Развитие речи.Слушание сказки-загадки "Старик-годовик" В.И. Даль
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Учить выделять главную мысль сказки,ее мораль,использовать образные выражения;уточнять и закреплять знания детей о временах года;развивать связную речьдетей:умение отвечать на вопросы полным ответом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
нод Развитие речи"Старик-годовик" | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Нод Развитие речи. Слушание сказки-загадки «Старик -годовик» В.И.Даль
Ход занятия
- Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
- Основная часть.
Воспитатель: Мы уже с вами говорили, что у нас много разных литературных произведений. Наш русский язык очень богат и разнообразен.
-Какие литературные жанры вы помните?
Сейчас я вам прочитаю текст, а вы мне ответите, что это за произведение.
И так, начинаем.
На вопросы отвечайте,
Не скучайте, не зевайте!
Быстро руку поднимайте
Гостьи к нам пришли:
седая,
А за нею — молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвёртая рыдает.
(Времена года)
Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.
Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков еще того меньше: вон они какие нарядные — кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате.
Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое — совсем еще мальчики.
Игра «Доскажи словечко»
На занятии ребятки
Отгадали все … (загадки).
Не спеши катать салазки,
А послушай лучше …(сказки)
А может ли быть такое, что произведение одновременно является и сказкой и загадкой?
- Все вы очень любите сказки. Вспомните, какими бывают сказки?
И вот сегодня мы прочитаем не просто сказку, а сказку-загадку Владимира Ивановича Даля – великого русского писателя.
Рассказ о Владимире Ивановиче Дале.
- Посмотрите внимательно на портрет В. И. Даля. Послушайте мой рассказ о писателе.
- Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века (1801-1872 г.) Он был военным инженером, великолепным хирургом, который мог одинаково хорошо оперировать правой и левой рукой.
Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова. 53 года В. И. занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка, «Живаго» как называл его сам Владимир Иванович. Словарь помогает нам в овладении нашим прекрасным и могучим русским языком. Это наша историческая память. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей. Одну из них мы с вами уже читали «Девочка Снегурочка».
Физкультминутка
Вы немножечко устали?
Ну тогда все дружно встали.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг,
Мы глазами чик-чик.
Повернись вокруг себя
Влево- раз, вправо- два,
Раз – присели, два –привстали,
Руки вверх мы все подняли.
Руки опускаем, тихонько приседаем.
Мы не только прочитаем эту интересную сказку-загадку, а постараемся понять замысел автора и отгадать её.
- Прочитаем и подумаем, почему сам В. И. Даль определил жанр своего произведения как сказка-загадка.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.
В сказке вам встретятся слова непонятные. Давайте разберём их заранее.
- Что означают слова: Жарко, душно, знойно
жарко - жаркая, горячая (погода)
душно – жаркий воздух, стесняющий дыхание
знойно - сильная жара от нагретого солнцем воздуха (обычно летом в полдень)
тройка птиц- три птицы
Слушание сказки
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.
Махнул с.тарик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.
Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев.
Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
Ответы на вопросы:
- Почему сказка-загадка?
Сказка: волшебные птицы, вымысел
Загадка: узнать, разгадать названия непростых птиц.
- Какие же загадки предлагает нам автор отгадать?
- Что за птицы вылетели из рукава Старика-годовика?
- Какие это 4 крыла у каждой птицы?
- Какие 7 перьев в каждом крыле?
- Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – чёрная?
- Наша задача – ответить на эти вопросы.
Самый первый и главный вопрос
- А в чём же заключается главная загадка Даля? Кто же такой старик-годовик? (это год)
Проблемная ситуация
В сказку можно не поверить,
Сказку можно и проверить,
Сказка может правдой быть,
Сказку нужно не забыть.
- А для того, чтобы мы ее не забыли, я сделала презентацию, чтобы мы могли посмотреть и вспомнить сюжет сказки. Но, что это все картинки из моей сказки пропали, это, наверное, Баба Яга все картинки украла. Как же теперь быть, что делать? (Можно нарисовать).
- Можно, но это займет много времени. Давайте-ка вы мне поможете вспомнить сказку, и за каждый правильный ответ появится нужная картинка.
Работа над содержанием сказки.
-Кто такой старик годовик. Попробуйте представить, как он выглядит.
- Прочитайте о птицах, которые вылетали из рукавов.
- Какие первые три птицы полетели? (зимние месяцы)
- Как догадались?
- Назовите 2-ю тройку. (весенние месяцы)
- Докажите словами текста своё предположение.
- Какие птицы вылетели в 3 раз? (летние месяцы)
- Что происходит в эти месяцы?
- Какая же последняя тройка вылетела из рукава Старика-годовика?
(осенние месяцы) Докажите.
- Догадались ли, что это были за тройки?
- Послушайте ещё одну загадку, а потом скажите, что это за тройки.
Четыре ковра рукодельницы ткут
Один за другим их на землю кладут:
Белый, зелёный, пёстрый и жёлтый.
- Что же это за тройки? А четыре рукодельницы
(иллюстрации времён года)
- Какое время года любите вы?
- Да, все времена года хороши по-своему.
- Сколько же всего птиц выпустил старик-годовик? (12)
- Мы ответили на первую загадку. Это месяцы.
- Прочитайте описание птиц.
- Что за 4 крыла у каждой птицы? (4 недели в месяце)
- Почему в каждом крыле (неделе) по 7 перьев? (7 дней)
Задание называется «Закончи предложение»
Дни недели пролетели, Что запомнить мы сумели?
Первый день недели – Это… (понедельник).
Подметает дворник? Значит, это … (вторник).
С кошками беседу Проведем мы в… (среду).
Черепаший фейерверк После дождичка в … (четверг).
Ничего не ладится? Это, братцы, …(пятница).
Запрягают бегемота? Это, видимо, … (суббота).
Много шуток и веселья? День последний… (воскресенье).
Мы теперь расскажем всем: Дней в неделе ровно семь!
- Почему у каждого пера одна половина белая, а другая - чёрная?
(день и ночь-сутки)
- Мы с вами ответили на все 4 вопроса – загадки Даля.
- Сейчас я вам загадаю 3 загадки, а вы соотнесите каждую с вопросом Даля.
- Есть 7 братьев – годами равные, а именами разные.
(неделя. Вторая загадка Даля)
- Стоит дерево: с одной стороны листья белые, с другой - черные.
(день и ночь. Четвёртая загадка Даля)
- Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят.
(12 месяцев. 1 загадка)
- В чём волшебство (сказочность) этого произведения? (в жизни не бывает такого старика-годовика)
- А каким вы его представляете?
Итог занятия Определение главной мысли сказки:
– Ребята, а в чем же заключалась главная загадка Даля, кто такой Старик-годовик? (Это год.)
- А что же в этом произведении сказочного? В чем состоит волшебство этого произведения? Почему Даль назвал его сказкой? (Сам герой - старик годовик, не бывает на самом деле такого старика.)
- Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку – загадку? Чему хотел научить? Нужно знать названия месяцев, дней недели, времён года, уметь пользоваться календарём. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего.
Даль хотел показать, что природе подвластно все, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времен года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама, независимо от нас.
Теперь знаете, сколько месяцев в году? Двенадцать.
А как их зовут?
Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель.
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются, так же как и дни недели, день и ночь.
-- Сегодняшнее общение с вами мне очень понравилось. Вы давали полные ответы, разгадали все загадки, быстро справились с заданием, ответили на все вопросы, которые нам через сотни лет задал В. И. Даль.
* Что нового и интересного узнали сегодня?
* Что понравилось?
* Что показалось трудным?
* О чём сможете рассказать друзьям, родителям?
Я предлагаю вам на следующем занятии нарисовать старика- годовика, как вы его себе представляете.
Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки — загадки В. Даль «Старик-годовик» Цель: учить выделять главную мысль сказки, еѐ мораль, использовать образные выражения; уточнять и закреплять знания детей о временах года; Задачи: развивать связную речь детей: умение отвечать на вопросы полным ответом; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; совершенствовать умение образовывать (по образцу)прилагательные в сравнительной степени; развивать внимание, мышление и память; воспитывать желание познавать новое. Звуковая культура речи совершенствовать звукопроизношение (чистоговорки) Воспитывающие задачи: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, воспитывать культуру речевого общения, воспитывать умение слушать других, не перебивая; воспитывать интерес к худ. литературе. Материал и оборудование: картина (времена года, виды календарей, портрет В. Даля, домик старика. Словарная работа: Старик-годовик, календари: настенный, настольный, карманный, отрывной, «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь», светлее, темнее, холоднее, ярче, теплее, звонче, длиннее. Приветствие, психологический настрой. Воспитатель Для начало, встаньте в круг, Столько радости вокруг Мы все за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся Ход НОД: В. - Я приглашаю вас отправиться в путешествие к домику в котором живет Старик-годовик. В. - Кто же такой Старик-годовик? В. - Кто это вы узнаете из сказки загадки, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русские язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых Владимира Ивановича Даля (показываю портрет). Послушаем его одну сказку. Старик-годовик. (прослушиваем) Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чѐрная. Махнѐт птица раз — станет светлым-светло, махнѐт другой — станет темным-темно. В: Ребята, кто знает , что означает слово «знойно» -означает «горячо», «душно» - спѐртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания. Мужики стали жать рожь. В: Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами. В: Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Старик — годовик приготовил нам задания, которые мы должны выполнить. Вы готовы? -Как вы думаете, что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Д. Времена года. Задание №1. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что за чудо - дерево перед нами? Дети: Год. Воспитатель: Скажите, сколько времен года, вы знаете? Дети: 4времени года - зима, весна, лето, осень Воспитатель: А у каждого времени года, по сколько месяцев? Дети: по 3 Воспитатель: А сколько всего месяцев в году? Дети: Двенадцать месяцев. 1.«Назовите все месяцы по порядку» Дети: Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. (Лиза, а ты как думаешь, а Ксюша? Все месяцы названы правильно) Воспитатель: Назовите время года, с которого по календарю год начинается? Загадка Дети: Зима. (Встаньте) Мы с морозом подружились Как снежинки покружились. Покружились, покружились, И в зиме мы очутились. Перемещение в зиму (на ковре) ЗИМА Воспитатель: Назовите только зимние месяцы? Дети: Декабрь, январь, февраль Д. и. «Подбери признаки». Зима (какая) – холодная, морозная, снежная, веселая, суровая, студеная, длинная… Воспитатель: А теперь я буду вам читать начало стихотворения, а вы продолжать Игра на словообразование. Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю (снег) С неба все скользят пушинки Серебристые (снежинки). На поселки, на лужок Выпал беленький (снежок) Вот веселье для ребят, Все сильнее (снегопад) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в (снежки). Словно в белый пуховик, Нарядился (снеговик). Рядом снежная фигурка, Эта - девочка (Снегурка). На снегу- то посмотри, С красной грудкой (снегири). Воспитатель: Какие родственные слова вы услышали? От какого слова? Воспитатель: Вы справились и с этими заданиями, вот еще снежнику нашли. 2.А теперь пора зиме уступить место следующему времени года… Воспитатель: Пусть летит, летит снежинка Эта белая пушинка Лишь она земли коснется Сразу к нам весна вернется. ВЕСНА Воспитатель: Назовите только весенние месяцы Дети: Март, апрель, май Д. и. «Подбери признаки». Весна (какая) теплая, красивая, яркая, ранняя, зеленая… «Что происходит в природе?» Цель: закрепление в речи глаголов, согласование слов предложении. Тема: «Весна» Солнце – что делает? – светит, греет. Ручьи – что делают? – бегут, журчат. Снег – что делает? – темнет, тает. Птицы – что делают? – прилетают, вьют гнезда, поют песни. Капель – что делает? – звенит, капает. Медведь – что делает? – просыпается, вылезает из берлоги. Воспитатель: Вы справились и с этими заданиями, вот подснежник нашли 3.А теперь пора весне уступить место следующему времени года… Воспитатель: До свиданья ласточка! Просим не грусти! Ты нас в лето жаркое Тотчас проводи. ЛЕТО Воспитатель: Назовите только летние месяцы Дети: Июнь, июль, август Д. и. «Подбери признаки». Лето (какое) яркое, солнечное, разноцветное, теплое, веселое, красивое, ягодное… «Подбери противоположные по смыслу слова» Летом жарко, а зимой холодно Летом день длиннее, а зимой короче Летом ветер теплый, а зимой холодный Летом солнце стоит высоко, а зимой низко Воспитатель: Вы справились и с этими заданиями, вот еще ягоду нашли 4.А теперь пора лету уступить место следующему времени года… Воспитатель: Солнышко лучистое Мы тебя попросим Покажи ребятам Ты дорогу в осень. ОСЕНЬ Воспитатель: Назовите только осенние месяцы Воспитатель: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Д. и. «Подбери признаки». Осень (какая) золотая, поздняя, багряная, дождливая, холодная, разноцветная, серая, печальная, грустная… Воспитатель: ребята, вы такие интересные придумали слова, вижу вам осень очень нравится. Перед Вами буква Чистоговорка Ц Ца-ца-ца – осень у крыльца. Цо-цо-цо – ветер дул в лицо. Ца-ца-ца – закачались деревца. Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились и с этими заданиями, вот еще желтый лист нашли Воспитатель: за зимой идет весна, за весной лето, за летом осень и опять зима. Только закончится один месяц, сразу же начинается другой. Задание №5. В: Мы с Вами справились с первой сказку-загадку Старика-Годовика. . Слушаем дальше. В: Какие это четыре крыла у каждой птицы? Д: недели. В: Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле? Д: Это дни недели. В: Ребята, а назовите дни недели. Д: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. В: Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная? Д: Это день и ночь. В: Молодцы, вы ответили . А теперь мы с вами закрепим дни недели физкультминуткой. Физкультминутка. В понедельник я купался, (Изображаем плавание.) А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.) В среду долго умывался, (Умываемся.) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.) Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.) В: Определение главной мысли сказки: В: А почему это произведение названо сказкой - загадкой? Д: потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки. В: Что сказочного? Д: Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т.д. Главная мысль, мораль. Как вы думаете, для чего В.И. Даль написал такую сказку – загадку? Чему хотел научить? В: Нужно знать названия месяцев, дни недели, времена года. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придѐт следующее, ещѐ лучше прежнего Итог занятия В. - Дети, ну теперь вы можете сказать, кто такой Старик-годовик? Д. - Год. В. -Сколько времен года? Д. – 4 времен года. В. - Назовите месяцы каждого времени года. Д. –Зимние: декабрь, январь, февраль; весенние: март, апрель, май; летние: июнь, июль, август; осенние: сентябрь, октябрь, ноябрь. В. –Дети вы все сегодня занимались хорошо, и выполнили все задания Старика годовика. Что нового и интересного узнали сегодня? Что понравилось? Что показалось трудным? О чѐм сможете рассказать друзьям, родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интеграция в образовательный процесс детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) и возрастной нормой»
. Для чего Нужна ли интеграция в образовательный процессе детей с нормой и ЗПР? Так ли это важно для воспитанников МБДОУ? Каково отношение родителей и общества к интеграции детей с особыми потребностя...
Конспект НОД по познавательному развитию детей средней группы:"Космические дали"
Данный материал позволит уточнить и расширить представление детей о космосе и профессии космонавта....
Открытое комплексное игра-занятие (ознакомление с окружающим и развитие речи): "Дали Маше погремушку" с ребенком 1 год 11 мес.
Цель: Приучать слушать короткие, доступные по содержанию авторские произведения (стихи).Задачи: Формировать умение детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровожд...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе(техника граттаж) "Звездные дали"
Замечательная,необычная техника"граттаж" будет интересна детям. "Граттаж"-это способ процарапывания заостренным предметом грунтованного листа.Это занятие погрузит детей в удивительный мир искусства,д...
Развитие речи:Слушание сказки К Чуковского "Муха-цокотуха"
Цель: изучить сказку К.И Чуковского "Муха-цокотуха"Задачи:Образовательная: продолжать приобщать детей к художественной литературе.Развивающая:развивать монологическую и диалогическую речь,ра...
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию (лепка) в старшей логопедической группе «Космические дали»
Цели и задачи конспекта:- познавательные: закрепить полученные знания по теме «Космос», вспомнить новые слова (астрономия, спутник, астероид, комета, планета, звезда), вспомнит...
Конспект занятия по ознакомлению с биографией и творчеством писателя В. И. Даля. Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик - годовик»
Развивать монологическую и диалогическую речь детей; учить детей отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ; побуждать детей с интересом, ...