Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Цели: учить умению точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки; грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи, понимать ее нравственный смысл.
Задачи:
- Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев;
- Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа;
- Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке;
- Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа;
- упражнять в умении правильно строить предложения при составлении связного рассказа;
- Упражнять детей в подборе слов, противоположных по смыслу.
Материалы: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и Братец Иванушка», сундучок, кубик, пазлы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Создание мотивационного поля (организационный момент). КОПИ КЛЭП
(Воспитатель хлопает в ладоши в определенном ритме. Дети прекращают все, что они делали до этого момента, поворачиваются лицом к воспитателю и повторяют ритм хлопка все вместе).
Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
Предложить детям занять места на стульчиках
Проблемный вопрос
Ребята, как вы думаете: - Что меняется несколько десятков раз у человека в день? Это настроение. А что это такое? (это эмоциональное состояние человека)
«Встать-сесть»/«Take off – Touch down»
В-ль: Ребята, у меня сегодня с самого утра замечательное настроение, а у вас?
-Я сегодня выспался.
-У меня хорошее настроение.
-Я готов к работе.
Давайте улыбнемся друг другу и с улыбкой помашем ручкой всем, кто находится в группе.
Вступительная беседа.
Воспитатель:
Воспитатель, стоя у книжного уголка (поставить книги на полку для лепки, на комод)
-Ребята, сколько у нас много увлекательных книг. А вы любите читать?
- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
- Почему вы их любите? (Ответы детей)
-Чему учат нас сказки? (в сказках много мудрости, они учат нас быть сильными, добрыми, великодушными, помогать тем, кто оказался в беде.
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
-А моя сказка живёт в волшебном ларце. Хотите, откроем его?
«Волшебный ларец, чудеса соверши: Нам сказку свои покажи».
«Кластер».
- Как называется сказка?
- Кто главные герои?
- Что случилось с Аленушкой?
- Что случилось с Иванушкой?
- Чем помог Купец?
- Что стало с Вельмой?
Воспитатель: ребята, посмотрите на стены. У каждой стены висит картина с героями из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Подумайте несколько минут и подойдите той картинке, которая вам больше всего понравился.
(Дети подходят к картинкам. Образуются группы.)
Воспитатель детям задает следующие вопросы:
-Почему вы выбрали именно этого героя?
-А почему вы не выбрали другого героя?
-Подумайте минуту и дайте свой ответ. (ТАЙМД-ПЭА-ШЭА, каждому ребенку дается одна минута, для того чтобы подумать и высказаться, время засекается песочными часами) Отвечать начинает тот ребенок который следующий по часовой стрелке.
А теперь я предлагаю вашим командам собрать пазлы с героями сказки.
(Садятся на стулья.)
-Расскажите какая была Алёнушка?
На мольберте изображение Алёнушки
Синквейн
- Кто?
Аленушка
2.Какая?
Добрая, заботливая
3.Что делает?
Предупреждает, переживает, выручает
4.Кто? (новое звучание темы)
Сестрица.-Расскажите каким был Иванушка?
- Кто?
Иванушка
2.Какой?
Глупый, непослушный
3.Что делает?
Пьёт, превращается, ослушался, исправляется
4.Кто? (новое звучание темы)
Братец
Воспитатель: в моём ларце есть ещё необычный кубик, он нам поможет рассказать разные сюжеты из сказки.
Вызывается ребёнок по желанию, кидает кубик и рассказывает сюжет, изображённый на стороне кубика. (если сторона повторяется, то переходят к следующей)
-Молодцы! Ребята, вы очень хорошо знаете содержание сказки, правильно ответили и объяснили свое отношение к героям сказки.
Физминутка
- Физминутку мы проведем следующим образом (МИКС-ФРИЗ-ГРУПП).
Дети начинают смешиваться между собой по русскую народную музыку, замирают, когда музыка прекращается и таким образом и объединяются в группы, количество участников зависит от ответа на какой-либо вопрос:
-сколько было братьев у Аленушки? (1)
-Сколько следов копыт увидели Аленушка и Иванушка (3)
-Сколько отрицательных героев в сказке (1).
-Сколько главных герое в сказке? (4)
Дети проходят на стульчики.
Воспитатель:
-А, сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Скажи наоборот»
Посмотрите на эту картинку, что изображено на ней? Давайте все вместе позовем Аленушку тихим,
жалобным голоском.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» (кидаю мяч, дети обратно).
-Аленушка добрая – а ведьма (злая);
-Дорога бывает длинной – а бывает (короткой);
-Поле бывает широкое – а бывает (узкое);
-Солнце горит высоко – (низко);
-Настроение веселое - (грустное);
-Люди бывают добрыми – (злыми);
-Аленушка красивая – а ведьма (страшная);
-Речка глубокая – (мелкая);
-Колодец далеко – (близко).
Воспитатель: закончилась наша сказка. Убираю в волшебный ларец все волшебные вещи. Мне понравилось, что вы были активны, интересно пересказывали сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Ответы детей по теме занятия:
-Было интересно…
- Было трудно.
- Больше всего мне понравилось…и.т.д
-Сейчас я вам предлагаю сделать книгу своими руками. Мы с вами будем художниками
иллюстраторами. И все что вам больше всего понравилось или запомнилось вы нарисуете, а затем из ваших рисунков мы сделаем нашу книгу про «Сестрицу Аленушку и братца Иванушку».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Цели: учить умению точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки; грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи, понимать ее нравственный смысл.
Задачи:
- Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев;
- Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа;
- Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке;
- Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа;
- упражнять в умении правильно строить предложения при составлении связного рассказа;
- Упражнять детей в подборе слов, противоположных по смыслу.
Материалы: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и Братец Иванушка», сундучок, кубик, пазлы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Создание мотивационного поля (организационный момент). КОПИ КЛЭП
(Воспитатель хлопает в ладоши в определенном ритме. Дети прекращают все, что они делали до этого момента, поворачиваются лицом к воспитателю и повторяют ритм хлопка все вместе).
Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
Предложить детям занять места на стульчиках
Проблемный вопрос
Ребята, как вы думаете: - Что меняется несколько десятков раз у человека в день? Это настроение. А что это такое? (это эмоциональное состояние человека)
«Встать-сесть»/«Take off – Touch down»
В-ль: Ребята, у меня сегодня с самого утра замечательное настроение, а у вас?
-Я сегодня выспался.
-У меня хорошее настроение.
-Я готов к работе.
Давайте улыбнемся друг другу и с улыбкой помашем ручкой всем, кто находится в группе.
Вступительная беседа.
Воспитатель:
Воспитатель, стоя у книжного уголка (поставить книги на полку для лепки, на комод)
-Ребята, сколько у нас много увлекательных книг. А вы любите читать?
- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
- Почему вы их любите? (Ответы детей)
-Чему учат нас сказки? (в сказках много мудрости, они учат нас быть сильными, добрыми, великодушными, помогать тем, кто оказался в беде.
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
-А моя сказка живёт в волшебном ларце. Хотите, откроем его?
«Волшебный ларец, чудеса соверши: Нам сказку свои покажи».
«Кластер».
- Как называется сказка?
- Кто главные герои?
- Что случилось с Аленушкой?
- Что случилось с Иванушкой?
- Чем помог Купец?
- Что стало с Вельмой?
Воспитатель: ребята, посмотрите на стены. У каждой стены висит картина с героями из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Подумайте несколько минут и подойдите той картинке, которая вам больше всего понравился.
(Дети подходят к картинкам. Образуются группы.)
Воспитатель детям задает следующие вопросы:
-Почему вы выбрали именно этого героя?
-А почему вы не выбрали другого героя?
-Подумайте минуту и дайте свой ответ. (ТАЙМД-ПЭА-ШЭА, каждому ребенку дается одна минута, для того чтобы подумать и высказаться, время засекается песочными часами) Отвечать начинает тот ребенок который следующий по часовой стрелке.
А теперь я предлагаю вашим командам собрать пазлы с героями сказки.
(Садятся на стулья.)
-Расскажите какая была Алёнушка?
На мольберте изображение Алёнушки
Синквейн
- Кто?
Аленушка
2.Какая?
Добрая, заботливая
3.Что делает?
Предупреждает, переживает, выручает
4.Кто? (новое звучание темы)
Сестрица.-Расскажите каким был Иванушка?
- Кто?
Иванушка
2.Какой?
Глупый, непослушный
3.Что делает?
Пьёт, превращается, ослушался, исправляется
4.Кто? (новое звучание темы)
Братец
Воспитатель: в моём ларце есть ещё необычный кубик, он нам поможет рассказать разные сюжеты из сказки.
Вызывается ребёнок по желанию, кидает кубик и рассказывает сюжет, изображённый на стороне кубика. (если сторона повторяется, то переходят к следующей)
-Молодцы! Ребята, вы очень хорошо знаете содержание сказки, правильно ответили и объяснили свое отношение к героям сказки.
Физминутка
- Физминутку мы проведем следующим образом (МИКС-ФРИЗ-ГРУПП).
Дети начинают смешиваться между собой по русскую народную музыку, замирают, когда музыка прекращается и таким образом и объединяются в группы, количество участников зависит от ответа на какой-либо вопрос:
-сколько было братьев у Аленушки? (1)
-Сколько следов копыт увидели Аленушка и Иванушка (3)
-Сколько отрицательных героев в сказке (1).
-Сколько главных герое в сказке? (4)
Дети проходят на стульчики.
Воспитатель:
-А, сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Скажи наоборот»
Посмотрите на эту картинку, что изображено на ней? Давайте все вместе позовем Аленушку тихим,
жалобным голоском.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» (кидаю мяч, дети обратно).
-Аленушка добрая – а ведьма (злая);
-Дорога бывает длинной – а бывает (короткой);
-Поле бывает широкое – а бывает (узкое);
-Солнце горит высоко – (низко);
-Настроение веселое - (грустное);
-Люди бывают добрыми – (злыми);
-Аленушка красивая – а ведьма (страшная);
-Речка глубокая – (мелкая);
-Колодец далеко – (близко).
Воспитатель: закончилась наша сказка. Убираю в волшебный ларец все волшебные вещи. Мне понравилось, что вы были активны, интересно пересказывали сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Ответы детей по теме занятия:
-Было интересно…
- Было трудно.
- Больше всего мне понравилось…и.т.д
-Сейчас я вам предлагаю сделать книгу своими руками. Мы с вами будем художниками
иллюстраторами. И все что вам больше всего понравилось или запомнилось вы нарисуете, а затем из ваших рисунков мы сделаем нашу книгу про «Сестрицу Аленушку и братца Иванушку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
На занятии ребята учатся узнавать героев по иллюстрациям, передавать их настроение, формируются умения различать и называть эммоциональное состояние героев, уточнение представлений детей о том, ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе " Поляна сказок". Презентация к занятию "Поляна сказок"
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе с презентацией....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"
Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ №9 ТЕМА ЗАНЯТИЯ "ЗИМА"
Развитие речи. Тема: «Зима».Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о зиме....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)
Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...