Нарушения в развитии речи у детей до полутора лет.
консультация по коррекционной педагогике на тему
Нарушения в развитии речи у детей до полутора лет
В каких случаях нужно проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи ребенка?
До 1 года – у ребенка врожденные пороки развития анатомических органов речи: расщелина губы и неба (в просторечии “заячья губа” и “волчья пасть”).
От 1 года до 1,5 лет – у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова. Ребенок не понимает простых просьб, не отзывается на собственное имя. Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ. Ребенок не говорит и не использует мимику и жесты. У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми. Одновременно с началом речи у ребенка наблюдаются признаки заикания (он делает паузы и остановки, у него появляются запинки, повторы слов, нарушения дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания). Ребенок говорит “гнусаво”, с носовым оттенком.
Во всех этих случаях нужно незамедлительно обратиться к стоматологу – ортодонту логопеду, лор – врачу, к логопеду специалисту по нарушениям речи у детей. Однако сами родители тоже могут повлиять на развитие речи ребенка. Что можно сделать на ранних этапах?
Установите эмоциональный контакт с малышом, т.е. попытайтесь поймать взгляд ребенка и привлеките его внимание: принимайте неожиданные и “преувеличенные” выражения лица; меняйте тон голоса, напевайте; покачивайте головой; пользуйтесь способностью ребенка имитировать мимику взрослого и, наоборот, сами имитируйте движения и вокализации ребенка; потрясите погремушкой, привлекая взгляд ребенка, а затем дайте ее ему в ручки и обучите навыкам “игры” с ней; поводите перед ребенком яркой игрушкой, привлекая его внимание, и протяните эту игрушку ему; предложите малышу два предмета (например, погремушку и расческу) и посмотрите, какой из них он выберет. Поговорите с ребенком о том предмете, который ему понравился, а другой уберите.
Разговаривайте с ребенком медленно и четко, выделяя голосом то слово, которое вы хотите, чтобы он запомнил. Медленная речь взрослого дает возможность малышу “переработать” услышанное. Говорите с малышом пока только о том, что происходит “здесь и теперь”. Говорите достаточно громко, следите за правильностью своего произношения.
Играйте в “разговор по очереди”. Установите с малышом контакт глазами, улыбайтесь ему и, если он начал вокализовать, попробуйте повторить его вокализацию. Если же она окажется вам сложной для воспроизведения, можно использовать реакцию удивления: “Правда? Неужели?” - как будто звуки, которые произносит ребенок, и вправду имеют для вас большое значение. Поощряйте желание ребенка говорить.
Используйте прием “параллельного разговора” или “ритуал называния”. Следите за направлением взора вашего малыша. Когда он смотрит на предмет, ваш “параллельный разговор” о нем поможет запомнить и научиться понимать значение этого слова. Совершайте с ребенком экскурсии по дому, как можно раньше научите малыша показывать пальчиком предмет, который его заинтересовал, а сами называйте этот предмет. Называть старайтесь не только предметы, но и действия, которые осуществляет ребенок, например: “Дима кушает кашку! Ам! Вкусная кашка!” Таким образом вы будете способствовать быстрому росту словарного запаса ребенка.
Когда малышу исполнится 6 месяцев, обязательно начните читать ему книжки и показывать в них картинки.
Поощряйте стремление малыша брать на себя инициативу в разговоре, пусть он получает от этого удовольствие.
Используйте прием дополнения и развития мысли. Когда малыш начинает говорить отдельными словами, обязательно дополняйте сказанное. Так вы быстрее перейдете к следующему этапу развития ребенка - фразовой речи. “Ки!” - скажет ребенок, указывая на кошку, а вы договорите за него, превращая сказанное в предложение: “Да, это киса. Киса говорит: “Мяу!””.
Используйте прием объяснения. Начните это делать, когда будете учить ребенка запоминать названия цвета. “Вот помидор. Он красный. Мячик тоже красный. Они оба красные”. В дальнейшем этот прием пригодится вам для того, чтобы дать ребенку нужную информацию о планировании, начале и окончании действия: “Сначала мы покушаем, потом оденемся и пойдем гулять”, - говорит мама, рассказывая малышу о последовательности событий, которые будут происходить в ближайшее время.
Как только ребенку станет понятным вопрос “Что это?”, называйте новые слова, показывая различные предметы. Сначала используйте этот прием наоборот, то есть сами спрашивайте: “Что это?”, побуждая малыша ответить на вопрос, употребив знакомое для него слово.
Используйте прием “лесов” (подпорок), применяя специальные речевые игры: “Гуси-гуси”, “Сорока-воровка”, “Каравай-каравай”. Когда вы убедитесь в том, что ребенок запомнил весь стихотворный ряд, начните сознательно пропускать последнее рифмованное слово в строчке, чтобы он его озвучил. Мама: "Гуси, гуси…" - Ребенок: "Га-га-га!" - Мама: "Есть хотите?" - Ребенок: "Да-да-да!" Таким образом ребенок обучается в контексте игровой ситуации, которая является “подпоркой”, помощью в развитии его умения общаться. Не забывайте использовать этот прием, когда малыш немного подрастет и вы будете учить стихи. Опускайте последнее слово в строчке.
Пойте малышу песенки, поощряя его подпевать и тем самым запоминать новые слова.
Совершайте с ребенком целенаправленные экскурсии и знакомьте его с новым для него понятием, объектом, а следовательно, и словом. Первоначально, когда малышу еще не исполнился год, это может быть “экскурсия” во двор, где вы ему покажете птичку, кошку, листик, одуванчик и т.п.
Не перегружайте ребенка чересчур сложными словами и фразами. В погоне за обогащением его речи не забывайте о том, что говорить с детьми нужно просто, на доступном для них уровне.
Нужно ли “сюсюкать”? Ответ на этот вопрос прост - всему свое время. Педагогам знакомо понятие “детская речь”, или “язык няни” - как принято говорить во многих странах. Всем взрослым по отношению к крохотному созданию хочется говорить ласково и использовать уменьшительно-ласкательные формы слов. Именно поэтому мы говорим “носик”, “ручка”, “ротик”. Когда малыш начинает говорить сам, мы, невольно подражая и помогая ему, сами начинаем употреблять: “Бах”!”, “Ам-ам!”, “Ни-ни”, “Ко-ко”. Сами того не осознавая, мы развиваем этим приемом речь малыша - обучая его тем формам слов, которые пока ему доступны. Такой язык не вреден, а необходим малышу. По мере того как произносительные возможности ребенка будут развиваться, он сам начнет переходить к более сложным формам слов, отказываясь от подобных звукокомплексов. И мы должны будем от них отказаться тоже.
Поощряйте активность ребенка в рамках его возможностей. Помните, что излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Глава I1.1Классификация театрализованных игр и особенности их использования в работе с детьми дошкольного возраста.1.2.Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.Глава II2.1. Использован...
Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...
Консультация для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».
Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики рук в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР...
Выступление на педсовете на тему:"Нормы и нарушения развития речи у детей от 0 о 7 лет. Профилактика нарушений развития речи"
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического ра...
Информационно-деловое оснащение ДОУ по вопросам профилактики нарушений и развития речи у детей дошкольного возраста
Годовой план консультационного сопровождения родителей (законных представителей) по вопросам профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста....
Информационно-деловое оснащение ДОУ по вопросам профилактики нарушений и развития речи у детей дошкольного возраста
Годовой план консультационногосопровождения родителей (законных представителей) - "Советы логопеда"...