Знаем ли мы детскую литературу
консультация по художественной литературе (старшая группа)
Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературная викторина | 786.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Знаем ли мы детскую литературу»
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
«Путешествие по сказкам»
Подготовила и провела воспитатель
Шашкова Е.Л.
Москва 2022 г
Программное содержание:
- Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;
- развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора;
- пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей;
- воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами;
- вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.
Материал
кузовок, клубочек, иллюстрации с сюжетами русских народных сказок, карточки с заданиями ;
Предварительная работа
- Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;
- оформление тематической выставки книг;
- разучивание игр «Кузовок со сказками», «Узнайте сказку», «Кто лишний?», «Найди ошибку», «Теремок», «Фанты»; загадок по сказочным сюжетам;
- совместные и самостоятельные игры с настольными театрами;
- изготовление для родительского собрания пригласительных билетов,
Ход викторины
Родители делятся на команды, дети присоединяются к своим родителям.
Воспитатель:
- для начала проверим, хорошо ли вы помните русские народные сказки? Как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей).
Дорога будет трудной. Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы сказочного леса, преодолеть все препятствия? – Тогда в путь! Только скажите мне сначала, какие волшебные предметы или существа помогают сказочным героям путешествовать. (Ответы: сапоги-скороходы, ковер-самолет, летучий корабль, клубочек, метла, ступа, печка, избушка на курьих ножках, серый волк, Сивка-бурка).
Воспитатель:
- А у меня тоже есть волшебный клубочек. Наверное, он поможет нам путешествовать.
Воспитатель подбрасывает его несколько раз и говорит: «Смотрите, клубочек-то живой! И он нам укажет путь».
Правила игры-путешествия
- каждый раз выбор задания происходит с помощью клубочка (взрослый катит клубок до заранее определенного места);
- получив и выполнив задание правильно, команда получает очко;
- если задание не выполнено или выполнено неверно, команда пропускает ход, а игрок, давший неправильный ответ, отдает какую-либо свою вещь (фант) ведущему; если участники других команд знают правильный ответ, то в порядке очереди они могут ответить и получить дополнительный ход;
- в конце игры проводится розыгрыш фантов, что помогает достичь финиша отставшим командам: команда, отыгравшая свой фант, получает очко.
Первое задание «Кузовок со сказками»
Воспитатель предлагает всем играющим кузовок со словами:
- Вот тебе кузовок, клади в него сказку, дружок,
Обмолвишься, отдашь залог!
Ответ играющего:
- Я положу в кузовок сказку… (название).
Второе задание «Путаница»
Командам предлагается карточка с перепутанной сказкой. Отгадав сказку, нужно сказать, что в ней перепутано.
- Сказка «Шарик, тростинка и ботинок».
Жили–были шарик, тростинка и ботинок. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Ботинок говорит шарику:
- Шарик, давай на тебе переплывем!
- Нет, ботинок! – отвечает шарик. – Пусть лучше тростинка перетянется с берега на берег, мы по ней и перейдем.
Тростинка перетянулась с берега на берег. Ботинок пошел по тростинке, она и переломилась. Ботинок упал в воду. А шарик хохотал, хохотал, да и лопнул!
- Сказка «Гном и лев»
Подружился лев с гномом, и вздумали они вместе горох сеять. Гном сказал: «Мне корешок, а тебе, Лева, вершок.»
Выросла славная морковь; гном взял себе корешки, а Леве отдал вершки. Поворчал Лева, да делать нечего.
На другой год говорит гном льву:
- Давай опять вместе сеять.
- Давай! Только теперь ты себе бери вершки, а мне отдай корешки, - уговаривается Лева.
- Ладно, пусть будет по-твоему,- сказал гном и посеял горох.
Добрый горох уродился. Гном получил вершки, а Лева – корешки. С тех пор у льва с гномом и дружба врозь.
- Сказка «Лена и тигр»
Жили-были мама и папа. И была у них дочка Леночка. Пошла Леночка в лес за орехами и заблудилась. Набрела на избушку, а в избушке жил большущий тигр. Стала она у него жить, кашу варить. Задумала Лена убежать, напекла блинов и велела тигру их отнести маме и папе, а сама в рюкзак спряталась. Пришел тигр в город, а там кошки как стали на него мяукать! Испугался тигр, рюкзак бросил и убежал. А Лена вернулась к маме и папе живая и невредимая.
Третье задание «Назови сказку правильно»
Играющим необходимо вспомнить и дать правильные названия сказок.
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка» | «Сивка-будка» |
Четвертое задание «Измени концовку сказки»
Участникам игры предлагается изменить концовку сказки «Колобок». Как можно помочь колобку, чтобы его не съела лиса?
Пятое задание «Отгадай название сказки»
Родителям необходимо отгадать названия сказок, иллюстрации из которых будут показаны: «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Жихарка».
Шестое задание «Собери сказку»
Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки. Детям необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название.
Седьмое задание «Книжная ярмарка»
Предлагается набор книг (5-6): из них все книги, кроме одной, с русскими народными сказками. Необходимо найти лишнюю книгу и объяснить свой выбор.
Восьмое задание «Песенки сказочных героев»
Участникам игры необходимо определить, каким персонажам принадлежат песенки или слова из сказок.
У меня не усы, а усищи, | Не садись на пенек, |
Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! | |
Ясни, ясни на небе звезды, | |
Аленушка, сестрица моя! | Несет меня лиса |
Воспитатель:
- А сколько у нас в кузовке вещей скопилось? Что мы с ними делать будем? Я знаю. Мы эти вещи разыграем. Игра называется «Фанты». Я буду доставать по одной вещи и предлагать различные задания владельцам этих вещей. За каждое правильно выполненное задание добавляется очко.
Варианты заданий для игры в «Фанты»
- Спеть песенку какого-либо сказочного героя;
- сказать волшебные слова, вызывающие Сивку-бурку;
- похвастаться, как заяц из сказки «Заяц-хваста»;
- повернуть избушку Бабы-яги;
- вспомнить, где спрятана смерть Кощея и т.п.
Воспитатель:
- Посмотрите, клубочек на полянку прикатился, зовет нас поиграть.
Проводится игра «Узнайте сказку».
- Варианты загадок
В сказке небо синее, |
| На лесной опушке |
Вор пшеницу воровал, |
| Ах ты, Петя-простота, |
Нет ни речки, ни пруда. |
| Вымолвил словечко – |
А дорога – далека, а корзинка – нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
«Маша и медведь»
Подведение итогов викторины–путешествия (проводит ведущий): все команды, преодолев трудности, дошли до финиша, победила дружба!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему: «Почему детскую литературу называют своеобразной областью общей литературы?»
Эссе На тему: «Почему детскую литературу называют своеобразной областью общей литературы?»...
Методическая разработка "Неделя детской литературы в старшей группе детского сада"
Цель: Активизировать работу дошкольного образовательного учреждения по приобщению воспитанников к книжной культуре, освоению детьми дошкольного возраста образов...
Сообщение из опыта работы: «ЗНАКОМСТВО С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ПОНИМАНИЕ НА СЛУХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».
laquo;Познакомить ребёнка с книгой – лучший подарок, который мы можем ему сделать». Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом работы по ознакомлению детей средней группы (4-5 лет) ...
Чтение художественной литературы, принципы, подбор детской литературы, место для чтения в режиме дня.
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение ре...
Художественная литература «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»
Охарактеризуйте детскую литературу как часть общей литературы, обоснуйте её специфику. Перечислите виды детских книжек-игрушек и обоснуйте её педагогическую ценность.Ее особенности определяются воспит...
Педагогические чтения "Формирование интереса к художественной литературе с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой»
Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...
Знакомство дошкольников с детской литературой посредством совместного детско-родительского проекта «Книга в семье»
Очень трудно представить себе детство без любимых детских книг. Книги нужны не только для развлечения,но и для развития и обучения ребёнка,так как они делают его жизнь необычайно интересной и полной у...