"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа) на тему
2. «Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста»
«Что родное слово, является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний"
К.Д.Ушинский
Цель: изучить и опытно-экспериментальным путем проверить влияние малых форм фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Я решила выбрать эту тему в связи с тем, что в наше время наблюдается процесс упрощения, оскудения богатого русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.
К малым формам фольклора относятся:
- колыбельные песни, пестушки, потешки, поскакушки, прибаутки, жеребьевки, заклички, проговорки, считалки, молчанки, загадки, пословицы, поговорки и др. Их влияние на развитие речи детей неоспоримо.
С помощью малых форм фольклора решаются практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников, необходимо использовать этот богатейший материал словесного творчества народа в развитии речи детей дошкольного возраста.
Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, узнает близких, поэтому я забавляла его песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
У меня был небольшой опыт работы с детьми по изучению фольклора. Большое внимание я уделяла изучению народной сказки, пословицам, поговоркам, закличкам.
Моя работа по самообразованию была нацелена на то, чтобы дети ещё с дошкольного возраста приучались к народной культуре, красоте русского слова. Ведь, как сказал великий классик М. Горький: «Начало искусства слова – в фольклоре». Для меня очень важно донести до ребенка красоту русского народного слова, уважительное отношение к старинным праздникам и традициям, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми, я старалась учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. Здесь мне очень помогают такие малые формы фольклора как потешки. Я подбираю и выразительно рассказываю потешку, которая помогает установить контакт с ребенком, вызывает у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю.
Вместе с потешками мы причесываемся, одеваемся на прогулку, играем. Делаем гимнастику с малышами, приговаривая потешки, - так веселее!
Я использую потешки и в пальчиковых играх с детьми. Давно известно, что пальчиковые игры, которые придумали нянюшки в прошлые века, развивают одновременно координацию движений и речь, так как центры мозга, отвечающие за эти виды деятельности, связаны между собой. Дети, которые регулярно играют в пальчиковые игры, в среднем начинают говорить раньше, чем те малыши, которые в эти игры не играют.
С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.
Изготовила настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».
Составила картотеку по русским народным играм: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток», «В воробья», «Гуси-гуси», «Пчелы и ласточка», «Молчанка», «Золотые ворота», «Птички», «Куры-курченяточки», «Крута гора», «Змейка»,»Каравай»,»Летят-не летят», «Утка и волк»..
Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок, сделано дидактическое пособие «Любимые потешки, прибаутки моего ребенка», картотека потешек и прибауток.
Результатом моей работы явилось то, что улучшилась память детей, расширился кругозор, увеличился словарный запас, они с большой охотой приходят в детский сад, легче прошли адаптационный период, неговорящие дети стали разговаривать. Следует сказать и о том, что вводя в свою работу потешки, пестушки, прибаутки я знакомлю детей с творчеством русского народа, что, в свою очередь, воспитывает и патриотические чувства ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самообразование"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста
ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА» САМООБРАЗОВАНИЕ «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...
«РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Работа с родителями...
Обобщение опыта "Использование малых фольклорных форм с детьми раннего возраста"
Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе, особенно в раннем возрасте. Работая с детьми раннего возраста более 10 лет, пришла к выводу: ор...
Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста.
В статье обозначена необходимость возрождения и применения лучших образцов народной педагогики....
Консультация для воспитателей младших групп "Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"
Консультация для воспитателей младших групп"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"...
КАРТОТЕКА МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
КАРТОТЕКА МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
Картотека малых фольклорных форм для детей раннего возраста
Фольклор помагает в развитии различных средств интонационной выразительности,у детей накапливается и обогащается активный словарь, память,мышления.Знакомство с народными произведениями обогащает...