Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике на тему

Данная статья адресована как родителям, так и воспитателям дошкольных организаций. В ней рассматриваются проблема и причины возникновения психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста и способы коррекции путем правильной организации сна, питания, режима дня, физического воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_wordpad.doc267.28 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей.

Данная статья адресована как родителям, так и воспитателям дошкольных организаций. В ней рассматриваются проблема и причины возникновения психоэмоционального напряжения у детей и способы коррекции путем правильной организации сна, питания, режима дня, физического воспитания.

Проблема предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей встала в настоящее время особенно остро. Это связано и с вечной занятостью родителей, нежеланием и неумением общаться и понимать своего ребенка;  и с большим потоком , в основном ненужной для ребенка, информацией с экранов телевизора и компьютера; и с неумением самих детей общаться и находить выход из конфликтных ситуаций. Современный мир предъявляет к ребенку высокие  требования, загружая с самого раннего детства учебной деятельностью. Стараясь соответствовать этим требованиям, ребенку совершенно не остается времени для основной деятельности, в которой он непосредственно развивается и получает социальный опыт. К этим проблемам можно добавить - нерациональное скудное питание, плохо организованный сон, дефицит свободы движений, реакцию организма на погоду – все это  может также стать источниками психоэмоционального напряжения.

Современные исследователи предлагают немало способов управления психикой. Но мы полагаем, что утверждение "В здоровом теле - здоровый дух'", служившее людям в течение веков, не потеряло своего значения. Данный принцип взят за основу в этой статье.

Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы во время пребывания в дошкольной образовательной организации.

Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо начиная с детского возраста. Для этого и родители, и практический психолог, и воспитатель детского сада должны научиться четко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка. Это, прежде всего, связано с тем, что у человека нет видимых переходов от одного психического состояния к другому. Любое актуальное состояние берет свое начало в предыдущем, иногда развивается месяцами, не замечаемое порой ни самим человеком, ни окружающими его людьми. Принято характеризовать состояния как положительные и отрицательные. Различают также состояния эмоциональные, волевые, когнитивные, тревоги, напряжения. Утомление, эйфория, фрустрация, удовлетворенность и др. характеризуются также как психические состояния. Среди всех этих состояний специалисты выделяют эмоциональные, поскольку в остальных состояниях всегда присутствует эмоциональный компонент.

Напряжение определяется как психическое состояние, обусловленное ожиданием неблагоприятных для субъекта событий, сопровождаемых ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. Различают напряжение физическое, сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное, ожидания и также напряжение, вызванное необходимостью часто переключать внимание. Но представить себе "безэмоциональное" напряжение, указывает Л В Куликов, практически невозможно. По мнению многих исследователей, основной причиной возникновения напряжения является неудовлетворенная потребность.

Основные признаки психоэмоционального напряжения состояния у детей.

Воспитатель образовательной организации обязан на профессиональном уровне определять признаки стрессового состояния воспитанника и соответственно дифференцировать его как физиологическое или психологическое. Надежными ориентирами при этом могут быть проявляемые детьми чувства бодрости, радости, азарта, гнева, страха, тревоги, печали, вины, растерянности, стыда и т. п.  Индикатором этих чувств является настроение ребенка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребенка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном.

Кроме подавленного настроения исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в  состоянии психоэмоционального напряжения:

1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

3. Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.

5. Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

7. Признаками являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Некоторые дети начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них. Наличие вышеуказанных симптомов свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии и на поведении ребенка. Их игнорирование может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств.

Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.

Дома с родителями дети чаще всего выбирают путь противодействия, поскольку в силу детской доверчивости не опасаются встретить жесткую ответную реакцию. "Я боюсь, не умею, не буду", - пытается достучаться до сознания родителей малыш. Ведь именно в этих словах заключается его оценка и интерпретация ситуации. Но когда "глухие и слепые" родители, выведенные из терпения поведением ребенка, не понимая причин этого поведения, дают ему жесткий отпор вплоть до физических мер воздействия, то ребенок теряет последнюю опору, на которую бессознательно рассчитывал.

Что обычно чувствуют в этой ситуации дети? Чаще всего они чувствуют боль, тревогу, неуверенность, злобу и почти всегда - страх. В образовательном учреждении в стрессовой ситуации адаптационный процесс чаще протекает как реакция приспособления. И у детей, как способ защитного поведения, очень часто появляется социальная маска. Они могут стать лживыми, неуверенными, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными, фанатично упрямыми, часто беспомощными в жизни.К сожалению, эти последствия редко своевременно замечают взрослые. Обычно они замечают, что с ребенком что-то неладно, когда разворачиваются множественные реакции.Часто бывает так, что признаки стрессового состояния взрослые замечают, а вот определить их причину затрудняются. В этом случае разумно обратиться за советом к квалифицированному специалисту.

Психоэмоциональному напряжению у детей  в образовательном учреждении могут способствовать:

- нерациональный режим жизнедеятельности,

- дефицит свободы движений,

- недостаточность пребывания на свежем воздухе,

- нерациональное питание и плохая его организация,

- неправильная организация сна и отдыха детей,

- авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы,

- необоснованное ограничение свободы детей,

- интеллектуальные и физические перегрузки,

- неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия, а также другие факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и взаимоотношений со сверстниками.

Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей.

Существует множество рекомендации по снятию стрессовых состояний. Например, Ю. С. Николаев и Е. И. Нилов рекомендуют реагировать на неприятную ситуацию улыбкой и шуткой. Психиатр В. Леви предлагал выбрать себе идеал героя с веселым и добрым характером. Неплохой эффект налаживания отношении, например, в семейной жизни дает игра "Я - ты, ты - я", когда на определенное время муж и жена меняются ролями и пытаются реагировать на различные ситуации с этих позиций. Но дело в том, что все эти и им подобные рекомендации вынуждают человека подавлять реакцию на раздражение и, таким образом, лишают его разрядки. Детям в силу специфики возрастных особенностей (в первую очередь из-за малого жизненного опыта) делать это крайне трудно, а отсутствие разрядки часто приводит к неврозу.

Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условии для нормального физического развития. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического здоровья и психического состояния человека. Ощущение физическою здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству комфорта.

Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии или уроке дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем наблюдаем мы при этом. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Учеными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала, например, Н. П. Бехтерева. Известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. Вред недостаточной двигательной нагрузки давно известен. Но не менее опасно пренебрежение такими важными компонентами здорового образа жизни как сон, питание, закаливание.

Значение правильно организованного сна для гигиены нервной системы ребенка переоценить невозможно. Еще И. П. Павловым было доказано, что во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме. Причем такое восстановление не может быть достигнуто другими средствами и способами.

В профилактике психоэмоционального напряжения детей не следует сбрасывать со счета питание. Необходимо уяснить для себя, что важен не только должный набор продуктов, обеспечивающий нормальные рост и развитие ребенка, но и сама организация питания. Прием пищи разумно проводить как большую релаксационную паузу.

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры. Но для достижения должного результата должны быть созданы соответствующие условия, при которых ребенок становится субъектом этой деятельности.

В последние годы все большее значение в профилактике придается обучению человека психосаморегуляции состояния. Исследования подтверждают, что дети гораздо быстрее и с большим эффектом научаются приемам аутогенной тренировки, нежели взрослые. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у детей живое воображение, которое помогает им быстро и легко войти в нужный образ.

Использование упражнений по психосаморегуляции состояния дает возможность наполнить традиционную систему физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении новым смыслом и содержанием и создать технологию, которую мы могли бы смело назвать не только здоровьесберегающей, но и формирующей у детей позиции созидателя и разумного поведении в отношении своего физического и психического здоровья.

Все вышеперечисленные основные средства профилактики психического напряжения детей являются структурными компонентами среды жизнедеятельности ребенка, а также системы физического воспитания детей в детском учреждении. Поэтому мы полагаем разумным изложение конкретных практических рекомендации начать именно с них.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей коррекцией бытовых процессов.

- Организация детского сна.

Неуравновешенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи, некритичность в отношении своего поведения, по мнению ученых, часто свидетельствуют о том, что ребенок недосыпает. Причина в недооценивании значения сна для жизни и здоровья детей до 8 лет и в образовательном учреждении, и дома, а также неумелая его организация дома и в детском саду. Это приводит к отсутствию благоприятных условий для полноценного сна. Сколько времени должен спать ребенок? Ребенок двух-трех лет должен спать не менее 14 часов в сутки, четырехлетним и пятилетним детям следует обеспечить 13-часовой сон, а дети шести и семи лет должны спать 12 часов.

Бытует мнение, что нет ничего страшного в том, что ребенок засыпает под звуки телевизора, разговоры. Считается, что такая спартанская манера воспитания позволяет вырастить ребенка неизнеженным. Но, отмечают специалисты, это довольно серьезное заблуждение.Ребенок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит, худеет. Иногда у детей наблюдается вялость, заторможенность, апатия. Поэтому мы не рекомендовали бы родителям вступать в противоречие с законами физиологии. К сожалению, ритуал укладывания ребенка в постель и дома, и в детском саду превращается в тягостную для ребенка процедуру. К тому же сами взрослые часто не соблюдают излагаемые ниже требования к охране сна ребенка

Основные условия полноценного детского сна в образовательном учреждении и их обоснование:

1. Спальная комната в любое время года перед сном детей должна быть хорошо проветрена. В момент укладывания детей фрамуги лучше закрыть Но, когда все дети улягутся и воспитатель убедится, что они хорошо укрыты одеялами и заснули, фрамугу следует открыть снова. Состав воздуха в спальной от дыхания детей, испарений их тел меняется быстро, поэтому необходима "подпитка" кислородом, и тогда дети спят крепче.

2. Раздеваться детям лучше всего, если есть такая возможность, в другом помещении. Например, в групповой. Тогда можно будет разрешить детям вставать с постели по мере пробуждения. Одеваясь, они не будут мешать спать другим детям. А вот спать детям лучше всего в одних трусиках, без маечек, так как детскому тельцу без лишней одежды комфортнее. К тому же под одеялом температура воздуха +39-40°С, а в помещении спальной всего +18-20 °С. Пока ребенок застилает постель, в которой спал, и выходит в групповую, чтобы одеться, он получает прекрасную контрастную воздушную ванну с разницей в 20 градусов.

3. Большое значение для полноценного сна детей имеет расстояние между кроватками (по санитарным нормам оно должно быть не менее полуметра), а также и то, кто спит по соседству.

4. У детей должен быть выработан рефлекс на быстрое засыпание. Добиться этого не так уж сложно. При тщательно соблюдаемых условиях укладывания дети засыпают уже через пять-семь минут. В момент укладывания должна звучать фоновая музыка. Когда все дети лягут, нужно включить запись шума морского прибоя или дождя. Эти звуки дети должны слышать изо дня в день.

5. Следует обращать внимание на характер сна детей, их позы.

6. Держать детей в постели после пробуждения не следует. Они начинают нервничать, шалить, у них развиваются навыки негативного поведения. Например, не считаться с другими детьми, которые в это время еще спят. Могут появиться и вредные привычки. Например, играть половыми органами.

В заключение следует особо подчеркнуть, что организация сна детей должна быть предметом особой заботы психолога. Он разрабатывает процедуру укладывания детей каждой возрастной группы и первого класса. Подбирает фонограммы. Наблюдает характер сна детей, обучает детей аутогенной тренировке, приемы которой можно использовать при укладывании.

- организация питания детей. Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от того, как в нем организовано питание. Здесь важно все: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приема пищи.В качестве средства профилактики психоэмоционального напряжения прием пищи должен организовываться как большая релаксационная пауза. График питания детей должен быть составлен таким образом, чтобы во время приема пищи в обеденном зале находилась только одна возрастная группа.

Чтобы дети получили удовольствие не только от еды, но и от общения со сверстниками и взрослыми, лучше всего использовать технологию семейного стола. Она заключается в следующем:

1. взрослые должны есть вместе с детьми. Почему за столом с детьми должен обязательно сидеть взрослый? Чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать. А еще своим примером он исподволь, ненавязчиво приучает детей к хорошим манерам, приходит на помощь в трудной для ребенка ситуации.

2. за столом дети должны общаться. Особо тщательной психологической подготовки требует общение с детьми во время еды. Хорошо известно, что вести беседу за едой - это мастерство, научиться которому не так уж легко. Поэтому психологу нужно подобрать примерную тематику бесед для каждой возрастной группы детей. Главное - беседы не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Быть выслушанным - право ребенка, которое непременно должно быть соблюдено при двух условиях:- если в это время во рту у него нет пищи,- если он вступил в разговор, не перебив при этом другого сотрапезника.Роль воспитателя заключается в контроле за соблюдением этих условий, а также в том, чтобы помочь ребенку довести его мысль до конца.

4. манеры детей за столом обсуждению взрослых не подлежат. Не следует принуждать ребенка есть. И психологу, и педагогам необходимо помнить, что каждый человек рождается на свет с присущим только ему хорошо функционирующим механизмом голода, который показывает, когда следует есть, а когда остановиться. Если взрослые и сам ребенок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита никто не жалуется и рост происходит нормально. Вмешательство в деятельность этого тонкого устройства может вызвать серьезные эмоциональные трудности в развитии ребенка, которые, возможно, будут проявляться в течение всей жизни.

-Организация режима жизнедеятельности детей. Психоэмоциональное состояние ребенка во многом зависит от ритма его жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указываются время и длительность сна, приема пищи, прогулок, занятий. С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но с другой - можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние детей не провоцировали. Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться не продуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня. Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - все это рождает у детей комплекс несвободы и является стрессовым фактором.

При разработке основного режима дня следует руководствоваться следующими принципами.

1. Понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально перегружены. Нужно обеспечить ребенку легкое вхождение в рабочую неделю и состояние удовлетворенности своим пребыванием в дошкольном учреждении в конце недели.

2. Каждый день должен максимально отличаться от предыдущего по месту, времени, форме организации занятий. Не будем забывать, что ничто так не угнетает психику, как череда однообразных будней.

3. В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого воспитателя с детьми на основе неформального общения.

4. Между занятиями высокой интеллектуальной и физической нагрузки должно быть не менее 48 разгрузочных часов. Поэтому нужно составить микроцикл (на неделю) и макроцикл (на месяц) интеллектуальных и физических нагрузок.

5. Утро и вечер одного дня в неделю должны посвящаться играм воспитателя с детьми. Причем роль воспитателя в игре определяют дети.

6. В режиме дня выделяется время для проведения лечебно-профилактических мероприятий, психотренингов, релаксационных пауз и т. п. Выделяется также время для самостоятельной деятельности детей, когда они могут выйти за пределы групповой и позаниматься в изостудии, библиотеке, тренажерном зале или просто сходить в гости к другу из соседней группы.

Составляется режим дня на основе календарного плана образовательной работы с детьми на неделю. Воспитатель выбирает оптимальные время и форму взаимодействия с детьми для решения поставленных образовательных задач и указывает это в режиме дня. В дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными нагрузками, в режим дня включаются специальные комплексы гимнастик, позволяющих снять накопившееся психоэмоциональное напряжение. Релаксационные паузы и аутотренинги разумно включать в дни с повышенными физическими нагрузками.

- Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами физического воспитания.

1.Оптимизация двигательной деятельности детей.

Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 10 до 15 тысяч локомоций в сутки для детей 6-7 лет; 10-12 тысяч - для детей 5-6 лет; 8-10 тысяч - для детей 3-4 лет; 6-8 тысяч - для детей 2-3 лет. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребенка в образовательном учреждении.

2.Физкультурная терапия. Физкультурная терапия необходима детям с признаками неврастении, которая развивается у них, прежде всего, из-за неправильного ритма жизни. Положительное влияние физкультурной терапии на психоэмоциональное состояние детей наблюдается уже через месяц после начала регулярных занятий. Общий курс физкультурной терапии рассчитан на 2-3 месяца, в зависимости от индивидуально-психологического состояния ребенка. В неё входит:

- Оздоровительная утренняя гимнастика.Цель утренней гимнастики - поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка. Этой целью и определяется методика ее организации. Интерес к гимнастике поддерживается большим разнообразием упражнений и игр. Утренняя гимнастика всегда (кроме случаев неблагоприятной погоды) проводится на свежем воздухе не менее 30 минут. По существу это насыщенная разнообразной двигательной деятельностью утренняя прогулка. Ее место в режиме дня определено достаточно точно для каждой возрастной группы, начиная с 3-летнего возраста.

- Организация оздоровительного бега.Традиционно бег рассматривается как средство профилактики и совершенствования функционирования сердечно-сосудистой системы. Но не меньшее значение имеет он в профилактике психоэмоционального напряжения детей. Бег уравновешивающе действует на нервную систему, способствует душевному равновесию даже в том случае, если человек был в спокойном состоянии. Особое значение имеет оздоровительный бег для детей с функциональными заболеваниями нервной системы, которых нетрудно определить по чрезмерному возбуждению или стойкой апатии. Именно у них наблюдаются нарушения сна и аппетита, частая смена настроения, отмечаются трудности запоминания, резко снижается способность концентрации внимания.

- Водные процедуры как компонент физкультурной терапии.Известно, что наиболее эффективным средством тренировки терморегуляционного аппарата организма человека являются водные закаливающие процедуры. Не менее эффективно воздействуют водные процедуры на психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Не случайно возбужденному человеку предлагают выпить воды, уставшему - умыться или принять душ, а человека, упавшего в обморок, обрызгивают водой.Регулярные закаливающие процедуры повышают устойчивость нервной системы человека к неблагоприятным воздействиям, повышают его работоспособность. Поэтому приучать ребенка к водным процедурам не только полезно, но и необходимо.

- Организация психотерапевтических прогулок.Психотерапевтическая прогулка - это пешая прогулка, основную часть которой составляет спортивная ходьба. А она в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег. Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования, выполнение которых дает им возможность отключиться от беспокоящих их проблем и дать мозгу своеобразный отдых. Психотерапевтическая прогулка проводится психологом учреждения.

- Оздоровительные игры.Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции.Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших - все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта. Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Но высокая квалификационная подготовка ведущего обязательна. Кроме того, эти игры проводятся при наличии объективной необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или предупреждения писхоэмоционального напряжения, которое может быть вызвано характером предстоящей учебной деятельности.

- Ритмопластика. Ритмопластику отнести к средствам физического воспитания можно лишь условно. Ее основное назначение - развитие у детей художественного восприятия мира. Но, поскольку это восприятие передается через движения, мимику, жесты, позы, пластику, показывающие ощущения и чувства к рассматриваемому предмету, мы полагаем вполне обоснованным ее включение в оздоровительно-профилактические программы для детей дошкольного возраста.

- Музыкально-ритмическая гимнастика.Издавна музыкально-ритмические движения считаются одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоционального напряжения. Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъема при выполнении музыкально-ритмической гимнастики несет мощный оздоровительный заряд.

- Аутогенная тренировка. Аутогенная тренировка является научной психологической дисциплиной. Она имеет свою теорию и практику и дает возможность переносить представления, образы, эмоциональные состояния, поведенческие намерения человека на деятельность его органов, управляемых вегетативной нервной системой.

Аутогенная тренировка позволяет с помощью специальных упражнений приводить себя в гипноидное состояние, в котором человек может управлять органами и системами, не подчиняющимися в обычном состоянии разуму. Значение освоения детьми приемов аутогенной тренировки переоценить трудно. В ряду самых необходимых человеку навыков здорового образа жизни они стоят в числе первых. Человек, владеющий приемами аутогенной тренировки, в состоянии не только "охранять" свою нервную систему, но и научиться впоследствии, освоив формулы цели, регулировать с их помощью некоторые отклонения в своем здоровье, недовольство собой, свой сон, корректировать вредные привычки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Профилактика психического состояния ребенка является одной из проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Гармо...

профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

проблема адаптации детей к условиям детского сада была и остается важной проблемой как для детей и их родителей, так и для педагогов. опыт Гусевой Г.М. рассказывает об эффективных приемах использовани...

ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основные средства профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников....

Фелт-терапия – средство профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.

Снятие психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста  посредством использования  терапии живым теплом....

«Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

В специальной психологии и коррекционной педагогике закономерно растет интерес к изучению эмоционального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Дети с ограниченными возмож...

Консультация для педагогов «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста».

laquo;Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»....

Презентация "Игра - как средство профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста"

Одним из важных показателей психического здоровья ребенка является его психо-эмоциональное состояние. Проявление у детей несобранности, излишней активности, или замкнутости, робости, а часто агрессивн...