Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «В мире звуков и слов».
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Семенова Валентина

       Представленное пособие могут использовать как начинающие логопеды, так и логопеды со стажем, педагоги-психологи, родители, воспитатели в коррекционных группах. Пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми 5-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад п. Котово.

Многофункциональное дидактическое развивающее пособие

«В мире звуков и слов».

        

Автор: Семенова Валентина Петровна,

учитель-логопед

МАДОУ детского сада п. Котово

2015 г.

       Представленное пособие могут использовать как начинающие логопеды, так и логопеды со стажем, педагоги-психологи, родители, воспитатели в коррекционных группах. Пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми 5-7 лет.

       Многофункциональное дидактическое пособие « В мире звуков и слов» по форме изложения коррекционного материала является наглядным, компактным, предусматривает создание максимальных возможностей для активизации речевой деятельности детей. Оно не является статичным по-своему характеру, может видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей каждого ребенка.

      Цель работы: устранение речевых дефектов ребёнка и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

     Дидактические задачи:

  • Формирование правильного произношения (автоматизация, дифференциация дефектных звуков; слоговой структуры) фонематического восприятия.
  • Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  • Развитие связной речи, внимания, мышления, памяти, тактильного восприятия, мелкой моторики, количественного и порядкового счета.

Описание игрового материала.

        Пособие состоит из 10 пластмассовых стаканчиков, расставленных на поддоне в 2 ряда; мягкий кубик со стороной 4х4 см или пластмассовый кубик со стороной 1х1 см, на каждой стороне которого точки от 1 до 6. Картотека предметных картинок на разные группы звуков.

        На внешних сторонах стаканчиков приклеены пять домиков разного цвета с количеством окон от одного до пяти, с дверью, а также небольшие предметные картинки на липучей ленте для определения количества слогов; схема места положения для выделения заданного звука:

 Звук в начале слова.

 

Звук в середине слова.

Звук в конце слова.

       С внешней стороны стаканчиков приклеены синий и зелёный квадраты (для развития звукового анализа и синтеза), схема для определения количества слов в предложении.  

      Молоточек, флажки двух цветов синего и зелёного, различные мелкие предметы, или игрушки в основном от «киндер-сюрприза».

Варианты дидактических игр.

I вариант.

«Попади в стаканчик кубиком»

       Задача: формирование правильного звукопроизношения (автоматизация дефектного звука  в словах, предложениях); закрепление счёта, развитие мелкой моторики.

Материал: стаканчики, кубик с точками на каждой стороне которого от 1 до 6.


    Логопед вместе с ребенком раскладывает картинки на звук, который нужно автоматизировать, ребенок четко проговаривает, что он видит на картинке.

     На начальном этапе ребенок бросает кубик в один из стаканчиков, считает сколько точек на кубике и столько же раз, четко проговаривает название предмета, изображенного на данной картинке. Например, автоматизации звука [ш]. Ребенок попал в стаканчик, где лежит картинка с изображением «шубы», а на верхней стороне кубика выпало пять точек. Следовательно, ребенок 5 раз произносит слово «ш-ш-ш-уба», выделяя автоматизируемый звук, при этом можно загибать пальчики. Аналогично проводится работа и с другими автоматизируемыми звуками.

        На следующем этапе задание можно усложнить. С данным словом предложить ребенку составить  предложение с опорой на схему предложения (которая приклеена к внешней стороне стаканчиков). Предложения составляются с разным количеством слов, с предлогом и без него.

Например:

                   Меховая   ш-шуба         весит                 на          вешалке.

Ребенок считает количество слов в предложении, называет четвертое слово, первое, третье, второе или по порядку.

II вариант игры.

«Попади, отгадай, расскажи.»

      Задача: формирование правильного звукопроизношения, закрепления навыка счета, развития тактильного восприятия речи, памяти.

      Ребенок выбирает мелкие игрушки из контейнера на заданный звук, проговаривает название предмета и размещает по стаканчикам, считает, сколько игрушек он выбрал. Затем бросает кубик в стаканчик и проговаривает названия игрушки столько раз, сколько точек на верхней стороне кубика. (Аналогично вариант I)

      Задание можно усложнить: «Отгадай на ощупь: «Кто спрятался в стакане?»

  • Составление небольшого рассказа об этом предмете.
  • Так же можно предложить ребенку закрывать глаза, вспомнить и четко произнести предметы, которые размещены в пособие.

 III вариант игры.

«Скажи правильно»

        Задача: Учить дифференцировать шипящие и свистящие звуки в словах, предложениях, чистоговорках, отбивать ритмический рисунок слова, развитие внимания, памяти.

       Предложить ребенку выбрать, назвать и разложить картинки в верхний ряд (в пять стаканчиков) 5 картинок со звуком [c]; в нижний со звуком [ш]. Затем ребенок метает кубик и проговаривает слова на звук [с] или [ш] по аналогии с первым вариантом. Задание можно усложнить, предложить вспомнить и назвать картинки на звук [c], а затем на звук [ш], составить предложения с ними, а так же выучить и проговаривать чистоговорку с отбиванием ритмического рисунка слова молоточком по стаканчикам: «Мыш-ка су-шек на-су-ши-ла.

 Мыш-ка мыш-ек при-гла-си-ла.

Мыш-ки суш-ки ку-шать ста-ли

Зу-бы сра-зу же сло-ма-ли.»

IV вариант игры.

«Сосчитай, и разложи, и об этом расскажи.»

     Задача: учить дифференцировать шипящие и свистящие звуки, упражнять в порядковом счете, развивать связную речь, внимание и мышление.

      Предложить ребенку найти картинку, например «сумку»

-положи картинку, на которой нарисована сумка в пятый стаканчик в верхнем ряду, а картинку где нарисована «шишка» в третий стаканчик в нижнем ряду.

-Ребенок рассказывает, куда что положил.

Аналогично и с мелкими предметами, игрушками.

       Игру можно усложнить: отгадывание и толкование загадок. Логопед подбирает загадки на свое усмотрение, чтобы в отгадках были звуки на дифференциацию свистящих и шипящих звуков.

Ребенок выбирает из игрушек или картинок нужный предмет-отгадку, называет его, объясняет, почему он сделал такой выбор и кладёт в стаканчик по заданию логопеда (в первый, во второй, …, пятый стаканчик в определенном ряду).

V вариант игры.

«Раз, два, три, место звука назови.»

        Задача: развитие фонематических представлений (определение места звука в словах, в началах, середине, конце слова), упражнять в порядковом счете.

На внешней стороне трёх стаканов приклеены схемы:

 Звук в начале слова.

 

Звук в середине слова.

Звук в конце слова.

       Ребенок берет картинку (игрушку) и объясняет, почему он ту или иную картинку положил именно в этот стакан.

Например: звук [р]

-картинку, где изображена «рысь», я положу в 1 стаканчик, потому что звук [р]-первый,(в начале слова)

Картинку, где изображен «бобр»-я положу в третий стаканчик, потому что звук [р]-последний.

Картинку, где изображена «ворона» я положу во второй стаканчик, так как звук [р] находится в середине слова.

VI вариант игры. «Внимательные ушки»

       Задача: учить дифференцировать твердые и мягкие согласные.

На внешней стороне двух стаканов приклеены два квадрата: «синий и зелёный»

       Предложить ребенку разобрать картинки и разложить в стаканы.

В стакан с синим квадратом -  картинки в названии которых, первый звук твердый, в стакан с зелёным квадратом – картинки, где первый звук мягкий.

VII вариант игры.

      Задача: учить дифференцировать твердые и мягкие согласные.

 «Расставить флажки синий и зеленый»

В стаканчиках - игрушки, в названии которых звуки твердые и мягкие.

Какой флажок мы подарим игрушке, синий или зелёный?

Например, ребенок объясняет «в стаканчик, где игрушка- «мишка», я подарю зеленый флажок, потому что согласный звук «мь»- мягкий, а  «мышке» я подарю синий флажок, потому что согласный звук «м»- твердый.


VIII вариант игры.

«Засели слова в домик.»

     Задача: Совершенствование навыков слогового анализа слов, развитие мелкой моторики.

     На стаканчиках с внешней стороны приклеены 5 разноцветных домиков.

В первом - одно окно, во втором- 2 окна, в третьем- 3 окна, в четвертом- 4 окна, в пятом-5 окон. Двери на домике сделаны из липучей ленты, белого цвета.

Если в названии картинки один слог, то эту картинку приклеиваем к двери домика на липучку с одним окном, если 2 слога-то приклеиваем к двери, где 2 окна и так далее.

IХ вариант игры.

«Подбери пару»

      Задача: развитие зрительного внимания, тактильного восприятия, мышления.

Дети подбирают пары картинок, которые подходят по смыслу и раскладывают их в стаканчики.

 Например:  краски – кисточка,

        замок – ключ,

                      катушка – иголка,

                      кастрюля – крышка.

Для каких предметов не хватило пары? Что бы ты нарисовал?

 

Х вариант игры.

«Помоги Золушке»

     Задача: развитие мелкой моторики рук.

Предложить ребенку разобрать мелкие предметы по стаканчикам.

Проявив фантазию, можно придумать еще множество игр с многофункциональными стаканчиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - тренинг "В мире звуков и слов"

Игра-тренинг для детей и родителей подготовительной подгруппы.Продолжать знакомить родителей с приемами работы по расширению словарного запаса, подготовке к обучению грамоте, развитию лексико-граммати...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ И СЛОВ"

В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МБДОУ №22 «Золотая рыбка» г. Бугульмы РТ Севрюковой Н.В. по развитию речи и интеллектуальному развитию дошкольников. Пособие адре...

Методическое пособие Лепбук "От Звука к слову"

Данное пособие  предназначается для подготовки к обучению грамоте детей логопедических групп. Содержит игры и упражнения по основным направлениям работы с детьми данной категории....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАСС «Использование многофункционального дидактического игрового пособия «Крышкоград»»

Задачи мастер-класса:-Передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;- Сформировать представления у уча...

Многофункциональное дидактическое логопедическое пособие «Логошарик».

Многофункциональное  дидактическое  логопедическое  пособие «Логошарик»   используется как для профилактики речевых нарушений, так и для коррекции звукопроизношени...

Учебно-методическое пособие "Где живёт звук в слове?"

В пособии представлены рабочие листы для определения места положения заданного звука в словах для закрепления материала и проверки прочности усвоения материала. Распечатанный материал можно использова...