профилактика эмоционального напряжения
консультация по коррекционной педагогике на тему

Березина Татьяна Аркадьевна

В дошкольном детстве соблюдение права ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_psihoemotsionalnogo_napryazheniya.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Профилактика психоэмоционального напряжения»

В дошкольном детстве соблюдение права ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. Академик Ю.Е.Вельтищев связывает это с тем, что в этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Мы нередко сталкиваемся с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаться.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс, вызванный расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Адаптивные возможности детей ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому надо сразу приступать к работе по профилактике психоэмоционального напряжения детей. Эта работа строится на основании «Программы психологической безопасности личности ребёнка в ДОУ» и неразрывно связана с выполнением следующих общеобразовательных задач:

Совершенствование двигательных функций: развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков.

Совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, сенсорно-перцептивной деятельности.

Формирование навыков эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми и сверстниками.

Тесное сотрудничество с семьёй, его пошаговое развитие во всех сферах деятельности ребёнка.

Ребёнку должно быть интересно что-либо делать не потому, что это «надо» и «полезно», а потому что это ему нравится. Поэтому надо использовать игровые упражнения по оздоровлению и профилактике различных нарушений.

Именно ощущение радости и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствует потребностям растущего организма в движении. Использование лечебных игр способствует всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию ловкости и меткости, координации движений, повышению эмоционального тонуса детей.

Игры-драматизации очень полезны для развития артистических способностей. Театр – это всегда игра, сказка, чудо, волшебное действо с красочными персонажами и увлекательным сюжетом. В игре- драматизации вырабатывается правильное и чёткое произношение звуков, исчезают закомплексованность, скованность, воспитываются сенсорные навыки, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развиваются фантазия и творческое воображение.

Роль музыки в снятии психоэмоционального напряжения у детей очень велика. Приобщая ребёнка к музыке, мы развиваем не только его музыкальные способности, но и эмоциональную восприимчивость, стремление к прекрасному, более глубокое понимание мира.

Программа психологической безопасности ребёнка в ДОУ

Комфортная организация режимных моментов.

Система профилактических средств физического воспитания: массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры, повышающие эмоциональное состояние.

Аромо- и фитотерапия, способствующая снятию напряжения.

Работа с природным материалом – глиной, песком, водой.

Музыкальная терапия: музыкальные паузы, игра на детских инструментах.

Контроль и регулирование не только психоэмоциональных, но и физических нагрузок.

Предоставление максимально возможной самостоятельности и свободы.

Контроль самочувствия и настроения детей, а также их своевременная коррекция.

Развитие предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребёнка с другими детьми и взрослыми.

Признаки психоэмоционального напряжения

Трудность засыпания и беспокойный сон; усталость после незначительной нагрузки; беспричинная обидчивость, плаксивость или повышенная агрессивность; рассеянность, невнимательность; беспокойство, непоседливость; отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок всё чаще ищет одобрения у взрослых; проявление упрямства; боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников; игра с половыми органами; повышенная тревожность.

Источники угрозы психологической безопасности ребёнка

Внешние: манипулирование детьми; индивидуально-личностные особенности персонала; межличностные отношения детей в группе; несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений,, отсутствие режима проветривания; интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки; нерациональность и скудность питания, его однообразие; неправильная организация общения;, сокращение длительности пребывания на свежем воздухе; неблагоприятные погодные условия; невнимание со стороны родителей.

Внутренние: вредные привычки как следствие неправильного воспитания в семье; осознание своей неуспешности на фоне других детей.

Общим источником угроз психологической безопасности ребёнка является ложная информация, которая вводит в заблуждение. Например, обещание, что мама скоро придёт, держит ребёнка в состоянии напряжённого ожидания весь день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика эмоционального напряжения у дошкольников

Материал из опыта работы педагога-психолога ДОУ...

Семинар-практикум "Профилактика эмоционального напряжения и стрессов у педагогов"

Предлагаются игры и упражнения для снятия психоэмоционального напряжения и улучшения самочувствия педагогов....

Конспект занятия по профилактике психо-эмоционального напряжения и предупреждению агрессивного поведения у детей 5-6 лет. Тема: «Турнир. Прогоняем гнев»

Занятие направлено на профилактику психо-эмоционального напряжения и предупреждения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста....

Статья "Основные способы профилактики эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкотерапии"

На сегодняшний день, во многих современных педагогических трудах отмечается проблема профилактики эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста и остается одной из самых важных.Гармоничное ра...

Методы Арт-терапии для профилактики эмоционального напряжения

Арт-терапия – это одно из направлений практической психологии, которое использует различные виды творчества для психологической помощи. В прикрепленном файле мы предлагаем Вам некоторые упр...

Психологический тренинг для родителей по теме: «Профилактика эмоционального напряжения у родителей воспитанников с ОВЗ» «Сбрось усталость!»

Психологами всего мира отмечается, что родители, воспитывающие детей с ОВЗ изо дня в день испытывают колоссальное эмоциональное напряжение. Ответственность и сложность «родительского труда»...