"Формирование грамматически правильной речи на занятиях по математике с детьми с ЗПР через занимательные игры и упражнения"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме
Много лет работала на группе с детьми старшего дошкольного возраста с диагнозом ЗПР. Характеристикой этого диагноза была обусловлена целевая направленность моей педагогической деятельности: формирование грамматически правильной речи на занятиях по математике с детьми с ЗПР через занимательные инры и упражнения, т.к. считаю, что своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка - важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития.
Теоретической основой моей педагогической деятельности явились исследования У.В.Ульенковой, А.Р.Лурии, И.Ф.Марковской, Д.Б.Эльконина, а также методические рекомендации Н.Я.Семаго, Т.А.Павловой, А.З.Зака, А.В.Белошистой.
В своей практической деятельности опираюсь на следующие общедидактические принципы:
* доступности;
* последовательности;
* систематичности;
* учёта возрастных и индивидуально-психологических особенностей;
* направленности обучения на развитие активности и самостоятельности.
Работу спланировала и организовала в соответствии с этапами развития речи детей. Наметила перспективный план, который явился основой для формирования грамматически правильной речи детей с особенностями развития на занятиях по математике через занимательные игры и упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Заниматика | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Своевременное формирование грамматического строения языка ребёнка – важнейшие условия его полноценного речевого и общего психического развития»
Для успешного освоения Программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, хорошо ориентироваться во всём, что его окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми он сталкивается в жизни, принимать самостоятельные решения. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном размышлении, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
В логопедическом ДОУ большое место занимает речевое недоразвитие, которое характеризуется целым рядом особенностей. Это и недостатки в понимании обращённой речи, плохое произношение отдельных звуков и слов, недостаточный словарный запас. Дети не могут правильно построить предложение при высказывании.
При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мысли, так и в их комбинировании.
Работа по развитию речевых навыков и умений является важнейшим звеном в системе обучения и осуществляется она практически на всех занятиях.
Процесс формирования элементарных математических представлений способствует совершенствованию грамматического строя и связной речи – точной, краткой, развитию умений обосновать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки.
ФЭМП решается посредством накопления непосредственных эмоционально-образных впечатлений, усвоения и умения адекватно использовать речь для выражения сущности практического действия, доказательства.
Перед тем, как начать заниматься с детьми, мы с логопедом провели обследование детей. По результатам совместных обследований выяснили: из 17 детей старшей группы 8 детей с диагнозом ОНР и ЗПР, 8 детей – ОНР, 1 ребёнок с глубоким ЗПР.
Объём знаний был недостаточен, нарушена коммуникативная функция речи, беден словарный запас, в речи – аграмматизмы, низкий уровень развития памяти, мышления, быстрая утомляемость; дети расторможены или, наоборот, очень заторможены, рассеяны. У детей был нарушен грамматический строй речи. Дети затруднялись даже в счёте.
Результаты обследования показали, что обычные методы работы не подходят, т.к. у детей может сложиться негативное отношение к обучению. Необходимо было подобрать такую форму занятий, которая была бы для них привлекательна, интересна, доступна, чтобы в полной мере решала и речевые задачи и задачи по формированию элементарных математических представлений.
Исходя из диагностики речевого развития воспитанников, решила углублённо работать над формированием грамматического строя речи, а т.к. я в течение нескольких лет увлекалась занимательными играми и упражнениями математического содержания, то и тему своей аттестационной работы так и определила.
В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения. Характером материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развивать, обогащать словарь детей, учить грамматически правильно строить свою речь.
Умственное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношениях, способах действий. Для этого используются разнообразные приёмы, в том числе и игровые.
Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, игры, головоломки, ребусы, логические задачи и т.д.
Обучение решению занимательных задач способствует развитию самостоятельности детей. Ребёнок, решающий задачу, на основе имеющихся у него знаний, умений, усвоенных принципов решения, логики проявляет смекалку, сообразительность, самостоятельность, что помогает ему найти правильный ответ.
При выполнении любого задания внимание дошкольников обычно направлено на конечную цель, на результат деятельности, в меньшей степени – на способы её выполнения. Это объясняется, с одной стороны, возрастными особенностями психики детей, с другой – несформированностью учебной деятельности. Для возникновения мыслительной деятельности ребёнка необходимо подвести его к осознанию способов выполнения какого-либо задания. Это возможно при условии последовательного формирования учебной деятельности детей. Переориентировка сознания ребёнка с конечного результата деятельности на способы её выполнения приведёт к осознанию им своих действий. Таким образом, обучение дошкольников способам и приёмам выполнения учебного задания способствует совершенствованию их мыслительной деятельности. А занимательный материал является хорошим средством активизации познавательной деятельности детей в ходе обучения, способствует развитию заинтересованности математикой.
Обсудив с логопедом и психологом вопрос о том, какую умственную нагрузку давать каждому ребёнку, я и начала работу. Изучила и подобрала нужную литературу на эту тему. Эта литература явилась хорошей теоретической и практической базой для работы над темой.
На основе проанализированной методической литературы, с учётом специфики работы нашего детского сада я составила перспективный план, который разработала с общедидактическими принципами:
- доступности,
- последовательности, от простого к сложному,
- систематичности,
- учёта возрастных и индивидуально-психологических особенностей,
- направленности обучения на развитие активности и самостоятельности.
Но все задания, весь материал, который есть в данных книгах, рассчитан на детей массового детского сада. Поэтому, опираясь на возможности наших детей, я старалась подобрать доступный материал. Я понимала, что ребёнок успешно овладеет математическими понятиями и разовьёт речь, если с ним будут заниматься не только в детском саду, но и дома. С этой целью спланировала работу и с родителями.
В старшем возрасте ребёнок учится описывать происходящие с ним преобразования с помощью математических символов. Математика становится языком описания происходящих в реальном мире процессов. Если до 5 лет дети имели дело лишь с отдельными понятиями (число, величина, пространственное расположение), то в старшем дошкольном возрасте переходим уже к математическим (равенство, неравенство, подобие, больше, меньше).
Сравним происходящее с этапом развития речи детей. Сначала ребёнок овладевает отдельными словами, обозначающими отдельные предметы, и лишь позже он переходит на этап построения предложений, отражающих уже некоторые события, происшествия. В математике аналогом перехода от этапа предложений к этапу текста может быть способность строить умственные доказательства.
Из многообразия математических игр и развлечений детям наиболее интересны загадки. Поэтому, на занятиях я всегда стараюсь использовать их. Они приобщают детей к активной умственной деятельности, учат их выделять главные свойства. В загадках подмечены простейшие математические отношения. Преподношу загадки разными способами через игры и упражнения: «Чудесный мешочек», «Копилка загадок», «Отгадай, о ком (о чём) я говорю», «Отгадаете - узнаете (кто спрятался в лесу; кто придёт на занятие; кто живёт в домике)» и т.д.
Загадки всегда соответствуют лексическим темам. Например, по теме «Домашние животные». Говорю детям: «Сегодня с вами желает поиграть интересное существо. Оно любит делать то, что не любим мы, взрослые. Но некоторые дети, очень маленькие, бывают похожи на него. Загадка: 4 грязных копытца залезли в корытце. Отгадайте и найдёте это существо там, где я вам скажу. Тех, кто сразу догадался, прошу сказать отгадку мне на ушко». Не все сразу отгадали. Предположения были разными: малыш грязными руками ест кашу (но ведь у него не 4 руки), что-то грязное плавает в тарелке. В принципе, размышления детей были близки к истине: что-то грязное в тарелке. Я обратила их внимание, что у этого существа копытца и они грязные, а кто любит валяться в грязи? Дети хором отвечают: поросёнок. А потом я говорю: «Спрятался он сзади вас за большой вазой с цветами». Дети находят и объясняют, кто это и где его нашли: «Это поросёнок, он был за большой вазой». Разнообразные вопросы: где, за чем, за какой вазой, кто спрятался, как вы нашли и т.д. Отгадывая загадку, дети решают не одну задачу: они учатся абстрактно мыслить, развивают сообразительность, выполняют действие – ориентировка в пространстве, развивают речь – объясняют. Учу детей объяснять, рассуждать, доказывать, давать развёрнутые грамматически правильные ответы. После выполнения задания требую, чтобы дети связно, грамотно рассказывали, что делали, как, что получилось в результате. Отражая знания в речи, дети учатся по-разному строить предложения, в том числе сложные, подбирают новые формулировки.
«Я поставил 8 ёлок, потому что 8 меньше 9 на 1».
«Я поставил 8 ёлок, потому что было дано задание: поставить ёлок на одну меньше, чем грибов».
«8 меньше 9 на 1, и я поставила 8 ёлок».
Чтобы ответы детей были осмысленными, стараюсь по-разному задавать вопросы. И они по-разному характеризуют одни и те же отношения. Например, в разделе «Количество и счёт», знакомя с образованием числа двумя способами , задаю такие вопросы:
- сколько груш? сколько яблок?
-есть ли лишние?
-хватит ли груш?
-по сколько груш и яблок?
-как сделать так, чтобы груш и яблок было по 5? по6? И т.д.
Такие вопросы побуждают детей отвечать полным ответом, осмысленно, грамматически правильно, согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже. Первое время почти все дети допускают ошибки (аграмматизмы, перестановку слов) – «два кроватей», «груш 5», «морковков 8», «всего 5 медведев» и т.д. При сравнении величины дети допускают такие грамматические ошибки, как вместо «длиннее» говорили «длиньше», вместо «шире» - «ширше», «шире», «толще» - «толстее». Путали длину с высотой, толщину с шириной. Для закрепления правильного произношения этих слов использовала игру «Скажи наоборот». Вместе с детьми сделали игру «Сравни – какой». На занятиях по математике активизируется и словарь. Добиваюсь, чтобы дети использовали его в активной речи. Например, даю понятия – число, перед, после, за. Что нужно от детей? Грамматически правильно построить предложение с этими предлогами.
- Число 4 стоит до 5, а число 6 – после 5.
- Перед числом 5 стоит число 4, а за числом 5 стоит число 6.
На первых занятиях детям было очень сложно отвечать на вопросы предложением, где идёт сочетание числительного и предлога. Поэтому большую работу приходилось проводить в индивидуальной деятельности через игровые упражнения: «Куда спряталась рыбка?», «Разложи правильно», «Где, откуда, куда?», «Что изменилось?». Но ошибки повторялись. Мне хотелось, чтобы дети сами услышали свою речь «со стороны», проанализировали её. И я решила использовать магнитофон. Сначала я включала его в вечерней деятельности, когда занимались по заданию логопеда. Дети и не подозревали, что их речь записывается. В ходе беседы я старалась не исправлять речевые ошибки. Поэтому спросила: «Как вы думаете: все ли вы умеете говорить так, чтобы ваша речь была понятна не только вам, но и всем, кто с вами рядом, кто вас слушает?» Некоторые дети честно согласились с тем, что да, они говорят не совсем правильно, понятно. Тогда я предложила послушать запись. Была записана речь каждого ребёнка. Они сами анализировали и находили ошибки, но не все. Если кто-то не мог заметить ошибки, я говорила: «Послушайте и подумайте, как правильно будет звучать:
- Осенью деревья одеваются в красные и жёлтые платья.
или
- Осенью деревья одеваются в красных и жёлтых платьях.
Как правильно?»
При этом делала ударение голосом на окончания тех слов, где допущена ошибка. Выясняли путём сравнения, анализа.
Хочется отметить, что дети не смеялись над ошибками товарищей, а просто исправляли их, т.к. с первого дня поступления в наш детский сад мы объясняли , что они пришли сюда научиться правильно, грамотно говорить, выговаривать все звуки. После первого опыта с магнитофонной записью я стала замечать: многие следят за собой, когда говорят. Иногда сами просили включить запись, а потом вместе сидели , прослушивали, анализировали. Дети замечали, кто во время занятия ни разу не ошибся, говорил грамотно. Иногда, давая очередное задание, я специально делала ошибки. Дети старались найти – кто быстрее.
Запись на плёнке помогает ребёнку прослушать свой ответ, оценить. Появляется дополнительный стимул следить за своей речью, стараться грамотно выражать свои мысли.
Наиболее частые речевые ошибки – отсутствие в активном словаре необходимых слов или неточное, ошибочное использование, неправильное построение предложений, однословность или, наоборот, многословность. Причины – недостаточная ясность, образность в практических действиях, в приёмах активизации умственной и речевой деятельности, в единых требованиях. Я исправляла речевые ошибки конкретными указаниями, разнообразными обучающими приёмами. Одним из эффективных приёмов считаю – упражнения на постановку вопроса. В конкретной ситуации на наглядном материале дети задавали вопросы, охватывающие количество предметов, порядковое место предмета, его размер, форму, метод изменения и т.д. Этим умением они успешнее овладевали, когда адресовали вопрос конкретному лицу – воспитателю или товарищу. Учила задавать вопросы по результатам непосредственного сравнения. Например: «Оксана сравнила полоски. О чём можно её спросить?» Или при выполнении практического действия: «Спросите Олю, что она узнала, когда разложила фигуры в два ряда?» Ещё несколько приёмов: адресовать объяснение не только воспитателю, но и всей группе: «Объясни так, чтобы всем было понятно: для чего ты сравнил карандаши по ширине?»; сформировать вопрос на готовый ответ. «Я скажу ответ, а вы задайте мне на него вопрос. Ответ такой: треугольник отличается от квадрата количеством сторон и углов». Все приёмы –учебные, игровые, занимательные – преследовали одну цель – развивать у детей мыслительную активность, воспитывать самостоятельность.
Учитывая особенности детей, стараюсь давать задания: детям с ЗПР – полегче, придерживаясь принципа – не спешить! Эти дети не воспринимают быстрый темп. Они нуждаются в многократных повторениях и напоминаниях. Материал им даю небольшими дозами, с постепенным усложнением. Хорошо знаю особенности каждого ребёнка и учитываю их всегда. Задание может быть всем одно, но одному, более слабому – выполнить по образцу, другому – по схеме, третьему – предложить выбрать ответ, четвёртому , более сильному, - дать дополнительное задание. Обязательно нужно поощрять, подбадривать, хвалить, даже если не всё гладко.
Используем на занятиях задачи-шутки, задачи в стихах, задачи –пантомимы.
Использую на занятиях принцип соревнования между группами, рядами. Например, после прохождения трудной темы «состав числа из 2-х меньших» для закрепления и проверки знаний можно предложить такую игру: «Цветик-семицветик» (кто быстрее и правильно соберёт цветок). Или игру «Смотри, не ошибись!» (поочерёдно, по одному из каждой команды, вместо квадратика пишут цифру так, чтобы равенство было выполнено).
Использование игровых ситуаций на занятиях помогает детям овладевать знаниями лучше.
В процессе обучения всегда слежу за состоянием ребёнка. Дети с ЗПР могут заниматься, не утомляясь, если работу с ними организовать правильно. Поэтому я всегда стараюсь проводить физкульт-минутки, «оживлялки». Каждое занятие – продолжение предыдущего. Отбираю главные вопросы и повторяю их на каждом занятии, к итоговому занятию дети тему усваивают. Многократное повторение основного материала – один из приёмов моей работы. Всегда стараюсь помнить, что детям нужен период «вживления» в материал. Нельзя их торопить. Во время занятия звучит вопрос: «Почему?» и просьба: «Расскажите, объясните, пожалуйста!» Отвечая, ребёнок должен обнаружить не только хорошую память, но и умение разбираться в заданиях, понимать каждое слово в своём объяснении. Этим в какой-то степени идёт обучение детей планировать свою деятельность. «Давайте подумаем, с чего начать лучше, что сделать дальше?» «Как вы думаете, как лучше сделать?» Важной частью занятия, я считаю, является подведение итогов занятия. Оценка знаний на пройденном этапе должна быть стимулом в обучении. Нельзя ко всем детям подходить с одним и тем же критерием. Один достиг достаточного уровня, не затратив особых усилий, другому те же знания даются с огромным трудом. Я всегда это учитываю и обязательно отмечаю положительные сдвиги в обучении, а о том, с чем ребёнок не справился, говорю мягко, не особо акцентируя на этом внимание. «Кирилл сегодня очень постарался, порадовал меня. Попробуй дома потренироваться в выкладывании фигур из спичек, попроси маму выложить те же фигуры, которые мы выкладывали на занятии, дай эти же задания, проверь, получится ли у мамы». При объяснении задания маме у ребёнка развивается мышление и включаются в работу зрительные и слуховые анализаторы, тренируется память.
Хорошо, если дети проявляют интерес к математике и вне занятий. Этому способствует окружающая среда: в группе есть «Математический уголок», где есть игры с математическим содержанием. Они меняются с учётом изучения новой темы, возрастных особенностей детей. В книжном уголке «живут» книги по математике: «Математика» Н.Павловой, «Логика» И.В.Кралиной, «Математика» М.А.Серебряковой, «Пых» В.А.Козловой, разнообразные рабочие тетради, «Книжки – игрушки». Такие игры, как пазлы, конструкторы «Лего» (разных размеров, цветов) тоже способствуют развитию у детей математических способностей. Да и вся окружающая обстановка тоже. Часто проводим игру «Встань туда, где я скажу» (у высокого, низкого, красного, прямоугольного и т.д.), «Назови предмет слева, справа и т.д. (ориентировка в пространстве), «Где спрятался попугай?» (под стулом, за вазой, между шкафом и стеной и т.д. –употребление предлогов).Проводились математические занятия- конкурсы «Решай, смекай, отгадывай», КВН «Заниматика». Для родителей были показаны следующие занятия: «Мы знаем цифры от 1 до 9» через драматизацию сказки «Теремок» (после того, как прошло знакомство с цифрами), «Математический поезд» (итоговое занятие в конце года), совместно с родителями провели «Вечер математики», где родители принимали активное участие, были и членами жюри и членами команд.
Не всё из задуманного удалось провести. Пришлось отказаться от математической сказки. Жанр сказки формирует полноценные математические представления и развивает познавательный интерес у дошкольников. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Но в связи с тем, что речь наших детей развита недостаточно, нарушены психические процессы и время обучения ограничено, мы попытались с детьми, которые были у нас на 2 года обучения, прослушать и «отработать» сказку «Про манную кашу», но это далось с трудом. Дети не могут отключиться от прослушивания сказки и перейти к решению какого-то задания, т.е. с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, а такие сказки рассчитаны на детей, которые проявляют интерес к математике. И в речевом плане возникают затруднения: не могли правильно выразить свою мысль.
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях ДОУ для детей с нарушением речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя. Работа по овладению детьми полным объёмом предполагаемого материала проводится логопедом и воспитателем в постоянном взаимодействии. Коррекция речевого развития в условиях детского сада для детей с нарушением речи является основной задачей и, естественно, что в обязанности логопеда входит организационное и методическое обеспечение необходимой преемственности. Например, очень продуктивными оказались рекомендации Марины Николаевны в связи с отработкой понятия величины. В массовом саду рекомендуют проводить отработку понятий «большой - маленький» после того, как детьми усвоены более конкретные понятия «длинный - короткий», «высокий - низкий», т.к. в самостоятельной речи они стараются словами «большой - маленький» заменить все остальные понятия. Марина Николаевна порекомендовала: старшая гр. – «длинный - короткий», «высокий - низкий», в подготовительной – «широкий - узкий», «большой – маленький». Это распределение материала позволило мне уделить достаточно времени не только формированию каждой пары противоположных понятий, но и отработке сравнительной степени прилагательных (длиннее, короче, выше, ниже и т.д.) Для осуществления связи работы с логопедом использовала следующие игровые приёмы: выкладывание из палочек букв – закрепление зрительного образа буквы; выкладывание слов, сосчитать, сколько палочек использовали для написания того или иного слова, сравнить: при выкладывании каких слов палочек использовали больше и почему? Затруднялись, но путём поиска, рассуждений находили правильный ответ. Давались такие задания: «Найти предмет, похожий на букву А, П, О и т.д.», «Определить место звука в слове», «Поймай в ладошку и назови 3-ий звук, последний и т.д.», «В каком слове «квадрат» или «овал» больше звуков «а»?
При изучении цифр наряду с такими заданиями, как:
*назвать фигуру, у которой 3 угла;
*сказку, где встречается число 3;
*вспомнить скороговорку с этим числом;
*на что похожа цифра 3;
*найти 3 одинаковых предмета и т.д.
даю и такие:
*придумать слово, чтобы в нём было 3 звука;
*3 согласных звука;
*3 гласных;
*назови в слове «угол» 3-ий звук, за каким звуком он стоит, перед каким звуком он стоит, какой звук стоит после 3-его звука;
* придумать слово, чтобы в нём было 4 буквы, но 3 звука (после того, как дети познакомятся с Ь и научатся делать звуковой анализ).
Очень любят разгадывать различные ребусы. Используем их и на занятии по грамоте, и на математике. Одно слово можно зашифровать по-разному. Марина Николаевна показала так: ЛАС . ,а я – ЛА 100 ЧКА. «Кодируют» в картинки своё имя (по первой букве, по последней, по второй). Задания «Замени букву в слове», «Поменяй буквы местами» дети выполняют с удовольствием. Объясняют, как выполняли и что получилось. А графические диктанты дети могут писать целыми днями! По математике – это рисование фигур по клеточкам, а на грамоте дети выполняют следующие задания: написать в слове только первые буквы, последние и т.д. После выполнения считают: сколько букв написали? Сколько гласных? Согласных? Назвать 3-ю букву, 5-ую. Т.е. дети закрепляют порядковый счёт.
Готовясь к занятию, мы с Мариной Николаевной всегда обговариваем, что нужно взять для закрепления на занятие по математике и наоборот. Даём разнообразные задания на употребление предлогов через различные игры. На своих занятиях М.Н. часто берёт игру «Телевизор», где дети выкладывают или рисуют картинки на двух экранах – левом и правом (ориентировка). Я так же использую эту игру, но с другими заданиями: на левом экране живут только круглые предметы, а на правом – овальные и т.д.
Нельзя разделить работу логопеда и воспитателя, она всегда идёт параллельно, в тесной связи, т.к. цель у нас одна – дать детям знания по всем разделам, научить их правильно мыслить и грамотно говорить.
Я считаю, эффективность занимательного материала и тех методов работы, что я использую на занятиях, высока. Дети стали более внимательны, появился интерес, лучше отвечают, думают, прежде чем ответить, что сказать и как правильно сказать, т.е. анализируют свои мысли; в речи детей почти не встречаются аграмматизмы, грубых нарушений речи, как это было в начале года, нет; ответы полные.
Трудности в обучении детей с ЗПР и ОНР ещё есть, поэтому приходится искать новые и нужные формы и приёмы в работе, хочется самой узнать что-то новое. Сделать занятия успешными удаётся не всегда, но очень хочется, чтобы удач в работе было больше!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста».
«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрика...
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей
Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге со...
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей
Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге со...
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников в средней, старшей и подготовительной группах....
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа)
Здесь представлена подборка игр, которая поможет упражнять детей в подборе определений к существительным, антонимов к словам, в отгадывании загадок про птиц, в подборе однокоренных слов, а...
Консультирование логопеда для воспитателей: «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».
Консультирование для воспитателей "Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи"...
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников.
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников...