Проект-методическая разработка лэпбук «Театр»
проект по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Чуева Венера Дамировна

Методическая разработка

по теме

"Реализация дидактического пособия  -

лэпбука "Театр" в процессе ознакомления

детей дошкольного возраста

с театральной деятельностью"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lepbuk_tochno.docx47.4 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МАДОУ детский сад "Теремок" детский сад "Малыш"

с. Красная Башкирия МР Абзелиловский район РБ

Методическая разработка

по теме

"Реализация дидактического пособия  -

лэпбука "Театр" в процессе ознакомления

детей дошкольного возраста

с театральной деятельностью"

                                                                             Музыкальный руководитель:

                                                                                     Чуева Венера Дамировна


Пояснительная записка

        В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Предлагаю Вашему вниманию дидактическое пособие  - лэпбук «Театр».  Его можно использовать в индивидуальной и совместной деятельности с детьми. 

        Лэпбук предназначен для ознакомления, закрепления и обобщения знаний детей по данной теме. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

        Лэпбук (lapbook, или как его ещё называют  - тематическая папка) – это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

        При этом лэпбук  – это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы.

        Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

        Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:

– включённость воспитателя в деятельность наравне с детьми;

– добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

– свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

– открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

В связи с актуальностью использования данного дидактического пособия был реализован проект по изготовлению и ознакомлению детей дошкольного возраста с лэпбуком "Театр".

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:

– информативен; 

– полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

– пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

– обладает дидактическими свойствами;

– является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

– вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

– его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

– обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Лэпбук  помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет изученный материал.  Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Вид проекта

Долгосрочный ( с февраля по апрель 2022 года), игровой, творческий.

Цель : ознакомление  детей дошкольного возраста  с театрализованной деятельностью и театром, как видом искусства.

Задачи: 

 - знакомить детей с театром, его видами, с театральными профессиями;

  - развивать у детей различное    эмоциональное состояние через мимику, жесты, пантомиму;

  - воспитывать эстетический вкус и театральную культуру.

Ожидаемые результаты использования лэпбука:

– быстрая усваиваемость материала;

– проявление повышенного интереса у детей к содержанию;

– проявление самостоятельности при работе с лэпбуком;

– проявление интереса со стороны родителей.

Участники проекта:  воспитанники   ДОУ старшей и подготовительной групп; воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Этапы внедрения проекта. 
Реализация проекта Лэпбук «Театр» предполагает три этапа.

Подготовительный этап - февраль 2022
• Изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта.
• Привлечение педагогов к участию в данном проекте.
• Подбор и изучение литературы по теме проекта. 
• Постановка цели и задач.

Основной этап реализации  - март 2022. 
• Совместная деятельность педагога с детьми. 
• Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала. 
• Обогащение развивающей среды.
• Активизация работы с детьми.
•Изготовление атрибутов, лэпбука,  его элементов для  постановки спектакля. 
 
Заключительный этап -  апрель2022. 
Обобщение результатов работы и их анализ.

Постановка настольного театра «Теремок»

Содержание

Лэпбук «Театр» многофункционален. Он  состоит из нескольких игр, которые несут определенную цель, так же это ширма для настольного театра. Разделы лэпбука состоят из следующих:

  1. История театра для ознакомления детей с историей возникновения театра, как вида искусства
  2. Маски сказочных героев для театрализованной деятельности с детьми

3Виды  театра  - кукольный, драматический, уличный, театр пантомимы и т.д.) для ознакомления детей с видами театров.

4. Карточки  «Эмоции» для развития эмоциональной сферы дошкольников;

- развития способности общаться с помощью мимики, жестов;

- умения распознавать настроения других;

- закрепления эмоционального словаря (настроения, эмоций, пиктограмма: весёлый, грустный, печальный, хмурый, удивлённый, испуганный и т. д.)

- развития коммуникативных способностей, воспитания желания и умения сотрудничать, сообща  находить решение в проблемных ситуациях.

5. Карточки «Правила  поведения в театре» для ознакомления  детей с определёнными общими правилами поведения в театре: "Как вести себя во время спектакля, антракта, в театральном буфете, фойе".

6. Дидактическая игра «Театральные профессии».

Цель: знакомить  детей с разнообразием театральных профессий.

В театре работает («служат») много людей, профессии которых очень важны иинтересны: звукооператор, гримёр, бутафор, костюмер ….А кто же здесь самый главный? В театре есть человек, который организует всё, что происходит на сцене, хотя сам перед зрителями не появляется. Это РЕЖИССЁР.

7. Настольная ширма  «Добро пожаловать в театр».

На развороте представлен общий вид сцены,. Ребёнок может самостоятельно или совместно с педагогом поставить театральную сценку.

8.  «Театральные загадки». 

Загадка – своеобразный тренажёр для детского ума. Она приучает ребёнка к размышлению, развивает наблюдательность и учит логически мыслить.

9.  «Театр – это…»  является путеводителем по театру. Это краткий «рассказ» о том, что представляет собой ТЕАТР (Театральные кассы, гардероб, сцена и занавес, фойе, гримёрная, оркестровая яма, закулисье и т.п.).

10. «Театральная афиша» – это наглядное свидетельство репертуара театра и его актёрского состава. Благодаря афише можно узнать, когда и где будет определённое представление. Также в афишах указывается название спектакля, дата и время, имена главных актёров.

11. «Театральная программка».

Цель:  знакомить детей с театральной программкой, которая является печатным путеводителем зрелищного представления. Это листовка или небольшой буклет.
В программке всегда точно указаны действующие лица и исполнители сегодняшнего спектакля, а также создатели спектакля.

12.  Дидактическая игра «Ребусы».

Цель: учить детей анализировать изображение и находить определённый  фрагмент картины. 

13.  Персонажи сказочных героев - «куклы»

 Игры с куклами  стимулируют фантазию ребенка, развивают его воображение. Задачи раздела: 

Развивать фантазию, творческие способности развивать артикуляционный аппарат.

Формировать у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии, побуждать детей к активному взаимодействию, общению, учит уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, развивать речь и умение активно строить диалог.

Заключение

Дидактическое пособие лэпбук «Театр» рекомендуется использовать как для ознакомления детей с театром, так и для закрепления материала по пройденной теме.

В условиях модернизации образования, педагогам необходимо искать новые методы и технологии, которые помогали бы ему развивать личность, которая нужна новому современному обществу – личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. 

Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача каждого педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Консультация для воспитателей

«Пальчиковый театр,

театр ручных теней

и тактильный театр

для развития речи дошкольников»


    Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.  Почему? Родители меньше говорят с детьми, так как многие из них очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор, играют на компьютере и планшете. Они редко делают что-то своими руками.  Современные  игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).

Прекрасным средством для развития речи и мелкой моторики является пальчиковый театртеатр ручных теней и прирученных зверей, тактильный театр, который можно изготовить своими руками. Дети с увлечением рассказывают хорошо знакомые сказки («Колобок»«Теремок», «Кот, лиса и петух и другие, используя пальцы).

Пальчиковый театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играя, а, играя, познаёт окружающий мир. Он состоит из фигурок, надеваемых на пальцы руки взрослого или ребёнка. Фигурки выполняются из разных материалов: дерева, керамики, ниток, ткани и даже бумаги.

Начинать знакомство с пальчиковым театром можно с полутора-двух лет.

В работе с пальчиковым театром существует два этапа. Первый этап это когда роли и чтение сюжета берёт на себя взрослый – родители или воспитатель детского сада. Здесь дети выступают только как зрители. Единственное, что можно использовать из активизации зрителя – это вопросы в зал, типа: - ребята, а вы любите мороженое? Или – а куда убежала лиса? И так далее. Первые занятия с пальчиковым театром должны проходить чисто как театральные представления. Из них дети узнают правила и традиции театрального искусства, порядок действия и так далее.

Вторым этапом работы с пальчиковым театром можно назвать этап, когда в игру включаются дети, непосредственно как участники действия. Они играют роли, озвучивают их, учат стихи и тексты. Дети – актёры. Поначалу, ребятам достаточно доверять маленькие несложные роли тексты. Затем понемногу усложнять.

Театр ручных теней – один из самых простых видов теневого театра. Для его оборудования и проведения нужны самые обычные предметы: настольная лампа и экран – большой лист белой бумаги или ткань (простыня). Если в комнате светлые стены, представление теневого театра можно показывать прямо на стене.

Актёр – человек, показывающий театр ручных теней, размещается между зрителями и экраном. Если комната небольшая и зрители сидят на низких стульчиках, артист тоже садится. Если комната большая и зрители находятся далеко, артист может стоять. Главное, чтобы зрители хорошо видели теневые силуэты на экране и при этом не очень высоко поднимали голову.

Лампу нужно поставить на высоту рук человека, показывающего спектакль (на стол, стул или стопку книг, и загородить ширмой, чтобы свет не падал в глаза зрителям).

Важно знать! Чем ближе к лампе располагаются руки артиста, тем крупнее тень на экране. Однако чем меньше силуэт, тем он чётче и выразительнее. Нужно прорепетировать.

Для теневого спектакля совершенно не обязательно дожидаться темноты. Театр ручных теней можно устроить и при дневном освещении. Для этого нужно смастерить экран из бумажной кальки или тонкой папиросной бумаги, наклеив её на раму – деревянную (пластиковую) или самодельную картонную. Такой экран нужно разместить против окна (на столе, сесть сбоку за экраном и показывать теневые силуэты).

Для самых первых теневых представлений достаточно одного-двух силуэтов и сопровождения показа звукоподражанием. Не забывайте включать в такие «диалоги» детей.

Тактильный театр представляет собой картонные прямоугольники, с одной стороны которых наклеен мех либо ткань различной текстуры, с обратной стороны – изображение сказочного персонажа.

Лисичка: с одной стороны – рыжий мех, с обратной нарисована мордочка лисы.

Заяц: с одной стороны – белый или серый мех, на ощупь он отличается от предыдущего (ворс более мягкий и короче, с обратной стороны нарисована мордочка зайца.

Ёжик: с одной стороны наклеена наждачная бумага, с обратной – изображение ежа.

Бабка: с одной стороны – мягкая фланель, с обратной – изображение персонажа.

Внучка: с одной стороны – атласная ткань, с обратной – изображение персонажа.

Играя в тактильный театр, дети гладят и ощупывают героев. Также с помощью тактильного театра можно играть в игру «Угадай на ощупь»: дети закрывают глаза, и им предлагается отыскать одного из персонажей театра.

Таким образом, пальчиковый театртактильный театр и театр ручных теней – уникальное средство для развития речи детей дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

с использованием лэпбука

«Беседа о театре»


Цель: формировать интерес к театру.

Задачи:

- расширить знание детей о театре, как о разновидности искусства.

- продолжать знакомить с театральной терминологией (актер, режиссер, осветитель, костюмер, гример).

Активизация речи детей через развитие диалогической беседы введение в активный словарь новых слов-понятий (Фойе, софиты).

- закрепить текст стихотворения С. Маршака «В театре для детей».

- закреплять знание профессий людей, служащих в театре.

- воспитывать культуру общения между детьми, детьми и взрослыми.

Продолжать формировать умение соблюдать правила поведения в театре.

- театральная ширма, фигурки персонажей, электронная презентация «Знакомство с театром».

Предварительная работа:  рассматривание фотографий с изображением театра.

Ход:

Воспитатель: Дети, вы были когда-нибудь в театре? Как вы себе его представляете, что такое театр?

(примерные ответы детей)

Воспитатель: Да, театр – это красивое здание с большими высокими залами, с мягкими удобными креслами, с большими блестящими люстрами, высокой сценой, обрамленной бархатными тяжёлыми кулисами (занавесом, с оркестровой ямой, где располагаются музыканты с инструментами

(рассказ сопровождается показом слайдов на компьютере).

Воспитатель: А знаете ли вы какие театры есть в Москве? (примерные ответы, если затрудняются, рассказать и обобщить воспитателю).

Да, вот посмотрим это драматический театр. Очень красивое здание старинной постройки, где проходят спектакли, пьесы, драмы. (слайды)

Это театр Оперы и Балета

Как вы думаете, что показывают на его сцене?

(ответы детей)

Воспитатель: Да, музыкальные оперы и балет, в опере артисты поют, их называют солистами, а помогают им хореографы и оркестр. Оркестром руководит дирижер, чтобы музыканты играли в одном ритме и темпе. А в балете артисты танцуют. Им  помогает хореограф.

А это театр Юного зрителя, где показывают спектакли для детей, проходят разные представления, праздники.

Воспитатель: Дети сегодня мы с вами совершим путешествие в театр, чтобы познакомится с теми, кто там работает, но сначала немного отдохнём.

Физкультминутка

Проводиться под стихотворение С. Я. Маршака «В театре для детей».

Воспитатель: Итак, мы с вами в театре, вы зрители, где вы будить сидеть?

Да, в зрительном зале. Занимайте свои места. Мы пришли пораньше, чтобы познакомится с теми, кто работает в театре, мы только что об них по говорили, а теперь на них посмотрим (ставится на стол театральная ширма)

Воспитатель: посмотрите какой важный человек идет с папкой в руках. Послушайте про него загадку

Театральный он работник

Постановок «Дирижер»,

Управляющий спектаклем

Это верно …. (Режиссер)

На сцене устанавливается фигурка режиссера.

Воспитатель: Режиссер выбирает пьесу, назначает на роли артистов. Как вы думаете, чему он учит артистов?

(Ответы детей.)

Воспитатель: да, правильно двигаться по сцене, говорить так, чтобы зрителям было слышно, понятно, интересно. Назовите еще раз его профессию. Красивое слово – режиссер.

Послушайте следующую загадку:

Чтобы сцену освещать

Правильно, отменно –

Осветительный прибор

Нужен непременно.

Чтоб прошло все на «ура»

Свет дают …. (прожектора).

Так кто же отвечает за освещение в театре?

Ответы детей.

Он – осветитель. (ставится фигурка осветителя.)

А без него пройдет спектакль хорошо, без заминки? Почему?

(Ответы детей)

Воспитатель: конечно, осветитель направляет свет на сцену, чтобы зрителям хорошо было видно актеров, их лица, выражения глаз.

Сейчас осветитель включит софиты и сцена засияет ярким светом.

Включается освещение сцены.

Чтобы смотрелось представление интереснее

В благодарность слышались овации,

Надобно на сцене оформление:

Дом, деревья и другие …. (декорации).

Для чего нужны декорации?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Декорации создают художники-декораторы, оформляют сцену.

В оформлении лица

Парики, раскраска,

И шифоны, и накладки,

И наклейки, маски –

Это все для грима нужно.

Нужно все без спору

Художнику -… гримеру.

А костюмы для артистов приготовил - … костюмер.

Вносятся фигурка гримера и костюмера.

А вот и актеры, исполнители ролей.их сценическую внешность создавали и художники, и гримеры, и костюмеры.

Ставятся фигурки актеров.

Итак, ребята мы с вами сегодня узнали, что в создании спектакля участвуют множество людей. Давайте еще раз их назовем:

Режиссер

Осветитель

Гример

Костюмер

Художник

Актеры.

Всем им наши аплодисменты!

Театр! Театр!

Как много значат

Для нас порой твои слова!

И разве может быть иначе?

В театре жизнь всегда права!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект методической работы

Проект адресован заместителям заведующего детского сада, методистам. Прилагаются конспекты семинара, практикума для работы с воспитателями....

проект "Методическое сопровождение внедрения ФГТ в ДОУ"

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования.Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, спосо...

Проект. Методическая разработка занятий по оптимизации психологического климата в коллективе.

Практические занятия по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышение культуры общения между педагогами....

проект "Методическое сопровождение внедрения ФГТ в ДОУ"

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования.Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, спосо...

Проект методической деятельности «Методическое сопровождение педагогов по реализации плана - проекта инновационной площадки МДОУ ДС № 202»

Основной целью  инновационной  деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований.  Инновационный прое...

методический проект "Методическое сопровождение введение ФГОС ДО в практику дошкольного образовательного учреждения"

     Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в ду...

Участие в заседании методического проекта «Методическая среда»

quot;Реверсивное наставничество - форма повышения икт- компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения"....