проекта «Наша армия родная"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Поэтому, воспитательно-образовательная работа дошкольного учреждения в данной области должна быть направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства; на расширение знаний и представлений о Российской армии; привитии любви к Отечеству, к своему народу, воспитание уважения к защитникам Отечества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект по формированию патриотических чувств у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Наша армия родная"
Руководитель проекта: Ившина Наталья Александровна, воспитатель ГБОУ АО «Архангельский детский дом № 2»
Актуальность
В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Поэтому, воспитательно-образовательная работа дошкольного учреждения в данной области должна быть направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства; на расширение знаний и представлений о Российской армии; привитии любви к Отечеству, к своему народу, воспитание уважения к защитникам Отечества.
Дети, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проживающие в условиях детского дома, имеют гораздо меньше возможностей для успешной социализации и включение их в общество, поэтому у них сложнее и дольше формируются понятия гражданственности и патриотизма. Кроме того, у детей с ОВЗ часто наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Отсюда следует, что воспитательно – образовательная работа педагога с детьми с ОВЗ по данному направлению требует применения особых, разнообразных технологий, форм, методов, приемов и средств обучения.
В преддверии праздника «День защитника Отечества» с детьми провели беседу - опрос по выявлению знаний и представлений о Российской армии, который показал, что дети имеют очень низкий уровень знаний о защитниках Отечества. Не имеют представления о причинах возникновения праздника. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Наша Армия родная».
Цель проекта:
формирование системных знаний и представлений старших дошкольников о защитниках Отечества в процессе организации различных видов взросло – детской партнёрской деятельности. Формирование патриотического отношения к российской армии.
Задачи:
- Содействовать расширению и углублению знаний детей о Российской армии, о видах, родах войск и их предназначении, профессии военного, о празднике «День защитника Отечества»;
- познакомить с военной техникой;
- формировать интерес детей к коллективной, познавательной, игровой, продуктивной, творческой, художественно - речевой деятельности в рамках проекта.
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности в рамках проекта;
- содействовать развитию чувства гордости за свою Армию, уважительного отношения к защитникам Отечества.
Основное содержание проекта
Проект составлен в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и реализован в ее рамках. Он определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию совместной деятельности взрослых и детей с ОВЗ. Проект направлен на социально – личностное развитие детей, на развитие у них эмоциональной отзывчивости, гражданско – патриотических чувств в разных видах деятельности на основе первичных представлений о Российской армии, повышение интереса детей к празднику «День Защитника Отечества».
В основе проекта лежит комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса, тесно связанный с принципом интеграции организационных форм различных видов детской деятельности и с учетом предметно – развивающей среды: оформление тематического уголка (23 февраля – День защитника Отечества), дидактические игры с содержанием по военной тематике; подборка предметных игрушек (солдатики, военная техника), наглядно – дидактического материала (Армия России, военная техника, раскраски по видам вооруженных сил и др.), художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок на военную тематику, музыкальных произведений, различных материалов для продуктивной деятельности детей, атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику. В ходе занятий применяются различные методы и приемы обучения: наглядный, словесный, игровой, практический, пояснения, поощрение, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика. Для повышения познавательной активности детей с ОВЗ, наряду с традиционными картинками и иллюстрациями, включены мультимедийные презентации. Заключительным этапом проекта является праздник и оформление выставки детского творчества.
Ресурсы и условия реализации проекта
Тип проекта: по методу – информационно – обучающий (развивающий), практический; по содержанию – «взрослые-дети»; групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: с 02.02. по 23. 02. 2015 г.
Участники: воспитатели, учитель-дефектолог, дети старшего дошкольного возраста, музыкальный работник, воспитатель по ФК, МУК «ЦБС»
Материально-технические средства: компьютер, проектор, экран, фотоаппарат, магнитофон, звукозаписи, материал для продуктивных видов деятельности, спортивное оборудование, атрибуты для сюжетно – ролевых игр.
Информационное обеспечение: наглядно - дидактический материал (мультимедийные презентации, методические пособия с дидактическим материалом, иллюстрации, картинки), художественная и познавательная литература, оформление тематического уголка в групповой комнате, музыкального зала.
Основные этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный (с 02.02. по 08.02)
- Изучение методической литературы по данной теме;
- формулирование темы проекта, его целей, задач;
- Разработать тематический и календарный план на период реализации проекта;
- создать мультимедийные презентации;
- составить конспекты занятий, праздника;
- создать предметно-развивающую среду;
- подготовить материалы, необходимые для проведения проекта.
Календарный план и сроки реализации
Период | Образовательная область | Образовательная деятельность | Цели и задачи |
09.02 – 15.02 | Познание | Просмотр презентации «Кто такие защитники Отечества» | Расширять кругозор детей. Познакомить с праздником. Рассказать о значении этого праздника. Объяснить значение слова «Защитник». Углублять и расширять представления детей о защитниках Отечества, об особенностях службы в мирное время, о российской армии, видах и родах войск. Воспитывать чувство гордости за родную армию и уважение к защитникам Отечества. |
Просмотр м/ф «Что тебе снится крейсер «Аврора» |
| ||
Экскурсия в детскую библиотеку (книжно – иллюстрированная выставка посвященная Дню защитника Отечества | Уточнить знания детей о предназначении книг. Познакомить с произведениями детских писателей о защитниках Отечества. Рассмотреть иллюстрации к произведениям. Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, интересного о защитниках Родины. Воспитывать любовь к художественней литературе, бережное отношение к книгам. | ||
Организация тематического уголка «23 февраля – День защитника Отечества. | Привлечь детей к оформлению уголка; расширять и углублять знания детей о празднике; развивать эстетический вкус. | ||
Ручной труд «Забавный солдат (моряк)». | Учить создавать поделку из картонного цилиндра и цветной бумаги. Оформлять игрушку способом аппликации из вырезанных деталей. Развивать навыки работы с бумагой, воображение. Приучать к терпению. | ||
Социализация | Дидактическая игра "Собери картинку" | Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей используя зрительное соотнесение, через содержание картинок закреплять знания детей о видах и родах войск. Развивать ориентировку на плоскости, речь. | |
Дидактическая игра «Кто что делает?» | Упражнять детей в поиске соответствующего понятия, закреплять знания о военных профессиях. Развивать мышление, речь. | ||
Сюжетно-ролевая игра «Наши защитники» | Формировать у детей представления о защитниках Отечества. Помочь создать в группе сюжетно - игровую обстановку. Учить детей в игре подчиняться определенным правилам. Развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь. Воспитывать волевые качества, умение играть в коллективе. | ||
Игры с военной техникой и солдатиками | Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации игр на основе полученных знаний, игровые действия, взаимодействие с партнером по игре. | ||
Пальчиковая игра «Бойцы – молодцы» | Развивать мелкую моторику пальцев рук, точность движений, речь. | ||
Коммуникация | Беседа «Наша Родина – Россия»; | Уточнить представления детей о Родине – России. Закрепить значение слов «Отечество», «Родина», «Россия». Воспитывать любовь к Родине. | |
Беседа по картинкам «Армия России. Надёжный щит Родины» (о видах и родах войск в Российской армии, профессии военных) использование методического пособия | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, обогащение словарного запаса детей. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и сверстниками. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам. Осуществление патриотического воспитания. | ||
Чтение художественной литературы | Выставка книг в книжном уголке « Как солдат стал солдатом». | Использование художественных произведений для формирования представлений о защитниках Отечества, об армии. | |
Пословицы и поговорки о любви и защите Родины, ее защитниках, смелости и храбрости солдат, солдатской дружбе и товариществе. | Формировать интерес к народному творчеству. Развивать мышление, слуховое восприятие. | ||
Чтение; С. Маршак «Февраль», отрывки из произведений: Б.Никольский "Солдатская школа", Л.Кассиль "Твои защитники", А.Митяев «Почему армия родная?» | Воспитывать умение слушать новые произведения, следить за развитием действия, сопереживать героям. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. Развивать слуховое внимание, мышление, память. Формировать патриотические чувства. | ||
Заучивание стихов к празднику | Помочь детям понять стихотворение. Учить запоминать и выразительно воспроизводить стихотворение. Развивать память. | ||
Художественное творчество | Лепка «Бравые солдаты» | Учить детей лепить фигуру человека из отдельных частей, соблюдая пропорции. Закреплять умения детей в процессе лепке использовать приемы: скатывание, раскатывание, присоединение, примазывание; закреплять умения детей пользоваться в лепке стекой. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к людям в военной форме. Воспитывать интерес к лепке, умение доводить начатое до конца. | |
Рисование «Солдат на посту» | Учить детей создавать в рисунке образ солдата, передавая характерные особенности костюма, позы человека. Закреплять умение рисовать крупно. Использовать навыки рисования и закрашивания изображения. Развивать ориентировку на листе бумаги, зрительно – двигательную координацию. Воспитывать интерес и уважение к родной Армии. | ||
Раскраски по видам вооруженных сил | Развивать навыки закрашивания, зрительное восприятие на основе цвета, формы. | ||
Здоровье | Беседа на тему «Польза зарядки и закаливания» Утренняя гимнастика с флажками (под музыкальное сопровождение на данную тему) | Формировать представления о значении двигательной активности в жизни людей, о пользе закаливающих процедур. | |
Динамическая пауза «Пограничники» | Снятие психо – эмоционального напряжения | ||
Дыхательное упражнение «Ветер» | Укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха | ||
Физическая культура | Подвижные игры: «Кто быстрее», «Самый меткий» | Формировать потребность в двигательной активности. Развивать быстроту и ловкость движений, глазомер, дисциплинированность, умение играть в детском коллективе. | |
Строевые упражнения «Готовлюсь быть солдатом». | Способствовать формированию навыков правильной осанки. Развивать глазомер, равновесие, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве. Воспитывать дисциплинированность, организованность, подтянутость. | ||
Музыка | Слушание музыки: русской народной песни «Солдатушки, браво ребятушки», А. Филиппенко «Бравые солдаты», «Наша Родина сильна». Разучивание песен «Будем в армии служить», «Все мы моряки». | Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей о защитниках Отечества, об армии. Развивать слух, голос. | |
16.02-23.02 | |||
Познание | Просмотр презентации «Военная техника» Организация выставки «Военная техника» (игрушки, иллюстрации) | Обогащать знания детей о многообразии военной техники. Развивать познавательные процессы. Способствовать развитию внимания и восприятия. Обогащать словарь детей. | |
Конструирование из счетных палочек «Танк»
| Учить детей конструировать по образцу. Развивать мышление, зрительное внимание, мелкую моторику рук. | ||
Конструирование оригами «Кораблик» | Продолжать учить детей сгибать бумагу в нужных направлениях по показу воспитателя. Закреплять основные понятия: квадрат, треугольник, угол, сторона и т.д. Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, пространственное воображение. | ||
Социализация | Дидактическая игра «Загадки» | Учить детей отгадывать загадки. Закреплять знания о военной технике. Развивать наглядно – образное мышление, внимание, память, речь. | |
Дидактическая игра «Один – много» | Формирование навыков образования форм родительного падежа множественного числа существительных. | ||
Сюжетно-ролевая игра «Мы – военные моряки» | Расширять знания о службе военных моряков. Развивать умение брать на себя роль, подготавливать необходимые условия, атрибуты. Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие. Продолжать формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к военным морякам, которое выражается в подражании им в ловкости, быстроте, дисциплине, стремлении быть похожими на них. | ||
Пальчиковые игры: «Аты-баты, шли солдаты..», «Пароход», «Самолёт» | Развивать мелкую моторику пальцев рук, точность движений, речь. | ||
Игры с военной техникой | Сформировать такие понятия, как «навстречу», «в разные стороны», «быстро», «медленно». Развивать игровые действия, действия с партнером по игре. | ||
Коммуникация | Беседа по наглядным картинкам «Военная техника». Составление рассказа по набору игрушек военной тематики. | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, обогащение словарного запаса детей. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и сверстниками. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам. Осуществление патриотического воспитания. | |
Чтение художественной литературы | З.Александрова «Дозор», А. Барто « На заставе» и др. | Учить детей понимать содержание произведений. Развивать слуховое внимание, мышление, интерес к художественной литературе, умение отвечать на поставленные вопросы, эмоционально реагировать на поступки героев, события. Формировать патриотические чувства. | |
Художественное творчество | Лепка «Танк» | Учить детей создавать поделку способом налепа и растяжки пластилина на спичечный коробок. Развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение. | |
Рисование «Военная техника» | Продолжать знакомить детей с праздником защитника Отечества. Учить рисовать военный транспорт – танк, самолет используя знакомые геометрические формы. Развивать умение вписывать композицию в лист, рисовать крупно, закрашивать рисунок цветными карандашами. Развивать зрительно-двигательную координацию. | ||
Изготовление коллажа «Наша армия самая сильная» | Учить создавать коллективную композицию, по - разному размещая вырезанные элементы. Продолжать совершенствовать навыки вырезывания по контуру. Закреплять умения детей пользоваться ножницами. Аккуратно наклеивать готовые формы на лист бумаги. Развивать чувство цвета и композиции. Формировать патриотические чувства. | ||
Здоровье | Беседа на тему «Здоровое питание» | Уточнить и закрепить правила здорового питания, о полезных продуктах. | |
Утренняя гимнастика с флажками (под марш) | Поднять положительный эмоциональный тонус. Воспитывать у детей привычку ежедневно делать физические упражнения. | ||
Динамическая пауза «Как я буду служить в армии» | Снятие психо – эмоционального напряжения | ||
Дыхательное упражнение «Флажок» | Укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха | ||
Физическая культура | Подвижные игры: «Самолёты», «Полоса препятствий», «Перетяни канат» | Формирование потребности в двигательной активности. Развивать внимание, общую двигательную моторику, быстроту реакции на сигнал, навыки ориентировки в пространстве. | |
Музыка | Слушание Г.Свиридов «Военный марш», Д.Шостакович «Марш», Е.Шмаков, «Яблочко», З.Александрова, В. Модель «Бескозырка белая». Подготовка к музыкально- литературной композиции «Будем в армии служить» | Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей об армии. Привлекать к активному, разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Воспитывать чувство удовлетворения. Закладывать основы праздничной культуры. |
2 этап. Основной (с 09.02 по 23.02)
НОД, беседы, посещение библиотеки, тематические выставки, просмотр презентаций и мультфильма по теме проекта, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, песен, проведение различных видов игр, проведение продуктивных видов деятельности, изготовление коллажа, организация выставки детских работ, подготовка к празднику.
3 этап. Заключительный
Музыкально – литературная композиция «Будем в армии служить».
Оформление выставки детских рисунков и поделок «На страже Родины».
Презентация проекта на педагогическом совете.
Достигнутые образовательные результаты и эффекты.
Организации различных видов взросло – детской партнёрской деятельности, в процессе данного проекта, способствовала:
- расширению и углублению знаний детей о Российской армии, о видах, родах войск и их предназначении, профессии военного, о празднике «День защитника Отечества», о военной технике;
- дети вступают в коммуникативные отношения со взрослыми и сверстниками по поводу обмена информацией, задают вопросы на интересующую тему; владеют словарным запасом;
- дети ознакомлены с произведениями поэтов, писателей на военную тематику;
- оформление выставки детского творчества;
- дети с увлечением играют в различные виды игр на военную тематику;
- дети испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свою армию;
- сама деятельность и ее результаты носили эмоционально-положительную окраску.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Предполагается продолжить работу по гражданско – патриотическому воспитанию детей в преддверии праздника «День Победы». Создать альбомы: «Твои защитники», «Боевые машины», организовать мини – музей боевой славы, экскурсии к памятникам, провести военно- спортивную игру «Зарничка».
Литература
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. – М.:УЦ «Перспектива», 2008г. – 238с.;
2. Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие /О.Н. Баранникова. - М.:АРКТИ,2007г.. – 144с.;
3. Зацепина, М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7лет /М.Б. Зацепина. –М.: Мозаика-Синтез, 2008г. – 112с.;
4. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192с.;
5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
Дополнительная информация
- Презентация «Детям об армии России».
- Презентация «Детям про машины. Военная техника».
- Фотоматериалы по проекту «Наша армия родная».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Наша Армия родная и отважна и сильна"
Педагогический проект к Дню защитника Отечества....
Образовательный проект "Наша Армия родная"
Образовательный проект "Наша Армия родная" для детей средней группы...
Проект "Наша армия родная"
Музыкально- тематическое занятие в средней группе«Наша армия родная»Программное содержание:- Развивать интерес детей к русской истории Российской армии, через закрепление знаний о героях в литер...
Познавательно-творческий проект «Наша армия родная» в средней группе
Цели проекта:Дать детям знания об армии, сформировать у них первичные представления об особенностях военной службы. Уточнить и расширить их представления о родах войск, о защитниках Отечества. Воспиты...
Конспект занятия по развитию речи, приуроченный ко " Дню защитника Отечества", Творческий проект " Наша Армия родная", расписанный на 3 недели..
разработали и написали проект " Наша армия родная", приуроченный к " Дню защитника Отечества". В прект вошли темы по НОД и деятельность детей вне занятий. заключительны...
Презентация проекта "Наша Армия Родная!"
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста начал гражданственностиЗадачи: расширить, обобщить, систематизировать знания детей о Российской Армии и государственном празднике - Дне З...
Проект "Наша Армия родная".
Способствовать формированию основ патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины....