Использование интерактивных методов и приемов обучения в ДОО
консультация по коррекционной педагогике на тему
С переходом на новый подход к образованию, педагоги-дефектологи стали включать в непосредственно-образовательную деятельность интерактивные методы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnyh_metody._mo.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных методов и приемов обучения в дошкольном учреждении
В настоящее время перед педагогами встает глобальная задача: обеспечить индивидуальный путь развития ребенка через использование всех видов деятельности, предусмотренных ФГОС: учебно-образовательных, индивидуальных, конструктивно-исследовательских, организационно-проектных. Педагогам приходиться искать новые педагогические технологии в организации коррекционно-образовательного процесса, для формирования личности, обладающей коммуникативной компетентностью.
Ребёнок должен уметь самостоятельно проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Дошкольник должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
С переходом на новый подход к образованию не только школе, но и дошкольному учреждению необходима наиболее современная методика, преследующая главную цель: развитие ребенка как личности. Педагоги– дефектологи нашего ДОО стали включать в непосредственно образовательную деятельность интерактивные методы обучения.
Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter»-«взаимный», «act» - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
- Кейс – метод
- Метод «Мозговой штурм»
- Метод «Дерево предсказаний»
- Метод «Кластеры»
- Метод «Корзина идей»
- Метод «Логическая паутинка»
КЕЙС-МЕТОД (case study)
Цель: Формирование кейсов в виде проблемных ситуаций в процессе освоения отдельных образовательных областей
Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920 г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций).
В последние годы кейс-метод нашел широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес - образовании, психологии.
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций (метод проектов, компьютерное моделирование, деловая игра, ситуационная задача, дискуссия, ролевая игра).
СУТЬ КЕЙС-МЕТОДА
Состоит в том, что
- слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная.
- обучающийся должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения.
- в небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.
ВИДЫ СИТУАЦИЙ
- Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации.
- Цель: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.
- Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден.
- Цель: провести анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.
- Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения.
- Цель: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.
- Ситуация-упражнение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме.
- Цель: проанализировать данные ситуации и найденные решения, используя при этом приобретенные теоретические знания.
СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСА
1. В материале должен быть контекст (дающий тему для размышления).
2. В описании материала должны быть истории или интервью.
3. Ряд шагов для создания кейса.
4. Выбор объекта исследования «конкретной ситуации».
5. Определение темы и вопросов исследования.
6. Планирование кейс - исследования, проведение сбора материала или анализа материала.
7. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развитию ситуации.
8. Описание и редактирование кейса.
9. Формирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
10. Актуальный, вызывающий интерес материал.
«Мозговой штурм»
Цель в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени путем расторможения собрать от всех детей как можно больше идей относительно заданной темы.
Метод «Дерево предсказаний»
Метод заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом.
Эффективен на стадии введения в новую тему.
- Помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии
«Кластеры», «Логическая паутинка»
Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.
1. Предлагается картинка в центре листа.
2. Дети высказывают слова, предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
3. По мере того, как проходят идеи, начинать устанавливать связи.
Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.
Метод «Разрезанной информации». Формируются команды детей, каждому из детей предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Воспитанникам приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.
Метод "Корзина идей"
Метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний.
В ДОО предлагаю использовать так. На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.
Задачи работы учителя - логопеда, учителя - дефектолога в
области «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»:
- развитие у дошкольников навыков общения в различных жизненных ситуациях;
- формирование навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами);
- выработка у детей социально – эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной адаптации и интеграции в обществе;
развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении.
Коммуникативные компетенции дошкольников:
- желание вступать в контакт с окружающими;
- умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника;
- умение менять стиль общения со взрослым и сверстником в зависимости от ситуации;
- умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию;
- умение решать конфликтные ситуации;
- умение конструктивно взаимодействовать и сотрудничать (договариваться, обмениваться, распределять действия);
- навыки диалогической и монологической речи;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный акт познания.
Библиография:
1. Новая школа: Пространство Возможностей
Материалы Центральноазиатской научно – практической конференции
Бишкек-2010 г. Стр 9, 246, 325
2. Руководство по развитию критического мышления
(Методическое пособие) Ташкент – 2012 г.
3. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.
Москва, Мозаика – Синтез 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование эффективных методов и приемов обучения дошкольников рисованию»
Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом разви...
Использование активных методов и приемов обучения детей дошкольного возраста рисованию
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественной деятельности, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихи, песни, танцы, где пытается о...
Статья " ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Предназначен для педагогов...
публикация статьи "Использование интерактивных методов и приемов в речевом развитии старших дошкольников"
Использование интерактивных методов и приемов в речевом развитии дошкольников...
Использование интерактивных методов и приемов в ДОУ
Использование интерактивных методов и приемов в ДОУ...
Сценарий семинара-практикума «Использование интерактивных методов и приемов при организации групповых форм работы с родителями»
Сценарий семинара-практикума «Использование интерактивных методов и приемов при организации групповых форм работы с родителями» может быть полезен старшим воспитателям, педагогам...
Презентация к семинару-практикуму «Использование интерактивных методов и приемов при организации групповых форм работы с родителями»
Презентация к семинару-практикуму «Использование интерактивных методов и приемов при организации групповых форм работы с родителями» может быть полезна старшим воспитателям и пе...