Левша в мире праворуких.
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Комплекс психокоррекционных и креативных игр для левшей - детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). Использовать игры могут как педагоги детских садов, так и родители. Цикл рассчитан на год (одно занятие в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
levsha.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Левша в мире
праворуких
Цикл психокоррекционных и креативных игр для левшей – детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года). Использовать игры могут как педагоги детских садов, так и родители. Цикл рассчитан на год (одно занятие в неделю).
В наше время, когда ребёнок получает огромное количество информации, которая, как правило, имеет символическую форму, когда буквы, цифры, ноты, схемы подавляют образное мышление, почти не оставляет места для живой и спонтанной игры, может произойти ранняя стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому – образному, творческому. Американский педагог И. Соньер говорил: «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие, обучая правое полушарие – вы обучаете весь мозг!»
С этими проблемами, прежде всего, сталкиваются леворукие дети, у которых доминирует правое полушарие. Как помочь им? Ведь наш обычный, праворукий мир для левшей очень сложен. Им нелегко адаптироваться к нему, мы обычно не затрудняем себя индивидуальным подходом, в глубоком смысле этого слова, к левшам, а стремятся «перекроить» их на свой лад.
Больно видеть детей – левшей которые стараются «быть как все». А зачастую это очень интересные, неординарные дети. Взрослым надо лишь проявить терпение, понять их, и тогда скорее всего мы получим результат, которого даже представить себе не могли.
Но как определить левшу? Для этого существует много методов. Один из них игры – тесты, где ведущая рука выполняет действия без напряжения: « Развяжем и
завяжем узелки», « Не пролей ни капли», « Чистим зубы», « Построим городок»,
« Любимая пирамидка», « Узор из мозаики».
В помощь воспитателям и родителям предлагается комплекс коррекционных и креативных игр для детей 3 – 4 лет, которые можно включить в занятия любой деятельностью, а можно проводить отдельно.
Навыки, полученные в ходе предлагаемых игр, надо обязательно закрепить путём повторения, и здесь большую помощь своим детям могут оказать родители:
они обращаются к ребёнку с просьбой научить их новой игре. Ребёнок берёт на себя роль ведущего и сам контролирует действия «учеников», что способствует развитию у него уверенности.
Комплекс психокоррекционных
и креактивных игр
для младших дошкольников – левшей
- «Возьми предмет»
Цель. Развивать произвольное внимание, различать правую и левую руки.
Ход. Перед ребёнком разложены различные игрушки. По команде педагога он берёт в правую (левую) руку названный предмет, называет своё действие.
- «Возьми шарик»
Цель. Развивать произвольное внимание, моторно – слуховую память, умение различать правую и левую руки.
Ход. Педагог предлагает ребёнку взять шарик так, чтобы левая (правая) рука была сверху (снизу) него.
3.«Накрой ладошкой»
Цель. Развивать умение различать правую и левую руки, моторно – слуховую память.
Ход. На столе перед ребёнком лежат картинки. Педагог предлагает ребёнку накрыть ладонью правой руки одну картинку, а левой – другую. Ребёнок называет
то, что у него лежит под правой и левой ладонями.
4. «Наоборот»
Цель. Развивать произвольное внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов, совершенствовать умение различать правую и
левую части тела.
Ход. Педагог даёт какую либо команду для движения левой или правой части тела, а ребёнок всё наоборот. Если ребёнок справляется с одной командой, то
ему дают две – три команды и следят за последовательным выполнением.
5. «Купаем куклу»
Цель. Совершенствовать умение различать правую и левую части тела, развивать
умение сосредотачиваться и концентрироваться.
Ход. Предлагаем ребёнку искупать куклу: взять определённый предмет в определённую руку. В ходе игры ребёнок словесно проговаривает свои действия.
6. «Зайчики и лиса»
Цель. Развивать воображение, совершенствовать умение различать направление движения (вправо, влево).
Ход. Используется плоскостной театр, фигурки зайчиков и лисы. «Домик стоит на полянке справа, прячьтесь, зайчики, в домик». Дети двигают фигурки зайцев к домику и говорят: «Вправо». Педагог передвигает фигуру лисы и спрашивает:
« Куда бежит лиса?» После ответа детей меняет направление расстановке фигур.
7. «Макни пальчик»
Цель. Совершенствовать умение различать правую и левую руки, учить называть пальцы, развивать воображение, снижать возбуждённость детей.
Ход. Ребёнку предлагают краски и лист бумаги. Педагог спрашивает, на какой
руке есть мизинец, указательный и т.д. Затем предлагает опустить данный палец
данной руки в краску и сделать отпечаток на бумаге.
8. «Построй заборчик»
Цель. Снижать возбуждённость, развивать умение сосредотачиваться и концентрировать внимание, ориентироваться на плоскости листа.
Ход. Педагог предлагает ребёнку лист бумаги, на которой проведена горизонтальная линия. Ребёнок должен разложить палочки (карандаши)
на линии в заданном направлении.
9. «Притопы»
Цель. Развивать умение различать правую и левую части тела, способность к сосредоточению моторно – слуховой и пространственной памяти.
Ход. Ребёнок выполняет притопы правой и левой ногой в ритме музыки, вначале по показу педагога, а затем только по словесному описанию.
10. «Кнопочки»
Цель. Развивать моторно – слуховую память, пространственное восприятие, произвольность, внимание.
Ход. Перед ребёнком стоит модель пишущей машинки с разноцветной клавиатурой. Педагог предлагает ему нажать пальцем правой (левой) руки на кнопку определённого цвета и прокомментировать свои действия.
11. «Встань на кубик»
Цель. Отрабатывать умение различать правую и левую части тела, развивать самоконтроль и произвольность движений.
Ход. В зале разложены кубики. Ребёнок под музыку шагает по залу, а с прекращением музыки становится на кубик правой или левой ногой в соответствии с командой педагога.
12. «Дружные ножки»
Цель. Отрабатывать умение различать правую и левую части тела.
Ход. Ребёнку на одно колено надевают изображение лица мальчика, на другое – лица девочки. Затем он выполняет команды педагога: «Согни коленку мальчика, девочки. Согни левую коленку, правую коленку. Прыгай на левой (правой) ноге»
маски мальчика и девочке можно заменить изображениями животных, птиц и т.д.)
13. «Прыгаем по кочкам»
Цель. Продолжать развивать произвольное внимание, моторно – слуховую память. координацию движений.
Ход. Игру можно проводить как на улице, так и в помещении. Для этого на участке, отведённом под игру, имитируем кочки. Ребёнок прыгает по ним на указанной педагогом ноге. Можно ввести дополнительные задания: прыжки по кочкам заданной формы (круг, треугольник, квадрат) или заданного цвета.
14. «Прыжки вдоль дорожки»
Цель. Развивать крупную моторику, координацию движений, совершенствовать умение различать левую и правую части тела, произвольное внимание.
Ход. Шнуром или мелом имитируют «дорожку». Ребёнок прыгает вдоль неё на правой (левой) ноге в заданном педагогом направлении. Затем перепрыгивает через дорожку то на левой, то на правой ноге. Команды можно усложнять:
« Прыгай вдоль дорожки на правой ноге, левую руку положи на пояс, правой делай что хочешь».
15. «Где у тебя»
Цель. Отрабатывать умение различать правую и левую части тела, соотносить правую и левую стороны на разных предметах.
Ход. Ребёнок выполняет команды педагога « Покажи, где у тебя правый (левый) глаз. Покажи правый (левый) глаз куклы. Посмотри в дырочку правым глазом, закрой левый глаз. Где у тебя правая рука, левая нога, правое ухо левое плечо».
16. «Жмурим глазки»
Цель. Развиваем координацию движений правой и левой частью лица,
моторно – слуховую память.
Ход. Ребёнок делает то, о чем говорит взрослый: « Солнышко светит – мы жмурим глаза, то правый, то левый, то оба сразу. Солнышко спряталось за тучку – мы
глаза открываем».
17. «Закрой ладошкой»
Цель. Развивать произвольное внимание, отрабатывать умение различать правую и левую части лица, координацию правой и левой руки.
Ход. По предложению педагога ребёнок закрывает заданной ладошкой глаз и называет предмет, на который ему показывает педагог. Тот спрашивает: «Какой ладошкой ты закрыл левый (правый) глаз? Какой глаз ты закрыл левой (правой) ладошкой?»
18. «Волшебные очки»
Цель. Продолжать отрабатывать умение различать правую и левую части лица. Развивать моторно – слуховую память.
Ход. Ребёнок одевает очки без стекол и закрывает один глаз. Педагог спрашивает: «Каким глазом ты видишь? Каким не видишь? Что ты видишь правым глазом, что не видишь?»
19. «Наденем серьгу»
Цель. Продолжать совершенствовать координацию левой и правой частей тела, развивать произвольность внимания, движения, а также самоконтроль.
Ход. Ребёнку предлагается набор бутафорских серёг (2-3 пары). Педагог говорит: «Надень серьгу… цвета (формы) на левое (правое) ухо. Расскажи, что ты сделал. Надень одинаковые серьги на оба уха. Надень разные и расскажи, где какая».
20. «Путаница»
Цель. Та же.
Ход. Ребёнок выполняет команды педагога: «Достань правой (левой) рукой рот, лоб, живот; правые (левые) ухо, глаз, ногу, руку, плечо».
21.»Надень колечко»
Цель. Та же.
Ход. Ребёнок делает то, о чём говорит педагог: «Покажи правую (левую) руку. Выбери колечко, какое тебе понравилось. Надень его на указательный палец левой руки. Возьми другое колечко и надень его на … палец… руки. А теперь на каждый палец по колечку. А потом будешь снимать кольца с тех пальцев той рук. Которые я буду называть.
22. «Разложи рукавички»
Цель. Та же + развитие мелкой моторики, зрительного и слухового анализаторов.
Ход. Ребёнку дают лист бумаги с изображением контуров рукавичек и два плоскостных шаблона (левая и правая рукавички) с различным рисунком. Предлагают (без применения шаблонов) определить левые и правые рукавички. Если ребёнок затрудняется, ему предлагают использовать шаблоны.
Затем ребёнок закрашивает контуры рукавичек в соответствии с цветом шаблонов.
23. «Где? Что?»
Цель. Учить определять пространственное расположение предметов по отношению к ребёнку, развивать произвольное внимание, дифференциацию «право – лево».
Ход. Предлагается ребёнку ответить на следующие вопросы: «Скажи, что от тебя справа (слева)? Стань так, чтобы от тебя было… а слева… Что будет слева от тебя, если справа находится…?
24. «Разложи предметы»
Цель. Закреплять умение определять пространственное положение предметов по отношению к самому себе и к другим предметам; развивать произвольное внимание, слуховой анализатор, умение различать (право- лево)».
Ход. Ребёнку предлагается набор предметов или игрушки (8-9). Он называет их, выкладывает в ряд слева направо, затем перемешивает и выкладывает справа налево. Педагог предлагает разделить предметы на две группы: одну положить справа от себя, другую слева. «Назови, что находится справа от тебя, что слева. Сделай так, чтобы (называет предмет) был у тебя справа (слева). А теперь расположи предметы в ряд и скажи, что находится справа от (предмета) и слева. Положи (называет предмет) справа, слева, между (называет два предмета)»
25. «Выручай»
Цель. Учить классифицировать предметы, различать правую и левую стороны, продолжать развивать произвольное внимание.
Ход. Ребёнку предлагают набор игрушек. «Как можно разделить эти игрушки на две группы (животные, овощи). Разложи их так, чтобы овощи были справа, а животные слева. Давай представим, что волк может съесть…Кого? Переставь фигуры так, чтоб волк их не съел. Что находится справа (слева)? Теперь заяц и коза могут съесть овощи. Нужно опять переставить фигуры так, чтоб никто никого не съел. Назови, что находится справа (слева)?»
26. «Шары»
Цель. Та же.
Ход. Ребёнку предлагают связку шаров синего и красного цвета на длинных нитях. «Раздели шары так, чтобы красные были слева (справа), а синие справа (слева). Возьми в правую руку один шар, а остальные в левую. Какого цвета шар в правой руке? Сколько шаров в левой руке? Возьми в левую руку два шара любого цвета, а остальные в правую руку. Какого цвета шары в левой руке? Сколько шаров в правой руке?»
27. «Мостик»
Цель. Та же.
Ход. У педагога макет речки и моста; у ребёнка набор мелких игрушек. Задание ребёнку для каждой игрушки направление: левый (правый) берег реки. Предлагается словесно описать свои действия, например: «Я поставил машину на правый берег реки». Поощряется выполненное задание в быстром темпе.
28. «Сделай как я»
Цель. Продолжать развивать произвольное внимание, зрительную память, самоконтроль; закреплять технику выполнения заданий в порядке «слева направо»
Ход. У педагога набор из семи пар разных мелких предметов, ширма. Предлагает их назвать, обращая внимание на то, что они парные. Делим поровну. Педагог расставляет за ширмой, а ребёнок на столе. Убирает ширму и предлагает ребёнку запомнить все предметы в порядке слева направо. Обращает внимание на то, что каждый раз, закрыв ширму, он будет убирать один предмет – ребёнок должен убрать у себя такой же. Для проверки правильности действий ребёнка педагог поднимает ширму, ребёнок оценивает свой результат.
29. «Весы»
Цель. Та же.
Ход. В игре используют кукольные весы и набор мелких игрушек. По заданию ребёнок укладывает игрушки на правую (левую) чаши весов, описывая свои действия и определяя, какая чаша тяжелее. Затем роль педагога передают ребёнку, который контролирует выполнение задания взрослым.
30. « Лечим куклу»
Цель. Та же + развитие умения взаимодействовать в игре с другими участниками.
Ход. Педагог и ребёнок лечат куклу, обыгрывая ситуацию «врач – медсестра». Обследуют куклу: левый (правый) глаз, ухо, рука, нос, нога и т.д. Лечат вместе, использую набор «Доктор Айболит».
31. «Дорисуй клоуна
Цель. Та же + развитие усидчивости.
Ход. Ребёнку дают лист бумаги в клетку с незаконченным изображением клоуна и предлагают дорисовать недостающие детали рисунка, описывая свои действия. Уточнить каким цветом он раскрасит детали левой (правой) стороне рисунка.
32. «Что получилось»
Цель. Та же + развитие координации «глаз – рука».
Ход. Набор карточек простых форм, выполненных пунктиром (ёлочка, грибок, домик т.д.) Для подтверждения своего ответа соединяет непрерывной линией пунктир (правой и левой рукой) и называет, что получилось.
33. «Собираем цветы»
Цель. Та же + развитие навыков письма слева направо.
Ход. У ребёнка – альбомный лист, покрытый полиэтиленом. На нём ( с помощью липкой ленты) приклеены слева фигурки из сказок , а справа – контуры различных цветов. С помощью фломастера ребёнок проводит горизонтальные линии в направлении слева направо обеими руками (по очереди).
34. «Где спрятался жучок»
Цель. Та же + закрепление знаний о цвете, форме, величине.
Ход. Педагог: «Посмотри! У меня игрушечный жучок и различные коробочки. Сейчас жучок спрячется в одну из них. Ты постарайся найти его и скажешь, какого цвета коробочка, а также назовёшь их форму и величину. Старайся, чтобы у тебя работали обе руки». Напомнить, чтобы открывал и закрывал коробочки.
35. «Листья летят и падают»
Цель. Та же + развитие умения различать «верх – низ» по отношению к себе.
Ход. «Мы с тобой станем волшебниками и устроим весёлый листопад. Давай от листа бумаги отрывать маленькие кусочки – то правой, то левой рукой – и бросать их вверх. Посмотри, как красиво они летят. Попробуй сделать так же. Скажи, куда подбрасываем листочек? Куда падает?» Ребёнок выполняет движения поочерёдно правой и левой рукой, комментируя свои действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Левша" в мире праворуких
Консультация адресована родителям детей с "ведущей" левой рукой. Содержит приёмы определения доминантной руки, а так же ответы на вопросы, которые чаще всего беспокоят родителей таких детей. Так же пр...
Консультация для родителей "Левша в мире праворуких"
Как определить ведущую руку у ребенка? Чем отличается ребенок- "левша" от "праворуких " детей? Как взрослому вести себя с ребенком "левшой"? Ответы можно найти ознакомившись с консультацио...
Левша в мире праворуких
С какими проблемами сталкиваются леворукие дети и как помочь им!...
Консультация для родителей младшего дошкольного возраста «ЛЕВША В МИРЕ ПРАВОРУКИХ»
Часто звучит вопрос: «Как определить левшу?» Для этого существует много методик. Наиболее достоверной и реальной является методика, предложенная в...
Левша в мире праворуких
Игры для дошкольников левшей..от 3 до 7 лет...
Консультация для педагогов:"Особые дети: "Левша в мире праворуких"
Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество), т.е. функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный характер...
Левша в мире праворуких
Материал содержит краткую информацию о леворуких детях, играх, в которые можно играть с ними играть и причинах леворукости....