Уважаемая аудитория, коллеги, перед вами представлен фрагмент занятия по психомоторному развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ. Это дети 6 – 7 лет, с «Синдромом Дауна», с заключением комиссии F – 71 (умеренная умственная отсталость).
Данное занятие основано на работе со столом, предназначенным для игр с водой в летнее время, но я использую как вспомогательное средство для развития и коррекции психомоторики у детей.
Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Движения - главное средство взаимодействия человека с окружающим миром. Двигательный акт - внешнее завершение внутреннего психического процесса. Любая психическая деятельность человека завершается движением, позволяющим реально достичь поставленной цели, удовлетворить возникшую потребность, избежать опасности. Отражение через мышечные движения деятельности человека (в том числе внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) называется психомоторикой.
Базовым для развития психомоторики, всех высших психических функций является сенсомоторный уровень: сенсорика (от лат. sensus - чувство, ощущение) - психический процесс; моторика - двигательная активность.
Психомоторное развитие создает потенциал для познавательной деятельности ребенка. Очевидно, что совершенствование любых двигательных навыков предполагает востребованность психических функций - эмоций, восприятия, памяти, процессов саморегуляции, что составляет основу для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, математическими знаниями, письмом.
Сенсомоторные координации начинают функционировать с рождения. В дошкольном возрасте необходима их постоянная тренировка.
Работы ученых: Ф. А. Сохина, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова, С.Н. Николаевой, Л. А. Парамоновой, Г.А.Тумаковой, Т.В.Христовской, А.И.Максакова, О.С.Ушаковой,, Е.М.Струниной, показали важность создания в образовательном учреждении условий, обеспечивающих развитие у детей мелкой моторики рук и осязания, связанное с формированием познавательных интересов.
Цели работы в этом направлении: развитие и коррекция сенсорных процессов, психомоторики, познавательной деятельности; формирование пространственных представлений; развитие умений и навыков, организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей, которые реализуются в нескольких задачах:
1. Развитие познавательной деятельности, развитие способности ориентироваться в окружающем пространстве.
2. Развитие сенсорных процессов;
3. Развитие зрительно-моторной координации; развитие вестибулярного аппарата;
4. Освоение мелких движений;
5. Укрепление кистей рук и пальцев, развитие ловкости движений
6. Вырабатывать целенаправленность, устойчивость деятельности, самоконтроль
7. Отработка навыка мышечного расслабления;
8. Развитие сбалансированной работы правого и левого полушарий головного мозга;
Предлагаю вашему вниманию, посмотреть видеосюжет занятия…
Включение видео
С каждым занятием задания несколько усложняются. Увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые практические работы. Во время занятий мы создаем для детей игровые ситуации, что повышает их мотивацию.
Например, мы заменяем воду сыпучим сухим материалом (горохом) и дети пальчиками повторяют «путь» проделанный шариком.
Тем самым достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития
Обязательно на занятии присутствует физминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий.
(комментарии к видео)
Предложенные занятия позволяют научить детей:
а) различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении мелких и крупных движений, выполнять целенаправленные действия руками;
б) переносить сенсорный опыт в самостоятельную деятельность;
в) узнавать и называть эталоны, выделять эталон из множества;
г) соотносить эталон с признаком предмета;
д) определять последовательность событий;
е) ориентироваться в пространстве;
Литература.
1. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 349 с.
2. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.
3. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002. - 94 с.
4. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития дошкольников. / А. Л. Сиротюк. - М. : ТЦ Сфера, 2002. - 80 с.
5. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998. 85 с
6. . М. Ю. Картушина "Быть здоровыми хотим". Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада.
7. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. - СПб.: Дельта, 2001