О роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста.
статья по художественной литературе (младшая группа)
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
Скачать:
Предварительный просмотр:
О роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста.
Составил: воспитатель ГБОУ № 53
Кузьмина ГалинаИвановна
Работая с детьми раннего возраста, важно: организовать режимные моменты, провести игру-занятие, встретить новичка, успокоить не в меру расходившихся малышей и т. д. Здесь могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные, создавшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. И что примечательно: так называемые малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают и его воспитанникам. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию иконно народной русской речи, отражающей, как известно, традиции и мировидение ее создателей и носителей.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
Сказки, песенки, потешки считаются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного творчества для выражение своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Припевки, потешки дети слышат с самого раннего детства. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора: песенки, потешки, сказки. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Песенки, потешки заставляют малышей двигаться, побуждают к действию, например:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!
Все знают, как воспитателю порой бывает непросто наладить эмоциональный контакт с детьми в адаптационный период, а ребенку – войти в новый, непривычный для него, а потом таящий угрозу мир детского сада. Непросто, но задача облегчается, если воспитатель умело использует потешки для новичков – так мы их называем.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший,
Ванечка – пригожий!
Красные кафтанчики,
Синие карманчики.
На дубу они сидят,
Меж собою говорят.
Все про Гуленьку,
все про маленькую.
Наша деточка в дому
Что оладушек в меду,
Красно яблочко в саду.
В светлом теремочке выросла Лизуша.
Все ее любят, все ее голубят.
Любой воспитатель на собственном опыте понимает: дневной сон для малыша необходим, но как помочь ему уснуть, а после сна «вернуться» в реальный мир, как можно спокойнее. Русский человек позаботился и об этом.
Потешки на сон грядущий
Спи, усни, детка Андрюшенька.
Все ласточки спят,
Все касаточки спят,
Нашему Андрюшеньке
Спать велят.
Баю, баю, байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
А качи, качи, качи,
Петушок не кричи,
А приди к нам ночевать,
Нашу Катеньку качать.
Петя – петушок качал
Катю убаюкивал.
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай
И в гудочек не гуди –
Наших деток не буди.
Потешки после сна
Котик серенький присел
На печурочке
И тихохонька запел
Песню Юрочке;
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
Тяги, тяги, потягушеньки,
На дочку порастушеньки.
Ты расти здоровая, во все времечко.
Как пшеничное тестечко.
Но вот, наконец, дети встали. Впереди умывание и кормление. Не хочется, но надо. И приучаться это делать тоже надо.
Потешки для умывания
Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке - ладошки,
А пальчики – Антошке.
Потешки при кормлении
Гойда, гойда, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить.
Один скажет –кашкою,
Другой простоквашкою,
Третий скажет – молочком
И румяным пирожком.
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица –синица за зерна взялась,
Зайка – за капусту,
Мышка – за корку,
Детки – за молоко.
Умница Катенька,
Ешь кашку сладенькую,
Вкусную, пушистую,
Мягкую душистую.
За окном – солнечный денек. Время гулять! Но сначала одеться
Пора уже учиться самостоятельно. Пора, но в первый раз все кажется трудным. А вот с потешками легче и веселее.
Вот они, сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот –с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки.
Этот –с правой ножки,
Этот – с левой ножки.
Вот так хорошо.
Валенки, валенки,
Невелички, маленькие,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Завяжи потуже шарф,
Буду делать снежный шар.
Я шар покачу,
Гулять хочу.
Дети устают, ссорятся. У них, как и взрослых, бывает плохо на душе и хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. Что ж, приласкаем их и расскажем потешки для тех, кто плачет или шумит.
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки –
Для Машиной потешки.
Если будешь плакать,
Дадим худой лапоть.
Это что тут за рев?
Уж не стадо ли коров?
Это не коровушка –
Это Вова – ревушка.
Не плач, не плач,
Куплю калач.
Чек, чек, чек,
Зубы на крючок.
А кто слово скажет –
Тому щелчок.
И при организации игр фольклор незаменим. Игровые потешки используются в детских садах достаточно широко. Приведем лишь некоторые примеры.
Водят мыши хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши. Не шумите.
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька – кот,
Разобьет весь хоровод.
Уходи с дороги, кот,
Наша Танечка идет.
Топ – топ- топ- топ,
Никогда не упадет.
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В ямку –бух! –
Провалился петух.
Стань-ка на дорожке,
Хлопни-ка в ладошки,
Топни каблучками,
Потанцуй-ка с нами.
Этот пальчик – дедка,
Этот пальчик – бабка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
А вот это – наш малышь,
И зовут его Денис!
(Взрослый загибает пальчики на руке у малыша).
Малыш учится ориентироваться в окружающем его мире. Художественные произведения помогают возникновению первых ориентировок. Полезно подбирать произведения, в которых лаконично и точно говорится о человеке и его действиях или описываются животные, действующие, как человек, например:
Собака на кухне пираги печет.
Кот в углу сухари толчет.
Кошка в окошке платье шьет.
Курочка в сапожках избушку метет.
Восприятие этого произведения ребенку помогут иллюстрации, так как с их помощью малыш может зрительно представить себе место и характер действий персонажей. Отношение к книги необходимо воспитывать с раннего детства, поэтому не следует разрешать ребенку рвать страницы, пачкать, бросать ее или использовать не по назначению.
Экологическое воспитание должно начинаться как можно раньше. Для ясельных групп «приобщаются» к экологическим проблемам, получая знания о домашних животных и птицах и их роли в жизни человека, проникаясь гуманным отношениям к ним (о животных надо заботиться, их «благополучия» зависит от людей). Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают воспитателю активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям.
Ой, люли, люли, люли,
Прилетели журавли.
Как они летели –
Все на них глядели.
Журавли курлыкали,
Киски мурлыкали.
Курочка – тараторочка
По двору ходит,
Хохолок раздувает,
Своих деток подзывает:
- Куд – куда, -куд – куда!
Идет петушок
Красный гребешок,
Хвост – узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Частая походка.
Рано утром встает,
Красны песенки поет.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому – в платок.
Кому - в зубок,
Кому – в лапочку.
Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел.
На печи калачи,
Как огонь, горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.
Кукареку, петушок,
Золотой гребешок,
Вскочил к Маше на шесток,
И клюнул блинок.
А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать их как можно больше! Это понимали и наши далекие предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, времена года, солнца, небе…
Сосна. Сосна,
От чего ты красна?
От того я красна,
Что под солнышком росла!
Ой ты зимушка – зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет. Вьюга вьет,
Вдоль по улице метет.
Как по этой по метели
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят.
Дождик, дождик поливай!
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик припусти,
Дай капусте подрасти.
Ой, ты радуга – дуга,
Не давай дождя –
Давай солнышко –колоколнышко.
Любовь к родине начинается с малого. Может быть, с познания быта родного народа, родственных связей, ощущения своих предков…
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала
Детушкам давала.
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два.
Хороши оладушки
У нашей бабушке!
Месит баба тесто,
Есть в печке место.
Печет, печет каравай.
Переваливая валяй!
Ай, тапочки, таточки!
Встал малчик на пяточки,
Стал на пяточках ходить,
Одну бабушку любить.
Итак:
-малыш еще и слов – то знает мало –колыбельная песня завораживает его своей музыкальностью, образностью, ритмом и нежностью.
-малыш делает первые шаги, агукает, потягивается, плачет. Радуется – пеструшка помогает ему осваиваться в мире, который ему еще не очень понятен;
-малыш день ото дня растет, вот он уже начал играть – пеструшка и тут приходит ему на помощь;
-малыш учится ходить, умываться, одеваться – песенка подсказывает, как это делать лучше;
-малыш учится быть человеком – слушая потешки и песенки, получает – ненавязчиво- добрые и мудрые наставления (герои потешек добры, трудолюбивы, заботливы, щедры).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самообразование"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста
ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА» САМООБРАЗОВАНИЕ «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...
«РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Работа с родителями...
Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста
Фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяется успешностью его общего развития в дошкольный период детства, закладывается в раннем возрасте. На мой взгляд, необходимо возродить лучшие о...
Консультация для воспитателей младших групп "Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"
Консультация для воспитателей младших групп"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"...
"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"
2. «Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста» «Что родное слово, является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний"...
О роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста
Организовать режимные моменты, провести игру-занятие, встретить новичка, успокоить не в меру расходившихся малышей и т. д. могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные....
Консультация для родителей на тему: «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей раннего возраста».
Консультация для родителей на тему: «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей раннего возраста»....