Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Цели: учить умению точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки; грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи, понимать ее нравственный смысл.

Задачи:

  • Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев;
  • Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа;
  • Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке;
  • Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа;
  • упражнять в умении правильно строить предложения при составлении связного рассказа;
  • Упражнять детей в подборе слов, противоположных по смыслу.

Материалы: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и Братец Иванушка», сундучок, кубик, пазлы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Создание мотивационного поля (организационный момент). КОПИ КЛЭП

(Воспитатель хлопает в ладоши в определенном ритме. Дети прекращают все, что они делали до этого момента, поворачиваются лицом к воспитателю и повторяют ритм хлопка все вместе).

Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.

Предложить детям занять места на стульчиках

Проблемный вопрос

 Ребята, как вы думаете: - Что меняется несколько десятков раз у человека в день? Это настроение. А что это такое? (это эмоциональное состояние человека) 

«Встать-сесть»/«Take off – Touch down»

В-ль: Ребята, у меня сегодня с самого утра замечательное настроение, а у вас?

-Я сегодня выспался.

-У меня хорошее настроение.

-Я готов к работе.

Давайте улыбнемся друг другу и с улыбкой помашем ручкой всем, кто находится в группе.

Вступительная беседа.

Воспитатель:

Воспитатель, стоя у книжного уголка (поставить книги на полку для лепки, на комод)

-Ребята, сколько у нас много увлекательных книг. А вы любите читать?

- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
- Почему вы их любите? (Ответы детей)

-Чему учат нас сказки? (в сказках много мудрости, они учат нас быть сильными, добрыми, великодушными, помогать тем, кто оказался в беде. 
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

-А моя сказка живёт в волшебном ларце. Хотите, откроем его?

«Волшебный ларец, чудеса соверши: Нам сказку свои покажи».

«Кластер».

  1. Как называется сказка?
  2. Кто главные герои?
  3. Что случилось с Аленушкой?
  4. Что случилось с Иванушкой?
  5. Чем помог Купец?
  6. Что стало с Вельмой?

 

Воспитатель: ребята, посмотрите на стены. У каждой стены висит картина с героями из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Подумайте несколько минут и подойдите той картинке, которая вам больше всего понравился.

(Дети подходят к картинкам. Образуются группы.)

Воспитатель детям задает следующие вопросы:

-Почему вы выбрали именно этого героя?

-А почему вы не выбрали другого героя?

-Подумайте минуту и дайте свой ответ. (ТАЙМД-ПЭА-ШЭА, каждому ребенку дается одна минута, для того чтобы подумать и высказаться, время засекается песочными часами) Отвечать начинает тот ребенок который следующий по часовой стрелке.

А теперь я предлагаю вашим командам собрать пазлы с героями сказки.

(Садятся на стулья.)

-Расскажите какая была Алёнушка?

На мольберте изображение Алёнушки

Синквейн

  1. Кто?

Аленушка

2.Какая?

Добрая, заботливая

3.Что делает?

Предупреждает, переживает, выручает

4.Кто? (новое звучание темы)

Сестрица.-Расскажите каким был Иванушка?

  1. Кто?

Иванушка

2.Какой?

Глупый, непослушный

3.Что делает?

Пьёт, превращается, ослушался, исправляется

4.Кто? (новое звучание темы)

Братец

Воспитатель: в моём ларце есть ещё необычный кубик, он нам поможет рассказать разные сюжеты из сказки.

Вызывается ребёнок по желанию, кидает кубик и рассказывает сюжет, изображённый на стороне кубика. (если сторона повторяется, то переходят к следующей)

-Молодцы! Ребята, вы очень хорошо знаете содержание сказки, правильно ответили и объяснили свое отношение к героям сказки.

Физминутка

- Физминутку мы проведем следующим образом (МИКС-ФРИЗ-ГРУПП).

Дети начинают смешиваться между собой по русскую народную музыку, замирают, когда музыка прекращается и таким образом и объединяются в группы, количество участников зависит от ответа на какой-либо вопрос:

-сколько было братьев у Аленушки? (1)

-Сколько следов копыт увидели Аленушка и Иванушка (3)

-Сколько отрицательных героев в сказке (1).

-Сколько главных герое в сказке? (4)

 

Дети проходят на стульчики.

Воспитатель:

-А, сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Скажи наоборот»

Посмотрите на эту картинку, что изображено на ней? Давайте все вместе позовем Аленушку тихим,

жалобным голоском.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» (кидаю мяч, дети обратно).

-Аленушка добрая – а ведьма (злая);

-Дорога бывает длинной – а бывает (короткой);

-Поле бывает широкое – а бывает (узкое);

-Солнце горит высоко – (низко);

-Настроение веселое - (грустное);

-Люди бывают добрыми – (злыми);

-Аленушка красивая – а ведьма (страшная);

-Речка глубокая – (мелкая);

-Колодец далеко – (близко).

 

Воспитатель: закончилась наша сказка. Убираю в волшебный ларец все волшебные вещи. Мне понравилось, что вы были активны, интересно пересказывали сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Ответы детей по теме занятия:

-Было интересно…

- Было трудно.

- Больше всего мне понравилось…и.т.д

-Сейчас я вам предлагаю сделать книгу своими руками. Мы с вами будем художниками  

иллюстраторами. И все что вам больше всего понравилось или запомнилось вы нарисуете, а затем из ваших рисунков мы сделаем нашу книгу про «Сестрицу Аленушку и братца Иванушку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Цели: учить умению точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки; грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи, понимать ее нравственный смысл.

Задачи:

  • Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев;
  • Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа;
  • Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке;
  • Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа;
  • упражнять в умении правильно строить предложения при составлении связного рассказа;
  • Упражнять детей в подборе слов, противоположных по смыслу.

Материалы: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и Братец Иванушка», сундучок, кубик, пазлы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Создание мотивационного поля (организационный момент). КОПИ КЛЭП

(Воспитатель хлопает в ладоши в определенном ритме. Дети прекращают все, что они делали до этого момента, поворачиваются лицом к воспитателю и повторяют ритм хлопка все вместе). 

Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.

Предложить детям занять места на стульчиках

Проблемный вопрос

 Ребята, как вы думаете: - Что меняется несколько десятков раз у человека в день? Это настроение. А что это такое? (это эмоциональное состояние человека) 

«Встать-сесть»/«Take off – Touch down»

В-ль: Ребята, у меня сегодня с самого утра замечательное настроение, а у вас?

-Я сегодня выспался.

-У меня хорошее настроение.

-Я готов к работе.

Давайте улыбнемся друг другу и с улыбкой помашем ручкой всем, кто находится в группе.

Вступительная беседа.

Воспитатель:

Воспитатель, стоя у книжного уголка (поставить книги на полку для лепки, на комод)

-Ребята, сколько у нас много увлекательных книг. А вы любите читать?

- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
- Почему вы их любите? (Ответы детей)

-Чему учат нас сказки? (в сказках много мудрости, они учат нас быть сильными, добрыми, великодушными, помогать тем, кто оказался в беде. 
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

-А моя сказка живёт в волшебном ларце. Хотите, откроем его?

«Волшебный ларец, чудеса соверши: Нам сказку свои покажи».

«Кластер».

  1. Как называется сказка?
  2. Кто главные герои?
  3. Что случилось с Аленушкой?
  4. Что случилось с Иванушкой?
  5. Чем помог Купец?
  6. Что стало с Вельмой?

Воспитатель: ребята, посмотрите на стены. У каждой стены висит картина с героями из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Подумайте несколько минут и подойдите той картинке, которая вам больше всего понравился.

(Дети подходят к картинкам. Образуются группы.)

Воспитатель детям задает следующие вопросы:

-Почему вы выбрали именно этого героя?

-А почему вы не выбрали другого героя?

-Подумайте минуту и дайте свой ответ. (ТАЙМД-ПЭА-ШЭА, каждому ребенку дается одна минута, для того чтобы подумать и высказаться, время засекается песочными часами) Отвечать начинает тот ребенок который следующий по часовой стрелке.

А теперь я предлагаю вашим командам собрать пазлы с героями сказки.

(Садятся на стулья.)

-Расскажите какая была Алёнушка?

На мольберте изображение Алёнушки

Синквейн

  1. Кто?

Аленушка

2.Какая?

Добрая, заботливая

3.Что делает?

Предупреждает, переживает, выручает

4.Кто? (новое звучание темы)

Сестрица.-Расскажите каким был Иванушка?

  1. Кто?

Иванушка

2.Какой?

Глупый, непослушный

3.Что делает?

Пьёт, превращается, ослушался, исправляется

4.Кто? (новое звучание темы)

Братец

Воспитатель: в моём ларце есть ещё необычный кубик, он нам поможет рассказать разные сюжеты из сказки.

Вызывается ребёнок по желанию, кидает кубик и рассказывает сюжет, изображённый на стороне кубика. (если сторона повторяется, то переходят к следующей)

-Молодцы! Ребята, вы очень хорошо знаете содержание сказки, правильно ответили и объяснили свое отношение к героям сказки.

Физминутка

- Физминутку мы проведем следующим образом (МИКС-ФРИЗ-ГРУПП).

Дети начинают смешиваться между собой по русскую народную музыку, замирают, когда музыка прекращается и таким образом и объединяются в группы, количество участников зависит от ответа на какой-либо вопрос:

-сколько было братьев у Аленушки? (1)

-Сколько следов копыт увидели Аленушка и Иванушка (3)

-Сколько отрицательных героев в сказке (1).

-Сколько главных герое в сказке? (4)

Дети проходят на стульчики.

Воспитатель:

-А, сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Скажи наоборот»

Посмотрите на эту картинку, что изображено на ней? Давайте все вместе позовем Аленушку тихим,

жалобным голоском.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» (кидаю мяч, дети обратно).

-Аленушка добрая – а ведьма (злая);

-Дорога бывает длинной – а бывает (короткой);

-Поле бывает широкое – а бывает (узкое);

-Солнце горит высоко – (низко);

-Настроение веселое - (грустное);

-Люди бывают добрыми – (злыми);

-Аленушка красивая – а ведьма (страшная);

-Речка глубокая – (мелкая);

-Колодец далеко – (близко).

Воспитатель: закончилась наша сказка. Убираю в волшебный ларец все волшебные вещи. Мне понравилось, что вы были активны, интересно пересказывали сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Ответы детей по теме занятия:

-Было интересно…

- Было трудно.

- Больше всего мне понравилось…и.т.д

-Сейчас я вам предлагаю сделать книгу своими руками. Мы с вами будем художниками  

иллюстраторами. И все что вам больше всего понравилось или запомнилось вы нарисуете, а затем из ваших рисунков мы сделаем нашу книгу про «Сестрицу Аленушку и братца Иванушку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

На занятии ребята учатся узнавать героев по иллюстрациям, передавать их настроение, формируются  умения различать и называть эммоциональное состояние героев, уточнение представлений детей о том, ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ №9 ТЕМА ЗАНЯТИЯ "ЗИМА"

Развитие речи. Тема: «Зима».Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о зиме....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...