Тестопластика как форма развития мелкой моторики у детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netrad_formy_po_melk_motorike.ppt | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕСТОПЛАСТИКА Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна лепка из соленого теста — тестопластика. Тестопластика способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке из соленого теста задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. При этом развивается мелкая мускулатура рук, повышается координация и точность движений.
В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Соленое тесто легко совмещается с другими материалами. Процесс создания художественных образов из соленого теста с использованием желудей, косточек, различных семян, ракушек, колосков происходит зачастую в форме неожиданного открытия, сюрприза и дает ребенку дополнительные возможности для творчества и способствует развитию речи.
Задачи : Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук; - Знакомить со свойствами материала; · Развивать навыки лепки простых форм (цилиндра, палочки, диска, шарика и т.д.) и на их основе формировать умение изготавливать из теста сложные предметы (овощи, фрукты и т.д.); · Развивать мышления и воображения. · Развивать внимание. · Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Приемы работы - Разминание - Отщипывание - «Шлепанье» - Сплющивание
Условия создания среды -ребенку предоставляется максимальная свобода для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство; - для того чтобы дети лепили с удовольствием, у них не должно быть недостатка в материалах и инструментах. Помимо соленого теста дошкольники должны иметь в свободном пользовании широкий выбор дополнительных материалов и инструментов (скалки, чесноковыжималка, формочки для кексов, трафаретки для печенья, ситечко и др.), а также иметь возможность в любую минуту действовать с ними; - необходимо поощрять и заинтересовывать ребенка самим процессом лепки , работой с материалами и инструментами, обеспечивать привлекательность результатов деятельности; - в процессе лепки следует исключать излишнюю опеку , проявлять доверие к ребенку, его возможностям, формировать у детей желание выполнять самостоятельно всё то, что им по силам, приходя на помощь всякий раз, когда они в ней нуждаются.
Этапы работы Дети учились лепить и украшать плоские фигурки - налепом. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания - формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост. Следующий этап - это облепливание тестом разнообразных объемных форм: бутылочек из под детского питания, сока, баночки. Детям необходимо было сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы: цветы, грибы, шляпки и др.. Чтобы разнообразить работу с тестом предлагала такой прием-украшали сырое изделие мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами и косточками .
С целью развития мелкой моторики рук в процессе тестопластики дошкольникам предлагают выполнить следующие упражнения: «Яблоко». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5–1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или заполняет фасолью все яблоко. «Украсим пирог». Комочек теста — «пирог» ребенок украшает фасолью, горохом, скорлупой ореха и т. д. «Елочка». Зеленому тесту придается форма елочки. Ребенок может украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста. «Рисунок на тесте». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5–1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить любое изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Что оставило этот след?»).«Следы»различных предметов стимулируют поисковый интерес детей.
Рисунок на тесте
- Выполнение инструкции «Возьми стеку, шаблон, формочку и т. п».. Ребенок взглядом находит нужный предмет и затем выполняет указание. С овладением речью ребенок сам начинает давать себе команды, речевые приказы (сначала развернутые — вслух, затем свернутые — «про себя») и подчинять им свое поведение; - Создание проблемной ситуации, формирующей коммуникативную направленность речи. Если кому-то из детей специально «забыть» положить соленое тесто (стеку, скалку и т. д.), ребенок будет вынужден попросить недостающее, т. е. проявить речевую инициативу, используя нужные слова в нужной грамматической форме; - Комментирующая речь педагога непосредственно в процессе работы детей. Если комментирующая речь педагога звучит систематически на каждом занятии, то дети привыкают работать при таком речевом фоне. Это ничуть не мешает им, а, наоборот, помогает усвоить технические навыки; - Проговаривание детьми своих действий. Постепенно комментирующая речь педагога из монолога превращается в диалог — неспешный разговор то с одним, то с другим ребенком — не шепотом, а вслух. Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети овладеют разнообразными синтаксическими конструкциями и будут свободно пользоваться словами в различных грамматических формах; - «Похвалим работу товарища» хороший прием для активизации в речи притяжательных прилагательных для упражнения в подборе определений и образных выражений.
Панно «Животные леса»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование техник тестопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязание обоих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и перех...
Опыт работы " Использование техник тестопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста ."
Лепка из солёного теста имеет важное значение для развития мелкой моторики кистей обоих рук ,зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов ,формирования умений и навыков работы ...
План работы"Тестопластика, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста посредством тестопластики...
Тестопластика, как средство развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
применение тестопластики в работе с детьми с нарушением зрения...
Консультация для родителей «Тестопластика, как форма развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»
Тестопластика имеет художественно – эстетическую направленность. Творческая деятельность эффективно воздействует на эмоционально – волевую сферу дошкольников с ОВЗ. Процесс овладения...
Консультация "Тестопластика как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Что такое тестопластика?...
Тестопластика, как форма развития мелкой моторики у детей с ОВЗ.
Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся детей с ОВЗ....