Урок литературного чтения в 1 классе А.П.Гайдар «Совесть»
план-конспект по художественной литературе
Тема: А.П. Гайдар. Совесть.
Цель урока:
- Сформировать у учащихся начальной школы представление о
понятие совесть, поступок, добрый и плохой поступок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе А.П.Гайдар «Совесть»
Тема: А.П. Гайдар. Совесть.
Цель урока:
- Сформировать у учащихся начальной школы представление о
понятие совесть, поступок, добрый и плохой поступок.
- Разобрать с учащимися, термин поступок на примере произведения
А.П. Гайдара «Совесть»
- Обосновать, объяснить и разобрать этиологию поступков на примере
произведение.
- Разобрать с учащимися терминологию таких качеств личности, как
чувства вины, стыда, зависти и ненависти.
Задачи:
1.Развивающие:
– развивать у учащихся процесс мыслительных операции, а именно
наблюдение, общение, сравнительного анализа.
2 Воспитывающие:
- воспитание у учащихся таких качеств личности, как чувство совести,
сострадания и жалости.
3 Образовательные:
- при работе с литературным текстом создать оптимально комфортные
условия для восприятия и усвоения текста, вытыкающей из текста морали.
Представление о результате:
Личностные:
- при прочтении теста прожить его в образе главной героини, научится
воспринимать с ней чувство совести.
- научить учащихся адекватно воспринимать поступки людей
- научиться оценивать поступки при помощи рассказа А.П.Гайдара
«Совесть»
Метапредметные:
Регулятивные УУД.
- учить учеников работать в тандеме учитель – ученик, работать над
текстом и высказывать свое мнение, не боясь насмешек и комментариев от
одноклассников.
- учить первоклассников вести монолог раскрытым обоснованным
предложением.
Познавательные УУД.
- учить работе с текстом, находить заданные тезисы в тексте.
Коммуникативные УУД.
- слушать и понимать речь учителя, не отвлекаясь, быть внимательным.
Ход урока:
Учитель приветствует учащихся. Напоминает правила поведения на
уроке. Вспоминает с учащимися правила посадки ученика. Дети садятся на
свои места, проверяют правильность посадки на стуле за партой,
аккуратность на парте, настраиваются на работу во время проведения урока.
Учитель – «Ребята, послушайте, внимательно несколько предложений.
Слушайте очень внимательно, пожалуйста, не отвлекайтесь. Итак, слушаем.»
Произносит не громким голосом, четко проговаривает слова.
- Сделано на совесть;
- Поступить по совести;
- Этот поступок на его совести.
Все услышали? При необходимости повторяет.
Скажите мне, какое слово постоянно встречается в этих предложениях
– правильно, это слово совесть. Кто может объяснить, о чем первое
предложение, второе, третье – выслушивает учеников, помогает построить
правильный ответ.
Подумайте, что такое совесть? Слушает ответы
Послушала я ваши ответы, вы молодцы, все знаете, но мне очень
хочется проверить правильность ваших высказываний - смотрите ребята,
принесла вам на урок толковый словарь, открываю букву с, ищу слово, вот
тут написано точное значение. Учитель читает толковое значение слова
совесть.
Учащиеся пробуют ответить на вопросы, поднимают руку, учитель
постоянно старается акцентировать на этом внимание, принимают активное
участие в обсуждении предложений, высказывают свое мнение.
Ребята, вот я вам прочитала слово и рассказала его значение. Но мне
почему-то кажется, что многие услышали значение, но не задумались над
ним. Сегодня к нам в гости пришла книга из библиотеки, точнее я ее
пригласила. Проходя мимо библиотеки, вдруг услышала, что на одной из
полок вздыхает книжка…- «Ой, книжечка, а что ты так тяжело дышишь»,
спросила я у нее, а она сквозь слезы ответила… - «мне кажется, что у вас в
классе ребята не знают все о совести и иногда поступают не по совести. Вы
вот возьмите меня и почитайте ребятам». Взяла я книгу и принесла ее в
класс. Посмотрите, какая она теперь красивая и веселая. Будем ее слушать?
Ребята, а как вы думаете, какое название у книги, выслушиваю ответы,
но не делаю под итог. Автор у этой книги А.П.Гайдай. Сегодня мы
познакомимся с его биографией.
Скажите мне, кто уже знаком с этим автором, какие рассказы вы
читали.
Аркадий Петрович Гайдар. - Оказывается это фамилия писателя
ненастоящая, а псевдоним. Аркадий Петрович Голиков. Хорошим, чудесным
человеком был. Он прожил на свете всего 37 лет, но это была жизнь, до
конца отданная людям.
Родился Аркадий Петрович Гайдар 22 января 1904 года (102 года назад) в небольшом городе Льгове. А. Гайдар любил детей, любил жизнь и во имя лучшей жизни он 14-летний мальчишка ушел добровольцем на фронт в Красную армию. В 16 лет А.П. уже командовал полком. Храбро сражался за свою Родину. В 1941 году началась ВОВ. Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал и в партизанском отряде. А.П. Гайдарбыл уволен из армии из – за тяжелой контузии. После этого он стал детским
писателем.
— Вот такой замечательный человек написал рассказ «Совесть»
Ученики слушают рассказ учителя и заинтригованные придумывают
название книги. Внимательно ждут прочтение рассказа учителем.
Физкультминутка:
На доске интерактивной видео ролик с «мультяшкой», который делает
быстрый комплекс упражнений.
Дети слушают рассказ, дают рассказу название. Выслушиваю ответы
учеников. Ученики слушают учителя.
- Назовите этот рассказ?
Словарная работа (слова напечатаны на карточках, на доске).
Вышмыгнула, добродушный, украдкой, беспощадная, болтается,
наткнулась, сообразила.
Учитель предлагает прочитать текст читающим детям, а всем
остальным проследить.
Анализ текста;
Учитель задает опорные вопросы по тексту?
- Нина ходила в школу? А почему Нина не пошла в школу?
-Почему Нина решила не пойти в школу?
- Понимала ли Нина, что поступает плохо?
- Какие слова об этом говорят? (выборочное чтение)
- Почему украдкой?
- Посмотрите, пожалуйста, в тексте написано, какое настроение у Нины
было сначала, найдите, прочитайте.
- Нина была в хорошем настроении, что случилось с Ниной, почему у
нее испортилось настроение?
- Расскажите, какое настроение у Нины было в конце книги?
- Почему Нина себя так почувствовала?
— Это как? (Рассуждения детей).
- Почему у Нины появилось такое чувство в душе? - Ребята, что такое
совесть?
Вывод: Ребята, совесть — это такое чувство, которое вызывает у нас
стыд перед самим собой или окружающими людьми.
Ребята, что вы можете сказать о совести Нины? А о совести малыша?
Что вызвало чувство вины, а что такое вина? А как Нине надо поступить, что
бы избавиться от чувства вины. Дети придумывают название рассказу,
выслушиваю мнение и пытаюсь вывести на полный обоснованный ответ.
Учащиеся своими словами поясняют терминологию слов.
- Нина не выучила уроки. Дети работают с текстом., находят и
зачитывают ответы. Пытаются отвечать самостоятельно, учитель все время
контролирует правильность посадки учеников, правильность и культуру
поведения во время урока. - описывая настроение Нины прибегают к таким
определение – радость, веселье.
-Нина увидела малыша, решила, что малыш прогуливает уроки, хотела
проучить малыша, у Нины испортилось настроение, Нина поняла, как не
хорошо она поступила.
Ученики пытаются объяснить и начинают сопереживать девочке,
пытаются найти ей оправдание, желательно найти стимул для учеников на
чувства сострадания, сопереживания.
Дети высказывают свои определения, дают ответы. Придумывают
продолжение рассказа, как могла закончиться эта утренняя встреча?
- Ребята, в начале урока я задала вам три предложение, теперь вы с
легкостью можете их понять, вы знаете, как и что значит слово совесть. Вы
молодцы, книжка больше не переживает за вас, она знает о том, что вы
совестливые ученики и правдивые ребята.
Учитель: - Смотрите ребята, в книжке есть маленький карманчик, а в
нем лежат сердечки. Это книжка отдала вам свои сердечки для того, чтобы
вы всегда помнили о том, что совесть живет в домике, домик у совести
расположен в сердце.
Рефлексия:
Поднимите руку, если вы не поняли вопроса или не знаете как на него
ответить.
Ребята, кому понравился рассказ? Кто понимает слова совесть? Кому
понравился урок?
Вы сегодня молодцы! Можно теперь и отдохнуть!
- Да.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Приобщение младших школьников к истокам национальной культуры на уроках литературного чтения»
Методическая разработка«Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»...
Урок литературного чтения.М.Зощенко "Елка"
Урок литературного чтения.М.Зощенко "Елка"...
Электронный образовательный ресурс как компонент учебно-методических материалов для урока литературного чтения в начальных классах
Нынешний век - век информационный. Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на ...
Анализ работы над темой по самообразованию. «Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения»
Анализ работы над темой по самообразованию. «Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения»...
урок литературного чтения Ю.Ермолаев "Два пирожных"
урок с применением технологии критического мышления ...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс УМК "Планета знаний". Тема: басня И.А. Крылова "Лисица и виноград"
Тема: Знакомство с басней И. Крылова «Лисица и виноград»Цель: познакомить учащихся с басней Ивана Андреевича Крылова «Лисица и виноград» .Планируемые результаты:Регулятивные: п...
Презентация урока литературного чтения 4 класс УМК "Планета знаний" тема: Знакомство с басней И.А. Крылова «Лисица и виноград "
Тема: Знакомство с басней И. Крылова «Лисица и виноград»Цель: познакомить учащихся с басней Ивана Андреевича Крылова «Лисица и виноград» .Планируемые результаты:Регулятивные: п...