Особенности организации сюжетной игры в группе "Рябинка".
консультация по коррекционной педагогике на тему

Нечаева Елена Сергеевна

Организация сюжетной игры в группе компенсирующей направленности ( дети с нарушением интеллекта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_po_igre.doc70.84 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации

сюжетной игры

в группе

«РЯБИНКА»

(1-й год + 1–й с элементами 2-го года обучения)

   Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Это особая форма освоения ребенком окружающей действительности, норм и отношений между людьми. В процессе игры ребенок усваивает нормы поведения, разнообразные правила взаимоотношений между детьми, нормы отношений детей и взрослых. Для умственно отсталых детей детей (диагноз F 70 и F 71 1-го года и 1-го с элементами 2-го года обучения) характерен сниженный интерес к окружающему и почти полное отсутствие потребности в общении со сверстниками и взрослыми, отсутствие мотивации к деятельности, отсутствие интереса к игрушкам (полевое поведение). 

   Первый этап в формировании игровой деятельности у умственно отсталых детей - обучение предметным действиям. В отличии от нормально развивающихся сверстников, умственно отсталые дети надолго застревают на данном этапе изучения предметного мира.  Начальная установка "Что это такое?", лежащая в основе всякого предметного действия, возникает у у/о детей с большим опозданием и  не перерастает в ориентировку "Что с ним можно делать?", а тем более в ориентировку "Почему он такой?". В связи с этим, действия с предметами остаются на уровне бесцельного манипулирования вплоть до старшего дошкольного возраста. Действия лишены ориентировки на физические свойства предметов и не являются функциональными. Основной мотив  манипуляций с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета, гладкая или шершавая поверхность предмета, звуки, которые может издавать игрушка и т.д.  Действия, которые у/о дети осуществляют при этом: рассматривание, поколачивание игрушкой о поверхность стола, бросание, попытки разломать, откусить, проявляется стремление сосать игрушки, грызть, облизывать. Социальное назначение предметов для таких детей менее важно, нежели его сенсорные свойства, поэтому действовать с предметами  в соответствии с функциональным назначением дети часто отказываются.  Для у/о детей также свойственна несформированность сенсорно-двигательных координаций, которые составляют основу для возникновения предметной и игровой деятельности ребенка.

   Без специального обучения игры детей с умственной отсталостью не видоизменяются и не приобретают характер сюжетных, а тем более ролевых. Поэтому педагогу необходимо создать в группе все условия для мотивации ребенка, для возникновения у него интереса и желания действовать с игрушкой, так,  как показывает ему взрослый. При этом ситуация организованного взаимодействия должна быть максимально комфортна, при которой  необходимым условием является ранее установленный контакт с ребенком. Педагог должен выступать для детей не в качестве передатчика определенных знаний и умений, а как более опытный товарищ по игре, который много умеет и многому может научить.  Способ общения педагога с детьми строится таким образом, чтобы он был мягким, эмоционально окрашенным и доверительным. Важно, чтобы дети приняли педагога как партнера по играм, почувствовали его заинтересованность в игре и в них самих как ее участников. Проявлению интереса способствует также внесение в игру реальных предметов из окружающей действительности и натуральных продуктов.

   Таким образом, взрослый предлагает ребенку совершать предметно-игровые действия по подражанию, неоднократно повторяя их  и сопровождая речевыми комментариями. В последующем, действия с игрушками от предметно-игровых переходят в отобразительные игры.  На этом этапе необходимым условием успешного обучения у.о. ребенка в процессе формирования предметных и отобразительных действий является использование различных видов игр: двигательных, сенсорных, пальчиковых игр, элементов психогимнастики, совместной лепки, рисования. Все игры должны быть взаимосвязаны между собой и вводятся в занятие в определенной последовательности.

   Следует отметить, что коррекционную работу педагогов в группах компенсирующей направленности затрудняют разный возраст и уровень развития детей. Воспитанники, как правило, находятся на разных этапах развития игровой деятельности, поэтому педагогу приходится адаптировать, усложнять, либо упрощать игровые действия. Формирование игровой деятельности происходит в тесной взаимосвязи с учителем-дефектологом: основной процесс обучения игровым действиям на занятиях учителя –дефектолога воспитатель продолжает, закрепляет и развивает в совместной деятельности с детьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Особенности организации сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в логике в ФГОС ДО».

¢Цель: Формирование представлений о труде взрослых (доктора, медсестры), его роли в обществе и жизни каждого человека. Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстник...

Календарно-тематическое планирование « Особенности организации сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в логике в ФГОС ДО».

Вид (разновидности) деятельности детей: коммуникативно-познавательная (поисковая, моделирование), коммуникативно-игровая (игра с правилами), коммуникативно-изобразительная (рисование), коммуникат...

Особенности организации сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. В данный период дети приобретают первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отнош...

Доклад из опыта работы: «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»

Доклад из опыта работы:  «Особенности  организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»...

Доклад из опыта работы: «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»

Доклад из опыта работы: «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»...

Особенности организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ». (из опыта работы)

Убедительный факт приводит К. К. Платонов. Ученым-этнографом на одном из островов Тихого океана было обнаружено племя, которое жило изолированно от других. Дети этого племени не знали игры в куклы. Ко...