рубить; собирать.

Словарь признаков: зеленый, хвойный, лиственный, смешанный, высокий, низкий, молодой, старый, дряхлый, могучий, стройный, резной, узкий, широкий, пышный, осенний, весенний, желтый, оранжевый, багряный.

Словарь наречий:. пышно, высоко, низко, густо, редко.

Антонимы: высокий - низкий, толстый-тонкий, гладкий - шероховатый, густо - редко.

Синонимы: сук — ветка — побег; дровосек — лесоруб; боровик — белый гриб.

Общие речевые навыки.

1.Заучивание скороговорок:

-«Дятел лечит древний дуб.

   Добрый дятел – дубу друг».

-  Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

2.Фонетическая зарядка.

3. Дыхательное упражнение «Сдуй  листок с дерева».

Словарь и словообразование. Грамматический строй речи. Связная речь.

1. «Подбери слова по теме

-предметы

«Какие ты знаешь деревья?», «Назови часть от целого»

-глаголы

«Что делают  листья деревьев, корни?»

«Что делает человек с деревьями?»

2.Классификация деревьев : хвойные, лиственные, плодовые.

3. «Что делают из дерева?»

4.«Один-много». (Образование множественного числа существительных).

5. Игра «Наоборот». (Подбор антонимов).

6. «Прогулка по лесу». (Составление предложений с предлогами между, к, от, за, из-за, через).

7. Дидактическая игра «Пустой лес» (нет елок, нет сосен, осин и т. д.).

8. Упражнение «Подскажи словечки»: Вставь пропущенные слова (текст читает взрослый).

Белочка сидела (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал и белочка спустилась (с) дерева. Орешек лежал (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что (из-за) дерева выглядывает хвост белочки. Мальчики подошли поближе (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла (на) дерево. Она спряталась (в) дупле.

Здоровье сберегающие технологии.

1.Физминутка «Пила»

               Уп, уп, уп - распилили дуб, дуб

          Ну и ну – распилили мы сосну.

          Ёзу, езу – распилили мы березу.

          Ину, ину – распилили мы осину.

2.Упражнение на координацию речи с движением.

«Деревья»

                                            Тонкоствольные березки,

 Будто девочки-подростки,

                                             За руки взялись и вот

                                             На лужайке хоровод!

3. Игра «У медведя во бору…».

4. «Послушай и отдохни».

Строение дерева.

Дерево могуче, дерево сильно,

Ведь в земле корнями оно закреплено.

Рассмотри подробнее его, не поленись:

Ствол – дереву опора, убегает ввысь.

Ты потрогай твердую древесную кору-

Надежно защищает она дерево в бору.

Создают прохладу под деревом листочки,

Они весною ранней выросли из почки.

К листикам на ветках тихонько прикоснись,

Но елочной иголкой, смотри, не уколись!

С.А.Васильева

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения.

1.Игра «Да-нетка».

2.Проблемный вопрос

- Что будет с нашей планетой без деревьев?

- Для чего дереву корни?

3. «Почему так говорят: дровосек, лесоруб, пиломатериалы, белоствольная, столетний).

4. Какую пользу приносят деревья человеку?

5. Что такое Красная книга?

Эмоционально-волевая сфера

1.Упражнение «Изобрази дровосека». (Усталого, довольного, злого, заблудившегося, испуганного, растерянного)

2.Упражнение «Замри». (Дети изображают деревья в ветреную и тихую погоду).

3. Игра-энергизатор «Горячий стул». (Ребенку, сидящему на стуле говорят о том, что в нем нравится  другим детям).

4. Игра «Я самый главный» (У детей картинки с разными деревьями, частями дерева, дети доказывают полезность каждого дерева, его части, делают вывод).

5. Игра-оптимизатор. «Мне нравится зеленый цвет».

Тема: Ягоды.

Предметный словарь: клубника, смородина, крыжовник, малина, черешня, вишня, слива (садовые ягоды); малина, ежевика, земляника, черника, брусника, калина, рябина, волчья ягода (лесные ягоды); сад, лес, полянка, куст, дерево, грядка, вода, полив; урожай; варенье, компот, джем, повидло, сок, лукошко, калитка, тропинка  и т.д.

Глагольный словарь: сажать, ухаживать, поливать, собирать, мыть, есть, варить, сушить.

Словарь признаков: садовый, лесной, съедобный, несъедобный, ядовитый; красный, жёлтый, белый, чёрный, синий (цвет); круглая, овальная, треугольная (форма); кислый, сладкий, горький (на вкус); ягодный (-ая, -ое), клубничный (-ая, -ое) и т.д.

 Общие речевые навыки.

 Распевка : «По малину в сад пойдем». 

Словарь и словообразование. Грамматический строй речи. Связная речь.

1. Игра «Где растет ягода?»

-Составь предложения по образцу.

-Соедини картинки с изображением ягод с картинками с изображением деревьев, кустов, грядки,  полянки  в зависимости от того, где эти ягоды растут.

-Соедини картинки с изображением ягод с картинками с изображением леса и сада.

2.Составление относительных прилагательных.

3. Упражнение «Один-много». (Образование  существительных  множественного числа».

4. «Испекли мы пироги, из чего – назови».(Образование существительных родительного падежа). 

5. Игра «Какой сок? Какое варенье?»: Скажи, как по-другому называется сок (варенье) из клубники? (Клубничный сок; клубничное варенье.) Из крыжовника? (Крыжовенный сок, крыжовенное варенье.) И т. д.

6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-действий).

Ягоды на веточках (что делают?) — растут, зреют, поспевают, наливаются соком, созревают.

Ягоды с веточек — ....        Люди в лесу ягоды — ....

В корзину ягоды — ....        Из ягод сок — ....

В стакан сок — ....        Варенье (повидло, джем) из ягод —

Здоровье сберегающие технологии.

1. «Съедобные, несъедобные».

2.Упражнение «По ягоды»

Мы шли-шли-шли,                    

Землянику нашли.                    

Раз, два, три, четыре, пять,      

Мы идем искать опять.  

3. «Все, что знаешь – покажи» (изображение действий с ягодами).

4.  Упражнение «Из чего — какой?»: В пустых кружочках нарисуй лесные и садовые ягоды. Назови, что можно приготовить из ягод.        

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения.

1.Игра «4- й лишний».

2. «Отвечай быстро». (Называют предмет по признаку).

Эмоционально-волевая сфера

1.Психогинастика «Вкусная ягодка».

2.Игра «Слепая гусеница».( имитация движений гусеницы между ягодками на полянке».

3.Экспресс – пантомима  «Движение в природе».

4. Упражнение  «Я могу отказаться от вкусной ягодки и отдать ее другу, маме, брату т.п.).

5.Упражнение «Помоги Незнайке»: Дополни предложения Незнайки маленькими словами (проследить за точностью использования предлогов в речи).

Ягоды рябины растут ... дереве.        

Ягоды крыжовника падают ... куста.

Ягоды клубники сорвали   ... веточки.    

Ягоды ежевики выложили ...корзины.
Кустики черники искали ... траве.        

Ягоды смородины выглядывали  ... листиков.

Тема: Грибы.

Предметный словарь: гриб, подосиновик, подберезовик, сыроежка, лисичка, опенок,  боровик,  волнушка, сморчок, мухомор, поганка, грибник, грибница, грибовница, ножка, шляпка, мякоть, споры, корни, лукошко, корзина, туесок.

Глагольный  словарь: собирать, искать, находить, вырастать, срезать, чистить, выбирать, мыть, отваривать, мариновать, солить, жарить, тушить, угощать,  

Общие речевые навыки.

1.Упражнение на интонационно-выразительность речи.

                                      Грибок

Мы в лесок пойдем,

Мы грибок найдем.

В шапочке нарядной,

Светло-шоколадной.

Ты не прячь, грибок,

Под листок свой бок!

Ты ребятам нужен

К вечеру на ужин.

                                                                        О. Высотская

2. Подвижная игра «Где вы были?»

Логопед. Ножки, ножки, где вы были?

Дети. За грибами в лес ходили.

Логопед. Что вы, ручки, работали?

Дети. Мы грибочки собирали.

Логопед. А вы, глазки, помогали?

Дети. Мы искали да смотрели, Все пенечки оглядели.

3. Диалог «Подберезовик».

  • Мы с тобой шли?
  • Шли.
  • Подберезовик нашли?
  • Нашли.
  • Я тебе его дал?
  • Дал.
  • Ты его взял?
  • Взял.
  • Так где же он?
  • Кто?
  • Подберезовик.
  • Какой?
  • Мы с тобой шли?
  • Шли.
    (И т.д.).

4. Скороговорка «У пеньков опять пять опят».

Словарь и словообразование. Грамматический строй речи. Связная речь.

1.Отгадывание загадок по теме.

2. Почему так говорят: грибник, грибной, грибница, грибовница (суп с грибами), мухомор.

3. Составление рассказа по замыслу «Если бы я был грибочком».

Здоровье сберегающие технологии.

1.Подвижная игра «За грибами». (Расширение глагольного словаря. Координация речи с движением. Развитие творческого воображения). 

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

(Дети идут в хороводе.)

(Скачут  вприсядку,   срывают воображаемые грибы.)

(Бегут,   собирают  воображаемые  грибы.)

(Скачут стоя, «срывают» грибы.)

(Идут вразвалку,  в конце строки топают правой ногой.)

2. Пальчиковая гимнастика «Грибы». 

Топ-топ — пять шагов,

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный —

Гриб опасный.

А второй — лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

3. Упражнение на развитие графомоторных навыков. «Заштрихуй грибок».

4. Упражнение на профилактику нарушений зрения «Проследи глазами за грибочком».

5. «Нарисуй грибы двумя руками одновременно».

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения.

1, Упражнение «Подумай и отгадай». (Отгадывание и толкование загадок по теме. Развитие мышления. Развитие связной речи.)

2. Игра «Съедобный, несъедобный».

3. «Подскажи словечко».

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

Ядовитый...    (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята,

Тут — лисички, там — опята,

Ну а это, на полянке,

Ядовитые... (поганки).

                                                                    С. Михалков

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай,      

Это... (сыроежки). 

4.Многозначность слов лисички, шляпка, ножка.

5. Упражнение «Считай и называй»: Михайло Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка ходили в лес собирать грибы. Посчитай и расскажи, сколько грибов и каких нашел каждый грибник в лесу? Расскажи, кто нашел съедобные грибы, а кто несъедобные. (Михайло Потапыч нашел 4мухомора и 3 сыроежки.)

Эмоционально-волевая сфера.

1.Упражнение «Если долго нет грибов». ( Нацеливание  детей на достижение цели).

2.  Игровое упражнение «Передай грибок из ладошки в ладошку».

3. Упражнение «Грибной дождь». (Создание положительных эмоций).

4. Игра -тренинг «Я – мухомор, но от меня тоже есть польза».

5.Упражнение «Жадина»: Представь, что это твои грибы. Ответь на вопросы: Чей это боровик? (Мой боровик.) Подберезовик? Чья лисичка? Чьи подосиновики?

Тема: Инструменты.

Предметный словарь: инструменты, топор, пила, рубанок, молоток, отвертка, ножницы, иголка, клещи, щипцы, плоскогубцы, мастерок, кисть, ключ, лопата, коса, зубья, ручка, ушко, шило, столяр, слесарь, маляр, штукатур, огородник, швея, сапожник, работа.

Глагольный словарь: пилить, рубить, строгать, забивать, отвинчивать, резать, шить, копать, косить, красить, выдергивать.

Словарь признаков: острый, тупой, железный, тяжелый, садовый, рабочий, деревянный, большой, маленький.

 Словарь наречий: тяжело, быстро, гладко, глубоко, ровно.

Антонимы: острый - тупой, большой - маленький, тяжело - легко.

Синонимы: швея - портниха.

Общие речевые навыки.

1. Работа над выразительностью речи. «Лучше дела не найти».

Для меня без молотка

Жизнь была бы несладка.

Без рубанка и пилы

Дни бы стали немилы.

Так и лезли бы с утра

Скука и зевота

Без клещей, без топора, без коловорота.

Хорошо, что в мастерской

Все, что надо,  под рукой.

Строгай, теши –

От всей души!

Сверли, колоти –

Лучше дела не найти!

2. Скороговорка.

Краб крабу сделал грабли.

Подал грабли крабу краб.

Сено граблями, краб, грабь!

Словарь и словообразование. Грамматический строй речи. Связная речь.

1.Упражнение «Посчитай и назови». (Согласование числительных с существительным).

2. По картинкам составь словосочетания со словами новый, новая, новое по образцу. Образец: новая балалайка, новый молоток, новые грабли.

3. Упражнение «Назови ласково».

 Назови ласково инструменты.

Грабли — грабельки        Топор — ...        Дудка — ...

Скрипка — ...        Лопата — ...        Молоток — ...

4.Упражнение «Музыканты». Музыканты играют на музыкальных инструментах. Назови каждого музыканта по образцу. Образец: Ежик играет на гармошке. Онгармонист.

5.Упражнение «Где лежат? Откуда возьмем?» Составь предложения с парами предлогов на — с (со), под — из-под, за — из-за, используя схемы. Образец: Рубанок лежит на столе. Я возьму  его со стола.

6.Потерянные инструменты (нет молотка, нет отвертки...).

7.Что кому нужно? (рубанок нужен столяру).

8.Что чем делают? (рубят топором, шьют иголкой...).

Здоровье сберегающие технологии.

1.Беседа «Как хранить инструменты».

2. Упражнение на развитие слуховой памяти.

С установкой на запоминание детям зачитываются слова.(10-12 слов).

3. Дыхательное упражнение «Ой, я  ушиб палец».

4. Упражнение с двумя палочками.

Вот гвоздь, вот молоток.

Построили мосток.

По дорожке мы пойдем

И друзей себе найдем.

(Показывают палочки, выдвигая руки поочередно  вперед, стучат палочками друг о друга, «шагают» по столу, стучат концами палочек друг о друга).

5. Имитация «Пришей пуговицу».

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения.

1. «4-й лишний.

-инструменты – нет;

-музыкальные инструменты – рабочие инструменты;

- острые инструменты – нет.

2. Проблемные вопросы:

- Почему пилу делают из железа?

- Почему так называют: отвертка, щипцы?

-Из чего можно сделать совок?

-Как  и для чего можно использовать совок?

-Молоток – это хорошо или плохо?

3. Игра в парах «Кто больше сделает сравнений, чем отличаются молоток и топор, лопата и мастерок, лопата и совок».

4. Объясни значение выражений:

-Мастер на все руки.

-Золотые руки.

-Сидеть как на иголках.

-Искать иголку в стогу сена.

Эмоционально-волевая сфера

1.Упражнение «Увидели, не увидели». (Игра по правилам на  внимание. Детям показывают в быстром темпе картинки, а затем дети отвечают, что увидели, а чего нет).

2.Упражнение «Что за настроение?». (Посмотреть на изображение разных лиц и рассказать, что могло случиться).

3. «Строим скворечник «(я возьму молоток, пилу...).

4. Упражнение «Зеркало» (Один ребенок изображает действия с инструментами, остальные повторяют зеркально).

5. Упражнение «Докажи, что твой инструмент лучше, чем у твоего товарища».

Тема: Дом. Квартира.

Предметный словарь: дом, этаж, крыша, стены, пол, потолок, лестница, балкон, окно, подвал, чердак, антенна, стекла, рамы, крыльцо, дверь, квартира, комната, гостиная, кухня, прихожая, ванная, спальня, печь, труба, забор, душ, умывальник, кладовка; строитель, маляр, штукатур, стекольщик, каменщик, столяр; терем, изба, дворец, замок, землянка, хата, сруб; дупло, муравейник, нора, берлога, логово, гнездо, будка; кирпич, камень, дерево, глина, кран; топор, рубанок, молоток, клещи, гвозди, пила, ключ.

Глагольный словарь: строить, подымать, рубить, строгать, стеклить, красить, возводить, обустраивать, обивать, клеить.

Словарь признаков: высокий, высотный, маленький, многоэтажный, деревянный, каменный, кирпичный, глиняный, деревенский, бревенчатый.

Словарь наречий: высоко, низко, удобно.

Антонимы: высокий - низкий, большой - маленький, городской, деревенский.

Синонимы: дом - жилище.

Общие речевые навыки.

1.Драматизация сказки «Теремок». (Отработка интонационной выразительности речи).

Словарь и словообразование. Грамматический строй речи. Связная речь.

1.Игра «Один – много». (Образование множественного числа).

2. «Где живешь». (Употребление предлогов).

Здоровье сберегающие технологии.

1.Упражнение «Нарисуй то, что забыл нарисовать художник». (Дом без крыши, я нарисую крышу).

2. «Найди в квартире предметы, похожие на геометрические фигуры и нарисуй их».

3. Пальчиковая гимнастика. «Замок»

4. Упражнения для профилактики нарушений зрения.

И. л. - сидя. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатывать движения глазами по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево). Повторить 4 раза.

И. п. - сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу - выдох. Повторить 5—6 раз.

5. Упражнение на зрительную и пространственную память. «Что стоит в твоей спальне слева от входа, перед тобой,  в правом углу комнаты и т. п.?).

6. Рисование автопортрета с использованием зеркала.        

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения 

1.Многозначность слов: ключ, труба, кран.

2.Объясни значения выражений:

-Строить воздушные замки.

-как за каменной стеной.

3. Проблемные вопросы:

-Как быть, если заблудился?

-Зачем человеку дом?

4. «Угадай, кого загадали?» (По месту жительства).

Эмоционально-волевая сфера

1.Упражнение «Послушай и запомни»

В кухне солнышко смеется. Знаешь, почему?

Потому что наша кухня нравится ему.

-А твоя кухня нравится солнышку?

2.Упражнение «Силачи».  Имитация «Передвинуть мебель».

Тема: Электроприборы.

Предметный словарь: электроприборы, электричество, розетка, шнур, вилка, телефон, пылесос, холодильник, магнитофон, фен, торшер, лампа, утюг, светильник; электрик, хозяйка, домохозяйка, уборщица.

Глагольный словарь: включать, выключать, работать, гудеть, помогать, сушить, готовить, убирать, гладить, охлаждать, морозить, пылесосить, светить.

Словарь признаков: электрический, опасный, полезный, домашний, удобный.

Словарь наречий: быстро, чисто, опасно, удобно,уютно.

Антонимы: длинный - короткий, сильный - слабый, холодный - горячий,  включить – выключить..

Синонимы: светильник - бра.

Общие речевые навыки.

1.Речевая гимнастика.

Ту-ту-ту – занесли домой плиту.

Та-та-та – в доме новая плита.

Ты-ты-ты – разве нет у вас плиты?

Те-те-те – испекли пирог в плите.

2. Упражнение на выразительность речи. «Скажи с гордостью, с радостью, с сожалением, задумчиво –Мы купили новый телевизор».

Словарь и словообразование. Грамматический строй речи. Связная речь.

1.Игровые упражнения

-«От чего шнур?»

-«Плохо без чего?»

-«Подбери признак к предмету» (Холодильник большой, утюг горячий, телевизор плоский, магнитофон классный и т. п.)

2. Многозначность слова вилка.

Здоровье сберегающие технологии.

1.Упражнение на развитие сенсомоторики.  «Нарисовать двумя руками одновременно утюг».

2. Нарисовать глазами холодильник.

3. Упражнение на зрительную память, воображение. «Открываем холодильник , и что мы там видим».

4. Игра в подгруппе «Назови предмет и передай веревку дальше». ( Дети стоят в круге,  они держат большое кольцо из веревки, на которой завязан узелок, дети двумя руками под музыку передвигают «кольцо», тот ребенок на котором закончится музыка и в руке которого окажется узелок, называет электрический прибор).

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения.

1.Проблемные вопросы:

-Что будет, если  отключат электричество?

-Чем пользовались люди до того, как появились электроприборы?

-Почему так называют холодильник, морозилка, пылесос, видеомагнитофон, светильник, электрик?

2. Объясни значение выражения:

- Висеть на телефоне.

- Шустрый, как электровеник.

-Электрическая паутина.

- Электрический удар.

-Сотовая связь.

3. Игра на восприятие цвета, формы, размера «Я это знаю».

- Определи предмет по его части (щетка -  пылесос; экран – телевизор, духовка – плита).

 - Найди связь. (веник – пылесос; лампа – свеча)

4. Речевая игра «Для чего это нужно?»

(Расширение кругозора, обогащение и активизация словаря,

закрепление умения составлять сложноподчинённое предложение, воспитание осторожного поведение в быту, в обращении с электрическими приборами».

«Назвать электроприборы – помощники человека в быту, их назначение, правила обращения».

Эмоционально-волевая сфера

1.Игра «Можно и нельзя». Разговор о правилах пользования электроприборами.

2. Пантомима. «Покажи, что ты горячий утюг, ты пылесос».

3. Игра в парах. «Телепередача с интервью» . (Один из детей репортер, другой известный музыкант, фигурист, учитель, герой, пожарник, )

Тема: Мебель.

Предметный словарь: мебель,  стол, стул, кресло, табуретка, диван, тахта, кушетка, софа, кровать, ленка, этажерка, шкаф, буфет, сервант, полка, гарнитур, кухня, гостиная, фабрика,  краснодеревщик, моляр, полки, столешница, спинка, подлокотники, дверцы, ручки, дерево, пластмасса, металл, дуб, берега, сосна.

Глагольный словарь: расставить, стоять, спать, сидеть, делать, сколотить.

Словарь признаков: деревянный, металлический, пластмассовый, кухонная, спальная, письменный, куриальный, обеденный, кухонный, сервировочный, детский, мебельной, березовый, дубовый, высокий, низкий, узкий, широкий.

Словарь наречий: удобно, мягко, слева,  справа.

Антонимы: высокий - низкий, большой - маленький, узкий - широкий

Общие речевые навыки.

1. Работа над ясной шепотной речью. Загадка про буфет.

В квартире нашей новый дом,

Живет посуда в доме том.

Там место есть и для конфет,

Он называется  …буфет.

2. Работа над четкостью дикции. «Я за книжку…».

Я за книжку,

Та – бежать

И вприпрыжку

Под кровать.

К.Чуковский

Словарь и словообразование. Грамматический строй речи. Связная речь.

1.Упражнение  «Кто на чем спит?» ( На кровати  - Саша, в колыбельке Маша, в двухярусной кровати - …, на тахте - …, на софе, в гамаке, в спальном мешке, на полу, на диване …).

2.Упражнение «Что без чего?». Закончи предложения, изменив слова по образцу:

Шкаф сказал: был красивый, а теперь я без дверцы, без ножки.

Стул сказал:

Кресло сказало:

Кровать сказала:

Здоровье сберегающие технологии.

1.Игра на  развитие мелкой моторики «Мебель для куклы» (Работа с конструктором).

2.Упражнение «Что изменилось?» (Развитие зрительного внимания).

3. Игра с мячом в парах. «Назови мебель, которая есть у тебя дома».

4. Психогимнастика . Упражнение «Назови ласково»: Книжной полке похвастаться было нечем. Но она вспомнила, что хозяева часто называли ее ласково — полочкой. Назови ласково и другую мебель.

Полка — полочка        Стул — ....        Шкаф — ....

Кресло — ....        Стол — ....        Кровать —

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения.

1. Упражнение «Скажи одним словом»: Закончи предложения.

Стол для газет и журналов называется журнальный.

Стол, за которым обедают, называется ....        

Стол для компьютера называется ... .

Стол, за которым пишут, называется ....        

Полка для книг называется ....

Шкаф для одежды называется ....        

Шкаф для книг называется ....

2. Игра на восприятие цвета, формы, размера:

- Определи предмет по части.

-На какие геометрические фигуры похожа мебель?

-Узнай мебель на плане комнаты. Нарисуй план комнаты.

3. Проблемные вопросы:

-Во что превратится стул без спинки, кресло без спинки, кресло без спинки и подлокотников?

-Почему так называют: спинка, подлокотник, стенка, новоселье?

4. «4-й лишний»

-мебель – электроприборы;

-мебель, похожая на прямоугольник, на круг;

-на котором сидят – не сидят (спят);

-кухонная мебель – спальная мебель.

5. Объясни значение выражения

-сидеть на двух стульях.

2. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.

Шкаф высокий, а тумбочка ....        Диван мягкий, а табурет ....

Шкаф большой, а полка ....        Кресло мягкое, а стол ....

Эмоционально-волевая сфера

1.Упражнение «Из чего — какой?»:

Табуретка вспомнила, что когда она была новой,
все обращали внимание на ее красивые блестящие металлические ножки. Закончи предложения. Ножки табуретки из металла. Они(какие?).... Дверцы шкафа из стекла. Они (какие?).... Ручки на дверцах из пластмассы. Они (какие?).... Столешница стола из дерева. Она (какая?).... Обивка на кресле из кожи. Она (какая?)...

2. Игра в парах.  «Забывчивый покупатель». («Покупатель» забыл что купил, объясняет, «продавец» должен узнать, что хотят купить .

3. Игра-энергизатор «Сложи  аккуратно покупки в пакет». Имитация движений.

Тема: Посуда.

Предметный словарь: посуда, кастрюля, сковорода, половник, миска, нож, кружка, ковш, сито, терка, дуршлаг,  перечница, солонка, решето,  блюдо, тарелка, вилка, ложка, сервиз, блюдце, чайник, ваза, металл, фарфор, стекло, хрусталь, пластмасса, глина, чугун, дерево, серебро, носик, ручка, крышка, стенка, дно, стакан, кувшин, завтрак, обед, ужин, полдник, кухня, столовая, повар.

Глагольный словарь: варить, жаритъ, чистить, резать, разбивать, вытирать, мыть, накладывать, готовить, кушать, тереть, просеивать.

Словарь признаков: хрупкая, прочная,  новая, красивая, удобная, стеклянная, чугунная, металлическая, фарфоровая.

Словарь наречий: удобно, горячо, чист, красиво

Антонимы: острый - тупой, чистый - грязный, глубокая - мелкая, хрупкая - прочная, пустой - полный.

Синонимы: столовая — зал — гостиная.

Общие речевые навыки.

1.Чистоговорки:

- Ро-ро-ро на полу стоит ведро.

- Ре-ре-ре носим воду мы в ведре.

- Ар-ар-ар кипятим мы самовар.

2. Фонетическая зарядка. Скороговорка.

Взял Валерка тарелку,

Взял Валерка поднос.

Мне Валерку тарелку

На подносе принес.

Словарь и словообразование. Грамматический строй речи. Связная речь.

1. Многозначные слова: ручка, носик, горлышко.

2. Упражнение «Скажи наоборот»:

Сковородка тяжелая, а нож - …

Кувшин высокий, а чашка - …

3. Упражнение  «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-действий):

- Покупая в магазине посуду покупатель (что делает?) выбирает, рассматривает и т.д.

- Ухаживая за посудой человек ( что делает?) ....

4. Упражнение «Назови   предметы посуды, сходные по назначению и похожие внешне».  (чашка — кружка, блюдце — мелкая тарелка, супница — кастрюля).

Здоровье сберегающие технологии.

1. Физминутка  «Чайник».

Чайник на плите стоит,

Вот он и кипит.

Крышка прыгает прыг, скок,

     Выключай скорей, дружок. 

2. Упражнение «Помощники»:  Расставить посуду по местам.

3.        Упражнение «Поваренок»: Расскажи  и покажи по порядку, что нужно сделать, чтобы приготовить чай (пожарить картошку).

4.Игра «Склей разбитую посуду». (Разрезные картинки).

5.Игра «Подбери чашки к блюдцам». (Зрительное внимание, цветовые представления, соотношение узоров))

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения.

1. Классификация: чайная, кухонная, столовая, фарфоровая, металлическая, хрупкая, прочная, дырявая (дуршлаг, сито, перечница, солонка, решето, терка).

2. Упражнение «Из чего — какой?»:

Закончи предложения:

Если вилка из пластмассы, она пластмассовая.

Если нож из стали, он ....        Если тарелка из картона, она ....

Если ложка из металла, она....        Если чашка из фарфора, она ....

Если кувшин из глины, он ....        Если блюдце из стекла, оно ....

3. Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказ по плану. 

Название.

Цвет.

Размер.

Из какого материала сделана?

Как используется?

4. Проблемные вопросы:

- Что будет, если на  плиту поставить кастрюлю, чашку, стакан, глиняный салатник, деревянную миску, пластмассовую тарелку?

- Почему так называется: солонка, терка, масленка, хлебница, чайник, конфетница, мясорубка, скороварка, мантоварка, домохозяйка?

5. «4-й лишний».

-чайная – столовая;

- стеклянная – нет;

- посуда, которая бьется – посуда, которая не бьется.

6. объясни значение выражений:

- Носить воду решетом.

- Чувствовать себя не в своей тарелке.

- Толочь воду в ступе.

Эмоционально-волевая сфера

1.  Игра «Жадина»: Представь, что это твоя посуда. (Картинки). Ответь на вопрос: Чья это чашка? (Моя чашка.) Чей чайник? (Мой чайник.) Чьё блюдце? (Моё блюдце.) И т.д.

2. Упражнение «Надо -  значит надо!» Мама попросила помочь ей разложить соль, сахар, сухари, конфеты, хлеб, масло в соответствующую посуду. Назови посуду, в которой эти продукты должны храниться и подаваться к столу. Соедини разноцветными линиями продукты с соответствующими предметами посуды.

3.Игра-оптимизатор «Сложи тарелки стопкой, не производя никакого шума». Имитация движений.

Тема: Продукты.

Предметный словарь: продукты. колбаса, мясо, котлета, сосиска, молоко, сметана, кефир, йогурт, простокваша. мороженое, яйцо, лапша, творог, яичница, рыба, рагу, борщ, тесто, мука, соль, сахар, перец, пельмени, фарш, бульон, котлеты, шоколад, торт, хлеб, батон, бутерброд, зерно, продавец, повар, кулинар, кондитер, пекарь, пюре.

Глагольный словарь: варить, жарить, толочь, кипятить, месить, тушить, тереть, резать, лепить, мешать, есть, обедать, завтракать, ужинать.

Словарь признаков: вкусный, сочный, кислый, соленый, перченый, мучной, молочный, сладкий, пышный, мягкий свежий, горячий, холодный.

Словарь наречий: вкусно, сладко, горячо, кисло, горько.

Антонимы: горячий - холодный, сладкий - горький, острый - пресный, мягкий - твердый, свежий - черствый.

Синонимы: повар - кондитер.

Общие речевые навыки.

1. Упражнение на  развитие интонационной выразительности речи.

Потешка «Сорока-воровка кашу варила…»

2.  Заучивание скороговорки:

Расскажу вам про покупки, про крупу.

Словарь и словообразование. Грамматический строй речи. Связная речь.

1.Упражнение «Из чего — какой?»:

Для приготовления блюд повар использует разные виды масел. Назови их.

Образец: Масло из подсолнечника какое? (Подсолнечное.)

Масло из кукурузы — ....        Масло из оливок — ....

Масло из сои — ....        Масло из сливок — ....

2. Упражнение «Назови блюда правильно».

Образец: Салат из овощей — овощной.

Каша из гречневой крупы — ....        Запеканка из творога — ....

Пюре из ягод — ....        Сок из фруктов — ....

3. Упражнение «Скажи наоборот».

4.Игровое упражнение «Что изменилось?»

Здоровье сберегающие технологии.

1. Алгоритм действий «Сварим картошку».

2.Музыкально- ритмическое упражнение

«На блины».

(Развивать мелкую моторику рук,  координацию слова с движениями, развивать слуховое внимание). При перечислении имён гостей, поочерёдно загибать пальцы рук.

Стала Маша гостей собирать:

-И, Иван, приди, и, Степан, приди,

Да и, Андрей, приди, да и, Матвей, приди.

А, Митрошечка, ну, пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать:

И Ивану блин, и Степану блин,

Да и Андрею блин, да и Матвею блин.

А Митрошечке мятный пряничек!

Стала Маша гостей провожать:

-Прощевай, Иван, прощевай, Степан,

Да и, Андрей, прощай, да и, Матвей, прощай.

А, Митрошечка, до свидания.

3. Пантомима.  «Отрежь кусок арбуза и съешь его».

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения.

1.Упражнение «Подбирай,  называй, запоминай»:

Расскажи, как повар готовит, используя предметы посуды и продукты (назови как можно больше слов-действий).

(В кастрюле варит, разогревает, кипятит. И т. д.)

2. Упражнение «Поваренок»: Помоги маме приготовить первое, второе и третье блюдо. Соедини линиями продукты и посуду с соответствующим блюдом.

3. Упражнение «Четвертый лишний»: Послушай слова и назови лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее.

Тарелка, вилка, хлеб, нож.

Вафли, чашка, баранка, сухари.

Творог, сыр, йогурт, колбаса.

4. Объясни значение выражений:

_острый соус;

- умаслить друга;

- в этом есть изюминка;

-выжатый лимон;

- выжать соки;

- калачом не заманишь;
- слюнки потекли;

- кормить завтраками.

5. Проблемные вопросы:

- как надолго сохранить продукты?

- Почему так называют: мороженое, яичница, продавец, пекарь.

5. Игра «Цветные слова».

(Развитие умения проводить ассоциации между цветом и словом, формой и словом в процессе запоминания).

Детям по одной предъявляются цветные карточки разной формы и одновременно произносятся слова, которые нужно запомнить к каждой карточке. Затем снова предъявляются карточки, а дети называют слова, которые они запомнили.

6. Логическое упражнение «Голодный Славик»

(Воспитывать умение рассуждать логически, высказывать самостоятельное суждение).

Прослушав рассказ, подробно объяснить, в чём ошибка мальчика.

Славик пришёл домой из школы. Он был такой голодный!

Вбежал Славик на кухню, схватил со стола солёный огурец, съел – не наелся. Нашёл в холодильнике котлету и кусок    колбасы. Съел, опять голодно ему. Взял тогда Славик конфету. Съел и тут же наелся. «И зачем я столько всего ел? -  подумал Славик. – Хватило бы одной конфеты!»

Эмоционально-волевая сфера

1.Упражнение «Жадина»: Представь, что это твои продукты. Назови каждый продукт, используя слова «мой», «моя», «моё», «мои». {Мой сыр. Моя булочка. Моё молоко. Мои сосиски. И т. д.)

2.Упражнение в парах «Помоги повару»: Выбери и хлопни в ладоши когда услышишь названия тех предметов, или увидишь  те предметы, которые потребуются повару для приготовления пищи.

3. Упражнение  на воспитание воли. «Хочу борщ». (Один ребенок говорит, что он хочет борщ, ему отвечают: «Принеси воды». Он приносит. Затем он снова говорит, что хочет борщ. Его просят принести еще что-то,  необходимое для борща. И так до тех пор, пока все не будет приготовлено).

4. Игровое упражнение по правилам. «Подними красный кружок, если услышишь название мясного продукта, синий – молочного, желтый – мучного ).

5. Игра –энергизатор. «Угости друга кусочком торта».

Тема: Зима.

Предметный словарь: зима, пурга, метель, вьюга, мороз, снег, лед, наст, сугроб, снежинка, сосулька, пороша, поземка, гололед, снегопад, снеговик, лыжи, коньки, снегокат, снегоход, санки, каток, снежки, Снегурочка, Дед Мороз, Новый год, маски, подарок, елка, кормушка, узоры, январь, февраль, декабрь, иней, буран, следы.

Глагольный словарь: падать, покрывать, ложиться, лепить, скользить, украшать, заметать, ехать, взбираться, морозить, кружиться, праздновать, блестеть, искриться, хрустеть.

Словарь признаков: холодный, морозный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, легкий, белый, глубокий, мягкий, нарядный, рыхлый, зимний.

Словарь наречий: холодно, морозно, зябко, празднично, нарядно, красочно, темно.

Антонимы: холодный - теплый, хрупкий - крепкий.

Синонимы: метель - вьюга - пурга, снежок - комок.

Общие речевые навыки.

1. Упражнение «Исправь ошибку».

- Меня слепил снеговик.

- Горка катится с санок.

- Лед бежит по конькам.

- Снег падает на небо.

- Снег растаял и упал на землю.

- Снежная баба растопила солнце.

2. Заучивание скороговорки:

 Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Словарь и словообразование. Грамматический строй речи. Связная речь.

1.Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-определений и слов-действий).

Зима (какая?) — холодная, снежная, морозная, долгая.

Снег (какой?) — ....

Снежинки (какие?) — ....

Лед (какой?) — ....

Погода (какая?) — ....

Снежинки зимой (что делают?) — падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают.

Лед на солнце (что делает?) — ....

Мороз (что делает?) — ... .

Дети на зимней прогулке (что делают?) — ....

Метель (что делает?) — ....

2.Упражнение «Назови ласково»:

Снег — ...      Солнце — ... Лед — ...       Зима — ...

3.Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:

Закончи предложения:

На снегокате Ваня к горке подъехал.

На горку ... (въехал) .        

Вокруг горки ... (объехал) .

С горки ... (съехал).        

Из парка ... (уехал).

4. Упражнение «Из чего — какой?»: Помоги Снегурочке выполнить задание Деда Мороза— закончи предложения:

Горка из снега (какая?) — снежная.

Дорожка изо льда — ....

Погода с морозом — ....

Здоровье сберегающие технологии.

1.Упражнение «Помоги Тане»: Выбери зимнюю одежду, обувь, головные уборы и раскрась их цветными карандашами. Расскажи, что ты одеваешь зимой.

2. Что можно сделать из снега и льда зимой на улице? (Снеговика, крепость, снежный город, ледяные фигуры, каток).

3.Выбери, назови и подними   кружок, когда покажут картинки предметов, которые подходят для зимних развлечений на улице.

4.Упражнение «Лабиринт» (Дорожка Деда Мороза к подаркам).

5.Раскрась льдинки в разные цвета.

6.. Игра на внимание  «Мяч, коньки, гантели, лыжи».

(Развитие слухового  внимания, формирование привычки к здоровому образу жизни.

(Называя спортивные принадлежности, выполнять      соответствующие движения, при том, что порядок слов постоянно меняется).

Мы спортивные ребята!

Мяч, коньки, гантели, лыжи,

О рекордах наших славных

Скоро все вокруг услышат!

Мы с утра на тренировке-

Лыжи, мяч, коньки, гантели!

Целый день у нас в движении:

Коньки, гантели, лыжи, мяч!

И здоровьем мы гордимся,

Никогда не нужен врач!

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения.

1.Упражнение «Скажи наоборот»:

Закончи предложения. Летом дни жаркие, а зимой — холодные.

Летом небо светлое, а зимой — ....

Летом день длинный, а зимой — ....

Летом солнце яркое, а зимой — ....

Весной лед на реке тонкий, а зимой — ....

Снег мягкий, а лед — ....

Одни сосульки длинные, а другие — ....

2.Объясни значение слов «снегопад, гололёд».Придумай предложения с этими словами.

3.Упражнение «Четвертый лишний».

4. Проблемные вопросы:

-   Почему взрослые не играют в игрушки?

- Почему так называют: гололед, сосулька, снегопад, поземка, каток, кормушка?

-   Что хорошего в таком явлении, как снег.

Эмоционально-волевая сфера

1. «Если был я снежинкой». Составление рассказа по замыслу с положительным смыслом.

2. Упражнение на быструю реакцию. «Смени руки». Дети слушают слова, меняют руки в том случае, если услышат запрещенное слово ( например  слово «лето»).

Тема: Школа.

Предметный словарь:школа, класс, ученик, ученица, учитель, учительница, учителя, школьник, школьница, директор, сторож, мел, доска, глобус, блокнот, стерка, ластик, резинка, тетрадь, книга, учебник, ранец, портфель, принадлежности, оценка, ошибка, пенал, краски, альбом, кисточка, клей, циркуль, карандаш.

Глагольный словарь:учиться, писать, рисовать, заниматься, лепить, списывать, трудиться, понимать, читать;

Словарь наречий: красиво, чисто, умно, громко, тихо, смело, отлично, похвально, уверенно, отважно, настойчиво;

Общие речевые навыки.

1.Чтение авторских «Сказок о Ручке». (Развивать понимание иносказательного  смысла).

2. Этюд "Солидарность "(Проявление сочувствия в конкретном действии). "Солидарность".

За кота и за юлу

Брат опять стоит в углу.

Плачет Леночка всерьез:

Жалко братика до слез.

Горько плакала сначала,

Вдруг затихла, замолчала.

Лена плакать перестала...

Рядом с братом в угол встала.

 В.Томилина

Словарь и словообразование. Грамматический строй речи. Связная речь.

1.Упражнение «Подскажи словечко». Ваня ходит в детский сад. Он ....(Дошкольник.)

Таня ходит в школу. Она .... (Школьница.)

2. Назови предметы, которые Таня положит в пенал, и соедини их с пеналом линиями зеленого цвета. Назови предметы, которые Таня положит в рюкзак, и соедини их с рюкзаком линиями красного цвета.

3.Упражнение «Назови ласково». Назови каждый предмет ласково. Образец: пенал— пенальчик.

4.Упражнение «Подбери слова-действия».

Закончи предложения:

Тетрадь нужна, чтобы …

Альбом нужен, чтобы …

Карандаш нужен, чтобы …

Ручка нужна, чтобы …

Циркуль нужен, чтобы …

5.Упражнение «Скажи наоборот». Составь предложения по образцу. Образец:Таня оставила ножницы в стакане. — Таня достала ножницы из стакана.

Таня положила линейку под букварь.        Таня оставила альбом на столе.

Таня спрятала ластик за стакан.        Таня поставила портфель под стол.

Здоровье сберегающие технологии.

1.Логическая игра «Портфельчики». (Составление групп предметов из четырех по четыре).

2. Игра на быстроту реакции «Отвечай быстро».

3. Зашрихуй изображение пенала.

4. Пальчиковая гимнастика. «Мы писали…».

5.Арттерапия «Моя буква»

(Учить изображать с помощью красок и карандашей заглавную букву своего имени, украшать её с любовью, воспитывать положительную самооценку, творчество в изображении).

6.Психогимнастика   «В добром лесу…»

Цель: формирование позитивного эмоционального настроения

Задание: Под музыку представить лесную тропинку, высокие деревья, яркое солнце, весёлых поющих птиц, прыгающих по ветвям белочек, цветы, над ними порхающих насекомых, домик Бабы Яги.

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения.

1.Посмотри на предметы. Объясни разницу между: ручкой и
карандашом, тетрадью и альбомом, ранцем и рюкзаком.

2.Упражнение «Из чего какой?»

Закончи предложения по образцу.

Образец: Карандаш из дерева (какой?) — деревянный.

Ножницы из металла (какие?) — ....        

Линейка из пластмассы (какая?) — ....

Портфель из кожи (какой?) — ....        

Ластик из резины (какой?) — ....

3. Упражнение «Сравни предметы». Закончи предложения по образцу. Образец: Желтый карандаш длинный, а красный — короткий.

4. Упражнение «Нелепицы». Исправь предложения.

Кисточка рисовала Лену.        Ручка написала письмо Тане.

Учебник учится по Саше.        Букварь читает Олю.

Пенал положил Сашу в портфель.        Вова резал бумагой ножницы.

5.Упражнение «Четвертый лишний»:

Прослушай слова. Выдели лишнее слово и объясни, почему оно лишнее.

Карандаш, отвертка, ручка, кисточка.        

Мячик, ластик, пенал, линейка.

Альбом, букварь, тетрадь, ножницы.        

Ученик, ученица, учитель, воспитатель

6. Объясни смысл выражений

- Оказать медвежью услугу.

– Подложить свинью.

-Ученье – свет, а неученье – тьма.

7.Упражнение: «Найди третье»

(Развитие логического мышления и смысловой памяти).

Детям предлагается  несколько пар слов, связанных по смыслу. К каждой паре нужно подобрать по смыслу третье слово:

Яйцо -  курица – (цыпленок);

Лес – дерево – (доска);

Дом – город – (улица);

Река – озеро – (море).

8. Словесное упражнение «Исправь ошибки»

Сливочное масло поливают кашей.

Нож режут огурцами.

Тарелке лежит на хлебе.

Начинку сделали с пирогом.

Мама постирала всю посуду.

Папа пожарил суп.

Бабушка сварила котлеты.

9. Игра «Блокноты».(Упражнять детей в глобальном чтении).

Эмоционально-волевая сфера

1.Игра «Жадина». Представь, что это твои школьные принадлежности. Составь словосочетания по образцу. Образец: мой портфель, моя тетрадь, мои ножницы.     

2. Как ты думаешь, почему учитель ругает учеников?                                                          3.Упражнение «Помоги художнику»                                                                     (Воспитание эмоциональной отзывчивости).                                                             Нарисуй недостающие части лица героям.                                                              Вопрос: Кто весёлый,  кто грустный, кто злой? Кто тебе больше нравится?

4. Игра-энергизатор «Полслова за вами». (Дети, услышав начало слова, называют его конец).  

5.   Игра "Клеевой дождик"

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

  • подняться и сойти со стула,
  • проползти под столами,
  • обогнуть "широкое озеро",
  • пробраться через "дремучий лес",
  • спрятаться от "диких животных".

На протяжении всей игры дети стараются избежать отцепления от своего партнера.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа "Безопасное детство"

В программе представлено тематическое планирование работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения.  В программе приведены показатели уровня знаний безопасно...

Планирование работы с родителями по программе "Из детства - в отрочество" - "Физическая культура в дошкольном детстве" Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой - старшая группа

Программа "Из детства - в отрочество" включает родителей в развитие у старших дошкольников способности планировать и действовать эффективно в повседневных ситуациях...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Презентация авторской программы "Счастливое детство"

Программа "Счастливое детство" разработана по одной из актуальных проблем образовательного пространства - недостатки речевого развития дошкольников. Современная реальность такова, что с каждым годом к...

Авторская программа по хоровому пению для старшего дошкольного возраста "Поющее детство"

Авторская программа по хоровому пению для старшего дошкольного возраста "Поющее детство"...