проекта «Наша армия родная"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Ившина Наталья Александровна

В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Поэтому, воспитательно-образовательная работа дошкольного учреждения  в данной области должна быть направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства; на расширение знаний и представлений о Российской армии; привитии любви к Отечеству, к своему народу,  воспитание уважения к защитникам Отечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Проект по формированию патриотических чувств у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Наша армия родная"

Руководитель проекта: Ившина Наталья Александровна, воспитатель ГБОУ АО «Архангельский детский дом № 2»

 Актуальность

В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Поэтому, воспитательно-образовательная работа дошкольного учреждения  в данной области должна быть направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства; на расширение знаний и представлений о Российской армии; привитии любви к Отечеству, к своему народу,  воспитание уважения к защитникам Отечества.

Дети, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проживающие в условиях детского дома, имеют гораздо меньше возможностей для успешной социализации и включение их в общество, поэтому у них сложнее и дольше формируются понятия гражданственности и патриотизма. Кроме того, у детей с ОВЗ часто наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Отсюда следует, что воспитательно – образовательная работа педагога с детьми с ОВЗ по данному направлению требует применения особых, разнообразных технологий, форм, методов, приемов и средств обучения. 

В преддверии праздника «День защитника Отечества» с детьми провели беседу -  опрос по выявлению знаний и представлений о Российской армии, который показал, что дети имеют очень низкий уровень знаний о защитниках Отечества. Не имеют представления о причинах возникновения праздника. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Наша Армия родная».

 Цель проекта:

формирование системных знаний и представлений старших дошкольников  о защитниках Отечества в процессе организации различных видов взросло – детской партнёрской деятельности. Формирование патриотического отношения к  российской армии.

Задачи:

  •  Содействовать расширению и углублению знаний детей о Российской армии, о видах, родах войск и их предназначении, профессии военного, о празднике «День защитника Отечества»;
  • познакомить с военной техникой;
  • формировать интерес детей к коллективной, познавательной, игровой, продуктивной, творческой, художественно - речевой деятельности в рамках проекта.
  • развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности в рамках проекта;
  • содействовать развитию чувства гордости за свою Армию, уважительного отношения к защитникам Отечества.

Основное содержание проекта

Проект составлен в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и реализован в ее рамках. Он определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию совместной деятельности взрослых и детей с ОВЗ. Проект   направлен на социально – личностное развитие детей, на развитие у них эмоциональной отзывчивости, гражданско – патриотических чувств в разных видах деятельности на основе первичных представлений о Российской армии,  повышение интереса детей к празднику «День Защитника Отечества».

В основе проекта лежит комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса, тесно связанный с принципом интеграции организационных форм  различных видов детской деятельности и с учетом предметно – развивающей среды: оформление тематического уголка (23 февраля – День защитника Отечества), дидактические игры с содержанием по военной тематике; подборка предметных игрушек (солдатики, военная техника), наглядно – дидактического материала (Армия России, военная техника, раскраски по видам вооруженных сил и др.), художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок на военную тематику, музыкальных произведений, различных материалов для продуктивной деятельности детей, атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику. В ходе занятий применяются различные методы и приемы обучения: наглядный, словесный, игровой, практический, пояснения, поощрение, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика. Для повышения познавательной активности детей с ОВЗ, наряду с традиционными картинками и иллюстрациями, включены мультимедийные презентации. Заключительным этапом проекта является праздник и оформление выставки детского творчества.

Ресурсы и условия реализации проекта

Тип проекта: по методу – информационно – обучающий (развивающий), практический; по содержанию – «взрослые-дети»; групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: с 02.02. по 23. 02. 2015 г.

Участники: воспитатели, учитель-дефектолог, дети старшего дошкольного возраста, музыкальный работник, воспитатель по ФК, МУК «ЦБС»

 Материально-технические средства:  компьютер, проектор, экран, фотоаппарат, магнитофон, звукозаписи, материал для продуктивных видов деятельности, спортивное оборудование, атрибуты для сюжетно – ролевых игр.

Информационное обеспечение:  наглядно - дидактический материал (мультимедийные презентации, методические пособия с дидактическим материалом, иллюстрации, картинки), художественная и познавательная литература, оформление тематического уголка в групповой комнате, музыкального зала.

 Основные этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный (с 02.02. по 08.02)

  • Изучение методической литературы по данной теме;
  • формулирование темы проекта, его целей, задач;
  • Разработать тематический и календарный план на период реализации проекта;
  • создать мультимедийные презентации;
  • составить конспекты занятий, праздника;
  • создать предметно-развивающую среду;
  • подготовить материалы, необходимые для проведения проекта.

Календарный план и сроки реализации

Период

Образовательная область

Образовательная деятельность

Цели и задачи

09.02 – 15.02

Познание

Просмотр презентации «Кто такие защитники Отечества»

Расширять кругозор детей. Познакомить с праздником.

Рассказать о значении этого праздника. Объяснить значение слова «Защитник». Углублять и расширять представления детей о защитниках Отечества, об особенностях службы в мирное время, о российской армии, видах и родах войск.  Воспитывать  чувство гордости за родную армию и уважение к защитникам Отечества.

Просмотр м/ф «Что тебе снится крейсер «Аврора»

  • Расширять кругозор детей; учить давать оценочное отношение, развивать мышление, внимание, зрительно-слуховое восприятие, эмоции.

Экскурсия в детскую библиотеку (книжно – иллюстрированная выставка посвященная Дню защитника Отечества

Уточнить знания детей о предназначении книг. Познакомить с  произведениями детских писателей о защитниках Отечества. Рассмотреть иллюстрации к произведениям. Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, интересного о защитниках Родины. Воспитывать любовь к художественней литературе, бережное отношение к книгам.

Организация тематического уголка «23 февраля – День защитника Отечества.

Привлечь детей к оформлению уголка; расширять и углублять знания детей о празднике; развивать эстетический вкус.

Ручной труд «Забавный солдат (моряк)».

Учить создавать поделку из картонного цилиндра и цветной бумаги. Оформлять игрушку способом аппликации из вырезанных деталей. Развивать навыки работы с бумагой, воображение. Приучать к терпению.

Социализация

Дидактическая игра "Собери картинку"

Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей используя зрительное соотнесение, через содержание картинок закреплять знания детей о видах и родах войск. Развивать ориентировку на плоскости, речь.

Дидактическая игра «Кто что делает?»

Упражнять детей в поиске соответствующего понятия, закреплять знания о военных профессиях. Развивать мышление, речь.

Сюжетно-ролевая игра «Наши защитники»

Формировать у детей представления о защитниках Отечества. Помочь создать в группе сюжетно - игровую обстановку. Учить детей в игре подчиняться определенным правилам. Развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь. Воспитывать волевые качества, умение играть в коллективе.

Игры с военной техникой и солдатиками

Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации игр на основе полученных знаний, игровые действия, взаимодействие с партнером по игре.

Пальчиковая игра «Бойцы – молодцы»

Развивать мелкую моторику пальцев рук, точность движений, речь.

Коммуникация

Беседа «Наша Родина – Россия»;

Уточнить представления детей о Родине – России. Закрепить значение слов «Отечество», «Родина», «Россия». Воспитывать любовь к Родине.

Беседа по картинкам «Армия России. Надёжный щит Родины» (о видах и  родах войск в Российской армии, профессии военных) использование методического пособия

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, обогащение словарного запаса детей. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и сверстниками. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам. Осуществление патриотического воспитания.

Чтение художественной литературы

Выставка книг в книжном уголке « Как солдат стал солдатом».

Использование художественных произведений для формирования представлений о защитниках Отечества, об  армии.

Пословицы и поговорки о любви и защите Родины, ее защитниках, смелости и храбрости солдат,   солдатской дружбе и товариществе.

Формировать интерес к народному творчеству. Развивать мышление, слуховое восприятие.

Чтение; С. Маршак «Февраль», отрывки из произведений: Б.Никольский "Солдатская школа", Л.Кассиль "Твои защитники", А.Митяев «Почему армия родная?»

Воспитывать умение слушать новые произведения, следить за развитием действия, сопереживать героям. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. Развивать слуховое внимание, мышление, память. Формировать патриотические чувства.

Заучивание стихов к празднику

Помочь детям понять стихотворение. Учить запоминать и выразительно воспроизводить стихотворение. Развивать память.

Художественное творчество

 Лепка «Бравые солдаты»

Учить детей лепить фигуру человека из отдельных частей, соблюдая пропорции. Закреплять умения детей в процессе лепке использовать приемы: скатывание, раскатывание, присоединение, примазывание; закреплять умения детей пользоваться в лепке стекой. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к людям в военной форме. Воспитывать интерес к лепке, умение доводить начатое до конца.

 Рисование «Солдат на посту»

Учить детей создавать в рисунке образ солдата, передавая характерные особенности костюма, позы человека. Закреплять умение рисовать крупно. Использовать навыки рисования и закрашивания изображения. Развивать ориентировку на листе бумаги, зрительно – двигательную координацию. Воспитывать интерес и уважение к родной Армии.

Раскраски по видам вооруженных сил

Развивать навыки закрашивания, зрительное восприятие на основе цвета, формы.

Здоровье

 Беседа на тему «Польза зарядки и закаливания»

Утренняя гимнастика с флажками (под музыкальное сопровождение на данную тему)

Формировать представления о значении двигательной активности в жизни людей, о пользе закаливающих процедур.

Динамическая пауза «Пограничники»

Снятие психо – эмоционального напряжения

Дыхательное упражнение «Ветер»

Укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха

Физическая культура

Подвижные игры: «Кто быстрее», «Самый меткий»

Формировать потребность в двигательной активности. Развивать быстроту и ловкость движений, глазомер, дисциплинированность, умение играть в детском коллективе.

Строевые упражнения «Готовлюсь быть солдатом».

Способствовать формированию навыков правильной осанки. Развивать глазомер, равновесие, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве. Воспитывать дисциплинированность, организованность, подтянутость.

Музыка

Слушание музыки:  русской народной песни «Солдатушки, браво ребятушки»,  А. Филиппенко «Бравые солдаты», «Наша Родина сильна».

Разучивание песен  «Будем в армии служить», «Все мы моряки».

Использование музыкальных произведений  как средства обогащения представлений детей  о защитниках Отечества, об армии. Развивать слух, голос.

16.02-23.02

Познание

Просмотр презентации «Военная техника»

Организация выставки «Военная техника» (игрушки, иллюстрации)

Обогащать знания детей о многообразии военной техники. Развивать познавательные процессы. Способствовать развитию внимания и восприятия.

Обогащать словарь детей.

Конструирование из счетных палочек «Танк»

 

Учить детей конструировать по образцу. Развивать мышление, зрительное внимание, мелкую моторику рук.

Конструирование оригами «Кораблик»

Продолжать учить детей сгибать бумагу в нужных направлениях по показу воспитателя. Закреплять основные понятия: квадрат, треугольник, угол, сторона и т.д. Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, пространственное воображение.

Социализация

Дидактическая игра «Загадки»

Учить детей отгадывать загадки. Закреплять знания о военной технике. Развивать наглядно – образное мышление, внимание, память, речь.

Дидактическая игра «Один – много»

Формирование навыков образования форм родительного падежа множественного числа существительных.

Сюжетно-ролевая игра «Мы – военные моряки» 


 Расширять знания о службе военных моряков. Развивать умение брать на себя роль, подготавливать необходимые условия, атрибуты. Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие. Продолжать формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к военным морякам, которое выражается в подражании им в ловкости, быстроте, дисциплине, стремлении быть похожими на них.

Пальчиковые игры: «Аты-баты, шли солдаты..», «Пароход», «Самолёт»

Развивать мелкую моторику пальцев рук, точность движений, речь.

Игры с военной техникой

Сформировать такие понятия, как «навстречу», «в разные стороны», «быстро», «медленно». Развивать игровые действия, действия с партнером по игре.

Коммуникация

Беседа по наглядным картинкам «Военная техника».

Составление рассказа по набору игрушек военной тематики.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, обогащение словарного запаса детей. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и сверстниками. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам. Осуществление патриотического воспитания.

Чтение художественной литературы

З.Александрова «Дозор»,

А. Барто « На заставе» и др.

Учить детей понимать содержание произведений. Развивать слуховое внимание, мышление, интерес к художественной литературе, умение отвечать на поставленные вопросы, эмоционально реагировать на поступки героев, события. Формировать патриотические чувства.

Художественное творчество

Лепка «Танк»

Учить детей создавать поделку способом налепа и растяжки пластилина на спичечный коробок. Развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение.

Рисование «Военная техника»

Продолжать знакомить детей с праздником защитника Отечества. Учить рисовать военный транспорт – танк, самолет используя знакомые геометрические формы. Развивать умение вписывать композицию в лист, рисовать крупно, закрашивать рисунок цветными карандашами. Развивать зрительно-двигательную координацию.

Изготовление коллажа

 «Наша армия самая сильная»

Учить создавать коллективную композицию, по - разному размещая вырезанные элементы.

Продолжать совершенствовать навыки вырезывания по контуру. Закреплять умения детей пользоваться ножницами. Аккуратно наклеивать готовые формы на лист бумаги.  Развивать чувство цвета и композиции. Формировать  патриотические чувства.

Здоровье

Беседа на тему «Здоровое питание»

Уточнить и закрепить правила здорового питания, о полезных продуктах.

Утренняя гимнастика с флажками (под марш)

Поднять положительный эмоциональный тонус. Воспитывать у детей привычку ежедневно делать физические упражнения.

Динамическая пауза «Как я буду служить в армии»

Снятие психо – эмоционального напряжения

Дыхательное упражнение «Флажок»

Укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха

Физическая культура

Подвижные игры: «Самолёты», «Полоса препятствий», «Перетяни канат»

Формирование потребности в

двигательной активности. 

Развивать внимание, общую двигательную моторику, быстроту реакции на сигнал, навыки ориентировки в пространстве. 

Музыка

Слушание Г.Свиридов «Военный марш», Д.Шостакович «Марш», Е.Шмаков, «Яблочко», З.Александрова, В. Модель «Бескозырка белая».

Подготовка к музыкально- литературной композиции «Будем в армии служить»

Использование музыкальных произведений  как средства обогащения представлений детей  об армии.

Привлекать к активному, разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Воспитывать чувство удовлетворения. Закладывать основы праздничной культуры.

2 этап. Основной  (с 09.02 по 23.02)

НОД, беседы, посещение библиотеки, тематические выставки, просмотр презентаций и мультфильма по теме проекта, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, песен, проведение различных видов игр, проведение продуктивных видов деятельности, изготовление коллажа,  организация выставки детских работ, подготовка к празднику.

3 этап. Заключительный

Музыкально – литературная композиция «Будем в армии служить».

Оформление выставки детских рисунков и поделок «На страже Родины».

Презентация проекта на педагогическом совете.

 Достигнутые образовательные результаты и эффекты.

Организации различных видов взросло – детской партнёрской деятельности, в процессе данного проекта, способствовала:

  • расширению и углублению знаний детей о Российской армии, о видах, родах войск и их предназначении, профессии военного, о празднике «День защитника Отечества», о военной технике;
  • дети вступают в коммуникативные отношения со взрослыми и сверстниками по поводу обмена информацией, задают вопросы на интересующую тему;  владеют  словарным запасом;
  • дети ознакомлены с произведениями поэтов, писателей  на военную тематику;
  • оформление выставки детского творчества;
  • дети с увлечением играют в различные виды игр на военную тематику;
  • дети  испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свою армию;
  • сама деятельность и ее результаты носили эмоционально-положительную окраску.

 Перспективы дальнейшего развития проекта

Предполагается продолжить работу по гражданско – патриотическому воспитанию детей в преддверии праздника «День Победы». Создать альбомы: «Твои защитники», «Боевые машины», организовать мини – музей боевой славы, экскурсии к памятникам, провести военно- спортивную игру «Зарничка».

 Литература

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. – М.:УЦ «Перспектива», 2008г. – 238с.;

2. Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие /О.Н. Баранникова. -  М.:АРКТИ,2007г.. – 144с.;

3. Зацепина, М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7лет /М.Б. Зацепина. –М.: Мозаика-Синтез, 2008г. – 112с.;

4.  Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192с.;

5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

 Дополнительная информация

  • Презентация «Детям об армии России».
  • Презентация «Детям про машины. Военная техника».
  • Фотоматериалы по проекту «Наша армия родная».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наша Армия родная и отважна и сильна"

Педагогический проект к Дню защитника Отечества....

Образовательный проект "Наша Армия родная"

Образовательный проект "Наша Армия родная" для детей средней группы...

Проект "Наша армия родная"

Музыкально- тематическое занятие в средней группе«Наша армия родная»Программное содержание:- Развивать  интерес детей к русской истории Российской армии, через закрепление знаний о героях в литер...

Познавательно-творческий проект «Наша армия родная» в средней группе

Цели проекта:Дать детям знания об армии, сформировать у них первичные представления об особенностях военной службы. Уточнить и расширить их представления о родах войск, о защитниках Отечества. Воспиты...

Конспект занятия по развитию речи, приуроченный ко " Дню защитника Отечества", Творческий проект " Наша Армия родная", расписанный на 3 недели..

разработали и написали проект " Наша армия родная", приуроченный к " Дню защитника Отечества". В прект вошли  темы по НОД  и деятельность детей вне занятий. заключительны...

Презентация проекта "Наша Армия Родная!"

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста начал  гражданственностиЗадачи: расширить, обобщить, систематизировать знания детей о Российской Армии и государственном празднике - Дне З...

Проект "Наша Армия родная".

Способствовать формированию основ патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины....