Проект-методическая разработка лэпбук «Театр»
проект по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка
по теме
"Реализация дидактического пособия -
лэпбука "Театр" в процессе ознакомления
детей дошкольного возраста
с театральной деятельностью"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lepbuk_tochno.docx | 47.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МАДОУ детский сад "Теремок" детский сад "Малыш"
с. Красная Башкирия МР Абзелиловский район РБ
Методическая разработка
по теме
"Реализация дидактического пособия -
лэпбука "Театр" в процессе ознакомления
детей дошкольного возраста
с театральной деятельностью"
Музыкальный руководитель:
Чуева Венера Дамировна
Пояснительная записка
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Предлагаю Вашему вниманию дидактическое пособие - лэпбук «Театр». Его можно использовать в индивидуальной и совместной деятельности с детьми.
Лэпбук предназначен для ознакомления, закрепления и обобщения знаний детей по данной теме. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Лэпбук (lapbook, или как его ещё называют - тематическая папка) – это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
При этом лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы.
Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
– включённость воспитателя в деятельность наравне с детьми;
– добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
– свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
– открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
В связи с актуальностью использования данного дидактического пособия был реализован проект по изготовлению и ознакомлению детей дошкольного возраста с лэпбуком "Театр".
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:
– информативен;
– полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
– пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
– обладает дидактическими свойствами;
– является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
– вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
– его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
– обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет изученный материал. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Вид проекта
Долгосрочный ( с февраля по апрель 2022 года), игровой, творческий.
Цель : ознакомление детей дошкольного возраста с театрализованной деятельностью и театром, как видом искусства.
Задачи:
- знакомить детей с театром, его видами, с театральными профессиями;
- развивать у детей различное эмоциональное состояние через мимику, жесты, пантомиму;
- воспитывать эстетический вкус и театральную культуру.
Ожидаемые результаты использования лэпбука:
– быстрая усваиваемость материала;
– проявление повышенного интереса у детей к содержанию;
– проявление самостоятельности при работе с лэпбуком;
– проявление интереса со стороны родителей.
Участники проекта: воспитанники ДОУ старшей и подготовительной групп; воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Этапы внедрения проекта.
Реализация проекта Лэпбук «Театр» предполагает три этапа.
Подготовительный этап - февраль 2022
• Изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта.
• Привлечение педагогов к участию в данном проекте.
• Подбор и изучение литературы по теме проекта.
• Постановка цели и задач.
Основной этап реализации - март 2022.
• Совместная деятельность педагога с детьми.
• Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала.
• Обогащение развивающей среды.
• Активизация работы с детьми.
•Изготовление атрибутов, лэпбука, его элементов для постановки спектакля.
Заключительный этап - апрель2022.
Обобщение результатов работы и их анализ.
Постановка настольного театра «Теремок»
Содержание
Лэпбук «Театр» многофункционален. Он состоит из нескольких игр, которые несут определенную цель, так же это ширма для настольного театра. Разделы лэпбука состоят из следующих:
- История театра для ознакомления детей с историей возникновения театра, как вида искусства
- Маски сказочных героев для театрализованной деятельности с детьми
3. Виды театра - кукольный, драматический, уличный, театр пантомимы и т.д.) для ознакомления детей с видами театров.
4. Карточки «Эмоции» для развития эмоциональной сферы дошкольников;
- развития способности общаться с помощью мимики, жестов;
- умения распознавать настроения других;
- закрепления эмоционального словаря (настроения, эмоций, пиктограмма: весёлый, грустный, печальный, хмурый, удивлённый, испуганный и т. д.)
- развития коммуникативных способностей, воспитания желания и умения сотрудничать, сообща находить решение в проблемных ситуациях.
5. Карточки «Правила поведения в театре» для ознакомления детей с определёнными общими правилами поведения в театре: "Как вести себя во время спектакля, антракта, в театральном буфете, фойе".
6. Дидактическая игра «Театральные профессии».
Цель: знакомить детей с разнообразием театральных профессий.
В театре работает («служат») много людей, профессии которых очень важны иинтересны: звукооператор, гримёр, бутафор, костюмер ….А кто же здесь самый главный? В театре есть человек, который организует всё, что происходит на сцене, хотя сам перед зрителями не появляется. Это РЕЖИССЁР.
7. Настольная ширма «Добро пожаловать в театр».
На развороте представлен общий вид сцены,. Ребёнок может самостоятельно или совместно с педагогом поставить театральную сценку.
8. «Театральные загадки».
Загадка – своеобразный тренажёр для детского ума. Она приучает ребёнка к размышлению, развивает наблюдательность и учит логически мыслить.
9. «Театр – это…» является путеводителем по театру. Это краткий «рассказ» о том, что представляет собой ТЕАТР (Театральные кассы, гардероб, сцена и занавес, фойе, гримёрная, оркестровая яма, закулисье и т.п.).
10. «Театральная афиша» – это наглядное свидетельство репертуара театра и его актёрского состава. Благодаря афише можно узнать, когда и где будет определённое представление. Также в афишах указывается название спектакля, дата и время, имена главных актёров.
11. «Театральная программка».
Цель: знакомить детей с театральной программкой, которая является печатным путеводителем зрелищного представления. Это листовка или небольшой буклет.
В программке всегда точно указаны действующие лица и исполнители сегодняшнего спектакля, а также создатели спектакля.
12. Дидактическая игра «Ребусы».
Цель: учить детей анализировать изображение и находить определённый фрагмент картины.
13. Персонажи сказочных героев - «куклы»
Игры с куклами стимулируют фантазию ребенка, развивают его воображение. Задачи раздела:
Развивать фантазию, творческие способности развивать артикуляционный аппарат.
Формировать у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии, побуждать детей к активному взаимодействию, общению, учит уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, развивать речь и умение активно строить диалог.
Заключение
Дидактическое пособие лэпбук «Театр» рекомендуется использовать как для ознакомления детей с театром, так и для закрепления материала по пройденной теме.
В условиях модернизации образования, педагогам необходимо искать новые методы и технологии, которые помогали бы ему развивать личность, которая нужна новому современному обществу – личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.
Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача каждого педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Консультация для воспитателей
«Пальчиковый театр,
театр ручных теней
и тактильный театр
для развития речи дошкольников»
Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, так как многие из них очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор, играют на компьютере и планшете. Они редко делают что-то своими руками. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).
Прекрасным средством для развития речи и мелкой моторики является пальчиковый театр, театр ручных теней и прирученных зверей, тактильный театр, который можно изготовить своими руками. Дети с увлечением рассказывают хорошо знакомые сказки («Колобок», «Теремок», «Кот, лиса и петух и другие, используя пальцы).
Пальчиковый театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играя, а, играя, познаёт окружающий мир. Он состоит из фигурок, надеваемых на пальцы руки взрослого или ребёнка. Фигурки выполняются из разных материалов: дерева, керамики, ниток, ткани и даже бумаги.
Начинать знакомство с пальчиковым театром можно с полутора-двух лет.
В работе с пальчиковым театром существует два этапа. Первый этап это когда роли и чтение сюжета берёт на себя взрослый – родители или воспитатель детского сада. Здесь дети выступают только как зрители. Единственное, что можно использовать из активизации зрителя – это вопросы в зал, типа: - ребята, а вы любите мороженое? Или – а куда убежала лиса? И так далее. Первые занятия с пальчиковым театром должны проходить чисто как театральные представления. Из них дети узнают правила и традиции театрального искусства, порядок действия и так далее.
Вторым этапом работы с пальчиковым театром можно назвать этап, когда в игру включаются дети, непосредственно как участники действия. Они играют роли, озвучивают их, учат стихи и тексты. Дети – актёры. Поначалу, ребятам достаточно доверять маленькие несложные роли тексты. Затем понемногу усложнять.
Театр ручных теней – один из самых простых видов теневого театра. Для его оборудования и проведения нужны самые обычные предметы: настольная лампа и экран – большой лист белой бумаги или ткань (простыня). Если в комнате светлые стены, представление теневого театра можно показывать прямо на стене.
Актёр – человек, показывающий театр ручных теней, размещается между зрителями и экраном. Если комната небольшая и зрители сидят на низких стульчиках, артист тоже садится. Если комната большая и зрители находятся далеко, артист может стоять. Главное, чтобы зрители хорошо видели теневые силуэты на экране и при этом не очень высоко поднимали голову.
Лампу нужно поставить на высоту рук человека, показывающего спектакль (на стол, стул или стопку книг, и загородить ширмой, чтобы свет не падал в глаза зрителям).
Важно знать! Чем ближе к лампе располагаются руки артиста, тем крупнее тень на экране. Однако чем меньше силуэт, тем он чётче и выразительнее. Нужно прорепетировать.
Для теневого спектакля совершенно не обязательно дожидаться темноты. Театр ручных теней можно устроить и при дневном освещении. Для этого нужно смастерить экран из бумажной кальки или тонкой папиросной бумаги, наклеив её на раму – деревянную (пластиковую) или самодельную картонную. Такой экран нужно разместить против окна (на столе, сесть сбоку за экраном и показывать теневые силуэты).
Для самых первых теневых представлений достаточно одного-двух силуэтов и сопровождения показа звукоподражанием. Не забывайте включать в такие «диалоги» детей.
Тактильный театр представляет собой картонные прямоугольники, с одной стороны которых наклеен мех либо ткань различной текстуры, с обратной стороны – изображение сказочного персонажа.
Лисичка: с одной стороны – рыжий мех, с обратной нарисована мордочка лисы.
Заяц: с одной стороны – белый или серый мех, на ощупь он отличается от предыдущего (ворс более мягкий и короче, с обратной стороны нарисована мордочка зайца.
Ёжик: с одной стороны наклеена наждачная бумага, с обратной – изображение ежа.
Бабка: с одной стороны – мягкая фланель, с обратной – изображение персонажа.
Внучка: с одной стороны – атласная ткань, с обратной – изображение персонажа.
Играя в тактильный театр, дети гладят и ощупывают героев. Также с помощью тактильного театра можно играть в игру «Угадай на ощупь»: дети закрывают глаза, и им предлагается отыскать одного из персонажей театра.
Таким образом, пальчиковый театр, тактильный театр и театр ручных теней – уникальное средство для развития речи детей дошкольного возраста
Конспект образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
с использованием лэпбука
«Беседа о театре»
Цель: формировать интерес к театру.
Задачи:
- расширить знание детей о театре, как о разновидности искусства.
- продолжать знакомить с театральной терминологией (актер, режиссер, осветитель, костюмер, гример).
Активизация речи детей через развитие диалогической беседы введение в активный словарь новых слов-понятий (Фойе, софиты).
- закрепить текст стихотворения С. Маршака «В театре для детей».
- закреплять знание профессий людей, служащих в театре.
- воспитывать культуру общения между детьми, детьми и взрослыми.
Продолжать формировать умение соблюдать правила поведения в театре.
- театральная ширма, фигурки персонажей, электронная презентация «Знакомство с театром».
Предварительная работа: рассматривание фотографий с изображением театра.
Ход:
Воспитатель: Дети, вы были когда-нибудь в театре? Как вы себе его представляете, что такое театр?
(примерные ответы детей)
Воспитатель: Да, театр – это красивое здание с большими высокими залами, с мягкими удобными креслами, с большими блестящими люстрами, высокой сценой, обрамленной бархатными тяжёлыми кулисами (занавесом, с оркестровой ямой, где располагаются музыканты с инструментами
(рассказ сопровождается показом слайдов на компьютере).
Воспитатель: А знаете ли вы какие театры есть в Москве? (примерные ответы, если затрудняются, рассказать и обобщить воспитателю).
Да, вот посмотрим это драматический театр. Очень красивое здание старинной постройки, где проходят спектакли, пьесы, драмы. (слайды)
Это театр Оперы и Балета
Как вы думаете, что показывают на его сцене?
(ответы детей)
Воспитатель: Да, музыкальные оперы и балет, в опере артисты поют, их называют солистами, а помогают им хореографы и оркестр. Оркестром руководит дирижер, чтобы музыканты играли в одном ритме и темпе. А в балете артисты танцуют. Им помогает хореограф.
А это театр Юного зрителя, где показывают спектакли для детей, проходят разные представления, праздники.
Воспитатель: Дети сегодня мы с вами совершим путешествие в театр, чтобы познакомится с теми, кто там работает, но сначала немного отдохнём.
Физкультминутка
Проводиться под стихотворение С. Я. Маршака «В театре для детей».
Воспитатель: Итак, мы с вами в театре, вы зрители, где вы будить сидеть?
Да, в зрительном зале. Занимайте свои места. Мы пришли пораньше, чтобы познакомится с теми, кто работает в театре, мы только что об них по говорили, а теперь на них посмотрим (ставится на стол театральная ширма)
Воспитатель: посмотрите какой важный человек идет с папкой в руках. Послушайте про него загадку:
Театральный он работник
Постановок «Дирижер»,
Управляющий спектаклем
Это верно …. (Режиссер)
На сцене устанавливается фигурка режиссера.
Воспитатель: Режиссер выбирает пьесу, назначает на роли артистов. Как вы думаете, чему он учит артистов?
(Ответы детей.)
Воспитатель: да, правильно двигаться по сцене, говорить так, чтобы зрителям было слышно, понятно, интересно. Назовите еще раз его профессию. Красивое слово – режиссер.
Послушайте следующую загадку:
Чтобы сцену освещать
Правильно, отменно –
Осветительный прибор
Нужен непременно.
Чтоб прошло все на «ура»
Свет дают …. (прожектора).
Так кто же отвечает за освещение в театре?
Ответы детей.
Он – осветитель. (ставится фигурка осветителя.)
А без него пройдет спектакль хорошо, без заминки? Почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: конечно, осветитель направляет свет на сцену, чтобы зрителям хорошо было видно актеров, их лица, выражения глаз.
Сейчас осветитель включит софиты и сцена засияет ярким светом.
Включается освещение сцены.
Чтобы смотрелось представление интереснее
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие …. (декорации).
Для чего нужны декорации?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Декорации создают художники-декораторы, оформляют сцену.
В оформлении лица
Парики, раскраска,
И шифоны, и накладки,
И наклейки, маски –
Это все для грима нужно.
Нужно все без спору
Художнику -… гримеру.
А костюмы для артистов приготовил - … костюмер.
Вносятся фигурка гримера и костюмера.
А вот и актеры, исполнители ролей.их сценическую внешность создавали и художники, и гримеры, и костюмеры.
Ставятся фигурки актеров.
Итак, ребята мы с вами сегодня узнали, что в создании спектакля участвуют множество людей. Давайте еще раз их назовем:
Режиссер
Осветитель
Гример
Костюмер
Художник
Актеры.
Всем им наши аплодисменты!
Театр! Театр!
Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
В театре жизнь всегда права!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект методической работы
Проект адресован заместителям заведующего детского сада, методистам. Прилагаются конспекты семинара, практикума для работы с воспитателями....
проект "Методическое сопровождение внедрения ФГТ в ДОУ"
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования.Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, спосо...
Проект. Методическая разработка занятий по оптимизации психологического климата в коллективе.
Практические занятия по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышение культуры общения между педагогами....
проект "Методическое сопровождение внедрения ФГТ в ДОУ"
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования.Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, спосо...
Проект методической деятельности «Методическое сопровождение педагогов по реализации плана - проекта инновационной площадки МДОУ ДС № 202»
Основной целью инновационной деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Инновационный прое...
методический проект "Методическое сопровождение введение ФГОС ДО в практику дошкольного образовательного учреждения"
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в ду...
Участие в заседании методического проекта «Методическая среда»
quot;Реверсивное наставничество - форма повышения икт- компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения"....