Статья "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста"
статья по художественной литературе (подготовительная группа)

Анна Витальевна Яковлева

в данной статье вы можете ознакомиться с важностью поликультурного воспиатния детей дошкольного возраста. а так же почему именно в дошкольном возрасте важно ознакомиться с хэтим вопросом именно в детском саду .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл politkulturnoe_vospitanie.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Яковлева Анна Витальевна

МБДОУ «Детский сад №208 «Златоград»

г.Чебоксары

Народные сказки, как средство поликультурного воспитания дошкольников.

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем
по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
(А. Н. Толстой)

Аннотация: Жить в мире разных людей и идей, иметь свои права и свободы, и при этом, не нарушать права и свободы других людей возможно только благодаря воспитанию. Толерантность не передается по наследству, поэтому в каждом поколении необходимо воспитывать эти качества, и чем раньше начнется формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, народные сказки, культура и обычаи, дошкольное воспитание. 

В настоящее время проблема поликультурного образования является весьма актуальной, так как российское общество многонационально и поэтому задача воспитания подрастающего поколения в духе интернационализма, уважения к другим народам и национальностям, к их культурным ценностям, языку является необходимой в условиях современного мира.

Целью поликультурного воспитания является формирование разносторонне творческой личности, обладающей представлением о Родине, её обычаях, традициях, истории, уважением к другим культурам, умеющей жить в мире и согласии с людьми других национальностей[1].

Поликультурное ценностное наследие, сохраняемое в памяти народа в сказках, пословицах, поговорках, преломляясь сквозь призму национальных обычаев, в конечном итоге имеет цель воспитывать и обучать молодое поколение на лучших идеалах народа[2].

Для знакомства детей с культурой и обычаев, менталитетом других стран думаю будет интересно изучить сказки других народов России. Так как народные сказки разных национальностей хорошо передают менталитет и характер этого народа, то при чтении сказок можно позитивно заинтересовать детей. Это очень благодатная почва для беседы с детьми, что влияет на развитие речи и мышления. Сказка учит с уважением относиться к чужим мнениям, высказываниям и взглядам, принимать и уважать не только свою культуру, но и другие культуры и национальности.

С точки зрения детской психологии ребенок всегда может обособлять себя с тем или иным сказочным персонажем. При чтении народных сказок других национальностей можно легко отметить чем отличается мышление, менталитет этого народа, как и сделать акцент на том, чем мы похожи.

Чтение сказок хорошо влияет на воображение и на фантазию ребенка. Поэтому использование сказок во время непосредственной образовательной деятельности положительно влияет на поликультурное воспитание ребенка в дошкольном возрасте. Вместе со сказочным героем ребята отгадывают загадки и раскрывают тайны, вспоминают старинные развлечения и игры. Детям, и даже взрослым всегда было захватывающе интересно «волшебное» перемещение из одной сказки в другую.

Делая вывод, как писали многие учёные С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, Н.М. Карамзина, А.Э. Измайлов, детям изучение промыслов и традиций другого народа, специфику и разнообразие их жизни, удается через чтение народных сказок. В сказках изображают другие народности, страны, жизнь в разных местах, культуру и быт других этнических сообществ. И всё это преподносит в сознании маленького слушателя понятие того, что добро всегда побеждает зло; делать добрые дела и принести пользу другому человеку - это всегда хорошо[4]. Так при чтении и ознакомление со сказками других национальностей дети смогут узнать не только об их культуре, нравственных ценностях, обычаях, природе, но, что очень важно, лучше узнать, понять и полюбить свою собственную страну, оценить ее своеобразие и неповторимость. Дети будут понимать, что каждый народ неповторим и самобытен, и в то же время, что у всех нас много общего[5]. 

Список литературы:

  1. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. - 2000. - № 2. - С. 105-107 .
  2. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. - 1999.
  3. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках. М: Педагогика, 2000.
  4. Затеева Л. А., Кожурова А. А. Роль народных сказок как средство поликультурного воспитания младших школьников в условиях малокомплектной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – 32с.
  5. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635b3ad78a4c43a88521306d27_0.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...