Использование веселых стихов при выполнении артикуляционной гимнастики.
статья по коррекционной педагогике на тему
Материал статьи полезен воспитателям, родителям, логопедам. Описаны упражнения для артикуляционных органов, которые сопровождаются короткими стихами и определенными движениями рук. Таким образом, одновременно идет развитие мелкой и артикуляционной моторики, слухового внимания, подражательных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art.upr_i_stishok.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование веселых стихов при выполнении артикуляционной гимнастики.
Предлагаемая вниманию коллег система артикуляционной гимнастики поможет учить детей правильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствует совершенствованию навыков в выполнении артикуляционных упражнений и упражнений для развития мелкой моторики.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Эффективное становление речи невозможно без развития мелкой моторики. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для повышения качества постановки звуков у детей и подобрана эта система артикуляционной гимнастики с упражнениями для развития мелкой моторики. Пальчиковую гимнастику необходимо проводить одновременно с артикуляционной на занятиях по звукопроизношению.
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ
КОМПОНЕНТОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО
И МОТОРНОГО ПРАКСИСА
1. «Улыбка».
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
Тянем губы прямо к ушкам,
И сердиться нам не нужно.
Губы в улыбке, зубы видны, все пальцы, кроме больших, рук сцеплены, локти отведены с усилием в стороны.
2. «Заборчик».
Из зубов заборчик строй -
Ровный, белый, некосой.
Губки широко открой,
Чтоб заборчик видеть свой.
Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним; правая рука лежит на левой, так чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.
3. «Лопатка».
Язычок наш как лопатка -
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой
И копать приятно.
Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая -сверху ладонью вверх.
4. «Желобок».
Я послушный язычок
Превращаю в желобок.
Узкий, узкий желобок.
По нему ручей течет.
Язык лежит на нижней губе, кончик -узкий, а боковые края загнуты в желобок; ладони соединены - от кистей до кончиков мизинцев.
5. «Чашечка».
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим
Крепче, крепче, крепче.
Язык удерживает «чашечку»; локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулак, правая - «лежит» на кулаке («чашечка»).
6. «Грибок».
Вырос гриб большой в лесу
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гриб мне надо удержать.
Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка; одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая -«лежит» на кулаке («шляпка»).
7. «Горка».
Горка длинная у нас!
Мы прокатимся сейчас.
Ты на горке удержись,
Плавно, медленно катись.
Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), кисть второй «лежит» на первой, а пальцами касается стола («горка»).
8. «Иголочка».
Я иголку острую
Для шитья готовлю.
Крепко я ее держу,
Никого не уколю.
Рот приоткрыт, кончик языка - узкий, губы не касаются языка; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), пальцы другой собраны «в пучок» и «воткнуты» в другую руку.
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ
КОМПОНЕНТОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО
И МОТОРНОГО ПРАКСИСА
1. «Вкусное варенье».
Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу
Мы оближем губы.
Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу; ладони движутся по столу сначала в правую сторону (вместе с языком), затем в левую.
2. «Качели».
Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.
Язык, не касаясь губ кончиком, производит движения вверх, вниз; руки, ладонями вниз, не касаясь стола, производят те же движения.
3. «Гармошка».
На гармошке мы играем,
Рот пошире открываем,
Челюсть вверх, челюсть вниз,
Ты, смотри, не ошибись.
Язык «присасывается» к небу, нижняя челюсть то опускается, то поднимается, растягивая уздечку языка; руки сжаты в «замок», кисти то отводятся в стороны, разжимая «замок», то возвращаются в исходное положение.
4. «Лошадка».
Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.
Языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней.
5. «Непослушный язычок»
Провинился язычок,
Ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем,
Губками пошлепаем.
Широкий язык «лежит» на нижней
губе, а верхняя губа ударяет по нему (пя-пя-пя); ладони рук ударяют по столу
6. «Барабан».
В барабан мы бьем
Нашим язычком.
Громкий, громкий звук,
Слышен звонкий стук.
Язык ударяет по верхней стороне (д-д-д); пальцы одной руки соединяются с пальцами другой на каждый удар языка.
7. «Чищу зубы».
Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи, и внутри;
Я хочу, чтобы всегда
Были белые они.
Языком проводим сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней; ладонью правой руки проводим сначала по внешней, затем по внутренней поверхности левой руки
8. «Часики».
Мой веселый язычок
Словно маятник часов:
Вправо - влево, вправо - влево
Он всегда ходить готов.
Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта; руки ладонями вниз, не касаясь стола, «качаются» вправо - влево.
СТАТИКО-ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА
Основаны на синхронных и асинхронных движениях рук и органов артикуляции
1. «Улыбка-трубочка».
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А теперь сужаем губы,
Словно дуем, дуем в трубы.
Губы то в улыбке, то трубочкой; улыбка - все пальцы рук, кроме больших, сцеплены, локти с усилием отведены в стороны; «трубочка» - кисти рук соединяются, образуя из ладоней «круг».
2. «Заборчик -улыбка-трубочка».
Из зубов заборчик строй,
Губы широко открой.
А теперь смыкаем зубы
И в улыбке тянем губы.
Будем в трубы дуть стараться.
Губы в улыбке, верхний ряд зубов прикасается к нижним; затем зубы смыкаются - «улыбка-трубочка». «Заборчик» - правая рука лежит палевой.
3. «Часики - качели».
Вправо, влево язычок,
Словно маятник часов.
Вверх - вниз, вверх - вниз,
На качелях удержись!
Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, затем вверх, вниз; руки ладонями вниз, не касаясь стола, также раскачиваются вправо, влево, затем вверх, вниз.
4. «Чашечка».
Крепче «чашечку» держи!
Язычок не урони!
А руками помоги,
Чай все время подноси.
Языком выполнять движение «чашечка»; ладони в форме «чашечек» попеременно подносятся ко рту.
5. «Иголочка»
Я иголкой острой шью,
Никого не уколю.
Я иголочку втыкаю,
Ей руками помогаю.
Языком выполнять движение «иголочка»; левая рука лежит на столе, а пальцы правой сжаты в «пучок» и имитируют движение иголкой.
6. «Горка»
Язычок мы горочкой
Строим потихонечку.
Ну, а руку не держи,
Весело ее кати.
Языком выполнять движение «горка»; правая рука в форме «горки» упирается в стол, а левая, сжатая в кулак, имитирует катание с горки.
7. «Грибок»
Язычком грибок держу,
Ни за что не положу!
А руками соберу
Грибочков много я в лесу.
Языком выполнять движения «грибок»; руки попеременно строят «грибок» на столе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...
Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста
«Биоэнергопластика» - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляцион...
Буклет "Использование приёмов мнемотехники при выполнении артикуляционной гимнастики"
При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна. Работая в логопедической группе, я ст...
«Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста»
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, име...
ПРОЕКТ «Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях как средство повышения интереса воспитанников к выполнению артикуляционной гимнастики».
ПРОЕКТ «Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях как средство повышения интереса воспитанников к выполнению артикуляционной гимнастики»....
Мастер - класс"Использование игровых приемов при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми ОВЗ"
В материале представлен материал по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей с ОВЗ к выполнению артикуляционной гимнастики путем использования игровых упражнений....