Беседа по сказке А. Церетели «Летучая мышь».
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

ЦЕЛЬ: Знакомство с грузинской сказкой «Летучая мышь».

ЗАДАЧИ: Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости. Побуждать детей эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Вырабатывать бережное отношение к книге, стремление рассматривать иллюстрации, желание повторно послушать именно эту сказку.

Материалы и оборудование: игрушка мышонка и летучей мыши, картинки с иллюстрациями к сказке.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_po_skazke_letuchaya_mysh_.doc96 КБ
Файл akakiy_tsereteli_letuchaya_mysh.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа по сказке А. Церетели «Летучая мышь».

ЦЕЛЬ: Знакомство с грузинской сказкой «Летучая мышь».

ЗАДАЧИ: Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости. Побуждать детей эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Вырабатывать бережное отношение к книге, стремление рассматривать иллюстрации, желание повторно послушать именно эту сказку.

Материалы и оборудование: игрушка мышонка и летучей мыши, картинки с иллюстрациями к сказке.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите читать книги? Как вы думаете, для чего нужны книги (ответы детей) Кто пишет сказки? А кто сочиняет стихи? (ответы детей) Молодцы!

Посмотрите, здесь письмо. А хотите узнать, что написано в этом письме? Тогда внимательно слушайте. (Воспитатель читает письмо).

«Здравствуйте дети, вы меня увидите, когда отгадаете загадку.

Живет в норке.

Грызет корки.

Короткие ножки.

Боится кошки.

Воспитатель: Дети вы догадались, кто сегодня к нам придет в гости? (Ответы детей.)

Правильно – это мышка.

Воспитатель: -  Если это маленький детеныш мышки, как его можно назвать?

Дети: - Мышонок.

Появляется мышонок.

Воспитатель: Наш мышонок пришел рассказать нам свою историю, а история ее описана в сказке Акакия Церетели «Летучая мышь»

Воспитатель читает детям сказку.

Беседа и составление сказки из картинок

Воспитатель: 

Как называется сказка?  Какой был мышонок в этой сказке?

Воспитатель: - С кем и где жил наш мышонок?

Воспитатель: Чем занимался наш мышонок в подвале?

Воспитатель: Какое правило нарушил мышонок?

Воспитатель: Что он увидел?

Воспитатель: И что решил наш мышонок??

Воспитатель: И, что с ним дальше стало?

Воспитатель: Что он почувствовал, когда стал летучей мышью?

Воспитатель: Как поступили с мышонком птицы?

Воспитатель: Почему птицы гнали мышонка?

Воспитатель: Что пришлось сделать мышонку?

Воспитатель:  Как его приняли сородичи???

Воспитатель:  Почему сородичи его толкали, кусали и гнали?

Воспитатель:  С кем остался наш мышонок?

Воспитатель:  Как вы думаете, какие чувства испытывает мышонок?

Воспитатель:  Какие чувства у вас вызвала эта сказка?

Мышонок остался один, потому что он забыл своих родных. Он хотел выделиться и стать кем-то не похожим на своих родственников. Хотел смотреть на них свысока, он стеснялся их и даже призирал их (объяснение слова призирать). Птицы его не приняли потому, что он был не такой как они, а так как он себя изменил и стал не похож на обычных мышей, они его не узнали, не признали своим и прогнали.

Мораль: нельзя забывать  свои корни и своих родных.

 Физминутка «Вышли мышки».

Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте)

Поглядеть, который час. (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами)

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши)

Мышки дернули за гири. (руки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири»)

Вдруг раздался страшный звон, (хлопки перед собой)

Убежали мышки вон (бег на месте).

В заключении можно сделать рисование, аппликацию, пластилинографию, театральную сценку, или инсценировку части произведения. Так же после показа иллюстраций к сказке можно предложить нарисовать свои иллюстрации или попробовать вместе с детьми сочинить другую более счастливую концовку к сказке.



Предварительный просмотр:

Акакий ЦЕРЕТЕЛИ

ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ

Жил-был Мышонок, не тихий, не шумный,
Не злой и не добрый, не глупый, не умный,
Не очень-то смелый,
Не чёрный, не белый,
Обычный Мышонок
С длинным хвостом –
Серая шкурка
И ушки торчком.

С мамой и папой они проживали
В уютном и тёплом и тёмном подвале.
Его темнота не смущала нимало –
Он в прятки играл в закоулках подвала.
Ел вкусные чёрные чёрствые корки
И сыр, очень мелко натёртый на тёрке,
Любил при луне погулять по дорожкам,
Как водится, кошки боялся немножко.
Ну что ещё можно мышонку желать?
Ему бы спокойно жить-поживать.
Но он в нарушенье мышиных приличий,
Забыв на мгновенье мышиный обычай,
На улицу вышел средь белого дня.
(Ах, если б узнала об этом родня!)

Над ним высокий купол неба
И облака белее хлеба,
И воздух жаркий вверх струится,
А в небе – птицы, птицы, птицы…
Стрижи, вороны, воробьи:
КАР-КАР! ЧИВ-ЧИВ! ТЮВИ- ТЮВИ!
И тут Мышонок прошептал:
- Ведь я ни разу не летал!
Хочу порхать и щебетать,
Хочу крылатой птицей стать.
Мне скучно жить с мышами,
Хочу дружить с орлами!
Хочу взлететь под облака,
А может быть, и выше,
И глянуть сверху, свысока
На бедных серых мышек.

И выросло вдруг на спине у Мышонка
Большое двойное крыло-перепонка.
Резное крыло в половину зонта –
Подвластна Мышонку теперь высота!

Он стал не Мышонком, а мышью летучей
И может подняться над горною кручей.

И вот уже в небо мышонок стремится,
А рядом со свистом проносятся птицы.
Вороны, стрижи, журавли и орлы,
И слышится громкое КАР-Р! и КУРЛЫ!

И счастлив Мышонок – он в небе летает,
Он врезался в птичью весёлую стаю.
Над горной вершиной он гордо взмывает
И род свой мышиный он знать не желает!

Но тут чирикнул воробей:
- А это что за птица?
- Какой породы и кровей? -
Тювикнула синица.

- И перьев нет, и клюва нет! -
Прокаркал злобно ворон вслед.

И свистнул стриж:
- Да это мышь
С мышиными ушами!
И как осмелилась она
Кружиться вместе с нами,
Стрижами и орлами?!

- Не нужно в небе нам мышей!
- Гони! Гони её взашей!

И на Мышонка стаи птиц
Со всех сторон напали,
Хлестали крыльями его,
Клевали и щипали,
И гнали,
гнали,
гнали!

И с неба на землю мышонок упал
И тут же забился в знакомый подвал.
В пыли отдышался и счастлив опять –
Он дома и больше не хочет летать.

От шума проснулся мышиный подвал,
Забегал, зашмыгал, во тьме засновал.

- Я свой! Я Мышонок! Узнали меня? -
Но в страхе метнулась по щелям родня.

Из норок и щёлок - глаза и усы,
Шёпот и шорох, хвосты и носы.

- Смотрите, смотрите, да он без хвоста!..
- Смотрите - крыло в половину зонта!..
- Мы сроду таких не видали мышей!
- Гоните его из подвала взашей!..

И мыши тотчас на Мышонка напали,
Кусали,щипали,
Толкали, пищали
И гнали,
и гнали,
и гнали,
и гнали!

...В развалинах старых, где плесень и тишь,
Живёт одиноко летучая мышь.
Не смеет побегать в подвале с мышами
И, птиц опасаясь, летает ночами.
Она презирала родных и друзей,
А птицы её не признали своей.

И нет рядом с нею ни друга, ни брата,
И в норку родную ей нету возврата.
Живёт одиноко летучая мышь
В развалинах старых, где плесень и тишь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инсценировка сказки "Летучая мышь". Занятие для детей 5-6-лет по парциальной программе "Миры детства: конструирование возможностей" Т.Н.Дороновой и других авторов.

Данный конспект  занятия  представляет собой инсценирование сказки  "Летучая мышь"  в совместнгой днеятельности воспитателя и детей.   Рекомендован для работы с детьми 5-...

Сказка "Летучая мышь"

Инсценировка сказки "Летучая мышь"...

Методическая разработка НОД "Летучая мышь-животное или птица?"

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста . Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей видеть основные признаки животных и птиц, фо...

Мастер-класс самолет-летучая мышь в технике оригами

В этом мастер-классе вы узнаете как сделать из листа бумаги формата А4 необычный самолет-летучую мышь своими руками в технике оригами. Мастер - класс имеет подробное описание процесса изготовления и п...

Поделка "Летучая мышь"

Ручной труд с использованием природного материала "Летучая мышь"...

Конспект НОД "Летучая мышь"

Конспект НОД "Летучая мышь"...