Использование веселых стихов при выполнении артикуляционной гимнастики.
статья по коррекционной педагогике на тему

Полицковая Оксана Леонидовна

Материал статьи полезен воспитателям, родителям, логопедам. Описаны  упражнения для артикуляционных органов, которые сопровождаются короткими стихами и определенными движениями рук. Таким образом, одновременно идет развитие мелкой и артикуляционной моторики, слухового внимания, подражательных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art.upr_i_stishok.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование веселых стихов при выполнении артикуляционной гимнастики.

    Предлагаемая вниманию коллег система артикуляционной гимнастики поможет учить детей правильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствует совершенствованию навыков в выполнении артикуляционных упражнений и упражнений для развития мелкой моторики.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Эффективное становление речи невозможно без развития мелкой моторики. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для повышения качества постановки звуков у детей и подобрана эта система артикуляционной гимнастики с упражнениями для развития мелкой моторики. Пальчиковую гимнастику необходимо проводить одновременно с артикуляционной на занятиях по звукопроизношению.

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ

КОМПОНЕНТОВ    АРТИКУЛЯЦИОННОГО

И МОТОРНОГО ПРАКСИСА

1. «Улыбка».

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

Тянем губы прямо к ушкам,

И сердиться нам не нужно.

Губы в улыбке, зубы видны, все пальцы, кроме больших, рук сцеплены, локти отведены с усилием в стороны.

2. «Заборчик».

Из зубов заборчик строй -

Ровный, белый, некосой.

Губки широко открой,

Чтоб заборчик видеть свой.

Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним; правая рука лежит на левой, так чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.

3.        «Лопатка».
Язычок наш как лопатка -
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой

И копать приятно.

Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая -сверху ладонью вверх.

4.        «Желобок».

Я послушный язычок

Превращаю в желобок.

Узкий, узкий желобок.

По нему ручей течет.

Язык лежит на нижней губе, кончик -узкий, а боковые края загнуты в желобок; ладони соединены - от кистей до кончиков мизинцев.

5.        «Чашечка».
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим
Крепче, крепче, крепче.

Язык удерживает «чашечку»; локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулак, правая - «лежит» на кулаке («чашечка»).

6.        «Грибок».

Вырос гриб большой в лесу

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка; одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая -«лежит» на кулаке («шляпка»).

7.        «Горка».

Горка длинная у нас!

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), кисть второй «лежит» на первой, а пальцами касается стола («горка»).

8.        «Иголочка».
Я иголку острую
Для шитья готовлю.
Крепко я ее держу,
Никого не уколю.

Рот приоткрыт, кончик языка - узкий, губы не касаются языка; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), пальцы другой собраны «в пучок» и «воткнуты» в другую руку.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ

КОМПОНЕНТОВ   АРТИКУЛЯЦИОННОГО

И МОТОРНОГО ПРАКСИСА

1. «Вкусное варенье».

Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу; ладони движутся по столу сначала в правую сторону (вместе с языком), затем в левую.

2.        «Качели».
Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.

Язык, не касаясь губ кончиком, производит движения вверх, вниз; руки, ладонями вниз, не касаясь стола, производят те же движения.

3.        «Гармошка».

На гармошке мы играем,

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

Язык «присасывается» к небу, нижняя челюсть то опускается, то поднимается, растягивая уздечку языка; руки сжаты в «замок», кисти то отводятся в стороны, разжимая «замок», то возвращаются в исходное положение.

4.        «Лошадка».

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

Языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней.

5.        «Непослушный язычок»
Провинился язычок,
Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлепаем.

Широкий язык «лежит» на нижней

губе, а верхняя губа ударяет по нему (пя-пя-пя); ладони рук ударяют по столу

6.        «Барабан».

В барабан мы бьем

Нашим язычком.

Громкий, громкий звук,

Слышен звонкий стук.

Язык ударяет по верхней стороне (д-д-д); пальцы одной руки соединяются с пальцами другой на каждый удар языка.

7.        «Чищу зубы».
Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи, и внутри;

Я хочу, чтобы всегда

Были белые они.

Языком проводим сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней; ладонью правой руки проводим сначала по внешней, затем по внутренней поверхности левой руки

8.        «Часики».

Мой веселый язычок

Словно маятник часов:

Вправо - влево, вправо - влево

Он всегда ходить готов.

Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта; руки ладонями вниз, не касаясь стола, «качаются» вправо - влево.

СТАТИКО-ДИНАМИЧЕСКИЕ   УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА

Основаны на синхронных и асинхронных движениях рук и органов артикуляции

1. «Улыбка-трубочка».

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

Губы то в улыбке, то трубочкой; улыбка - все пальцы рук, кроме больших, сцеплены, локти с усилием отведены в стороны; «трубочка» - кисти рук соединяются, образуя из ладоней «круг».

2. «Заборчик -улыбка-трубочка».

Из зубов заборчик строй,

Губы широко открой.

А теперь смыкаем зубы

И в улыбке тянем губы.

Будем в трубы дуть стараться.

Губы в улыбке, верхний ряд зубов прикасается к нижним; затем зубы смыкаются - «улыбка-трубочка». «Заборчик» - правая рука лежит палевой.

3.        «Часики - качели».
Вправо, влево язычок,
Словно маятник часов.
Вверх - вниз, вверх -
вниз,
На качелях удержись!

Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, затем вверх, вниз; руки ладонями вниз, не касаясь стола, также раскачиваются вправо, влево, затем вверх, вниз.

4.        «Чашечка».
Крепче «чашечку» держи!
Язычок не урони!

А руками помоги,

Чай все время подноси.

Языком выполнять движение «чашечка»; ладони в форме «чашечек» попеременно подносятся ко рту.

5.        «Иголочка»

Я иголкой острой шью,

Никого не уколю.

Я иголочку втыкаю,

Ей руками помогаю.

Языком выполнять движение «иголочка»; левая рука лежит на столе, а пальцы правой сжаты в «пучок» и имитируют движение иголкой.

6.        «Горка»
Язычок мы горочкой
Строим потихонечку.
Ну, а руку не держи,
Весело ее кати.

Языком выполнять движение «горка»; правая рука в форме «горки» упирается в стол, а левая, сжатая в кулак, имитирует катание с горки.

7.        «Грибок»
Язычком грибок держу,
Ни за что не положу!

А руками соберу

Грибочков много я в лесу.

Языком выполнять движения «грибок»; руки попеременно строят «грибок» на столе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...

Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

«Биоэнергопластика» - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляцион...

Буклет "Использование приёмов мнемотехники при выполнении артикуляционной гимнастики"

При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна.  Работая в логопедической группе, я ст...

«Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста»

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, име...

ПРОЕКТ «Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях как средство повышения интереса воспитанников к выполнению артикуляционной гимнастики».

ПРОЕКТ «Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях как средство повышения интереса воспитанников к выполнению артикуляционной гимнастики»....

Мастер - класс"Использование игровых приемов при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми ОВЗ"

В материале представлен материал по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей с ОВЗ к выполнению артикуляционной гимнастики путем  использования игровых упражнений....