Конспект НОД "Я и моя семья"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 1 «Ласточка»
Конспект НОД
«Я и моя семья»
Составитель: учитель-дефектолог
первой квалификационной категории
Блинова О.А.
Ознакомление с окружающим социальным миром
Конспект НОД
Тема: «Моя семья».
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
Коррекционно-развивающие:
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- закреплять знания о родственных связях слов;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
- воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; совместная работа с родителями по составлению портфолио семьи; чтение художественной литературы.
Ход НОД.
Организационный момент.
«Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Объявление темы.
Учитель-дефектолог: Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья. В гости к нам пришел Незнайка, ему бы очень хотелось, чтобы вы рассказали ему о своей семье. Скажите, а что такое семья?
Это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, говорят друг с другом ласково.
Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родня. Как хорошо, что у вас всех есть семья. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело живут все вместе.
Расскажите о своей семье – сколько человек в вашей семье, как их зовут, что вы любите делать вместе? (высказывания детей).
- Семья может быть большой и маленькой.
- А попробуйте разделить всех членов семьи на две группы (взрослые и дети).
- Можно разделить на взрослых и детей, пожилых и молодых, мужчин и женщин. В каждой семье есть мужчины и женщины.
Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье? (По желанию дети совместно с мамами представляют портфолио своей семьи.
Дидактическая игра «Подбери признаки».
Учитель-дефектолог: А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный.
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная.
Дедушка - старый, мудрый, седой.
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
Игра « Я звоню бабушке, дедушке, тете…»
Учитель-дефектолог: О чем можно поговорит по телефону с родственниками? (поинтересоваться здоровьем, чем занимается, поздравить с праздником, пригласить в гости).
(Учитель-дефектолог передает телефонную трубку, ребенок у которого телефонная трубка должен позвонить кому-то из родственников, воспитатель может взять на себя роль родственника).
Учитель-дефектолог: Наши пальчики, дружная маленькая семья. Поиграем с ними?
Пальчиковая игра «Дружная семейка».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья.
Учитель-дефектолог: Ребята, подойдите к столам, посмотрите, что лежит в коробке? (Кростики)? Давайте попробуем с помощью Кростиков изобразить свою семью? А потом рассмотрим свои работы.
Вопросы: - Кто это?
-А где ты?
-Где ты?
- Кто стоит рядом с тобой? И т.д.
Чтение стихотворения
Сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы внимательно послушайте и потом скажите, все ли герои являются членами одной семья?
Мама с папой - моя родня
Нет роднее родни у меня
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щетка,
Молоток настоящий - братишке,
Мяч сестренке, конфета – Тишке.
А еще есть друг у меня
Друг Сережка мне тоже родня
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Учитель-дефектолог: Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? ( Ответы детей).
Учитель-дефектолог: Это стихотворение шуточное. Не все его персонажи являются членами одной семьи. Мама, папа, сестренка, братишка – это родня. Друг Сережка – не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.
Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, но животное не человек, поэтому не является родней герою стихотворения.
Ребята, а у кого из вас есть кошка? Собака?
Пожалуйста, с помощью Блоков Дьенеша и кубикив Никитина выложите своих любимых домашних животных.
Учитель-дефектолог: Дети, вот семья, живёт в квартире. А где же находится квартира? (В доме.) А дом на улице, а улица - в районе, а район – в городе, а город - в стране. А как называется наша страна? (Россия.) Да, Россия - наша родина - большая и красивая, мы должны любить и беречь ее.
Дети, а можем ли мы назвать всех нас в группе семьей? Какая она? (Большая, дружная.) Сколько нас? (Считают.)
Физминутка «Семейная зарядка».
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Федя.
Сам я бегаю трусцой
И качаю головой.
«Детский сад - моя вторая семья».
Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.
- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).
- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас).
- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).
- А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? ( Ответы детей).
Итог занятия.
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Литература:
"Говорим правильно" О. С. Гамзяк . Москва. Издательство " Гном и Д" 2010
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов Москва " АЗЪ" 1995 2-е издание
"По дороге к азбуке" Т.Р. Кислова Методические рекомендации Москва " Баласс" 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения: "Мы вместе дружною семьей!"
Развлечение проводилось в речевой группе, старший возраст. Посвящено годовщине объединения России и Башкирии....

Конспект спортивного праздника в день семьи « Мама, папа, я – дружная семья» для детей 1 младшей группы детского сада.
Принято считать. что с детьми 2-3 лет бесполезно проводить спортивные праздники, - плохо разговаривают, не очень хорошо слушают. Я попытаюсь доказать обратное, если работать совместно с родителями, то...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме:: "Семья – детский сад» и сюжетно – ролевая игра «Школа»
Цель: Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять пр...

Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...

Конспект тематического часа «Что такое семья?» в рамках проекта муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Моя семья» для детей средней и старшей группы.
Конспект тематического часа «Что такое семья?» разработан с целью формирования социальных представлений о семье, родословной, семейных традициях у воспитанников средней и старшей групп. ...

Конспект занятия "Я и моя семья" ко дню семьи, любви и верности
Конспект занятия "Я и моя семья" ко дню семьи, любви и верности...

План-конспект и логика ООД "Моя семья. Я - член семьи".
Систематизация представлений детей о семье как о важной ценности для человека, представления о себе как члене своей семьи....