Система графомоторной стимуляции речи
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_2015_-_kopiya.pptx | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Данное пособие - попытка систематизировать наработанный авторами практический материал по преодолению моторной алалии у детей дошкольного возраста. Путь формирования речи в онтогенезе, опыт развития речи ребенка в этнопедагогике (использование различных стихов, песенок и потешек , которые рассказываются детям с самого рождения), данные о влиянии мелкой моторики на процесс речевого развития, связь между моторной сферой ребенка и речью - все эти факторы позволили создать систему игр и упражнений для коррекции речи при моторной алалии у детей дошкольного возраста на начальном этапе работы. Предлагаемая методика рекомендуется для работы с дошкольниками 3-4 лет с моторной алалией, а также с " неговорящими " детьми 2,5-3 лет с задержкой речевого развития.
Методика графомоторной стимуляции речи Коррекционная работа базируется на развитии чувства ритма, умении управлять ритмическим рисунком, подстраиваться под ритм чужой речи, формировать речь на основе ритма. Наиболее приемлемой для детей формой овладения ритмом являются детские стихи и песни. Н аиболее эффективны упражнения по синхронизации речи с движениями крупных суставов руки — плечевого и локтевого. Основная идея предлагаемой методики заключается в максимальном совмещении момента резкого движения плечевого сустава (размах, бросок, линия) с моментом начала речи (голосовой реакцией ). Вся работа по формированию и развитию речи базируется на доступном для детей виде выражения мыслей и желаний – жесте, сопровождаемом звуком. Каждый «звук» сопровождается движением, а каждое движение – «звуком». На начальном этапе произношение звуков, слогов, слов должно сопровождаться свободными размашистыми движениями рук, а позднее ног.
Задачи и этапы коррекционной работы Методика соответствует трем основным этапам коррекционной работы и содержит пять последовательных концентров , содержащих игровые упражнения, пальчиковые игры, ритмодекламации , подвижные речевые игры, графические упражнения .
На первом этапе в центре внимания — воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными, затем распространенными предложениями, формируются психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения. К первому этапу коррекционной работы относятся концентры: I - «Звук»; II - «Слог»; III - «Слово».
На втором — формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над распространением предложений и их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируются высказывания как основные единицы речевого действия. Ко второму этапу относятся концентры: IV - «Фраза»; V - «Связная речь. На третьем - формируется связная речь - особо сложная коммуникативная деятельность, коммуникативные умения, автоматизация грамматических структур. Третий этап предназначен для закрепления полученных навыков на более высоком речевом уровне.
Графомоторные игры и упражнения Звук или голосовая реакция Движение 1.Учим отвечать на вопрос словом и только после вопроса педагога. 2.Вызываем эмоцию радости от выполненного задания, учим произносить звук в момент движения. 3.Учим выражать просьбу жестом. 4.Упражняем в совмещении движения крупных суставов рук с голосовой реакцией. 5. Развиваем голос, учим издавать звуки в момент чередующихся движений рук. 6.Закрепляем умение произносить звукоподражания в момент движения.
Рисование 1.Совмещаем статическое положение пальцев с общими движениями рук. При необходимости педагог сам удерживает пальцы ребенка в нужном положении, затем направляет движение его руки, придерживая за предплечье. 2.Повышаем эмоциональный фон при тактильном контакте. Воздействуем на поверхности ладони и пальцев. Рисование на доске и на бумаге 3.Формируем базовые движения на уровне плечевого, локтевого и лучезапястного суставов. Рисование палкой на земле 4.Совмещаем легкость нажатия с точностью движений.
Графомоторные игры и упражнения Слово 1 . Расширяем возможности ребенка в выражении своих желаний. «Попроси» «Помоги» «Дождь» «Паровоз» «Поезд» «Новые кроссовки» «Ежик с барабаном» «Три пингвина» «Большой велосипед» «Моя семья» «У меня» 2. Разучиваем первые самостоятельные стихи.
Выражение просьбы 1. Создаем ситуации, стимулирующие речевую активность. Попроси! Ребенок выражает просьбу 2-мя словами: «Дай пить», «Дай мяу», при этом четко произносит слово «дай», а слово-предмет просьбы имеет сохранную слоговую структуру. Попроси! Педагог помогает ребенку сформулировать фразу из 3-х слов «Дай мне (показать на себя вместо слова) мяч» Помоги! Собираясь на прогулку (или в других затруднительных ситуациях), ребенок просит о помощи: вместе с педагогом хлопает в ладоши и подпевает педагогу: «ПО(а)-МО(а)- ГИ»
Координация речи с движением
Рисование 1. Рисуем картину. Учим изображать на плоскости объемные предметы. Отрабатываем проговаривание трех слов подряд . «Туча, дождь, лужа» 2. Рисуем замкнутый круг большого размера. Развиваем суставную память, отрабатывая рисование изогнутых линий с продвижением. «Снежная баба»
Графомоторные игры и упражнения Фраза 1. Учим выражать просьбы и желания разными словами . «Дай мне» «Помоги» «Я хочу» «Капризуля» 2. Учим произносить длинные слова, помогая себе жестом. «Зима» «Зверята» «Испугались зайца» «Помощник» 3. Увеличиваем количество значимых слов во фразе. «И» «Что с чем?», «Кто с кем?» Диалог 4. Укрепляем уверенность в собственных речевых возможностях. «Песня машиниста» «Грибники» «Сапожник» «Умылся»
Рисование 1. Рисуем ориентацию на листе бумаге. Формируем основы взаиморасположения деталей. «Дом» «Лицо» «Веселый человечек» «Чей зайка?» Лепка «Мишка» «Башня»
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стимуляция речи детей 1 младшего возраста
В данном материале отражаются основные приемы и игры для стимуляции речи детей с 2-3 лет, а также примеры использования их родителями с детьми в процессе игровой деятельности, в повседневной жизни....
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием методики графомоторной стимуляции речи у детей с моторной алалией.
На занятиях по "запуску речи" активно использую графомоторной стимуляции....
Развитие речи дошкольников в режимных моментах. Стимуляция речи детей раннего возраста в играх и игровых ситуациях
Речь во всем ее многообразии выступает необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации...
«Развитие речи дошкольников в режимных моментах. Стимуляция речи детей раннего возраста в играх и игровых ситуациях»
Речь во всем ее многообразии выступает необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации...
Картотека игр и упражнений "Вызывание гласных звуков по методике графомоторной стимуляции речи".
Для неговорящих детей, у которых отсутствуют звуки раннего онтогенеза, отобраны игры и собраны в картотеку....
Этапы коррекции моторной алалии методом графомоторной стимуляции
Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при о...
СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ЛОГОРИТМИКУ
Одним из главных параметров при развитии речи ребёнка является ритм. Ритмическая организация речи формируется в раннем возрасте. Если это время упустить. то возникают проблемы в развитии фонемат...