ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТРОВАННЫХ ПРАКТИК
статья по коррекционной педагогике на тему
Телесно-ориентированная психотерапия является сравнительно малоизвестным направлением психотерапии в России. Основатель «психологии тела» Вильгельм Райх писал, как в ответ на стрессовые ситуации, возникает защитное поведение, которое выражается в хроническом напряжении отдельных групп мышц — «мышечных зажимах». «Мышечные зажимы», в свою очередь, объединяясь, формируют «мышечный панцирь». Негативное воздействие этого явления проявляется как в телесной (приводит к ограничениям подвижности, нарушениям позы, ухудшению кровообращения, болям, т.е. причинам многих соматических заболеваний), так и в психической сферах (не дает естественно проявляться любым эмоциям, мешает личностному росту).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_psihofizicheskaya_reabilitatsiya_detey_s_ovz_tihonenko_s.a.docx | 45.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тихоненко Светлана Александровна
Педагог-психолог,
МАДОУ «Детский сад «Снегирек», г. Белоярский, Тюменская область
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТРОВАННЫХ ПРАКТИК
Одной из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155, является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. На дошкольников, живущих в условиях крайнего севера (какими являются дети г. Белоярский) с резко выраженным климатом, сильное влияние оказывает специфические, экологические и климатические факторы, в результате чего снижается иммунологические свойства организма, расстраиваются физиологические функции.
При этом мы отмечаем увеличение количества детей с различными отклонениями в психосоматическом развитии, что указывает на необходимость выстраивания психологических представлений, необходимых для нормальной жизнедеятельности детей.
Взаимосвязь тела и психики уже давно считается известным и неоспоримым. В нашем организме природой заложены мощнейшие механизмы самовосстановления, которые сами могут победить любую болезнь - надо только дать им возможность это сделать. «Проще говоря, ваше тело само исцеляет себя» [Гордон Ричард. Квантовое Прикосновение: Исцеляющая энергия / Перев. с англ. — М.: ООО Издательство. «София», 2011. — 256 с.].
Основатель «психологии тела» Вильгельм Райх писал, как в ответ на стрессовые ситуации, возникает защитное поведение, которое выражается в хроническом напряжении отдельных групп мышц — «мышечных зажимах». «Мышечные зажимы», в свою очередь, объединяясь, формируют «мышечный панцирь». Негативное воздействие этого явления проявляется как в телесной (приводит к ограничениям подвижности, нарушениям позы, ухудшению кровообращения, болям, т.е. причинам многих соматических заболеваний), так и в психической сферах (не дает естественно проявляться любым эмоциям, мешает личностному росту).
Мышечные зажимы организуются в семи основных защитных сегментах, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза.
Телесно-ориентированная психотерапия является сравнительно малоизвестным направлением психотерапии в России. В связи с этим, рассмотрев теоретические концепции метода телесно-ориентированной терапии, в нашем детском саду осуществляется попытка выявить положительное влияние телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье ребенка.
Особое внимание уделяем работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это преимущественно дети, имеющие тяжелые нарушения речи, как категории детей, особо нуждающихся в коррекционной помощи. Дело в том, что такие дети обычно очень сильно телесно зажаты, так как мир для них очень трудный и не понятный. Поэтому и тело и них обычно скованное, в зажимах и блоках. В детском саду систематически ведется планомерная психолого-педагогическая работа, которая ведется при взаимодействии с родителями.
Возникновение данного опыта связано с обнаружением противоречия между желаемым состоянием процесса обучения и существующим уровнем обученности детей. А так же с исследованием потребностей и интересов детей с ограниченными возможностями и их родителей.
Наиболее конструктивным решением выявленных проблем, является использование методических приемов ориентированных на тело.
Основная цель работы – мобилизация энергии тела и возвращение ребёнка старшего дошкольного возраста к его первичному состоянию, снятие психофизических зажимов, коррекция различных нарушений развития, профилактика психосоматических заболеваний.
Задачи:
- Обучение произвольно улавливать основные телесные ощущения
- Совершенствование навыки коммуникации, повышение групповой сплоченности
- Повышение самооценки детей, приобретению ими чувства собственной значимости
- Снятие психоэмоционального напряжения и речевого негативизма.
Данный опыт опирается на общепедагогические принципы о единстве физического и психического развития, комплексном подходе к его изучению:
- принцип содружества и сотрудничества взрослых и детей;
- принцип единства специально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;
- принцип уважительного отношения к личности;
В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением консилиума нашего образовательного учреждения определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.
Психокоррекционная работа осуществляется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий 1 раз в неделю в течение всего коррекционного периода, с ноября по март. При этом выбор конкретной формы коррекции зависит от характера проблемы, индивидуальных возрастных особенностей ребенка. Большие группы (более 6 человек) нецелесообразны, так как снижается возможность ведущего контролировать всех детей.
Учитывая тот факт, что телесно-ориентированная терапия не имеет противопоказаний, можно сделать вывод, что эти техники должны занять достойное место в деятельности тех, кто призван заботиться о психологическом здоровье ребенка.
Предполагаемые результаты:
- Главным результатом реализации задач будет выпускник детского сада, который хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания в ситуации общения (Целевые ориентиры ФГОС);
- Избавление от негативных чувств или снижение их интенсивности (устранение страха, тревоги, депрессии и т.д.);
- Стимуляция компенсаторных возможностей и необходимых ресурсов организма ребенка;
- Решение внутреннего конфликта, т.е. устранение причины проблемы ребенка;
- Устранение телесных блоков или снижение их выраженности (расслабление мышц, обретение комфорта в зонах зажатости, гипертонуса);
- Развитие произвольность в движениях, навыков регуляции и саморегуляции;
- Проработка травматического психоэмоционального опыта ребенка;
Список литературы:
Александер Ф., Селесник Ш.Психосоматический подход в медицине / Психосоматика: Взаимосвязь психики и здоровья. Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999.
Баскаков В. Ю.Минимальные по силе и амплитуде воздействия // Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. Сергеева Л. С. (авт. – сост.), СПб. РОФ «Практическая психотерапия», 2000.
Ганичева И.В. Телесно-ориенированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). Москва.: Книголюб, 2004.
Грачева В., Зарянова И.Тайны моего тела. СПб.: ИК «Комплект», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование понятия о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через использование дидактических игр.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего...
Развитие у детей музыкальных способностей через использование музыкально-дидактический игр
Важным средством развития музыкальных способностей детей является использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности.Основное значение музыкал...
Значение развития мелкой моторики руки как подготовка детей к письму через использование нетрадиционных техник рисования.
Значение развития мелкой моторики руки как подготовка детей к письму через использование нетрадиционных техник рисования....
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования
предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы по использованию нетрадиционных техник рисования...
«Развитие экспериментально-опытнической деятельности детей раннего возраста, через использование игр – экспериментов с песком и водой» для детей младшей группы от 3-х до 4-х лет №6 «Пчёлки»
Развитие экспериментально- опытнической деятельности детей раннего возраста, через использование игр- экспериментов с песком и водой....
Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...
Система сопровождения детей с ОВЗ через включение в инклюзивную практику групп "Сложные дефекты"
Образовательный проект. Авторская разработка....