Проект по Михалкову
проект по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Сибирячок»
Проект
тема «Путешествие по страницам произведений
Сергея Владимировича Михалкова »
(для детей подготовительной группы)
выполнили воспитатели:
Муминова Елена Леонидовна,
высшая квалификационная категория
Карепина Римма Вячеславовна,
высшая квалификационная категория
2019г.
Актуальность проекта:Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно. Произведения Сергея Михалкова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Сергей Михалков показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир. Мы расчитываем, что благодаря знакомству с произведениями С. Михалкова дети научатся дружить, уважительно относится к труду, смогут понять, что «хорошо», а что «плохо», лучше понять «взрослый мир». Стихи Михалкова помогают раскрыть и объяснить такие понятия,как храбрость, трусость, лень, ложь, доброта, невежество и другие.
Цель проекта: познакомить детей подготовительной группы с творчеством советского детского поэта С. Михалкова
Задачи проекта:
1. познакомить детей с произведениями С. Михалкова:
- «Дело было вечером, делать было не чего»
- «Азбука»
- «Щенок»
- «Подушечка»
- «Дядя Степа»
- «Событие»
- «Облака»
- «Кошки-мышки»
- «Трезор»
- « Как старик корову продавал»
- «Про девочку, которая плохо кушала»
- басни;
2. познакомить детей с биографией С. Михалкова;
3. обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир;
4. формировать эмоционально-образное восприятие произведений;
5. воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов;
6. воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений; способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания;
7. развивать познавательные и умственные способности, речь детей;
8. приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитию литературной речи, развитию художественного восприятия и эстетического вкуса. Длительность – весь учебный год.
Ожидаемый результат:
1. Оснащение развивающей среды в группе: Библиотека произведений С. Михалкова. Подбор фонотеки, видеотеки произведений. Оформление альбома рисунков по произведениям С. Михалкова.
2. Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
7. Развитие интереса к литературе, творчеству С. Михалкова.
8. Популяризация семейного чтения.
9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
Участники проекта:
- дети старшей группы;
- дети подготовительной группы;
- родители воспитанников;
- работники городской детской библиотеки;
- воспитатель: Муминова Е.Л., Карепина Р.В.
Тип проекта: творческий.
По методу: метод развития творческого познавательного мышления.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: годовой.
Виды детской деятельности:
- «Познавательное развитие» формирование элементарных математических представлений: на основе сказки «Три поросенка»,
Формирование целостной картины мира: знакомство с детскими годами жизни С. Михалкова;
- формирование представления о сезонных изменениях по стихотворению «А что у вас?», «Елочка», «Щенок».
- «Речевое развитие»: 1. Формирование интереса и потребности в чтении:
- знакомство с творчеством С. Михалкова;
- загадки и викторина по произведениям С.Михалкова
2. Развитие всех компонентов устной речи:
- разучивание стихотворений из произведения «Котята» и «Про девочку которая плохо кушала»;
3. Формирование грамматического строя речи, употребление этих слов в именительном и винительном падежах на основе произведения «Дядя Степа»
- Развитие конструктивной деятельности:
- конструирование «Светофора» из напольного конструктора «Лего», «крышечек»
- «Художественно-эстетическое развитие»:
-Чтение стихов: «Песенка друзей», «Дядя Степа», «Овощи», «Про мимозу», «Как старик корову продавал», «Бездельник светофор», «Котята», «Мой щенок», «Про девочку, которая плохо кушала»
- рисование по произведению «В снегу стояла елочка»,
- аппликация «Котята»;
- конструирование «Кораблики»;
- лепка – коллективная работа «Дядя Степа- Светофор»; «Овощи»
- пластилинография;
- слушание музыки.
- «Физическое развитие»:
- участие в подвижных играх;
- беседы о правилах поведения в транспорте «Одна рифма»,
-беседа береги природу, убирай за собой
1. Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом и своими вещами: «Лапуся», «Чемодан», «Любимые вещи».
- «Социально-коммуникативное развитие», игровая деятельность:
- сюжетно-ролевая игра «Дети пришли делать прививки» по стихотворению «Прививка»;
- развитие умения использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования «Кораблики»;
- обыгрывание стихотворения «Как старик корову продавал»
- воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье и народу по произведению «Быль для детей»; «А что у вас?»
- закреплять знания о правилах дорожного движения по стихотворению «Дядя Степа светофор»; «Дядя Степа миллиционер».
- воспитания правил поведения и безопасности в общественных местах (в транспорте);
- «Трудовая деятельность»:
- организованная деятельность в книжном уголке;
- подбор книг по теме «С. Михалкова»;
Сотрудничество с родителями:
- изготовление поделок к произведениям С.Михалкова вместе с детьми;
- домашнее чтение и заучивание произведений С.Михалкова;
Ресурсное обеспечение проекта:
- сотрудничество с семьями воспитанников;
- содействие с домашними библиотеками воспитанников. Подведение итогов:
- проведение викторины по произведениям С.Михалкова;
- выставка рисунков, созданных детьми группы совместно с родителями по произведениям С. Михалкова;
-генеологическое древо семьи Михалковых;
Мероприятия, этапы проекта
Содержание работы: Сроки, результат.
I подготовительный этап:
1.подбор детской литературы писателя С.Михалкова;
-консультация: «Жизнь и творчество С.Михалкова»;
-«Методика организации детского чтения».
- Картотека произведений. Аннотация биографии и творчества С.Михалкова
2. Работа с детьми:
- подбор детских книг С.Михалкова для смены в книжном уголке, иллюстрации к произведениям.
Аннотация произведений.
3. Работа с родителями:
-консультация «Произведения С.Михалкова в вашем доме».
- Информация в уголке для родителей (список литературы по возрасту).
II Формирующий этап:
1.Беседа по ознакомлению с творчеством писателя:
-д/и (словесные) с использованием отрывков из произведений С.Михалкова;
Конспекты занятий; Картотека игр; Список постановок к произведениям писателя.
2. Работа с детьми:
-чтение произведений писателя;
-рассматривание иллюстраций к произведениям;
-проведение литературной викторины;
-заучивание стихов;
- выставка рисунков в городской библиотеке и в ДОУ;
- поделки из природного материала.
В течение всего проекта
Оформление выставки: «Любимые герои из произведений С. Михалкова»;
3. Работа с родителями:
-практическая деятельность совместно с детьми;
-посещение городской библиотеки
-«Домашняя библиотека для всех»
- обмен книгами между семьями воспитанников.
- изготовление книжек малышек.
III Итоговый этап.
1. Работа с детьми:
-детские рисунки по произведениям писателя:
-проведение викторины по произведениям писателя.
Выставка «Юные художники – иллюстраторы». Конспект викторины.
2. Работа с родителями:
-летопись семьи «От А до Я» по произведениям писателя (опыт семейного воспитания на произведениях С.Я. Маршака).
Информация для родителей в папке - передвижке.
Практическая значимость:
- обобщение знаний у детей о С.Михалкове и его произведениях;
- развитие умения отгадывать загадки;
- развитие артистических способностей детей;
- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С.Михалкова. Вывод. За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С.Михалкова, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта. Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений С. Михалкова «Дядя Степа», «А что у вас?», «Дядя Степа - милиционер», «Мой щенок» и т.д.
Очень весело прошла викторина в городской библиотеке. Было очень интересно. Почти со всеми вопросами викторины дети справились, единственное затруднение вызвало стихотворение «Про сома»: дети не были знакомы с этим стихотворением. Также познавательной оказалась сюжетно-ролевая игра «Кораблик». В первой половине дня дети из больших строительных блоков создавали корабль, потом в ход пошли стулья, мягкий конструктор. Очень пригодились для этой постройки иллюстрации в книжках С.Михалкова, т. к. у современных детей мало собственных познаний о корабле. Во второй половине дня игра получила сюжетноролевое направление. Развитие сюжета началось по стихотворению «Чемодан», «Модное платье». По ходу игры распределялись роли, раздавались атрибуты и костюмы. Дети много узнали из жизни кораблей и других городов и даже стран: о пассажирских и товарных кораблях, о правилах поведения в транспорте, и на борту. В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Дядя Степа - светофор». А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихотворение считалка «Котята». Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, соблюдая цветовую гамму и последовательность, в итоге получился иллюстрированный альбом. Выдвинутые ранее мною гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. В перспективе, работая над проектом по ознакомлению с творчеством С. Михалкова, можно вывести отдельную линию о правилах поведения в транспорте, о поведении в чрезвычайных ситуациях, как «Три поросенка», «Велосипедист».
Приложение 1
Картотека сюжетно - ролевых игр для дошкольников
«Семья» Программное содержание: Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Игровой материал: Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, игрушечная машина, кукла – младенец, игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители. Предварительная работа:
Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» «Чем мы занимаемся дома?» Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме.
Чтение художественной литературы: Н.Забила «Ясочкин садик», А.Барто «Машенька», Б.Заходер «Строители», «Шофёр», Д.Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е.Яниковская «Я хожу в детский сад», А.Кардашова «Большая стирка».
Игровые роли: мама, папа, бабушка, дедушка, старшая дочка, дети дошколята, кукла – младенец.
Разыгрываются сюжеты: «Утро в семье», «Обед в семье» «Стройка» «Папа – хороший хозяин» «У нас в семье – младенец» «Вечер в семье» «Мама укладывает детей спать» «Выходной день в семье», «В семье заболел ребенок», «Помогаем маме стирать белье», «Большая уборка дома» «К нам пришли гости», «Переезд на новую квартиру», «Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения»
Игровые действия: Мама-воспитатель собирается и идёт на работу; готовит всё необходимое для занятий с детьми; принимает детей, занимается с ними; играет, гуляет, рисует, учит т т. д.; отдаёт детей родителям, убирает рабочее место; возвращается с работы домой; отдыхает, общается со своими детьми и мужем; помогает бабушке, укладывает детей спать. Папа-строитель собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; строит дома, мосты; возвращается с работы, забирает ребёнка из детского сада, возвращаются домой; помогает жене по дому, играет с детьми, общается. Папа-водитель собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; подвозит грузы (кирпичи) на стройку, разгружает их, едет за новыми; забирает ребёнка из детского сада, возвращается домой; помогает жене по дому; приглашает соседей в гости на чай; провожает соседей; общается с детьми, играет с ними, укладывает их спать. Бабушка собирает и провожает внуков в детский сад и школу; убирает в доме; обращается за помощью к старшей внучке; забирает из детский сад внучку, интересуется у воспитателя о ее поведении; готовит обед, печёт пирог; спрашивает у членов семьи как прошёл рабочий день; предлагает пригласить на чай (ужин) соседей, угощает всех пирогом; играет с внуками; даёт советы. Дедушка помогает бабушке, папе, читает газеты, журналы; играет с внуками, общается с соседями. Старшая дочка помогает бабушке готовить еду, мыть посуду, убирать в доме, гладить бельё; играет и гуляет с младшей сестрой, общается. Дети-дошкольники встают, собираются и идут в детский сад; в детском саду занимаются: играют, рисуют, гуляют; возвращаются с детского сада, играют, помогают родителям, укладываются спать.
«Детский сад»
Программное содержание:
Расширить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Вызвать у детей желание подражать действиям взрослых. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми. Игровой материал: Куклы с набором одежды, мебель, посуда, мелкие игрушки, швабры, ведра, тряпочки, передники, халаты, стиральная машина, тазик, подставка для сушки белья, гладильная доска, утюги, плита, набор посуды для повара, продукты, пылесос, музыкальные инструменты. Предварительная работа: Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя.
Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др. работников д/сада. Экскурсия-осмотр музыкального (физкультурного) зала с последующей беседой о работе муз. руководителя (физ. рук.). Экскурсия-осмотр мед. кабинета, наблюдение за работой врача, беседы из личного опыта детей. Осмотр кухни, беседа о техническом оборудовании, облегчающем труд работников кухни. Игра-драматизация по стихотворению Н. Забилы «Ясочкин садик» с использованием игрушек. Экскурсия в прачечную. Организация труда детей — стирка кукольного белья, платочков.
Игровые роли: Врач, медицинская сестра, воспитатель, музыкальный работник, физкультурный руководитель, няня, повар, прачка. Разыгрываются сюжеты: «Утренний прием», «Наши занятия», «Зарядка в детском саду»,«Работа няни - завтрак», «Работа няни - уборка группы», «На прогулке» «На музыкальном занятии», «На физкультурном занятии», «Осмотр врача» ,«Обед в д/саду», «Работа повара в детском саду», «Работа в прачечной детского сада»
Игровые действия:
Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, играет с детьми, проводит занятия. Физ.рук проводит утреннюю зарядку, физкультуру. Младший воспитатель следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду… Муз. руководитель проводит муз. занятие. Врач осматривает детей, слушает, делает назначения. Медсестра измеряет температуру, рост, взвешивает, делает прививки, проверяет чистоту групп, кухни. Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя. Прачка стирает белье, сушит, гладит, аккуратно складывает, выдает чистое «Едем в детский сад» «Катаемся по городу» «Едем в гости»,
«Поездка на дачу»
Игровые действия:
Водитель такси доставляет пассажиров до места, берет деньги за проезд, заботиться о пассажирах, помогает положить багаж. Водитель грузовой машины нагружает и выгружать грузы. Водитель автобуса управляет автобусом, вращает руль, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их. Кондуктор продает билеты, проверяет проездные билеты, следит за порядком в салоне автобуса, отвечает пассажирам на вопросы, где удобнее им выйти. Пассажиры садятся в автобус, покупают билеты, выходят на остановках, уступают места старшим, пассажирам с детьми, помогают им выйти из автобуса, соблюдают правила поведения в общественном транспорте, общаются; готовятся к дальней поездке – собирают вещи, воду, продукты в дорогу; наряжаются, причесываются, если едут в гости, в театр. Механик производит ремонтные работы, проверяет состояние машины перед поездкой, моет машину из шланга – вытирает. Заправщик вставляет шланг, заливает бензин, берет деньги. Полицейский (инспектор ГИБДД) – регулирует движение, проверяет документы, следит за соблюдением правил дорожного движения.
«Поликлиника»
Программное содержание: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Закрепить названия медицинских инструментов: фонендоскоп, шприц, шпатель. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Словарная работа: фонендоскоп, шпатель, прививка, витамины. Игровой материал: халат и шапочка врача, халаты и шапочки для медсестёр, медицинские инструменты (градусник, шприц, шпатель) бинт, зелёнка, вата, горчичники, карточки пациентов, витамины.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача. Чтение художественной литературы: Я. Райнис «Кукла заболела», В. Берестов «Больная кукла». А. Барто «Мы с Тамарой», П. Образцов «Лечу куклу», А. Кардашова «Наш доктор». Инсценировка «Звери болеют». Рассматривание альбома «Мы играем во «врача». Изготовление атрибутов для игры.
Беседы с детьми «Нас лечат врач и медсестра», «Как нужно вести себя в кабинете у врача?» Игровые роли: Врач, медсестра, больной. Разыгрывают сюжеты: «На приеме у врача», «Вызов врача домой», «Поранили пальчик», «Болит горлышко», «Ставим укольчик», «Делаем прививку». Игровые действия: Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает, смотрит горло, делает назначение. Медсестра делает уколы, дает лекарство, витамины, ставит горчичники, смазывает ранки, забинтовывает. Больной приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача. «Я – водитель» Программное содержание: Расширять у детей представления о профессии шофера, автомеханика. Развивать умение строить ролевой диалог, использовать ролевую речь, творчество в игре, используя реальные предметы для создания игровой обстановки. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Воспитывать культуру поведения в транспорте. Словарные слова: бензозаправочная колонка, бензин, канистра, заправщик, кондуктор, механик, жезл, инспектор, права. Игровой материал: инструменты для ремонта машин, бензозаправочная колонка, строительный материал, руль, канистра, шланг для имитации заправки машины бензином, ведерко с тряпкой, билеты, деньги, сумка для кондуктора, светофор, жезл, фуражка инспектора ГИБДД, документы водителя (права).
Предварительная работа: Экскурсия к автобусной остановке, наблюдение за автобусом, такси и работой шофера. Познакомить с простыми жестами регулирования: «остановиться», «приготовится», «проезд разрешен». Подвижной игры: «Пешеходы и такси», «Светофор». Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы». Д/и «Внимательный водитель», «Узнай машину», «Почини машину». Чтение: В. Сутеев «Разные колеса», 3. Александрова «Грузовик», A. Кардашов «Дождевой автомобиль» Э. Мотковская «Я автомобиль» B. Степанов «Шофер», «Водитель автобуса», Б. Житков «Светофор», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», Н. Павлова «На машине». Игровые роли: Водитель такси, водитель автобуса, кондуктор, пассажиры, водитель грузовой машины, механик, заправщик, полицейский (инспектор ГИБДД). Разыгрываются сюжеты: «Строим автобус», «Учимся водить автобус» «Автобус везет пассажиров», «Ремонт машин», «Заправляю машину» , «Мойка машин», «Грузовая машина везет мебель в новый дом», «Грузовик возит грузы (кирпичи, песок, снег)», «Продуктовая машина везет продукты (в магазин, в детский сад, в больницу)», «Везу пассажиров на вокзал», «Я поеду в гараж», «Едем в детский сад» , «Катаемся по городу» , «Едем в гости», «Поездка на дачу». Игровые действия: Водитель такси доставляет пассажиров до места, берет деньги за проезд, заботиться о пассажирах, помогает положить багаж. Водитель грузовой машины нагружает и выгружать грузы. Водитель автобуса управляет автобусом, вращает руль, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их. Кондуктор продает билеты, проверяет проездные билеты, следит за порядком в салоне автобуса, отвечает пассажирам на вопросы, где удобнее им выйти. Пассажиры садятся в автобус, покупают билеты, выходят на остановках, уступают места старшим, пассажирам с детьми, помогают им выйти из автобуса, соблюдают правила поведения в общественном транспорте, общаются; готовятся к дальней поездке – собирают вещи, воду, продукты в дорогу; наряжаются, причесываются, если едут в гости, в театр.
Механик производит ремонтные работы, проверяет состояние машины перед поездкой, моет машину из шланга – вытирает. Заправщик вставляет шланг, заливает бензин, берет деньги. Полицейский (инспектор ГИБДД) – регулирует движение, проверяет документы, следит за соблюдением правил дорожного движения. «Парикмахерская» Программное содержание: Познакомить со спецификой работы мужского и женского парикмахера. Формировать представление детей о том, как женщины ухаживают за ногтями. Учить выполнять несколько последовательных действий, направленных на выполнение его обязанностей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать культуру общения с «клиентами» Словарные слова: мастер, фен, фартук, пелеринка, бритва, маникюр. Игровой материал: Зеркало, тумбочка для хранения атрибутов, разные расчески, флаконы, бигуди, лак для волос, ножницы, фен, пелерина, фартук для парикмахера, маникюрши, уборщицы, заколки, резиночки, банты, полотенце, журналы с образцами причесок, бритва, машинка для стрижки волос, полотенца, деньги, швабра, ведра, тряпочки для пыли, для пола, лак для ногтей, пилочка, баночки от крем. Предварительная работа: Беседа «Зачем нужны парикмахерские». Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «В парикмахерской». Экскурсия в парикмахерскую. Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера. Дидактические игры «Красивые прически для кукол», «Поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для куклы», «Чудо-фен». Рассмотреть предметы для бритья. Изготовление с детьми атрибутов к игре (фартуки, пелеринка, полотенца, пилочки, чеки, деньги и др.). Изготовление альбома «Модели причесок». Игровые роли: Парикмахеры – дамский мастер и мужской мастер, мастер по маникюру, уборщица, клиенты (посетители): мамы, папы, их дети. Разыгрываются сюжеты: «Мама ведет дочку в парикмахерскую», «Папа ведет сына в парикмахерскую»,«Сделаем куклам красивые прически», «Едем на автобусе в парикмахерскую», «Делаем прически к празднику» «Приведем себя в порядок», «В мужском зале», «Покупка товаров для парикмахерской», «Приглашаем парикмахера в детский сад»
Игровые действия: Парикмахер женского зала надевает на клиента пелеринку, красит волосы, моет голову, вытирает полотенцем, стрижет, отряхивает состриженные пряди с пелеринки, накручивает на бигуди, сушит волосы феном, покрывает лаком, плетет косички, закалывает заколки, дает рекомендации по уходу за волосами. Парикмахер мужского зала бреет, моет голову, сушит волосы феном делает стрижки, причесывает клиентов, придет форму бороде, усам, предлагает посмотреть в зеркало, освежает одеколоном. Мастер по маникюру подпиливает ногти, окрашивает их лаком, накладывает крем на руки. Клиенты вежливо здороваются, ожидающие очереди – рассматривают альбомы с иллюстрациями разных причесок, читают журналы, могут пить кофе в кафе; просят сделать стрижку, маникюр; советуются, платят деньги, благодарят за услуги. Уборщица подметает, протирает пыль, моет пол, меняет использованные полотенца.
«Магазин – Супермаркет»
Программное содержание: Формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении. Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать наглядно действенное мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре. Словарные слова: витрина, кассир, кондитерская. Игровой материал: витрина, весы, касса, сумочки и корзинки для покупателей, форма продавца, деньги, кошельки, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки. «Продуктовый магазин»: муляжи овощей и фруктов, разные выпечки из соленого теста, муляжи шоколадок, конфет, печенье, торта, пирожных, коробки из под чая, сока, напитков, колбасы, рыбы, упаковки из под молока, стаканчики для сметаны, баночки от йогуртов и т.п. Предварительная работа: Беседы с детьми: «Какие магазины бывают и что в них можно купить?» «Кто работает в магазине?», «Правила работы с кассой». Д/и «Магазин», «Овощи», «Кому что?». Чтение стихотворения О. Емельяновой «Магазин игрушек». Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» Изготовление из соленого теста баранок, булочек, печенья, приготовить конфеты. Игровые роли: Продавец, покупатель, кассир, директор магазина, шофер. Разыгрываются сюжеты: «Булочная-кондитерская (хлебный отдел, магазин)» «Овощной магазин (отдел)» «Мясной, колбасный магазин (отдел)» «Рыбный магазин (отдел)» «Молочный магазин (отдел)» «Продуктовый магазин» «Магазин музыкальных инструментов» «Книжный магазин» Игровые действия: Продавец одевает форму, предлагает товар, взвешивает, упаковывает, раскладывают товар на полках (оформляет витрину).
Директор магазина организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, следит за порядком в магазине. Покупатели приходят за покупками, выбирают товар, узнает цену, советуются с продавцами, соблюдают правила поведения в общественном месте, устанавливают очередь в кассе, оплачивают покупку в кассе, получают чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, выдаёт чек, сдаёт покупателю сдачу. Шофер доставляет определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от директора магазина, выгружает привезённый товар.
«Зоопарк»
Программное содержание: Обогатить знания детей о диких животных, об их внешнем виде, повадках, питании. Расширить представления детей об обязанностях сотрудников зоопарка. Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним. Развивать речь, обогащать словарный запас. Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным. Словарные слова: ветеринар, экскурсовод, вольер (клетка). Игровой материал:Табличка «Зоопарк», строительный материал (крупный, мелкий), грузовая машина с клеткой, игрушки животных, тарелочки для продуктов питания, муляжи продуктов питания, метёлочки, совочки, ведёрки, тряпочки, фартук с нарукавниками для рабочих, билеты, деньги, касса, белый халат для ветеринара, градусник, фонендоскоп, аптечка. Предварительная работа: Рассказ о посещение зоопарка. Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке. Беседа «Правила поведения в зоопарке». Отгадывание загадок о животных, Чтение стихотворений С.Я. Маршака «Детки в клетке, «Где обедал воробей?», В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица». Изготовление альбома «Зоопарк». Рисование и лепка животных. Дидактические игры: «Животные и их детеныши», «Загадки о животных», «Кто, где живет? », «Животные жарких стран», «Животные Севера». Игровые роли: директор зоопарка, экскурсовод, рабочие зоопарка (служители), врач (ветеринар), кассир, строитель, посетители.
Разыгрываются сюжеты: «Строим клетки для зверей» «К нам едет зоопарк» «Экскурсия по зоопарку» «Мы едем в зоопарк» «Покупка продуктов для животных» «Кормление животных» «Уборка вольеров (клеток)» «Лечение животных» Игровые действия: Директор зоопарка руководит работой зоопарка. Экскурсовод проводит экскурсии, рассказывает о животных, чем питаются, где они живут, их внешнем виде, как надо обращаться с животными, говорит о мерах безопасности как ухаживать за ними. Рабочие зоопарка (служители) получает продукты питания для животных, готовят специальные корма для животных, кормят их, убирают клетки и вольеры, моют своих питомцев, заботятся о них. Врач (ветеринар) проводит осмотр животного, измеряет температуру, делает прививки, лечит обитателей зоопарка, ставит уколы, дает витамины. Кассир продаёт билеты на посещение зоопарка и на экскурсии. Строитель строит вольер для животного. Посетители покупают билеты в кассе и идут в зоопарк, рассматривают животных. «Моряки-рыбаки» Программное содержание: Учить детей брать на себя и обыгрывать роли капитана, рулевого, матросов, повара-кока, моряков-рыбаков. Продолжать учить использовать предметы-заменители, четко выполнять цепочку игровых действий. Активизировать речь детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Словарная работа: Кок, якорь, штурвал. Игровой материал: крупный строительный материал, фуражка капитана, бескозырки, гюйс-воротники, спасательный круг, медицинский халат, медицинские инструменты, якорь, штурвал, бинокли, ведро, швабра, костюм для повара-кока, посуда для столовой, игрушечные рыбки, сети, ящик для рыбы, деньги. Предварительная работа: Чтение художественной литературы о рыбной ловле, кораблях, моряках. Просмотр фотографий, картин о море, моряках, кораблях. Беседа «Кто работает на корабле». Рисование и лепка рыбок. Игровые роли: Капитан, рыбаки, врач, повар (кок), водитель. Разыгрываются сюжеты: «Строим корабль» «Моряки плывут на корабле по морю» «Моряки ловят рыбу, работают рыболовами» «Моряки проверяют здоровье у корабельного доктора» «Моряки плывут по морю, ловят рыбу, обедают» «Моряки выходят на берег и идут в парикмахерскую» «Моряки привозят улов на берег, сдают рыбу в магазин» «Моряки приплывают в большой город и идут в «Зоопарк» «Моряки вернулись с плавания и отправились в магазин» Игровые действия: Капитан ведёт судно, крутит штурвал, смотрит в бинокль, даёт команду отчалить, бросить якорь, ловить рыбу, контролирует работу рыбаков, даёт команду причалить к берегу. Моряки-рыбаки выполняют приказы, моют палубу, раскручивают сеть, бросают в море, ловят рыбу, раскладывают в ящики. Врач осматривает моряков перед плаванием, разрешает отправиться в море, лечит заболевших на корабле. Повар (кок) готовит еду, кормит моряков.
Водитель подъезжает к кораблю, проверяет качество рыбы, покупает у рыбаков рыбу, загружает её в машину и отвозит в магазин.
«Почта»
Программное содержание: Формировать у детей представления о труде работников почты. Расширить представления детей о способах отправки и получения корреспонденции. Развивать воображение, мышление, речь. Воспитывать самостоятельность, ответственность, желание приносить пользу окружающим. Словарная работа: печать, посылка, почтальон, сортировщик, приемщик. Игровой материал: столик для отправки и получения посылок, почтовый ящик, сумка почтальона, конверты с бумагой, марки, открытки, коробки для посылок, детские журналы и газеты, атрибуты к персонажу «голубь», деньги, кошельки, печать, машина. Предварительная работа: Экскурсия на почту, наблюдение за приемом корреспонденции, отправлением почты. Беседы о разных видах связи: почта, телеграф, телефон, интернет, радио. Просмотр м/ф «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино», «Снеговик-почтовик». Чтение С. Я. Маршак «Почта», Ю. Кушан «Почтовая история». Изготовление печати и штампа, конвертов, открыток, марок, почтового ящика для писем, сумки, денег, кошельков и др. Коллекционирование открыток, журналов, календарей. Дидактические игры «Отправь письмо», «Путешествие письма», «Что нужно для работы почтальона», «Как отправить посылку». Слушание «Песенки почтальона» Б. Савельев. Игровые роли: Почтальон, сортировщик, приемщик, шофер, посетители. Разыгрываются сюжеты: «Пришло письмо, открытка» «Почтовый голубь принес письмо» «Отправить поздравительную открытку» «Покупка журнала на почте» «Отправить посылку своей бабушке», «Посылка от сказочного героя»,«Шофер везет почту»
Игровые действия: Почтальон берет на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по адресам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик. Посетитель отправляет письма, открытки, посылки, упаковывает их; покупает конверты, газеты, журналы, открытки; соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь; получает письма, газеты, журналы, открытки, посылки. Приемщик обслуживает посетителей; принимает посылки; продает газеты, журналы. Сортировщик сортирует письма, газеты, журналы, посылки, ставит на них печать; объясняет шоферу куда ехать (на железную дорогу, в аэропорт…). Шофер вынимает из почтового ящик письма и открытки; подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки, письма; привозит посылки; доставляет письма и посылки на почтовых машинах до поездов, самолётов, и теплоходов.
Приложение 2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Сибирячок»
Викторина
«Литературный калейдоскоп»
по произведениям С.Михалкова
для детей подготовительной группы.
Подготовили воспитатели:
Муминова Елена Леонидовна,
Карепина Римма Вячеславовна
2019 год
Цель: способствовать формированию читательского интереса и раскрытию творческого потенциала детей и семей в целом
Задачи:
• Расширить знания детей о жизни и творчестве С. В. Михалкова
• Развивать речевые способности детей, выразительное чтение стихотворений
• Развивать творческие способности, воображение детей
• Воспитывать интерес к творчеству С. В. Михалкова, к его произведениям
•Активизировать деятельность и творческие способности родителей при подготовке и проведении вечера.
Предварительная работа:
•Чтение и заучивание произведений С. В. Михалкова
•Слушание песен на слова С. Михалкова «Знатоки», «Песенка юных читателей»
•Рисование иллюстраций
•Просмотр мультфильмов
•Подготовка инсценировки по сказке «Как мужик корову продавал» с родителями
•Организация выставок иллюстраций, книг произведений С. В. Михалкова
Ход:
Дети исполняют песню на слова С. Михалкова, разделившись на две команды «Знатоки» и «Почемучки» усаживаются за столы.
Воспитатель: Добрый вечер, дорогие Почемучки!
Этот вечер посвящен 105 лет. замечательного поэта и писателя Сергея Владимировича Михалкова. Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по страницам его книг, встретимся с его героями, услышим его стихи и даже посоревнуемся в знаниях его творчества.
Сегодня в нашем вечере принимают участие две команды юных читателей – это команда «Знатоки» и «Почемучки», а также им помогают родителей. Итак, мы начинаем!
Читая Михалкова, удивляюсь,
Какой он многогранный человек
В его стихах и музыка и радость.
Он посмеяться может, не обидев,
И каждому себя поможет видеть
Со стороны, а это - не пустяк….
Однажды Михалкова спросили :«Каким званием он гордится?», он ответил: «Званием детского писателя». Он очень любил детей и никак не хотел расставаться с детством. Как ему это удавалось, мы сей час узнаем из его стихотворения, которое так и называется «Мой секрет»:
В той удивительной Стране,
Где я увидел свет,
Как многим, исполнялось мне
И пять, и десять лет.
В Стране Фантазий и Проказ
И озорных Затей
Когда-то каждый был из нас
Одним из тех детей.
Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года,
Однажды с этою Страной
Простился навсегда.
Держава Детства далеко
Осталась позади.
«Хочу назад!» - сказать легко.
Попробуй! Попади!
А я могу! Но свой секрет
Я не открою вам,
Как я уже десятки лет
Живу и тут, и там.
Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую тетрадь?
И вот уже я в той Стране,
Где я увидел свет,
И, как ни странно, снова мне
И пять, и десять лет.
За время подготовки к этому вечеру мы с ребятами прочитали множество его произведений и сегодня они будут читать для нас свои любимые стихотворения С. В. Михалкова. (дети читают стихи).
- Молодцы! А сейчас я предлагаю начать нашу викторину. За правильные ответы в каждом туре команды будут получать жетоны. В конце мы посчитаем жетоны и узнаем, какая команда является лучшим знатоком творчества С. В. Михалкова.
Первый тур нашей викторины называется «Узнай стихотворение по отрывку». Командам поочерёдно будут зачитываться небольшие отрывки из стихотворений Михалкова, задача участников правильно назвать стихотворение.
1. По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный.
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом (2 барана)
2. - Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый красный шар! (А что у вас)
1. Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок,
В коридор из-под кровати
Наши туфли уволок… (Трезор)
2. Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
возле речки не нашли. (Прогулка)
1. За столом смеются гости,
И никто не скажет: - Бросьте,
Перестаньте приставать!
Малышу пора в кровать! (Бедный Костя)
2. А теперь под стук колёс
Нас везёт электровоз.
Не успел двух слов сказать –
Смотришь - надо вылезать! (От кареты до ракеты)
1. Учат азбуку букашки,
Чтобы грамотными стать,
Потому что это мало
Только ползать и летать! (Лесная академия)
2. Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю. (Лапуся)
- Сделаем паузу в викторине и снова послушаем замечательные стихи Сергея Михалкова. Я приглашаю Костю, Анфису и Рому Т. (дети читают стихи).
- Продолжаем нашу викторину. Второй тур называется «Угадай стихотворение по иллюстрации». На экране вы увидите иллюстрацию к произведению Михалкова и должны правильно назвать его.
(Демонстрируются иллюстрации к произведениям)
- А сейчас предлагаю немного отдохнуть и размяться под весёлую песенку на слова С. В. Михалкова, которая так и называется «Песенка друзей».
(Проводится ритмическая разминка под «Песенку друзей»).
- Третий тур викторины носит название «Самый внимательный». В этом туре я буду задавать командам поочерёдно вопросы, чтобы выяснить, насколько внимательны были дети, когда слушали стихи С. Михалкова.
1. Как звали девочку, которая плохо кушала? (Юля)
2. Какие имена придумали для котят? (12345)
1. Что лежало в карманах у двух приятелей? (жуки в коробке, крючки, резинки, стеклянные пробки, пятачки)
2. Почему мама попросила закрыть дверь в стихотворении «Мой щенок» (к нам летит пчелиный рой)
1. С каким растением сравнил Михалков мальчика Витю из кв. №6? (с мимозой)
2. Что случилось с комаром, который влетел в окно аптеки? (проглотила утка)
1. От чего не бывает таблеток в аптеке? (от лени)
2. Какие прозвища были у дяди Стёпы? (Каланча, Светофор, Маяк)
1. Какие овощи принесла хозяйка с базара? (картошку, морковку, капусту, горох, петрушку и свёклу)
2. Какое предложение писал мальчик в стихотворении «Чистописание»? (Даёт корова молоко)
1. «Ошибка» - это сказка, басня или стихотворение? (басня)
2. Кем были по профессии предки Феди Финтифлюшкина? (кондитеры)
- Предлагаю немного отдохнуть и послушать ещё стихотворения, которые выучили наши ребята. Приглашаю Веронику, Соню и Катю П. (дети читают стихи).
- Мы подошли к последнему туру нашей викторины, который называется «Сундучок с секретами». Вы должны угадать, из какого произведения Михалкова тот или иной предложенный вам предмет (командам предлагается по 4 предмета).
- шприц (Прививка)
- чебурашка (Беглянка)
- ружьё (Андрюшка)
- ваза (Хрустальная ваза)
- подушка (Подушечка)
- очки (Где очки)
- светофор (Бездельник светофор)
- веточка (Три поросёнка)
- А родители готовы блеснуть своими знаниями и ответить на вопросы о жизни и творчестве этого замечательного детского поэта?
Итак:
- Когда родился С. В. Михалков? (13 марта 1913г.)
- Самая известная детская поэма Михалкова? («Дядя Стёпа»)
- Как называются её части? («Дядя Стёпа – милиционер», «Дядя Стёпа и Егор», «Дядя Стёпа – ветеран»)
- Чем занимался Михалков во время войны? (был военным корреспондентом)
- Автором слов к какой песне Михалков выступал дважды? (Гимн)
- Итак, наша викторина подошла к концу. Предлагаю родителям помочь нам подсчитать фишки и выяснить, кто же сегодня стал победителем в нашей викторине.
Далее объявляются результаты викторины, проходит награждение участников, также книги вручаются детям, нарисовавшим рисунки к произведениям С. В. Михалкова.
- Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы очень рады, что провели этот вечер все вместе, что объединила нас сегодня любовь к детской литературе, к главному герою этого вечера – замечательному поэту, писателю
О Михалкове можно долго говорить
Но невозможно все о нем сказать.
Как можно Михалкова не любить,
Так невозможно Михалкова не читать.
Пройдут года, но детства чудный миг,
Нам невозможно будет повторить.
Но с нами будет Михалков всегда
В своих стихах по-детски говорить.
Приложение 3
Дидактические игры (словесные) с использованием отрывков из произведений С. В.Михалкова для детей подготовительной группы.
Игры могут быть использованы в процессе обучения, в воспитательной работе. Они предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Игры применяются в виде отдельных занятий, игр и упражнений.
Игра «Назови героя»
1. Чтение сказки С.В.Михалкова "Три поросенка". «Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками»
Игра «Доскажи словечко», «Котята»
Раз -котенок самый ------белый, Два - котенок самый----- смелый, Три - котенок самый -----умный, А Четыре – самый----- шумный
«Щенок»
Я сегодня сбилась с ног -,У меня пропал ------щенок, Два часа его ----звала, Два часа его ----ждала, За уроки не -----садилась , и обедать не ----могла.
«Найдите правильный ответ»
Сколько родилось у нас котят? (12,10,5) Где продавал старик корову? (на базаре, в магазине), Кого спас Дядя Степа с льдины? (девочку, мальчика, бабусю) Какая у меня была температура? (высокая, 36,5 горячая) Из какого материала построил поросенок самый надежный дом(песка,камней, подушек)
«Назови сказку»
1.Ты катись, катись, колечко, на весеннее крылечко, в летние сени, в теремок осенний. Да по зимнему ковру к новогоднему костру! («Двенадцать месяцев»), 2. Мышь – норушка там зерно толчёт, А лягушка пироги печёт. А петух на подоконнике им играет на гармонике («Теремок».), 3. Отвечает ей мышонок: - Голосок твой слишком тонок. Лучше, мама, не пищи, Ты мне няньку поищи! («Сказка о глупом мышонке»), 4. Тётя, тётя кошка, Выгляни в окошко! Есть хотят котята. Ты живёшь богато. Обогрей нас, кошка, Покорми немножко! («Кошкин дом»).
«Найди слово» 1.Тили – тили, тили – бом! Загорелся…дом (кошкин), 4. Пела ночью мышка в норке: - Спи,…, замолчи! (мышонок), 2. Стали птицы песни петь, И расцвёл…(подснежник), 5. Кто, кто в…живёт? Кто, кто в невысоком живёт? (теремочке), 3. Ёлку дрозд проклятый рубит, Всех…лесных погубит (зверей), 6. Гори, гори ясно, Чтобы не … (погасло).
Из какого произведения предметы? Конверт («Почта»), Кольцо («Двенадцать месяцев»), Собачонка («Багаж»), Котёнок («Усатый полосатый»), Сковорода («Вот какой рассеянный»).
Узнай лишнее животное из сказки«Где обедал, воробей?». Рассмотрите внимательно картинки с животными, и вспомните, с кем обедал воробей. Если вы ответите правильно, то лишнее животное исчезнет (Волк).
Исправь ошибки в названиях произведений «Детки в зоопарке» - «Детки в клетке», «Семнадцать месяцев» - «Двенадцать месяцев», «Откуда стул пришёл?» - «Откуда стол пришёл?», «Урок грубости» - «Урок вежливости», «Рассказ об известном герое» - «Рассказ о неизвестном герое», «Мышкин дом» - «Кошкин дом».
Реши кроссворд Животное, с которым обедал воробей (Морж); На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейная); Кто подарил падчерице колечко? (месяц Апрель); Животное, которое пело песню глупому мышонку (Лошадь); Что было потеряно у дамы из багажа? (Собачонка); Как звали пожарного из стихотворения «Пожар»? (Кузьма); Что сдавала в багаж дама из стихотворения С. Я. Маршака? Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку и маленькую собачонку.); Герою какого стихотворения Маршака принадлежат следующие слова? «Глубокоуважаемый вагоноуважатый! ВагоноуважаемыйГлубокоуважатый! Во что бы то ни стало Мне надо выходить. Нельзя ли у трамвалавокзай остановить?» («Вот какой рассеянный».); Сколько мышат-матросов плавало на корабле? (14). На палубе матросы свистят, снуют, спешат, На палубе матросы – Четырнадцать мышат. (“Кораблик”); Сколько церквей съел Робин-Бобин? (5). Робин-Бобин кое-какПодкрепился Натощак: Съел теленка утром рано, Двух овечек и барана, Съел корову целиком и прилавок с мясником, Сотню жаворонков в тесте и коня с телегой вместе, Пять церквей и колоколен, Да еще и недоволен. (“Робин-Бобин”); Сколько мешков муки украл славный король Артур на праздничный пирог? (3). Артур был славным королем, Был милостив и строг. Украл он три мешка муки на праздничный пирог. (“Королевский пирог”); Сколько свинок без шляп и ботинок в половине шестого разгуливает по Англии? (2). Даю вам честное слово: Вчера в половине шестого Я видел двух свинок без шляп и ботинок. Даю вам честное слово! (“Честное слово”); Какая цифра красовалась на фуражке почтальона? (5). Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? (“Почта”); Сколько дней искала старушка исчезнувшего пуделя? (14). Искала старушка четырнадцать дней, А пудель по комнате бегал за ней. (“Пудель”). «Говори наоборот» Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.
Ход игры.
Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением: веселый – грустный, быстрый – медленный, красивый - безобразный, пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, твердый – мягкий, светлый – темный, длинный – короткий, высокий – низкий, острый – тупой, горячий – холодный, больной – здоровый, широкий – узкий.
«Родная природа в стихах и загадках»
Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о природе и найти в них слова антонимы.
1.Круглое и яркое, дарит всем тепло.
Встало утром рано,
По небу пошло.
Закатилось вечером за леском.
Угадайте, дети, говорю о ком? (Солнце)
2.Вьется, словно лента,
В дымке голубой,
Может быть спокойной,
Может бить волной
Темной и глубокой,
Что не видно дна.
Мелкой и прозрачной
Может быть она,
А в жару купает
Нас в своей волне.
Что это такое, подскажите мне. (Река)
Далее предлагает отгадать следующую загадку:
Что за птица?
Черная, большая.
Над землей повисла,
Солнце закрывая.
Крупными слезами
Эта птица плачет,
От нее подальше
Мама дочку прячет.
Как она примчится,
Все вокруг темнеет,
Чтобы не промокнуть,
Убегу скорее. (Туча)
И подобрать противоположное по смыслу слово (антоним) к словам: черная.... большая.... темнеет.... скорее....
- Найди слова-синонимы:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый.
Приложение 4
Загадки от С. В. Михалкова
Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте - кто?..
Ответ!?
Кто глядит весь день в окошко?
Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает, кто?..
Ответ!?
С индюком случилось чудо -
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или?..
Ответ!?
Посмотрите-ка, ребята:
Тут - лисички, там - опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые?..
Ответ!?
Приложение 5
Консультация для родителей
Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что
каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг. Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как-то исправить положение вещей.
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства. Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.
Рекомендации по приобретению литературы:
1 Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их
рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные сказки: «Репка»,
«Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок». Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно рассматривайте картинки к книжке.
На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, З. Александровой.
У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать
внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.
В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с
творчеством К. Чуковского. 3 Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова.
Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.
Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка. (Аркадий Марков)
Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Сибирячок»
Консультация для родителей
на тему: «Добрая семейная традиция».
2019 год
Каждая семья - особый мир, где ценностные ориентиры отца, матери, старших в семье ощутимо сказываются на индивидуальных, читательских, а больше - на жизненных устоях ребенка. Привлечение внимания к проблемам семьи, поиски путей сотрудничества с каждой семьей, совершенствование воспитательных возможностей родителей и сегодня остается одной из важнейших задач современности. Детская книга - это особый мир, который юный читатель постигает и умом, и сердцем. Очень важно, чтобы книга вошла в его жизнь как можно раньше, потому что она незаменима в выработке внимания, сосредоточенности, в воспитании душевности, нравственности. Не менее важен ее аспект - образовательный. Такая функциональная многогранность влияния книги на детей требует квалифицированного, системного подхода к работе с ней в детском саду, в библиотеке и в семье. Семейные чтения - это своеобразная давняя традиция интеллигенции. Это форма общения, в которой участвуют как минимум трое: ребенок, родители и автор книги. Семейное чтение - это разговор родителей с детьми о морали, стимулом которого является совместное чтение произведений литературы. Это монолог ребенка, в котором она размышляет над содержанием произведения, стремится выявить и выразить его нравственную идею. Для самых маленьких – это, прежде всего, общение с родителями. Как удивительно, когда наступает этот прекрасный миг, и папа и мама откладывают все свои дела, сажают на колени ребенка, обнимают за плечи. Можно крепко-крепко прижаться к маме, слышать её голос, чувствовать запах её волос, вместе с ней сопереживать любимым героям, смеяться над их приключениями. Когда ребёнок устал или болен, после долгой разлуки или ссоры, нет ничего полезнее такого эмоционального «чтения-общения».Во многих семьях есть прекрасная традиция успокаивающего чтения на ночь. Не думайте, что вы балуете малыша, читая ему в постели, Эти минуты приносят крохе не меньше пользы, чем сам сон. Хотя некоторым детям нравится слушать на сон грядущий захватывающие приключения, большинство детей все же предпочитают спокойные , нестрашные сказки, лучше уже знакомые. Встречаются даже такие упрямцы, которые способны годами слушать одну и ту же сказку на ночь. Не стоит с этим бороться, возможно, повторение знакомой истории даёт малышу ощущение стабильности, помогает расслабиться перед сном. Если ребенок болен, не переутомляйте его чтением и не пугайте страшными историями, но и не отказывайте: интересная книга поможет забыть о жаре и насморке, удержит в постели выздоравливающего непоседу. Чтение новых книг (назовем его условно «литературным чтением») стоит отложить на то время, когда малыш активен и бодр, к примеру, сразу после дневного сна. Есть дети, которые с готовностью начинают слушать любую новую книгу. Но если ваш малыш относится с осторожностью ко всему новому, расскажите ему заранее, что вы планируете прочитать с ним новую книгу, дайте самостоятельно рассмотреть картинки, попытайтесь заинтересовать: «А знаешь, один человек жил в маленьком домике на крыше и умел летать! Хочешь, я тебе про него прочитаю?» Иногда дети активно отказываются слушать новую книгу или явно скучают во время чтения просто потому, что не доросли до неё. Случается, что та или иная книга не соответствует характеру ребенка. Например, есть ранимые, впечатлительные дети, которые категорически не хотят читать никаких приключений и авантюрных историй из-за того, что им страшно. Зато они обожают «просто истории про детей, с которыми ничего не случается», типа «Денискиных рассказов» или «Мэри Поппинс». А фантазеры и искатели приключений, с замиранием сердца, перечитывающие по десять раз «Таинственный остров» и «Робинзона Крузо» вряд ли заинтересуются назидательными и несколько скучноватыми рассказами из детской жизни вреде «Записок гимназии » или «Детство Тёмы». Не стоит потакать малышу и читать новомодные поделки, популярные среди его сверстников. Выбирайте для чтения хорошие, проверенные временем книги, написанные хорошим литературным языком, талантливые и остроумные. Обратите внимание на то, как издана книга. Бумага должна быть плотной, белой, хорошего качества, шрифт – чётким, разборчивым и достаточно крупным. Это важно не только по эстетическим, но и по медицинским соображениям: начинающий самостоятельно читать ребенок может испортить глаза, разбирая мелкие буквы, плохо пропечатанные на серой бумаге. Часто уже умеющий читать ребенок боится подступиться к большой и сложной книге. Помогите ему, начните читать вслух вместе. Такое «опережающее» чтение очень полезно. Часто. Втянувшись, малыш продолжает читать самостоятельно, или спустя некоторое время, перечитывает книгу сам ещё раз, заново осмысливая уже на новом уровне. Многим детям необходимо обучающее чтение с элементами развития речи. Если вашему малышу трудно пересказать содержание прочитанного, если он поло запоминает стихи, косноязычен или у него не очень большой запас слов, с ним необходимо заниматься и чем раньше, тем лучше, иначе ему будет очень сложно учиться в школе. Для занятий берите небольшие произведения, написанные хорошим русским языком. В принципе, очень хороши «Рассказы из азбуки» Толстого и «Рассказы для детей» Ушинского, потому что они созданы именно для этой цеди, но многим детям не нравится их дидактизм. В этом случае можно взять, к примеру, «Денискины рассказы», детские рассказы Зощенко, совсем маленьким – небольшие сказки о животных. Главное, чтобы сюжет был ярким, динамичным, легко запоминающимся. Прочитайте текст медленно, выразительно. Потом предложите ребенку в двух словах рассказать, о чём он. Если ему трудно, помогите сформулировать главную мысль, задайте наводящие вопросы. Ни в коем случае не стоит ругать ребенка за неудачи и не торопите его. Особое место занимает познавательное чтение словарей, энциклопедий и научно-популярной литературы. Оно ни в коем случае не должно заменять или вытеснять литературное чтение. Иначе, вы рискуете превратить малыша в эмоционально неразвитого сухаря-знайку, который будет считать, что сказки – это только для маленьких, а от стихов никакой пользы. Но в умеренном количестве познавательное чтение очень полезно. Оно расширяет кругозор малыша, учит его работать со справочной литературой.
Приложение 6
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Сибирячок»
Конспект беседы
на тему: «Путешествие по творчеству С. В. Михалкова».
для детей подготовительной группы
подготовили воспитатели:
Муминова Елена Леонидовна
Карепина Римма Вячеславовна
2019 год
Цель: познакомить детей подготовительной группы с творчеством детского писателя Сергея Владимировича Михалкова.
Задачи: познакомить с биографией С. В. Михалкова; В игровой форме познакомить детей с произведениями Михалкова, побудить интерес к его творчеству. Учить воспринимать содержание произведений. Прививать интерес к чтению книг.
Программное содержание:
-Продолжать знакомство с творчеством С. В. Михалкова.
-Закрепить знание уже знакомых стихов С. Михалкова.
-Упражнять в умении инсценировать знакомые произведения автора;
-Формировать представления о С. Михалкове как о баснописце;
-Давать оценку поступкам героев басни;
-Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
-Активизировать в речи слова «мораль басни».
Предварительная работа
Чтение стихов, сказок, басен С. В. Михалкова с последующим рассматриванием иллюстраций
Чтение детям басен И. А. Крылова с последующим рассматриванием иллюстраций. -Заучивание и инсценировка стихотворения С. В. Михалкова «Анна-Ванна», «Игралочка».
Чтение и анализ пословиц, поговорок.
Оборудование
Портрет С. В. Михалкова.
Выставка книг с произведениями С. В. Михалкова.
Стелажи для книг.
Книжки раскраски для детей.
Литература: О. Ушакова «Ознакомление с художественной литературой детей 6-7 лет»
Ход занятия:
Дети входят в зал под мелодию песни «Песенка друзей» на слова С. Михалкова.
В. Дети, давайте поздороваемся с гостями.
Д. Доброе утро!
В. Надеюсь, утро будет не только добрым, но и интересным, потому что мы отправляемся на экскурсию в библиотеку.
Дети проходят к стеллажам с книгами, которые стоят в глубине зала.
В. Ребята, посмотрите как много здесь книг. Кто же поможет нам найти нужные книги? Нам самим не разобраться!
Д. Нам поможет библиотекарь.
В. Да, действительно, библиотекарь как же я могла забыть, что в библиотеке работает библиотекарь.
Раздается звонок мобильного телефона.
В. Алло, я вас слушаю. А что же делать, мы уже пришли на экскурсию. Хорошо, выздоравливайте. Ребята, библиотекарь, Мария Ивановна, заболела, и сегодня нам самим придется провести экскурсию по библиотеке. Давайте начнем экскурсию и подойдем к самому большому стенду в библиотеке.
На стенде фотография С. В. Михалкова и его книги.
В. Как вы думаете, творчеству какого писателя, посвящена эта книжная выставка?
Д. Это детский писатель Сергей Владимирович Михалков.
В. Да это верно, молодцы, дети. Давайте вспомним, какие произведения написал Сергей Владимирович. Я буду читать вам фразу из стихотворения, вы должны продолжить и правильно назвать произведение.
В коридоре смех и топот,
В коридоре гул речей.
В кабинете — ….дядя Степа
На осмотре у врачей.
Д. Это стихотворений называется «Дядя Степа»
В. Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас ….котята —
Их по счету ровно пять.
Д. Это стихотворение «Котята».
В. Молодцы, продолжаем.
Мы оставили Трезора
Без присмотра,
Без надзора.
И поэтому щенок….
Перепортил все, что мог.
Это стихотворений «Трезор»
Красота! Красота!
Мы везем с собой …кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая!
Д. Это «Песенка друзей»
В. Молодцы. Оказывается, как много стихов С. Михалкова вы знаете. Посмотрите, ребята, здесь лежат какие-то вещи. Интересно, герою какого стихотворения С. В. Михалкова, они принадлежат?
На столике разложены предметы: фартук, тазик, игрушки - поросята, фонарик.
Д. Это вещи Анны-Ванны, которая ухаживала за поросятами.
В. Да, действительно, это ее вещи. А давайте о ней расскажем.
Выбирают Анну-Ванну, девочка переодевается.
Все: Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
Мы их не обидим:
Поглядим и выйдем!
А. И:- Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросят купать пора,
Все: После приходите.
- Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят
И потрогать спинки
Много ли щетинки?
А. И. - Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросят кормить пора,
После приходите.
Все:- Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
Рыльца - пятачками?
Хвостики - крючками?
А. И. - Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросятам спать пора,
После приходите.
Все:- Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
А. И. - Уходите со двора,
Потерпите до утра.
Мы уже фонарь зажгли
Поросята спать легли.
В. Молодцы, ребята, теперь все узнали о замечательном человеке, Анне-Ванне, которая заботилась о поросятах, как о маленьких детках.
В. А сейчас мы немножко отдохнем и поиграем, а поможет нам в этом стихотворение С. Михалкова «Игралочка».
Смотри скорей который час! (смотрят часы на руке).
Тик – так, тик – так, тик – так.
Налево –раз! Направо –раз! (повороты налево, направо)
Мы тоже можем так! Чтоб стать похожими на орла и напугать собак.
Петух расправил два крыла….(руки в стороны, помахать)
Мы тоже можем так!
Пастух в лесу трубит в рожок (игра на дудочке)
Пугается русак.
Сейчас он сделает прыжок, (прыжки как зайки)
Мы тоже можем так!
Идёт медведь, шумит в кустах (изображение медведя)
Спускается в овраг.
На двух ногах, на двух руках…
Мы тоже можем так!
Сначала рысью, а потом (бег на месте)
Сменили рысь на шаг (шаг на месте)
Конь через мост идёт шажком. (изображение коня)
Мы тоже можем так!
Теперь пора и отдохнуть: глубокий вдох, руки вверх.
Устали как – никак!
В. Скажите, ребята,:
Как называют людей, которые пишут повести, рассказы, романы?
Д. Писатели.
В. Кто пишет стихотворения?
Д. Поэты
В. Сказки пишут.
Д. Сказочники
В. Басни сочиняют.
Д. Баснописцы.
В. Переводят с других языков. (переводчики).
В. Театральные пьесы пишут. (драматурги).
В. Статьи в газеты и журналы пишут. (журналисты)
В. Может ли один человек делать все, что мы перечислили?
Д. Нет, не могут.
В. А вот Михалков был и поэтом, и писателем, и сказочником, и драматургом, и журналистом. А еще он писал басни.
В. Как вы думаете, что такое басня?
Д. Басня - короткий рассказ, который всегда чему-то учит. Действующими лицами обычно являются животные.
В. Какие басни вы знаете?
Д. «Слон и Моська», «Лисица и ворона», «Мартышка и очки», «Рак и щука»
В. Молодцы. А кто автор этих басен?
Д. Русский баснописец И. А. Крылов.
В. Сейчас я вам прочту басню С. Михалкова «Ошибка». Давайте пройдем в читальный зал библиотеки.
Дети усаживаются на стульчики.
В. Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя в читальном зале библиотеки?
Д. Нельзя громко разговаривать и мешать другим.
В. Молодцы. Присаживайтесь поудобнее.
Воспитатель читает басню С. Михалкова «Ошибка»
В- Кто главные герои басни?
Д: Заяц, журавль и лиса
В: Каким словом можно охарактеризовать зайца?
Д:3аяц трусливый, боязливый, не смелый, хвастливый.
В:Каким был журавль?
Д:Добрый, умный, мудрый, рассудительный.
В: О чем думал заяц, когда просил львиные клыки?
Д:Что, с помощью клыков он легко победит лису.
В:Получил ли заяц то, что хотел?
Д: Нет
В:Почему?
Д: Потому что, зайцу не клыки нужны, а храброе сердце.
В: Иногда о человеке говорят: «Эх, заячья душа!» О каком, человеке так говорят?
Д: Так говорят о человеке, который всего боится.
В:Сможете ли вы сами назвать какие-либо выражения, которые указывают на боязнь, трусливость?
Д: Душа в пятки ушла; дрожит, как осиновый лист; несется без задних ног
В: Какого человека автор высмеивает в басне
Д: Трусливого, не решительного, хвастливого
В: Басня называется «Ошибка» Как вы думаете почему?
Д: Потому что журавль ошибся, когда поставил львиные клыки зайцу
В: Имея трусливое сердце никакие клыки не помогут.
В: Чему учит басня? В чем ее мораль?
Д: Чтобы зайца от страха избавить, ему не клыки львиные нужны, а львиное сердце.
В. Молодцы, ребята, правильно поняли о чем идет речь. Какие бы пословицы подошли к басне «Ошибка».
Д: «Волков бояться в лес не ходить», «У страха глаза велики», «Трус, что заяц, — и тени своей боится», «Трусость силу отнимает».
В: Ребята давайте повторим эти пословицы и запомним их.
В: Ну что же, ребята давайте еще раз пройдем по библиотеке, полюбуемся на книги.
Закончилась наша экскурсия, но не закончилась дружба с творчеством С. В. Михалкова, с его книгами, которые согреты добрым, проникновенным юмором.
Наше путешествие я хочу закончить такими словами:
Книг заветные страницы
Помогают людям жить.
И работать, и учится,
И Отчизной дорожить.
На память о нашей экскурсии я хочу вам подарить книжки-раскраски по произведениям С. Михалкова.
Приложение 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические кары к проекту "Путешествие в страну С.Михалкова".
Практическое приложение к долгосрочному проекту на тему: "Путешествие в страну стихов С.Михалкова"....
Продолжение: "Технологические карты к проекту С.Михалкова".
Технологические карты к проекту на тему: "Путешествие в страну стихов С.Михалкова"....
Экскурсия в детскую библиотеку г.Венева "Веселый день с Сергеем Михалковым" (литературное знакомство, посвященное 105-летию со дня рождения С.В.Михалкова)
Формировать интерес к книге, используя творчество детского писателя С. В. Михалкова;обогащать и систематизировать знания детей о творчестве С. В. Михалкова; формировать у...
Познавательный информационный среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 105-летию со дня рождения Сергея Михалкова, "Путешествие по страницам книг Сергея Михалкова "
Книга служит сильным, действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. А перед педагогом сто...
Проект по знакомству дошкольников с творчеством С Михалкова « Путешествие в страну стихов и сказок С. Михалкова.»
Проект по знакомству дошкольников с творчеством С Михалкова « Путешествие в страну стихов и сказок С. Михалкова.» Цели: создание книги рисунков «Моя любимая новогодняя игрушка&r...
Конспект занятия в разновозрастной группе с 5 до 7 лет по теме Инсценировка сказки «Три поросенка» в обработке С. Михалкова.о 7 лет по теме Инсценировка сказки «Три поросенка» в обработке С. Михалкова.
по теме: Инсценировка сказки «Три поросенка» в обработке С. Михалкова.Цель: Формирование ценностного отношения к дружбе, развитие эмоциональной сферы детей.Приорит...
Сценарий литературного праздника, посвященный 110-летию со дня рождения С.В. Михалкова « Путешествие по станциям произведений Сергея Михалкова!» Старшая группа
Цель:Закрепление знаний детей о творчестве С.В.Михалкова.Задачи:-продолжать учить детей рассказывать стихотворения наизусть;-развивать память, мышление;-формировать заинтересованность детей к творчест...