Развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) через творчество.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Иванова Ольга Михайловна

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста, особенно для детей с задержкой психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                       Иванова Ольга Михайловна,  воспитатель,

                                                                       Муниципальное бюджетное дошкольное

                                                                       образовательное учреждение

                                                                       муниципального образования г. Саяногорск

                                                                              детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин»

Развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

через творчество.

В настоящее время большое значение придается воспитанию гармонически развитой личности. Необходимым условием для ее развития является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, пластичность межличностного общения, полноценное развитие творческих способностей.

         В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста, особенно для детей с задержкой психического развития.

Среди различных видов деятельности дети отдают предпочтение изобразительному искусству, как наиболее интересному и занимательному. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре.

Доступность  использования   нетрадиционных   техник  определяется  возрастными  особенностями  дошкольников. Самыми  простыми  и  доступными  из  них  являются  рисование  пальчиком,  ладошкой,  кулачком,  печатание,  обрывание  бумаги и т.д. В старшем  дошкольном возрасте эти же техники дополняют  художественный  образ, создаваемый  с  помощью  более  сложных нетрадиционных  материалов.

Опыт  моей  работы  свидетельствует: рисование  необычными  материалами  позволяет  детям  ощутить  незабываемые  положительные  эмоции,  реализовать свой  творческий  потенциал.  А  эмоции,  как  известно – это  и  процесс, и  результат  практической  деятельности, прежде  всего  художественного  творчества. По  эмоциям  можно  судить о том, что  в  данный момент  радует,  интересует,  огорчает,  волнует  ребёнка,  что  в  свою  очередь  характеризует  его  сущность,  характер,  индивидуальность.

Целью моей  работы является, развитие  творческих  способностей детей  дошкольного  возраста через нетрадиционные  техники изобразительной деятельности.

В работе использую следующие задачи:

  • познакомить  детей  с  нетрадиционными  видами  изобразительной   техники          («рисование  пальчиками»,  «рисование  ладошкой»,  «размывание  краски  пальцем»,  «тычкование»,  «печать»,  «оттиск»,  «свеча»,  «монотипия»,  «кляксография»,  «набрызг», и  др.);
  • научить  детей  манипулировать  с разнообразными по качеству, свойствам      материалами;
  • развивать  у детей наблюдательность,  умение видеть характерные   эстетические   признаки  окружающих  объектов;
  • развивать способность к  изобразительной  деятельности (чувство цвета, формы,    композиции);
  • развивать   познавательные   и   творческие     способности      детей;
  • учить  детей  самостоятельно  находить  приёмы  изображения  как  в  отдельных видах       изобразительной   деятельности  (лепка,  аппликация,  рисование),   так    и     при    их     интеграции  (объединении);
  • воспитывать  у  детей  личностную   позицию  как  при  восприятии   произведений    изобразительного   искусства, так   и  в процессе  самостоятельного  творчества;
  • поощрять  стремление   детей   к   изобразительной  деятельности   через       нетрадиционные  техники  выполнения  работ.

Всю работу по развитию изобразительных навыков и умений можно разделить на два этапа.

Учитывая особенности восприятия детей, подготовительный этап строится на основе совместной деятельности взрослого и ребенка. На первых порах я рисую сама, вслух проговаривая детали рисунка. В дальнейшем я рисую, а дети комментируют сюжет и детали изображения. Живое и эмоциональное общение усиливает интерес к рисованию. На этом этапе провожу специальные игры и упражнения: “На что похоже?”, Найди такой же”, “Что ты увидел в пятнах?”.  на развитие сенсорики (игры с цветом, формой), на развитие руки. Например, “Помоги найти похожий цвет”, “Что бывает этого цвета?”. Провожу эксперименты с цветом, добавляя белую гуашь в другие краски. В результате получаем осветленные тона. Знакомлю детей с оттенками основного цвета. Постепенно учимся получать оранжевый, голубой, розовый тон. Дети сравнивают цвета, сами отмечают, какой цвет основной, какой цвет добавлен и в какой пропорции. Чтобы вызвать желание рисовать, ребенок становится участником событий и помогает героям в беде, например, “Помоги Зайчику найти дорожку”.

На следующем  этапе уже вводятся нетрадиционные способы изображения. Дети учатся рисовать пальчиком и ладошкой.  Способ простой и понятный детям. Ребенок обмакивает пальчики в краску и наносит пятна на лист бумаги. И вот уже готовы интересные, доставляющие радость рисунки: “Красивые цветы”,  

“ Весёлый  мухомор ”, Забавные пингвины.

Научив ребенка аккуратному обращению с краской, начинаем рисовать ладошкой. Способ нанесения краски такой же, как и на пальчики. Краска губкой или кисточкой наносится на всю ладонь и делается отпечаток. Затем пальчики вытираются салфеткой. Когда дети усвоят правила последовательности рисования пальчиком и ладошкой, я предлагаю им поиграть в “парафинку-невидимку” с использованием парафиновой свечи. Я рисую контур, а дети наносят мазки, пятна, а затем закрашивают все краской и чудо – на листе альбома появились листочки, снежинки, зонтики. “Овощи в корзине”, “Берёзовая  роща”. Дети учатся работать печатками и трафаретами. Вспомогательные средства развивают руку ребенка. Развивают восприятие формы и цвета. Например, я рисую дерево, а дети печатают много деревьев и кустарников. Вот и получился лес. Заполняем лес животными, птицами, растениями. Одновременно решаем и познавательные задачи.

Постепенно дети знакомились и применяли в работе различные изобразительные материалы. Они рисовали красками, мелками, карандашами, фломастерами. Пользовались вспомогательными средствами – печатками, свечами, поролоном. Все изобразительные материалы находятся в доступном месте для детей, ребенок свободен в выборе материалов.

Научив ребенка изображать предметы разной формы и величины, приступаю к обучению детей другим интересным изобразительным технологиям. Дети с удовольствием и интересом занимаются техникой “монотипия” - оттиском графического изображения. Они изображают бабочек, дома, деревья и многие другие предметы. Существует два способа работы с монотипией.

Первый способ – это когда наносится рисунок на одну половину листа краской / применять различные цвета/, лучше использовать сочные цвета. Затем сгибаем лист пополам и проглаживаем его. Осторожно разворачиваем лист и рисунок уже готов. К нему можно дорисовать недостающие детали.

Второй способ – это отпечаток. К этому времени у детей сформировались изобразительные умения и навыки. Они рисуют предметы овальной и угольной формы. На плотном листе бумаги рисуется рисунок гуашевой краской, а затем на чистый лист отпечатывается. Рисунок получается слегка расплывчатый, такая живопись не оставляет ребенка равнодушным к рисованию. Дети начинают фантазировать, придумывать свои сюжеты.

Нарядны и необычны рисунки в виде открыток на ярком “бархатном” тоне. Выполнение этой техники очень простое, но занимательное для детей. Вырезаем из бумаги какой-нибудь узор, фигуру, цветок. Накладываем узор на подготовленный для открытки плотную бумагу, придавливаем узор монеткой, а затем путем набрызга /старую зубную щетку несколько раз проводим по гуашевой краске / стряхиваем краску на лист бумаги. Снимаем бумажный узор – открытка готова! Такие открытки начинаем готовить заранее к праздникам в свободное от занятий время.

Так шаг за шагом, постепенно дети осваивают другие техники: кляксография, рисование нитками, комком бумаги, восковые мелки +гуашь. Они становятся более самостоятельными, уверенными в себе и своих силах, могут рисовать разными материалами, придумывают свои сюжеты для рисунков, используют  разные материалы при изображении одного рисунка и разные техники.

Опыт  моей  работы с  дошкольниками по  использованию  нетрадиционных   приемов  изобразительной   деятельности   доказывает эффективность  этой   методики.  Изобразительная  деятельность  с  применением  нетрадиционных  материалов  и  техник  способствует  развитию  у  детей:

• мелкой  моторики  рук  и  тактильного  восприятия;

• пространственной  ориентировки  на листе  бумаги,  глазомера  и

  зрительного  восприятия;

• внимания,  образного и логического мышления, памяти, воображения,

   речи;

• изобразительных навыков  и  умений,  наблюдательности,

  эстетического  восприятия,  эмоциональной  отзывчивости;

• креативности  (оригинальности);

• самостоятельности, навыков  контроля  и самоконтроля;  

• творческих  способностей.  

           Таким  образом,   использование  нетрадиционных  способов  изобразительной  деятельности  играет  важную  роль  не  только  в  художественно – эстетическом,  но  и  в  общем   психическом   развитии  ребёнка. Самоценным  является  не  конечный  продукт – рисунок  или   аппликация,  а  развитие  личности  ребёнка,  его  творческого  потенциала.  Я  намерена  и  дальше  продолжать  работу  в этом  направлении,  так  как  нетрадиционные  техники  рисования    открывают  большие  возможности  развития  творческих  способностей,  фантазии,  воображения   у  детей.  Границы  нетрадиционных  способов  изображения  можно  постоянно  расширять,   сочетая    их   друг    с    другом,     придумывая    новые.

Дерзайте,   фантазируйте   и   к    вам   придёт   радость- радость творчества,  удивления  и  единения  с  вашими  воспитанниками.

Литература:

  1. Борзова В. А. Развитие творческих способностей у детей. — М, 1994–320с.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М: Просвещение, 1997–93 с.
  3. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада. — М: Просвещение,1995–64 с.
  4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000
  5. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М, 1995–156 с.
  6. Казаковой Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование – М., 2004
  7. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996
  8. Левин В. А. Воспитание творчества — Томск: Пеленг, 1993–299 с.
  9. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика — М, 1976–339 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "«Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы»"

В материале описан опыт работы по  развитию творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение.  Обобщены формы и методы  применя...

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

Доклад «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».

laquo;Знакомство детей  старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».        Перед дошкольными работниками пос...

Презентация опыта по теме «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр через кружковую деятельность» 2020 г.

В этой работе Вы познакомитесь с  целью и задачами кружка, который  я веду с 2002 года; организационными моментами ведения занятий (разработанной мною моделью  структуры НОД кружка), ре...

Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности, через приобщение люби к природе родного края».

Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического  развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности,  чер...