Проект "Знакомство с творчеством С.Я.Маршака"
проект по художественной литературе
Проект "Знакомстство с творчеством С.Я.Маршака"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 802.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Журавушка» комбинированного вида г. Бердск
Проект
«Знакомство с творчеством
С. Я. Маршака»
Проект составили: Зидаина И.Н., воспитатель
высшей квалификационной категории
Калёнова С.Ю., воспитатель
высшей квалификационной категории
Кожевникова Е.А.,
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
2019 г.
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...
Актуальность проекта:
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Цель проекта:
Познакомить детей разновозрастной группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.
Образовательная область: познавательно-речевое развитие старших дошкольников.
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», « Физическое развитие».
Задачи проекта:
- Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
- Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:
- «Багаж»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Сказка об умном мышонке»
- «Где обедал воробей?»
- «Вот какой рассеянный»
- «Радуга-дуга»
- «Ванька-встанька»
- «Круглый год»
- «Детки в клетке»
- «Мяч»
- «Веселый счет»
- «Кошкин дом»
- «Рассказ о неизвестном герое»
- загадки
- Обогащать знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир.
- Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов.
- Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
- Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
- Приобщать родителей к семейному чтению литературы.
Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Длительность – март.
Ожидаемый результат:
1. Оснащение развивающей среды в группе:
- Библиотека произведений С. Я. Маршака.
- Подбор фонотеки, видеотеки произведений.
- Оформление книг, плакатов, рисунков по произведениям С. Я. Маршака.
- Создание развивающих игр.
- Театрализованные игры.
- Создание настольного театра «Где обедал воробей?».
- Создание методического материала по произведениям С. Я. Маршака.
2. Формирование умения детей воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
6. Формирование умения детей выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
7. Развитие интереса детей к литературе, творчеству С. Я. Маршака.
8. Популяризация семейного чтения.
9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
11. Формирование привычки занятия спортом, культивация здорового образа жизни на основе произведения «Рассказ о неизвестном герое».
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Участники проекта:
- дети разновозрастной группы; родители воспитанников;
воспитатели.
Тип проекта: творчески – информационный.
По методу: метод развития творческого познавательного мышления.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный.
План реализации проекта:
- Подобрать произведения Самуила Яковлевича Маршака для пополнения книжного уголка, его биографию.
- Подобрать материалы для дидактических игр.
- Довести до сведения родителей важность этой проблемы.
- Подготовка к участию в викторине по произведениям С.Я. Маршака.
- Подготовка конспектов НОД по произведениям С.Я. Маршака.
- Подготовка к акции «Здоровый образ жизни против пагубных привычек».
- Подготовка информации к мероприятию «Полезные продукты».
- Подготовка конспекта Литературной гостиной к итоговому мероприятию по произведениям С.Я. Маршака
- Разработка перспективного плана мероприятий.
Виды детской деятельности:
- Познавательное развитие
Формирование элементарных математических представлений
- формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет».
Формирование целостной картины мира
- знакомство с детскими годами С. Я. Маршака;
- формирование представления о сезонных изменениях по стихотворению «Круглый год».
- экскурсия в библиотеку (с родителями).
- Речевое развитие
Формирование интереса и потребности в чтении
- знакомство с творчеством С. Я. Маршака;
- вечер загадок и викторина по произведениям С. Я. Маршака.
Развитие всех компонентов устной речи
- разучивание стихотворений из произведения «Детки в клетке» и «Круглый год»;
- театрализация произведения «Сказка о глупом мышонке» по формированию грамматического строя речи, образование форм единственного числа существительных, обозначающих животных, употребление этих слов в именительном и родительном падеже;
- показ настольного театра «Где обедал воробей?».
- Художественно – эстетическое развитие
Развитие конструктивной деятельности
- рисование по произведению «Детки в клетке»;
- аппликация «Сказка о глупом мышонке»;
- конструирование «Вокзал»;
- лепка «Кошкин дом»;
- ручной труд из природного материала «Зоопарк»;
- слушание музыки « Колыбельные песни».
- Физическое развитие
- воспитание опрятности, аккуратности и привычки у детей следить за своим внешним видом;
- воспитание потребности у детей в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька»;
- воспитание необходимости занятия спортом по стихотворению «Рассказ о неизвестном герое».
- Социально-коммуникативное развитие
Игровая деятельность
- дидактические игры «Поездка в зоопарк», «Кто чем питается?»;
- сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»;
- развитие умения детей использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования «Вокзал».
Приобщение к элементарным общепринятым нормам
- воспитание любви и уважения детей к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»;
- закрепление знаний детей о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»;
- воспитание правил поведения и безопасности детей в общественных местах, например, в транспорте;
- развитие умения детей распределять роли в театрализованной игре «Зоопарк».
Трудовая деятельность
- организованная деятельность в книжном уголке;
- подбор книг по теме «С. Я. Маршак»;
- реставрационная совместная деятельность детей и педагога.
- Сотрудничество с родителями
- изготовление поделок, рисунков, плакатов к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми;
- домашнее чтение произведений С. Я. Маршака;
- заучивание произведений С. Я. Маршака для конкурса чтецов;
- изготовление костюмов, атрибутов, декораций к инсценировке произведения « Сказка о глупом мышонке».
Ресурсное обеспечение проекта:
- сотрудничество с семьями воспитанников;
- содействие с Детской библиотекой города Бердска.
Презентация проекта:
-вечер, посвященный творчеству писателя С. Я. Маршака «Литературная гостиная» с участием воспитанников и родителей.
Подведение итогов:
- создание плаката, сделанного детьми совместно с родителями «Полезные продукты» на основе произведения «Усатый–полосатый»;
- проведение викторины по произведениям С.Я. Маршака;
- проведение акции против пагубных привычек «Затуши сигарету – выбери жизнь», взяв за основу произведение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»;
-инсценировка стихотворения С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»;
- выставка поделок, рисунков, плакатов, сделанных детьми совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака.
Мероприятия проекта
Содержание работы | Сроки | Результаты | |
I. Подготовительный этап | |||
1. | Методическая работа с педагогами: - «Методика организации детского чтения»; – подбор детской художественной литературы писателя. | март | консультация; Подборка информации (биографии и творчества) С.Я.Маршака. |
2. | Работа с детьми: – подбор детских книг С.Я.Маршака для смены в книжном уголке. – НОД по ознакомлению с творчеством писателя. – подготовка методического материала «Храбрецы», «Сказка о глупом мышонке», «Три зверолова», «Кораблик», «Маленькие феи». – подготовка схем для пересказа «Храбрецы», «Сказка о глупом мышонке», «Три зверолова», «Кораблик», «Маленькие феи». – подготовка материала для изготовления настольного театра «Где обедал воробей?» | март |
аннотация произведений; конспект деятельности; методический материал; схемы для пересказа; заготовка шаблонов, оборудование для творческой деятельности. |
3. | Работа с родителями:
– подготовка информации по полезным продуктам | март | информационный стенд: (список литературы по возрасту);
список полезных продуктов. |
II. Формирующий этап | |||
1. | Работа с педагогами: –НОД по ознакомлению с творчеством писателя;
| март | конспекты НОД; изготовление игр; конспект деятельности. |
2. | Работа с детьми: – чтение произведений писателя – рассматривание иллюстраций;
–показ настольного театра «Где обедал воробей?»
| март | оформление выставки «Любимые герои из произведений С.Я.Маршака»; подборка иллюстраций по произведениям автора; театрализованное представление; настольный театр «Где обедал воробей?»;
|
3. | Работа с родителями:
– подготовка плаката «Полезные продукты» на основе произведения С.Я. Маршака «Усатый-полосатый»; – Проведение акции среди родителей «Затуши сигарету-выбери жизнь!» на основе произведения С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» | март | создание фото и видеотеки; разучивание стихотворений, изготовление поделок, рисунков, костюмов для театрализации; чтение произведений автора; создание фотоотчета; создание фотоотчета. |
III. Итоговый этап | |||
1. | Работа с детьми: – рисунки детей; – проведение викторины по произведениям С.Я.Маршака; – проведение Литературной гостиной произведениям С.Я.Маршака. | март | выставка «Любимые герои из произведений С. Я. Маршака»; конспект викторины, Литературной гостиной (с использованием презентации). |
2. |
-«Литературная гостиная»; - акция «Здоровый образ жизни против пагубных привычек»; - конкурс чтецов. | март | конспект деятельности; фотоотчет. |
Практическая значимость:
- обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях;
- развитие умения детей отгадывать загадки;
- развитие артистических способностей детей;
- воспитание интереса у детей к родной литературе, к творчеству С.Я. Маршака;
- воспитание интереса у детей к занятиям спортом, здорового образа жизни;
- развитие любознательности детей.
Вывод:
За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.
Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».
Готовясь к оформлению плакатов «Полезные продукты» дети закрепили обобщающие понятия овощи и фрукты, цвет, форму, важность правильного питания. Упражнялись в вырезывании иллюстраций фруктов и овощей,
наклеивании их на плакат.
Прочитав произведение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» дети пришли к выводу, чтобы совершать поступки нужно быть сильным. Для этого нужно вести здоровый образ жизни. Акция против пагубных привычек совместно с родителями «Затуши сигарету - выбери жизнь» проводилась совместно с педагогами, детьми и родителями. Родители обводили ладошку своего ребенка на плакате и писали в контуре ладошки пожелание детям самого важного на их взгляд для здорового образа жизни. В этой акции приняли участие многие родители. Дети принимали активное участие, не позволяли родителям занимать пассивную жизненную позицию, они хотели внести свой вклад в акцию и сам процесс им был очень важен.
Также познавательной оказалась сюжетно-ролевая игра «Вокзал». В первой половине дня дети из больших строительных блоков создавали здание вокзала, затем в ход пошли стулья. Очень пригодились для этой постройки иллюстрации в книжках С. Я. Маршака, т. к. у современных детей мало собственных познаний о вокзале, поездах и поездках на поезде. Во второй половине дня игра получила сюжетно-ролевое направление. Развитие сюжета началось по стихотворению «Багаж». По ходу игры распределялись роли, раздавались атрибуты и костюмы. Дети много узнали из жизни вокзала: о пассажирских и товарных поездах, о правилах поведения в транспорте.
В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».
А формируя элементарные математические представления у детей мы использовали стихотворение «Веселый счет».
Интересно прошла театрализованная игра «Сказка о глупом мышонке». Дети узнали правила безопасного поведения с чужими людьми, прививалась любовь и уважение к маме. Учились выразительно передавать характер героев, развивали память.
Благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах. Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворениям, соблюдая цветовую гамму и последовательность.
Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с использованием слайд-шоу. Дети определяли названия произведений по иллюстрациям или по отрывкам.
Кульминацией проекта стало проведение вечера, посвященного творчеству писателя С. Я. Маршака «Литературная гостиная» с участием детей и родителей. Дети и родители с удовольствием участвовали в театрализованной постановке.
Декорации и костюмы для инсценировки готовили совместно с родителями. Это стихотворение дети выбрали сами, т.к. в этой инсценировке могут участвовать все дети группы, стихотворения выучили быстро. Часто дети самостоятельно разыгрывали отдельные сцены стихотворения.
Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, желание заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.
Перспективы дальнейшей работы:
Цель:
- воспитание любви к произведениям классиков советской литературы.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями;
- продолжать укреплять детско-родительские отношения;
- продолжать деятельность «Чтение с мамой».
- работая над проектом по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака, можно вывести отдельную линию о пожарной безопасности, о поведении в чрезвычайных ситуациях, о работниках спасательных служб по таким произведениям, как «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».
Список литературы и интернет - ресурсов:
1. Маршак С.Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М.:
Художественная литература, 1968. - С. 5-15.
2. Владимирова Л.А. «Поэзию я полюбил очень рано…»: [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007 . - № 9. - С. 4 - 8.
3. Зархи С. Б. «Я думал, чувствовал, я жил…»: [сценарий литературного вечера о Маршаке для старшеклассников] // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 8. - С. 11 - 21.
4. Киселёва Т. «Это имя помнят и ребята, и взрослые»: [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С.Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10. - С. 42 - 44.
5. Миронова М. «Чайнворд по стихотворениям С. Маршака» // Жили-были. - 1996. - № 9. - С. 7.
6. Олиферова Л. «Наши добрые соседи: Водевиль в трёх действиях с прологом (Продолжение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - С. 106 - 122.
7. Папулова С. «Путешествие по стране Маршака»: [сценарий] // Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 70 - 72.
8. Подумай-разгадай: [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19.
9. Светикова П. «Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака» / / Книги-детям. - М.: Детгиз, 1957. - С. 95 - 129.
10. Светлова Г. «Что такое стихи?»: [конспекты НОД по произведениям С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Журавушка» комбинированного вида г. Бердск
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по проекту
«В гостях у писателя
С. Я. Маршака»
Провели: Зидаина И.Н., воспитатель
высшей квалификационной категории
Калёнова С.Ю., воспитатель
высшей квалификационной категории
2019 г.
Цель: обобщить знания детей о писателе, его произведениях. Продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения, отгадывать загадки. Развивать артистические способности детей. Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака.
Оборудование: книги и портрет С. Я. Маршака, иллюстрации к его произведениям.
Подготовительная работа: чтение детям произведений Маршака, разучивание наизусть отрывков из стихотворений «Терем-теремок», «Усатый-полосатый» и инсценировка их.
Интеграция образовательных областей: Художественно – эстетическое развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие, Физическое развитие.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами отправимся в гости к писателю и поэту С. Я. Маршаку. Взгляните на его портрет. (Показ.) Он прожил долгую жизнь – 77 лет. Его книги знаете вы, знали ваши папы, мамы и даже бабушки и дедушки. С детства всем известны его стихи про веселого пуделя, глупого мышонка, рассерженную барыню, которая сдавала багаж, рассеянного гражданина и многих других. Сейчас мы посмотрим, послушаем и вспомним названия этих произведений.
1) Стала девочка учить котенка говорить:
- Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!
- Скажи: ло-шадь.
А он говорит: мяу!
- Скажи: э-лек-три-че-ство.
А он говорит: мяу-мяу!
Все "мяу" да "мяу"! Вот какой глупый котенок!
2) Это что за теремок?
Из трубы идет дымок.
Видно, варится обед.
Есть тут звери или нет?..
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Я, лягушка-квакушка. (Лягушка)
Я, мышка-норушка. (Мышка)
Я, петушок - золотой гребешок. (Петушок)
Я, серый ежик - ни головы, ни ножек.
А ты кто? (Еж)
А я - волк,
Зубами щелк! (Волк)
Уходи, зубастый зверь,
Не ломись ты в нашу дверь!
Крепко заперт теремок
На засов и на замок. (Мышка)
- Из какой сказки эти герои? Правильно, «Терем-теремок».
- А теперь взгляните на эти иллюстрации. («Кошкин дом».) Узнаете, к какой сказке или стихотворению они нарисованы? (Дети рассматривают иллюстрации и отвечают.)
- Отгадайте, кому из героев сказки «Кошкин дом» принадлежат эти слова:
Да ведь у нас убогий дом, ни печки нет, ни крыши.
Почти под небом мы живём, а пол прогрызли мыши. (Котенок)
А мы, ребята, вчетвером,
Авось починим старый дом.
Я и печник, и плотник,
И на мышей охотник! (Кот Василий)
Я буду вам вторая мать. Умею сливки я снимать.
Мышей ловить я буду, мыть языком посуду...
Впустите бедную родню! (Кошка)
Да я вас, тётя, не гоню!
Хоть у нас и тесно, хоть у нас и скудно,
Но найти нам место для гостей нетрудно. (Котенок)
Физминутка:
Однажды старушка отправилась в лес. (Ходьба на месте)
Приходит обратно, (Повороты влево-вправо
А пудель исчез. с подниманием плеч)
Искала старушка (Повороты головы влево-вправо
Четырнадцать дней, покачивание головой, обхватив ее руками)
А пудель по комнате (Прыжки на месте, с руками согнутыми
Бегал за ней. перед грудью).
А знаете ли вы, что Самуил Яковлевич Маршак перевел для детей много песенок разных народов. Оказывается, Маршак учился в Англии, в Лондонском университете и много ездил по стране. Во время этих поездок он и узнавал разные английские потешки, прибаутки. Мы с вами не смогли бы их прочитать, потому что еще не знаем английского языка. Но Маршак перевел их для нас на русский язык.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
«Робин – Боббин»
Робин-Боббин кое-как подкрепился натощак:
Съел теленка утром рано, двух овечек и барана,
Съел корову целиком. И прилавок с мясником,
Сотню жаворонков в тесте, и коня с телегой вместе,
Пять церквей и колоколен -
Да еще и недоволен!
«Разговор»
Тётя Трот и кошка сели у окошка,
Сели рядом вечерком. Поболтать немножко.
Трот спросила: - Кис-кис-кис, ты ловить умеешь крыс?
- Мурр,- сказала кошка, помолчав немножко.
А еще С. Я. Маршак сочинял для детей загадки. Попробуйте их отгадать.
Что такое перед нами: две оглобли за ушами,
На глазах по колесу и седелка на носу? (Очки)
Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (Мяч)
Принялась она за дело, завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)
Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду. (Велосипед)
Еще Маршак писал для детей книги-подписи к картинкам. (Показ таких книг.) По этим книгам дети могут учиться. Подумайте, чему можно научиться по книге «Детки в клетке», «Круглый год», «Разноцветная книга», «Лесная книга»? Самуил Яковлевич писал стихи не только для детей, но и о самих детях.
«Попрошайка»
Ходит, ходит Попрошайка.
Просит, просит:
Дай-ка, дай-ка,
Дай кусочек пирожка,
Дай глоточек молока,
Полкотлетки, полсосиски,
Полконфетки, полредиски,
Полрезинки, пол-линейки,
Полкартинки, полкопейки.
«Жадина»
- Гриша, Гриша, дай мне нож.
- Ты обратно не вернешь.
- Дай-ка, Гриша, карандаш.
- Ты обратно не отдашь.
- Гриша, Гриша, дай резинку.
- Ты откусишь половинку.
- Гриша, Гриша, дай чернил.
- Ты бы сбегал и купил.
Заканчивается занятие экскурсией по выставке книг С. Я. Маршака.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Журавушка» комбинированного вида г. Бердск
Викторина
"В гости к
С.Я. Маршаку"
Провели: Зидаина И.Н., воспитатель
высшей квалификационной категории
Калёнова С.Ю., воспитатель
высшей квалификационной категории
2019г.
Цели:
- Расширять знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.
- Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память и речь детей.
- Воспитывать интерес к творчеству С.Я. Маршака, к его произведениям.
Оборудование:
- презентация “Викторина “В гости к С.Я. Маршаку”,
- портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964),
- книги,
- сборники произведений С.Я. Маршака,
- рисунки детей к произведениям, плакаты:
- С книгой жить - век не тужить.
- Испокон века книга растит человека.
- Хорошая книга - лучший друг.
- Кто много читает, тот много и знает.
- Ум без книги - что птица без крыльев.
Ход мероприятия
Организационный момент
1 слайд
Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Как бы жили мы без книг». (С. Михалков)
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг.
2 слайд
Вот такой памятник в Москве посвящен знаменитому поэту С.Я.Маршаку.
Стихи Самуила Яковлевича Маршака - друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребёнка на всех дорожках его детства. Едва научившись говорить, он перелистывает "Детки в клетке", повторяет весёлые сказки, в школе заучивает наизусть строки из стихотворений, поёт его песни. Но и взрослый не расстаётся с любимым поэтом, читая в его переводах стихи, сонеты зарубежных поэтов, лирику самого Маршака.
Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.
Самуил Яковлевич Маршак (1887—1964) родился в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя. Отец поддерживал в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы Самуил провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта.
Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, которые впоследствии прославили его.
В 1914 г. Маршак вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах. В военные годы занимался помощью детям беженцев.
С начала 1920-х участвовал в организации детских домов в Краснодаре, создал детский театр, в котором началось его творчество как детского писателя.
В 1923г. в Петрограде, он написал свои первые оригинальные сказки в стихах - "Сказка о глупом мышонке", "Пожар", "Почта", перевёл с английского детские народные песенки - "Дом, который построил Джек" и
т. д.
В годы Отечественной войны активно Маршак сотрудничал в газетах. В послевоенные годы вышли книги его стихов "Почта военная", "Быль-небылица", поэтическая энциклопедия "Веселое путешествие от А до Я".
Книги Маршака переведены на многие языки мира.
3 слайд
Мы предлагаем вашему вниманию викторину, посвящённую С.Я. Маршаку и его творчеству. Встреча с произведениями Маршака - это праздник для детей.
4 слайд Загадки по произведениям С.Я. Маршака:
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу? (Очки)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб (Пила)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)
5 – 6 слайд Угадай произведение по отрывку:
Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки....
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду (“Вот какой рассеянный”)
Люди спрашивают:
Кто это у вас?
А девочка говорит:
- Это моя дочка.
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит:
- Она давно не мылась (“Усатый полосатый”)
Дама сдавала в багаж:
Диван,
Саквояж,
Чемодан,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку (“Багаж”)
Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не метёт! (“Двенадцать месяцев”)
Бим – бом! Тили – бом!
На дворе - высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер –
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка по утру... (“Кошкин дом”)
10 слайд Из какого произведения предметы?
- Конверт (“Почта”)
- Кольцо (“Двенадцать месяцев”)
- Собачонка (“Багаж”)
- Котёнок (“Усатый полосатый”)
- Сковорода (“Вот какой рассеянный”)
11 слайд Узнай лишнее животное из сказки “Где обедал, воробей?”
Рассмотри внимательно картинки с животными, и вспомните, с кем обедал воробей. Если вы ответите правильно, то лишнее животное исчезнет. (Волк)
12 слайд Музыкальная пауза
Дети поют и танцуют под песню “Шли куда попало” на стихи С.Я.Маршака.
День стоял веселый раннею весной.
Шли мы после школы – я да ты со мной.
Куртки нараспашку, шапки набекрень, –
Шли куда попало в первый теплый день.
Шли куда попало – просто наугад,
Прямо и направо, а потом назад.
А потом обратно, а потом кругом,
А потом вприпрыжку, а потом бегом.
Весело бродили я да ты со мной,
Весело вернулись к вечеру домой.
Весело расстались – что нам унывать?
Весело друг с другом встретимся опять!
13 слайд Исправь ошибки в названиях произведений
- “Детки в зоопарке” - “Детки в клетке”
- “Семнадцать месяцев” - “Двенадцать месяцев”
- “Откуда стул пришёл?” - “Откуда стол пришёл?”
- “Урок грубости” - “Урок вежливости”
- “Рассказ об известном герое” - “Рассказ о неизвестном герое”
- “Мышкин дом” - “Кошкин дом”
14 слайд Реши кроссворд:
- Животное, с которым обедал воробей (Морж)
- На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейная)
- Кто подарил падчерице колечко? (месяц Апрель)
- Животное, которое пело песню глупому мышонку (Лошадь)
- Что было потеряно у дамы из багажа? (Собачонка)
- Как звали пожарного из стихотворения “Пожар”? (Кузьма)
15 слайд Вспомни “Сказку о глупом мышонке”
Вспомни пропущенных персонажей из сказки (Жаба и щука)
16- 17 слайд Доскажи словечко:
“Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на_________(ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной__________(фуражке),
Это он, это он,
Ленинградский____________(почтальон)”
Из какого произведения строки? (“Почта”)
“Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с__________(полена),
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на ________(стол),
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по_______________(занавескам),
Стены дымом заволок,
Лижет пол и ______________(потолок)”
Из какого произведения строки? (“Пожар”)
118 слайд Итог мероприятия:
Вот и закончилось наше путешествие. И на прощание я хочу сказать словами А.М. Горького “Любите Маршака, учитесь у него!”
Ручной труд из природного материала «Зоопарк»
Выставка рисунков детей «Любимые герои из произведений С.Я.Маршака»
Дидактическая игра «Поездка в зоопарк»
Цель: обобщение и закрепление знаний детей о цвете, форме, величине, количестве предметов; развитие ручной умелости.
Задачи:
- Образовательные:
- закреплять умение детей самостоятельно складывать одну геометрическую форму из нескольких других (квадрат – из двух треугольников, из двух прямоугольников; квадрат – из четырех квадратов, четырех треугольников, трех прямоугольников);
- закреплять умение соотносить цифры с числом предметов;
- закреплять умение детей производить сравнение предметов по цвету и форме, проверяя правильность выбора практическим примериванием;
- продолжать учить детей соотносить предметы по величине (четыре размера), пользуясь зрительным соотнесением или примериванием;
- закреплять умение детей обводить по трафарету несложный предмет;
- продолжать учить проводить вертикальные прямые линии сверху вниз, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за контур нарисованного предмета.
- Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию зрительного восприятия и внимания;
- продолжать формировать мыслительную деятельность;
- развивать общую и мелкую моторику;
- активизировать речь детей.
- Воспитательные:
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к игре;
- воспитывать желание помочь персонажам;
- проявлять доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
1. Автобусы (плоскостные) без окон, набор геометрических фигур.
2. Аудиозапись песни Е.Железновой «Автобус».
3. Картинки: жираф, лебедь, обезьяна, медведь, слон.
4. Раздаточный материал: карточки с цифрами, набор разноцветных цветочков; полотенца с дырочками, набор различных форм для заплаток; корзинка с баранками разного размера; тарелочки разного размера; трафареты с вырезанной туфелькой, карандаши.
ХОД ИГРЫ
– Дети, хотите отправиться на прогулку в зоопарк? (Да.)
– Мы поедем в зоопарк на автобусах. Посмотрите, в автобусах нет окошек, как же мы поедем – нам будет холодно, в окна будет дуть ветер?! (Ответы детей.)
– Какой формы окна в автобусе? (Квадратные.) Давайте закроем их стеклышками при помощи геометрических фигур меньшего размера: первое окно закроем при помощи квадратов, второе – треугольников, третье окошко при помощи прямоугольников.
Дети выполняют задание «Закрой окошки в автобусе».
– Теперь наши автобусы в порядке, можно ехать.
Звучит песня Е.Железновой «Автобус».
– Наши автобусы приехали в зоопарк.
– В первом вольере нас встречает жираф.
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок! (С.Маршак «Детки в клетке»)
– Ребята, давайте поможем жирафу собрать цветочки. Нужно собрать столько цветов, сколько показано на карточке. Собирать цветы можно разного цвета.
Дети выполняют задание «Собери букет для жирафа»
– Молодцы, ребята, сколько цветов собрали для жирафа!
– Идём дальше. Кто это плавает в пруду? (Лебеденок.)
Отчего течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце! (С.Маршак «Детки в клетке»)
– Дети, а у меня есть полотенца, только они немного порвались. Вот заплаточки разных цветов и формы. Давайте починим полотенца для лебеденка, подберем заплатки такой же формы и цвета, как и дырочки.
Дети выполняют задание «Починим полотенца для лебеденка».
– Молодцы, ребята, починили полотенца для лебеденка!
– Продолжаем нашу прогулку по зоопарку. Кто нас поджидает в следующем вольере? (Обезьяна.)
Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок нам привез.
Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролет
И песенку такую
По-своему поет:
«На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей». (С.Маршак «Детки в клетке»)
– Ребята, обезьяне скучно, давайте поиграем и развеселим ее.
Физкультминутка (по стихотворению В.Степанова)
Озорная обезьянка, | Движения в разные стороны согнутыми в локтях руками с растопыренными пальцами |
Вниз повисла головой… | Руки на пояс, немного наклониться |
Вот так номер цирковой. | Выпрямиться, руки в стороны |
Висит и улыбается | Ходьба на месте |
Хвостатая красавица. | Прыжки на месте |
– Подходим к следующему вольеру.
Вот медведь, медведь, медведь!
Кто желает посмотреть?
Приходите к Мише в гости,
Сладкий пряник Мише бросьте.
Миша просит, Миша ждет,
Широко разинув рот… (С.Маршак «Детки в клетке»)
– Дети, а у меня в корзинке есть баранки, они разного размера, есть и большие, и маленькие, давайте угостим ими медведя, думаю, он будет очень рад. Только сначала разложим их по тарелочкам: на большую тарелочку положим большую баранку, на тарелочку поменьше – баранку поменьше, на маленькую тарелочку – маленькую баранку, на самую маленькую тарелочку – самую маленькую бараночку.
Дети выполняют задание «Разложи баранки по тарелочкам».
– Молодцы, ребята, правильно разложили баранки, теперь ими можно угостить медведя!
– Идем дальше. Посмотрите, кто живет в этом вольере? (Слон.)
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: – Нужны пошире,
И не две, а все четыре! (С.Маршак «Детки в клетке»)
– Дети, давайте нарисуем для слона туфельки, используя трафарет. А потом сделаем туфельки полосатыми, проведя на них линии сверху вниз.
Дети выполняют задание «Туфельки для слона».
– Молодцы, ребята, сколько туфелек нарисовали! Мы подарим их слону.
– Вот и закончилась наша прогулка по зоопарку. Кого мы увидели в зоопарке?
– Что мы делали для зверей? Что вам больше всего понравилось в зоопарке?
– Давайте попрощаемся с животными.
– До свидания! Заходите в автобусы – нам пора в детский сад.
Дидактическая игра «Кто чем питается?»
Цель: закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные; развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.
Материал: вырезанные из картона изображения животных, приклеенные на прищепки, картонный круг с изображением еды животных (поделенный по секторам).
Ход игры: воспитатель выдает детям прищепки с животными и круг с различными видами пищи. Ребенку необходимо прикрепить прищепку с картинкой животного на круг около пищи, которую употребляет данное животное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник, посвященный творчеству С.Я.Маршака
Ведущий рассказывает о творчестве С.Я.Маршака, дети читают стихотворения писателя. Родители принимают участие, отгадывая произведения и загадывая загадки. Приходит Рассеянный и играет с детьми. Дети и...

ЛИТЕРАТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. Я. МАРШАКА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Тема проекта:«Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей среднего дошкольного возраста»Актуальность проектаСовременные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писат...

Творчество С.Я. Маршака
Литературный вечер для родителей воспитанников, посвященный творчеству С.Я. Маршака....

Консультация для родителей по разделу «Ребенок и книга» - творчество Самуила Яковлевича Маршака
Консультация для родителей...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Знакомство с творчеством С.Я.Маршака и его произведением «12месяцев». Авторы проекта педагоги 1й квалификационной категории Ивановская Светлана Степановна и Шкилева Елена Валерьевна
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознать наряду с содержанием и элементы художественн...

Наглядно-методический материал для педагогов по ознакомлению дошкольников с творчеством С.Я. Маршака
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается демонстрационный материал – иллюстрации к стихам С.Я. Маршака с дополнительным материалом к планированию занятий. Данный материал предназначен для пров...
Литературный досуг, посвященный творчеству С. Я. Маршака.
Дети знакомятся с героями произведений С.Я.Маршака...